Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ИКТ-компетенции учителя иностранного языка средней школы как аспект непрерывного профессионального развития

Работа №107542

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ИКТ-компетенции учителя иностранного языка 7
1.1 ИКТ-компетенция в контексте компетентностного подхода 7
1.2 Уровни и аспекты ИКТ-компетенции учителей 10
1.3 Принцип непрерывного профессионального образования как условие
реализации компетентностного подхода 16
Глава 2 Анализ формирования ИКТ-компетенции учителей в обучении английскому языку в школе 24
2.1 Рекомендации ЮНЕСКО в развитии ИКТ-компетенции учителей 24
2.2 Анализ уровня ИКТ-компетенции учителей иностранного языка ЧОУ
СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» 28
2.3 Характеристика и практические рекомендации по использованию интернет-источников педагогами иностранного языка ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» 33
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Пример перечня вопросов для анализа ИКТ-компетенции учителей 50
Приложение Б Вэб-ресурсы для дополнения урока английского языка

Сегодня трудно представить школу без компьютеров и Интернета. Несмотря на этот факт преподавание информационных технологий - нелегкая задача. Использование компьютера на занятиях недостаточно для улучшения обучения, а преподавание с инструментами ИКТ во время урока не является целью преподавательской работы. Речь идет о разработке такой концепции использования новых технологий, которая обогащает компетенции школьников, а также даёт возможность для учителей руководствоваться теми целями обучения, которые записаны в основной учебной программе и образовательных требованиях. Эффективная интеграция ИКТ в школах и классных комнатах может трансформировать педагогику и расширить возможности учащихся.
Последние несколько месяцев мы являемся свидетелями пандемии коронавируса. Поскольку вирус распространяется по всему миру, нам также необходимо понять, как должна реагировать система образования и каковы пути решения сложившейся ситуации. В связи с необходимостью сдерживать вирус многие страны, включая Российскую Федерацию, принимают меры по сокращению скоплений большого количества людей, и наши школы не стали исключением. Многие страны уже внедрили меры в своих системах образования - от запрета учениками посещения до временного закрытия школ. Именно в настоящее время актуальным является повышение компетенции учителей в использовании цифровых технологий и приложений. Время пандемии также дает возможность смотреть в будущее, приспосабливаться к возможным угрозам и наращивать свой потенциал. Мы считаем, что российские школы обладают огромным потенциалом для того, чтобы это произошло, независимо от COVID -19.
В этом контексте крайне важно, чтобы учителя обладали способностями интегрировать ИКТ в свою профессиональную практику. Учителя также должны иметь возможность использовать ИКТ для обучения учащихся в развитии таких навыков, как критическое и инновационное мышление, комплексное решение проблем, умение сотрудничать и социально-эмоциональные навыки. Педагогическая подготовка и продолжение непрерывного, соответствующего профессионального обучения учителей необходимо для реализации выгод от инвестиций в ИКТ.
Объект исследования - система непрерывного профессионального развития учителей средней школы.
Предмет исследования - особенности формирования ИКТ- компетенции учителя средней школы как одного из аспектов системы непрерывного профессионального развития.
Цель исследования - повысить эффективность формирования ИКТ- компетенцию учителя средней школы в области преподавания иностранного языка
Для достижения цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы непрерывного профессионального образования;
- рассмотреть теоретические аспекты формирования компетенций учителя иностранного языка в области информационных и коммуникационных технологий;
- проанализировать интернет-источники по обучению английскому языку;
- разработать практические рекомендации по их использованию педагогами.
Методологической основой исследования являются труды по компетентностному подходу (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и до.), обучению иностранным языкам (М.А. Холодная и др.), непрерывному профессиональному развитию (В.И. Байденко, Л. Старкей и др.)
В работе используются следующие методы исследования:
- диагностические методы: беседа;
- эмпирические методы: научное наблюдение, анкета.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы работы в преподавании английского языка в школах, а также на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка в вузе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
В первой главе рассматривается ИКТ-компетенция в контексте компетентностного подхода: даются понятия «компетентностный подход», «компетентность» и классификация ИКТ-компетенций и их роль в процессе обучения, а также уровни и принципы формирования ИКТ-компетенции у педагогов.
Во второй главе проводится анализ ИКТ-компетенции педагогов иностранного языка на базе ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» и по результатам исследования составляются практические рекомендации по использованию интернет-источников педагогами иностранного языка согласно их уровню ИКТ- компетенции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретические источники и обобщив взгляды разных авторов, можно утверждать, что систему непрерывного образования многие из них представляют как совокупность образовательных учебных программ, воспитательно-образовательных учреждений и информационно-коммуникационных сетей, которые обеспечивают организацию, содержание, преемственность и взаимосвязь всех элементов образовательной и профессиональной подготовки, в нашем случае, учителей иностранного языка.
Навыки и умения работы с цифровыми технологиями стали важным фактором развития и активного участия в современном информационном обществе. Технология стала неотъемлемой частью личной жизни и профессиональной деятельности, но не каждый специалист обладает навыками, необходимыми для эффективного и безопасного сбора и обработки данных. В настоящее время, в условиях пандемии коронавируса, учителя вынуждены использовать ресурсы Интернета для обучения, но имеющиеся у них компетенции не дают возможности для эффективного управления образовательным процессом, учитывая что включение информационных и коммуникационных технологий в школьное обучение сложный процесс, который зависит от множества различных факторов.
При этом, все больше пользователей становятся активными участниками глобальной сети, и учителя не являются исключением. Они не только потребляют цифровой контент, но и создают его. Активность в сетевом пространстве позволяет формировать цифровую реальность, но требует современных знаний и навыков в этой области.
Чтобы правильно функционировать в этом мире, учителям необходимо постоянно обновлять и развивать свои знания и навыки в области цифровых технологий. Чрезвычайно важно включить и интегрировать ИКТ- инструменты в школьную программу и познакомить учащихся с работой в команде.
Проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, были определены ИКТ-компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления эффективного обучения и воспитания учащихся.
Рассмотрев теоретические аспекты формирования компетенций учителя иностранного языка в области информационных и коммуникационных технологий, мы пришли к выводу, что Рекомендации ЮНЕСКО наиболее полно отражают последние технологические и педагогические нововведения в сфере применения ИКТ в образовании.
Проанализировав интернет-ресурсы, были разработаны практические рекомендации по их использованию, а также в Приложении Б были представлены вэб-ресурсы для дополнения урока английского языка педагогами в ООЦ «Школа».
Перспективами исследования является дальнейшее изучение способов развития ИКТ-компетенции преподавателя иностранного языка и дополнение списка рекомендаций по её совершенствованию.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута. В дальнейшем материалы работы можно использовать в качестве вспомогательного материала в преподавании английского языка с использованием ИКТ-технологий в школах.



1. Абайдуллаева Р. П. Развитие информационно-коммуникационной
компетентности преподавателей // Молодой ученый. 2016. №12.1. С. 13-20.
URL : https://moluch.ru/archive/116/31473/ (дата обращения 20.03.2020)
2. Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Пути повышения
профессиональной компетентности педагогов в информационной среде // Молодой ученый. 2016. №19.1. С. 57-64. URL :
https://moluch.ru/archive/123/32499/ (дата обращения 20.03.2020)
3. Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма
повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. 2015. №18. С. 31-39. URL : https://moluch.ru/archive/98/21994/ (дата
обращения 20.03.2020)
4. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. 2015. №10. С. 35-39. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения 24.03.2020)
5. Выходцева Т. В. Использование интернет-ресурсов на уроках
английского языка // Молодой ученый. 2016. №30. С. 67-74. URL :
https://moluch.ru/archive/134/37476/ (дата обращения 24.04.2020)
6. Гомулина Н. Н. Анализ состояния проблемы формирования ИКТ-
компетентности учителя и обучающихся. Оценка готовности учителя к
реализации требований ФГОС ООО и ФГОС С(П) ООО - предметный уровень // Молодой ученый. 2015. №14.1. С. 69-75. URL :
https://moluch.ru/archive/94/21060/ (дата обращения 24.04.2020)
7. Долгая Т. И. Анкета-опросник для выявления степени готовности учителя к реализации междисциплинарной программы «Формирование Не-компетентности обучающихся» // Молодой ученый. 2015. №14.1. С. 28-34. URL : https://moluch.ru/archive/94/21064/ (дата обращения 23.03.2020)
8.Зверева Е. А. Педагогические технологии формирования ИКТ- компетентности бакалавров в процессе производственной практики //
Молодой ученый. 2016. №18. С. 23-38. URL :
https://moluch.ru/archive/122/33833/ (дата обращения 23.04.2020)
9.Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. №3. С. 42-52. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/modemizatsiya-professionalnogo-obrazovaniya- kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 08.04.2020)
10. Кудрявцева И. А. Образовательный блог в деятельности учителя- предметника // Молодой ученый. 2012. №4. С. 67-75. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1646/ (дата обращения: 08.04.2020)
11. Кузьминых А. Д., Ветлугина Н. О. Использование ИКТ в
иноязычном образовании учеников старших классов // Молодой ученый. 2015. №10.5. С. 13-19. URL : https://moluch.ru/archive/90/18045/ (дата
обращения: 08.04.2020)
12. Люботинский А. А. Структурно-функциональная модель
методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. 2014. №8. С. 820-825. URL : https://moluch.ru/archive/67/11404/ (дата обращения: 08.04.2020)
13. Москаленко А. А. Анализ уровня профессиональной компетентности
учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2017. №8. С. 86-90. URL :
https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13188/ (дата обращения: 10.04.2020)
14.Овинникова О. В. Организационно-педагогические условия развития ИКТ-компетентности // Молодой ученый. 2016. №19. С. 376-378. URL : https://moluch.ru/archive/123/33911/ (дата обращения: 15.04.2020)
15. Рассказова Ж. В. К вопросу о соотношении понятий «компетенция» и
«компетентность» // Молодой ученый. 2014. №7. С. 536-538. URL :
https://moluch.ru/archive/66/11008/ (дата обращения: 15.03.2020)
16. Резниченко А. А. Трудности реализации новых педагогических технологий в школе при внедрении ФГОС // Молодой ученый. 2017. №3.1. С.
45-49. URL : https://moluch.ru/archive/137/38307/ (дата обращения:
15.04.2020)
17. Степанова Р. Р. Использование информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в формировании лексических навыков // Молодой ученый. 2019. №12. С. 290-293. URL : https://moluch.ru/archive/250/57366/ (дата
обращения: 15.04.2020)
18. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 : рекомендации / ЮНЕСКО. Париж : ЮНЕСКО, 2011. 92 с. ISBN:978-92-3-01053-9.
19. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО.
Версия 3.0 : рекомендации / ЮНЕСКО. Париж : ЮНЕСКО, 2018. 66 с.
ISBN 978-92-3-100285-4.
20. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Компетентность преподавателя
иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Язык и культура. 2014. №1. С. 54-67. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnost-prepo (дата обращения:
15.04.2020)
21. Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие:
содержание, структура и модели конструирования // Народное образование. 2015. №2. С. 58-64. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25621018 (дата
обращения: 05.03.2020)
22. Школьников Г. Г. Интегрирование современных информационных
технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам // Молодой ученый. 2018. №1. С. 160-164. URL : https://moluch.ru/archive/187/47610/
(дата обращения: 10.03.2020)
23. Шмелева О. В. ИКТ-компетентность педагога важнейший фактор
реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. №12. С. 80-85. URL :
https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 10.03.2020)
24. Starkey L. A review of research exploring teacher preparation for the digital age // Cambridge Journal of Education. 2020. P. 37-56. URL : https://www.researchgate.net/publication/334234120_A_review_of_research_explo ring_teacher_preparation_for_the_digital_age (дата обращения: 04.04.2020)
25. Abad-Segura E. Sustainable Management of Digital Transformation in
Higher Education: Global Research Trends // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2020. №22. P. 21-37. URL :
https://www.researchgate.net/publication/339839345_Sustainable_Management_of _Digital_Transformation_in_Higher_Education_Global_Research_Trends (дата
обращения: 10.03.2020)
26. Borthwick A. Digital Literacy in Teacher Education: Are Teacher
Educators Competent? // Journal of Digital Learning in Teacher. 2017. №16. P. 46-48. URL :
https://www.researchgate.net/publication/314274446_Digital_Literacy_in_Teacher _Education_Are_Teacher_Educators_Competent (дата обращения: 10.03.2020)
27. Bunyamin B. Challenges in teaching English as a foreign language at
schools in Poland and Turkey // European Journal of Teacher Education. 2018. №5. P. 688-706. URL :
https://www.researchgate.net/publication/328525086_Challenges_in_teaching_Engl ish_as_a_foreign_language_at_schools_in_Poland_and_Turkey (дата обращения: 10.05.2020)
28. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital
competency (TDC) framework // Educational Technology Research and Development. 2020. №13. P. 14-26. URL :
https://www.researchgate.net/publication/340270231_From_digital_literacy_to_dig ital_competence_the_teacher_digital_competency_TDC_framework (дата
обращения: 01.05.2020)
29. Foulgerr T. Moving Toward a Technology Infusion Approach: Considerations for Teacher Preparation Programs // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2019. Vol. 2. P. 79-91. URL : https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/21532974.2019.1568325?journalCod e=ujdl20 (дата обращения: 12.04.2020)
30. Francisco D. ICT use by pre-service foreign languages teachers according
to gender, age and motivation // Cogent Education. 2019. Vol. 12. P. 35-44. URL : https: //www. researchgate. net/publication/330620507_ICT_use_by_pre-
service_foreign_languages_teachers_according_to_gender_age_and_motivation_IC T_use_by_pre- service_foreign_languages_teachers_according_to_gender_age_and_motivation (дата обращения: 12.03.2020)
31. Hall J. Flipping With the First Principles of Instruction: An Examination
of Preservice Teachers’ Technology Integration Development // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2018. №34. P. 201-218. URL :
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/21532974.2018.1494520?journalCod e=ujdl20 (дата обращения: 11.03.2020)
32. Hambacher E. From Serial Monologue to Deep Dialogue: Designing
Online Discussions to Facilitate Student Learning in Teacher Education Courses // Action in Teacher Education. 2018. Vol.40. P. 239-252. URL : https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01626620.2018.1486753 (дата
обращения: 12.03.2020)
33. Hambacher E. Letting Students Lead: Preservice Teachers' Experiences
of Learning in Online Discussions // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2018. №3. P. 151-165. URL :
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/21532974.2018.1453893?journalCod e=ujdl20 (дата обращения: 18.04.2020)
34. Harju V. Teachers’ changing work and support needs from the
perspectives of school leaders and newly qualified teachers in the Finnish context // European Journal of Teacher Education. 2018. №43. P. 670-687. URL :
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02619768.2018.1529754 (дата
обращения: 28.04.2020)
35. Kjallander S. Makerspaces Across Settings: Didactic Design for Programming in Formal and Informal Teacher Education in the Nordic Countries // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2018. Vol.34. P. 18-30. URL : https://www.researchgate.net/publication/320979201_Makerspaces_Across_Setting s_Didactic_Design_for_Programming_in_Formal_and_Informal_Teacher_Educatio n_in_the_Nordic_Countries (дата обращения: 22.04.2020)
36. Koponen M. Reflecting transcultural media life studies from the
perspectives of media literacies // Learning Media and Technology. 2017. Vol.44. P. 1-14. URL :
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17439884.2019.1641512 (дата
обращения: 13.04.2020)
37. Mare M. Factors Contributing to the Level of Acceptance of Technology
in Affluent Private Schools // Journal of Research on Technology in Education. 2018. Vol.50. P. 333-349. URL :
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15391523.2018.1508389?journalCod e=ujrt20 (дата обращения: 13.04.2020)
38. Scheufler J. Digital Citizenship for All: Empowering Young Learners
With Disabilities to Become Digitally Literate // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2018. Vol.9. P. 1-13. URL :
https://www.researchgate.net/publication/326338068_Digital_Citizenship_for_All_ Empowering_Young_Learners_With_Disabilities_to_Become_Digitally_Literate (дата обращения: 10.03.2020)
39. Tomczyk L. Skills in the area of digital safety as a key component of digital literacy among teachers // Education and Information Technologies. 2019. Vol.25. P. 471-486. URL : https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-019- 09980-6 (дата обращения: 15.04.2020)
40. Zeynep Y. Incorporation of a software engineering evaluation method in
an educational software course in Turkey // Educational Studies. 2019. Vol.20. P. 1-20. URL :
https://www.researchgate.net/publication/337979168 Incorporation of a software _engineering_evaluation_method_in_an_educational_software_course_in_Turkey (дата обращения: 25.03.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ