Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование иноязычной познавательной компетенции при обучении студентов неязыковых направлений подготовки чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке

Работа №107527

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования иноязычной познавательной компетенции при обучении студентов неязыковых направлений подготовки чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке 8
1.1 Компетентностный подход в методической литературе. Особенности познавательной компетенции 8
1.2 Общая характеристика чтения как вида речевой деятельности 15
1.3 Роль и место профессионально-ориентированного иноязычного чтения в ВУЗе в контексте компетентностного подхода 22
Глава 2 Практические аспекты формирования иноязычной познавательной компетенции при обучении студентов неязыковых направлений подготовки чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке 32
2.1 Технология работы с профессионально-ориентированным текстом для чтения 32
2.2 Комплекс упражнений по обучению чтению профессионально-ориентированных текстов в вузе 39
2.3 Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений по обучению чтению профессионально-ориентированных текстов в вузе 42
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Комплекс упражнений и заданий 62
Приложение Б Задания на констатирующем этапе 68
Приложение В Задания на контрольном этапе 71

Новое тысячелетие принесло значительные изменения практически во все сферы человеческой деятельности. Прежде всего, модернизация коснулась тесно связанных областей коммуникационных и образовательных технологий: создается новая парадигма образования, появление которой определяет текущее состояние дел. Фактически, с переходом к постиндустриальному обществу информация становится главной ценностью человечества, предпринимаются различные способы ее создания и распространения. Однако со временем возникает необходимость интегрировать знания с последующей возможностью их использования: таким образом, обычное владение информацией отходит на второй план.
В качестве базовой цели современного образования выступает компетентностный подход при обучении студентов. Компетентные профессионалы представляют собой грамотных в своей сфере деятельности специалистов, продолжающих получать новые компетенции и знания, обладающих должной степенью образованности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащимся сегодня в высших учебных заведениях людям необходимо быть способными ориентироваться в огромном количестве информации в рамках конкретной области активности, применять различные источники материалов, искать, организовывать, осознавать важную для определенной профессии информацию. Сегодня из различных источников поступает огромное количество материалов, в связи с чем специалисту необходимо уметь достаточно быстро внедрить новые сведения в производство, разрешить определенный вопрос, прибегнуть к литературным источникам, которые требуют ряд стратегий для взаимодействия с важными для профессии сведениями.
При наличии профессионально обусловленного задания необходимо проводить последовательную деятельность с некоторыми материалами, которые следует выбрать, затем распределить согласно тому времени, которое отводится на нахождение решения проблемы. Затем формируется ряд персональных данных, имеющих значимость и способных помочь людям, также осуществляющим деятельность в данной области.
Обращая внимание на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что вопрос подготовки к чтению профессионально-ориентированных текстов на иностранном языке, нацеленному на получение знаний, имеющих значение в той или иной сфере, является актуальным даже вопреки недостаточности проработанности темы иностранными и отечественными исследователями.
По причине стремительного внедрения информационных технологий в учебу, студенты приобретают все больше ресурсов для самостоятельного осуществления академических и профессиональных задач с применением чтения иностранных текстов. Следовательно, крайне важными представляются именно навыки чтения профессионально-ориентированного текста на иностранном языке.
Объект исследования - процесс получения знаний при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки в русле компетентностного подхода.
Предмет исследования - особенности формирования иноязычной познавательной компетенции при обучении студентов неязыковых направлений подготовки чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке.
Цель исследования - повысить эффективность формирования иноязычной познавательной компетенции при обучении студентов неязыковых направлений подготовки чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке.
Задачи исследования:
1. описать компетентностный подход в методической литературе, охарактеризовать особенности учебно-познавательной компетентности;
2. дать общую характеристику чтения как вида речевой деятельности;
3. определить функцию и значимость чтения зарубежных профессионально-ориентированных текстов на иностранном языке в высшем учебном заведении в сопряжении с компетентностным подходом;
4. провести экспериментальную работу по формированию иноязычной познавательной компетенции при обучении студентов неязыковых направлений подготовки чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке.
Методы исследования: анализ и синтез теоретических источников информации, обобщение, классификация, эксперимент.
Методологическими основами исследования послужили исследования психологов, педагогов, методистов (В.И. Байденко, А.С. Белкин, Л.Н. Боголюбов, Ж.В. Витковская, С.Г. Воровщиков, Т.Г. Галактионова, М.Д. Городникова, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, О.Д. Кузьменко, Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова, Е.А. Свиридова, А.В. Хуторской, Л.А. Чернявская).
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в практике преподавания иностранных языков в ВУЗе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведения исследования были сделаны следующие выводы. Под компетентностным подходом понимается подход, который ориентирован на прикладное использование знаний и предполагает более практическое применение умений. Согласно данному подходу, человек учится применять в ситуации, реально возможной, знания, а также приобрести навыки, которые позволят ему независимо решать проблемы в любой ситуации. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций студента в области самостоятельной познавательной деятельности, которая содержит составляющие логической, методологической, общеучебной деятельности, согласуемые с реальными познаваемыми объектами. К объектам познания учебно-познавательной деятельности можно отнести группу методов, принципов научного исследования в виде системы приёмов, благодаря которым становится возможно получить эмпирический, практический опыт и произвести его начальную обработку.
Целью чтения является понимание текста, объема информации из него и типа его обработки, то есть, в некоторых случаях читающему следует выяснить, в чем состоит суть статьи или книги; в других случаях следует как понимать некоторые факты, так и чувствовать все смысловые нюансы, созданные автором; а также достаточно точно передать инструкции, правила и так далее. Следовательно, активность читателя, к тому же, зависит от цели: извлечь всю информацию или любую ее часть из текста, необходимость запомнить четкую словесную формулировку или просто забыть о книге, отложив ее в сторону. То есть, один читатель получает различные результаты чтения в различных ситуациях: в случае, если читатель использует источники одинаковой природы, понимание текста будет отличаться по своей полноте, глубине и точности.
Профессионально-ориентированный текст представляет собой текст, профессионального характера, узконаправленный на изучения лексического материала, относящегося к будущей профессии. В процессе профессионально-ориентированного иноязычного чтения студенты применяют различные виды знаний. Языковая составляющая обучения профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке предоставляет возможность прослеживать процесс знаний, которые студенты применяют во время чтения, каким образом они их приобрели, сохранили, как они общались и функционировали.
Работа с профессионально-ориентированным текстовым материалом имеет ряд специфических черт, благодаря присутствию специализируемой лексики, терминологии, с которой могут возникать трудности по той причине, что реалии другой страны могут передаваться другими способами, не характерными для родной страны. Усвоение технологии чтения происходит при помощи трех этапов, а именно: предтекстового, текстового и послетекствового. Целью предтекстовых заданий является исключение сложностей восприятия текста. Целью текстовых заданий является разрешение познавательно-коммуникативных задач при чтении. Послетекстовые задания ориентированы на проверку понимания текста.
На основании проведенного теоретического исследования мы разработали комплекс упражнений для работы с аутентичным текстом экономического характера. Упражнения представлены блоками. Первый блок включает предтекстовые упражнения, благодаря которым формируется интерес и снимаются лексические и грамматические трудности. Второй блок - текстовые задания для общего понимая текста. Третий блок содержит послетекстовые упражнения, для проверки контроля прочитанного и детального понимания текста, особенностей культуры страны изучаемого языка, т. е. развитие социокультурной компетенции.
Затем мы осуществили экспериментальную проверку разработанных упражнений для формирования учебно-познавательной компетенции при обучении чтению. Исследование проводилось на базе ТГУ (Тольяттинский государственный университет), в нем принимали участие 20 студентов 2 курса неязыковых направлений подготовки.
После внедрения комплекса упражнений мы выявили, что в экспериментальной группе уровень развития навыка чтения значительно выше, чем в контрольной. Это подтверждает эффективность формирующего этапа исследования. Использование профессионально-ориентированных текстов в ВУЗе для совершенствования навыка чтения у учащихся является весьма эффективным при условии, что работа с такими текстами является запланированной, грамотно организованной и соответствует современным методическим требованиям.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Перспективой исследования может служить разработка комплекса упражнений для работы с профессионально-ориентированными текстами студентов других направлений подготовки ТГУ.


1. Агапитова Т. Г. Обучение иноязычному информативному чтению в условиях формирования профессиональной культуры иностранного языка (начальный этап обучения немецкому языку как специальности в классическом университете): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пермь, 2000. 260 с.
2. Артемонов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 1999. 320 с.
3. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении народному языку. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 78 с.
4. Байденко В. И. «Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки, 2006. 72 с.
5. Барышников Н. В. Профессиональная межкультурная коммуникация: монография. Пятигорск : ПГЛУ, 2010. 264 с.
6. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. М. : РГБ, 2009. 171 с.
7. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М. : Просвещение, 1994. 44 с.
8. Бим И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 2-6.
9. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002. С. 22.
10. Бондарев М. Г. Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов вуза с использованием электронных образовательных ресурсов. Таганрог : Изд-во «ЮФУ», 2012. 189 с.
11. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав и структура // Наука и школа. 2007. № 1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/uchebno-poznavatelnaya-kompetentnost- starsheklassnikov-sostav-i-struktura (дата обращения: 05.05.2020).
12. Галактионова Т. Г. От самопознания к самореализации: персонал- технология образовательной деятельности. Спб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2015. -156 с.
13. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителей. М. : АРКТИ, 2000. 165 с.
14. Глоссарий терминов рынка и труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. 63 с.
15. Городникова М. Д. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе. М. : Просвещение, 1987. 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ