Введение 3
Глава 1 Общая характеристика муниципального правотворчества в Российской Федерации 9
1.1 Значение органов местного самоуправления в системе государственных органов 9
1.2 Понятие, виды, сущность и значение муниципального правотворчества 26
1.3 Место и роль нормативных актов органов местного самоуправления в системе правового регулирования муниципальных отношений 40
Глава 2 Анализ проблем реализации муниципального правотворчества на территории Российской Федерации 48
2.1 Латентные проблемы количественного роста муниципальных правовых актов 48
2.2 Проблемы юридической техники в региональном и муниципальном правотворчестве 66
Глава 3 Предложения по совершенствованию муниципального правотворчества на территории Российской Федерации 82
3.1 Систематизация муниципальных правовых актов как мера по совершенствованию муниципального правотворческого процесса 82
3.2 Совершенствование нормативного закрепления правотворческой инициативы граждан в процессе реализации муниципального правотворчества 92
3.3 Использование методических рекомендаций органов государственной власти в муниципальном правотворчестве 102
Заключение 107
Список используемой литературы и используемых источников 111
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время правотворческий процесс является одним из наиболее востребованных видов деятельности муниципальных органов управления. Его значение обусловлено тем, что, несмотря на наличие многочисленных федеральных и региональных законов, целесообразно их конкретизировать на муниципальном уровне.
Совершенствование правовой системы Российской Федерации в настоящее время зависит от востребованной практики и научно обоснованной потребности развития, общей теории правотворчества как самостоятельной юридической науки. Формирование всей нормативной правовой базы страны ведется без долгосрочного планирования и прогнозирования правотворческой деятельности при малозначительном участии в данном процессе юридической науки.
Потребность в организации муниципального правотворческого процесса диктуется и необходимостью принятия муниципальных процессуальных нормативных актов, нормы которых называют и описывают процедуры реализации субъектами местного самоуправления своих материальных полномочий. При этом, как обоснованно отмечается в юридической литературе, муниципальный правотворческий процесс следует рассматривать не только как деятельность по созданию нормативных актов, но и как социальную ценность, формирующую правовую культуру его субъектов и их правосознание.
Теория правотворчества, которая и должна составлять научную основу разработки всех правотворческих решений, переживает период стихийного хаотического становления без четких ориентиров и приоритетов познания социально-правовой действительности, востребованных практикой государственного строительства.
Действующее законодательство, регламентирующее правотворческий процесс на всех его уровнях, ориентирует органы правотворчества на издание одиночных нормативных правовых актов, а не на образование цельной, непротиворечивой правовой системы страны. Это приводит к тому, что более половины издаваемых подзаконных актов на нижнем уровне правового регулирования (ведомственное и муниципальное правотворчество), признаются недействующими в силу их юридического несовершенства. Возникло очевидное противоречие: имеющиеся потребности научного осмысления и теоретического обоснования правотворческой деятельности, с одной стороны, не востребуются органами правотворчества, которые продолжают издавать нормативные правовые акты методом проб и ошибок, а с другой, - не находят достаточного отражения в теории правотворчества, которая формируется противоречиво, непредсказуемо и внесистемно.
Следует отметить, что теория правотворчества и практика выработки правотворческих решений развиваются без существенного взаимодействия. Требуется выработка инновационных подходов к объединению этих двух основополагающих начал правотворчества в единый научно-практический процесс.
Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектам РФ принимают законы и иные нормативно - правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное законодательное регулирование, в том числе принятие законов иных законодательных актов [1].
Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется значимостью муниципального правотворческого процесса в формировании и последующем развитии законодательной основы деятельности субъектов местного самоуправления.
Степень разработанности темы исследования. Общие проблемы реализации правотворческого процесса на уровне местного самоуправления на протяжении длительного периода времени находятся под пристальным вниманием ученых - правоведов как российских, так и зарубежных. На сегодняшний день накоплен значительный научный материал, изложенный в трудах таких ученых как С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, В.М. Баранов, В.Б. Исакова, О.Е. Кутафин, Т.Я. Хабриева, Р.О. Халфина и других.
В контексте российского муниципального права значительный научный вклад по вопросам реализации муниципального правотворчества внесли такие учёные как Н.А. Антонова, А.С. Борисов, Е.П. Забелина, Е.А, Каминская и другие.
Проблемам реализации муниципального правотворчества уделено достаточно большое внимание в монографиях таких авторов как С.А. Авакьян (в своей монографии «Конституционно-правовые проблемы модели организации власти в Российской Федерации» [52] автор проанализировал модель местного самоуправления, ее фундаменты и формы организации), Н.П. Алешкова (в своей монографии «Конституционно - правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации» [59] провела анализ проблем местного самоуправления, которые, в частности, связаны с качеством и эффективностью муниципального правотворчества), Ю.Б. Багаутдинова (в работе «Российская правовая политика в осуществлении реформы местного самоуправления» [64] рассмотрела вопросы муниципально - правовой политики как инструмента развития местного самоуправления в России) и других.
Объектом исследования выступает круг общественных отношений, возникающий в процессе муниципального правотворчества органов местного самоуправления Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие муниципальный правотворческий процесс.
Целью исследования является комплексный анализ характеристики муниципального правотворчества в Российской Федерации, проблем его реализации, а также внесение предложений по модернизации данного род деятельности органов местного самоуправления.
Исходя из поставленной выше цели, определим основные задачи исследования:
• изучить значение органов местного самоуправления в системе государственных органов;
• рассмотреть понятие, виды, сущность и значение муниципального правотворчества;
• определить место и роль нормативных актов органов местного самоуправления в системе муниципального правового регулирования;
• выявить латентные проблемы количественного роста муниципальных правовых актов;
• исследовать проблемы юридической техники в региональном и муниципальном правотворчестве;
• рассмотреть сущность систематизации муниципальных правовых актов как меры по совершенствованию муниципального правотворческого процесса;
• предложить меры по совершенствованию нормативного закрепления правотворческой инициативы граждан в процессе реализации муниципального правотворчества;
• провести анализ использования методических рекомендаций органов государственной власти в муниципальном правотворчестве.
В качестве методов, используемых при написании исследования, использовались различного рода логические приемы, а также средства научного познания. Так, в частности, используя диалектическую теорию были применены как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. К таковым относят историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно-правового и сравнительно-правового анализа.
Теоретическая основа исследования. При написании работы были использованы материалы учебных пособий, периодических изданий таких авторов как С.С. Алексеев, К.А. Бусалова, Е.И. Бычкова, В.И. Васильев, И.И. Исаев, Т.В. Кашанина, Н.Л. Пешин, Ю.А. Тихомиров, В.Д. Ширяев и других.
Нормативная основа исследования. При написании исследования были использованы нормы Конституций РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19] (далее Закон № 131-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»[20], норм уставов муниципальных образований Российской Федерации, а также ин6ых законодательных актов.
Эмпирическая основа исследования представлена материалами судебной практики Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, а также информация сети Интернет, затрагивающая различные аспекты исследуемой проблематики.
На защиту выносятся предложения и практические рекомендации по совершенствованию муниципального правотворчества на территории Российской Федерации.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что оно представляет собой комплексное исследование проблем осуществления муниципального правотворчества, позволившие сформулировать выводы, которые могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблематики формирования и становлении института правотворческой деятельности на уровне местного самоуправления в Российской Федерации.
Можно сказать, что проведенное исследование определяется непосредственном процессом разработки конкретных рекомендаций, которые впоследствии могут быть использованы при модернизации норм российского права, регулирующего рассматриваемый институт муниципального правотворчества, а также практической деятельности органов государственной власти, решении существующих текущих проблем и коллизий, связанных с процессами организации и законодательного регулирования института.
Практическая значимость работы заключается в том, что данная работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, пригодных для использования в ходе дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов о правовом регулировании муниципального правотворчества.
Научные предложения, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы в правоприменительной деятельности органов местного самоуправления. Помимо этого, результаты данного проведенного исследования, вместе с одновременным использованием в научно-исследовательской и практической-деятельности, могут найти свое практическое применение в образовательных учреждениях юридического профиля в процессе преподавания курса конституционного, муниципального права, теории государства и права и иных отраслей.
Структура работы. Диссертационное исследование включает в себя введение, три главы, которые состоят из восьми параграфов, заключение и список использованных нормативных правовых актов и литературы.
На основании вышеизложенного исследования, определим основные выводы:
В Российской Федерации нормами Конституции РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены достаточно широкие полномочия, связанные с осуществлением нормативно-правового регулирования (ч. ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132).
По предметам совместного ведения субъекты РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с нормами федерального законодательства. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований.
Рассматривая значение муниципального правотворчества, проведен также анализ понятия и сущности обратной силы муниципальных правовых актов. В федеральном законодательстве отсутствует общее правило, ограничивающее субъекты РФ в возможности придания обратной силы принимаемым ими актам. Судебными органами включение соответствующих норм в нормативные правовые акты субъектов рассматривается как допустимое. Вместе с тем следует учитывать, что в отдельных случаях придание закону обратной силы возможно исключительно в соответствии с федеральным законом (в частности, ст. 4 ГК РФ). Нарушение этого правила при принятии акта субъекта РФ влечет признание такого акта недействующим.
Было доказано, только когда все основы деятельности местного самоуправления будут функционировать должным образом, тогда и местное самоуправление станет эффективным рычагом организации местной власти. Как мы полагаем, правовая основа служит одной из самых важных в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В итоге следует отметить, что на практике существует немало проблем, относящихся к правовому регулированию деятельности органов местного самоуправления, а также к нарушениям таких норм. Не всегда законодатель вносит ясность в ту или иную норму Закона, но благодаря уже существующей судебной практике легче дать толкование таким нормам, а также установить конкретный порядок действий при возникновении аналогичных споров. Все возникающие споры говорят о том, что российское законодательство не является совершенным, обладает большим количеством пробелов, которые необходимо устранить.
Сам по себе процесс формирования местного самоуправления можно охарактеризовать и как положительное явление, так и в качестве отрицательного. Модернизация чего-либо - это всегда стремление достичь совершенства, преобразовать объект таким образом, чтобы он функционировал в полной мере. Процесс модернизации местного самоуправления в настоящее время нельзя назвать вполне удачным, так как есть и множество пробелов и проблем, хоть и были устранены проблемы предыдущих редакций правовых актов, а также правоприменительной практики.
Одной из главных проблем является то, что муниципальные образования претерпевают экономическую несостоятельность. Можем предположить, что данная проблема может быть решена, посредством объединения муниципальных образований сельских поселений. Данное объединение может быть осуществлено за счет перераспределения доходов и расширения налогообложения. Данный эффект может быть достигнут благодаря сокращению и упразднению функциональных полномочий некоторых поселений. Такое распределение дает возможность для создания более четкого аппарата управления. В дальнейшем его развитии, будет заметен рост качества и количества предоставляемых муниципальных услуг, что будет характеризовать и увеличение бюджета муниципального образования.
Исходя из существующих нормативных актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, мы пришли к выводу, что экономическая основа по значимости выступает наравне с правовой основой. Полагает, что авторы, исследующие данную проблему, справедливо уделяют достаточно много внимание именно экономической основе. Стоит также отметить, что проблемы экономической основы, чаще всего, возникают именно из-за несовершенства правовой основы местного самоуправления.
Решая этот вопрос, следует иметь в виду, что при введении в структуру органов местного самоуправления главы муниципального образования и определении его статуса федеральный законодатель исходил из аналогии построения органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Но при этом в должной мере не было учтено, что на муниципальном уровне не действует принцип разделения властей. Вследствие этого получилось, что, с одной стороны, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования, а с другой он наделен правом подписывать и обнародовать нормативные правовые акты, принимаемые представительным органом муниципального образования. Такое полномочие ставит главу муниципального образования в определенной степени над представительным органом муниципального образования, позволяет оказывать давление на этот орган, что не соответствует правовому статусу названного лица.
В ходе исследования был оказан вывод о том, что эффективность реализации муниципального правотворчества в России необходимо оценивать посредством проведения законодательного мониторинга, в частности, анализа активности субъектов правотворчества, актуальность нормативных актов и проектов в том или ином муниципалитете, степень вовлеченности населения муниципального образования в разработку проектов нормативных актов.
Для укрепления законодательной основы реализации муниципального правотворчества в Российской Федерации предлагаем внести в действующее законодательство следующие изменения и дополнения:
• внести изменения в Закон № 131-ФЗ посредством включения в его нормы авторского определения муниципального правотворческого процесса, расширить перечень стадий его реализации (за счет таких стадий как планирование - проведение экспертизы нормативных актов муниципального образования - стадию промульгации);
• расширить соответствующие разделы уставов муниципальных образований посредством включения в них правовых норм, которые будут закреплять правотворческую инициативу общественных организаций, политических партий, групп общественного контроля.
В процессе исследования было доказано, что муниципальное правотворчество является неотъемлемой частью реализации местного самоуправления, опираясь как на общие принципы местного самоуправления, так и принципы признания, и его осуществления.
Таким образом, формированию концепции эффективной организации местного самоуправления в России способствовала бы деятельность органов местного самоуправления, направленная на повышение правовой культуры населения с одновременной активизацией его вовлечения в муниципальный правотворческий процесс.
1. Авакьян, С.А. Конституционно-правовые проблемы модели организации власти в Российской Федерации / С.А. Авакьян // Современные проблемы организации публичной власти: Монография / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.: ISBN 978-5-7205-1260-6. - [Электронный ресурс] - URL:
https://new.znanium.com/catalog/product/584388 (дата обращения: 21.01.2020)
2. Акмалова, А. А. Теория государства и права: учебное пособие / А.А. Акмалова, В.М. Капицын. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москв : ИНФРА-М, 2020. — 322 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшееобразование: Бакалавриат).www.dx.doi.org/textbook_5 8f0be3 0b0ebe2.9 1359649. - ISBN 978-5-16-103170-4. - Текст: электронный. - URL:
https://new.znanium.com/catalog/product/1047143 (дата обращения: 16.04.2020)
3. Алешина, И.А. и др. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. - Саратов: Саратовский социально- экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. - С. 111. [Электронный ресурс]. URL:
https://new.znanium.com/catalog/product/1084469 (дата обращения: 01.04.2020)
4. Аминов, И. Р., Суфиянов, А. А. Активизация населения как условие совершенствования муниципального правотворчества // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-naseleniya-kak-uslovie-
sovershenstvovaniya-munitsipalnogo-pravotvorchestva (дата обращения: 16.04.2020).
5. Арзамасов, Ю. Г. Реализация права законодательной инициативы в современной России: правовая регламентация, проблемы, практика // Государство и право. — 2018. — № 5. — С. 5-17.
6. Багаутдинова, Ю.Б. Российская правовая политика в осуществлении реформы местного самоуправления: Монография / Под ред. А.В. Малько; РАН, Саратовский филиал ин-та гос-ва и права, ГОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Научн.-образоват. центр правовой политики субъектов РФ. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 130. [Электронный ресурс].URL:
https://new.znanium.com/catalog/product/1043359 (дата обращения: 21.04.2020)
7. Батычко, В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2016 г. - С. 211.
8. Болотова, Т.В. Диспозитивные начала правового регулирования в муниципальном правотворчестве // Юридическая наука. 2019. №4.
[Электронный ресурс].URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dispozitivnye-
nachala-pravovogo-regulirovaniya-v-munitsipalnom-pravotvorchestve (дата обращения: 16.04.2020).
9. Быкова, А.Г. Муниципальное право — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 355 с. - [Электронный ресурс].
URL:http:ZZwww.iprbookshop.ru/73334.html.— ЭБС «IPRbooks»
10. Бышков, П. А. Судебный контроль в системе контроля за местным самоуправлением // Правозащитник. 2016. № 1. С. 18. [Электронный ресурс]. URL: httpVZpravozashitnik.netZru^O^ZlZ^
11. Бялкина, Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2016. №10. С.111-117. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/problemy-
kompetentsii-organov-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 21.04.2020).
12. Власенко, Н. А. Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. Н. А. Власенко. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 544 с. - ISBN 978-5-16-108506-6. - Текст: непосредственный.
13. Жинкин, С.А. Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России / С.А. Жинкин, Т.М. Чернявская // Общество и право. - 2016. - №2 (56). - С. 23. - [Электронный ресурс].URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nekotorye-problemy-realizatsii-printsipov- pravotvorchestva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 19.02.2020).
14. Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. (в ред. от 1 ноября 2010 г.) «О народной законодательной инициативе в Алтайском крае» // СПС ГАРАНТ
15. Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. «О народной законодательной инициативе в Алтайском крае» // СПС «КонсультантПлюс».
...