Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни 10
1.2 Характеристика художественной литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни 15
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы 41
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни 50
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 66
Приложение Б Количественные результаты диагностики развития у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни 67
В дошкольные годы закладываются фундаментальные основы физического и психического здоровья будущего поколения. В этот период времени у детей формируется характер, привычки, закладываются основные качества индивидуума. Необходимо в дошкольном возрасте сформировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни, что бы у ребёнка появилась потребность в постоянных занятиях физическими упражнениями и спортом.
В отечественной системе образования уделяется большое значение сохранению здоровья дошкольников. Овладение детьми основными навыками здорового образа жизни отображены в нормативно-правовых документах, таких как, закон РФ «Об образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО). В федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» чётко прописаны задачи по воспитанию знаний о здоровом образе жизни, и укреплению здоровья всех жителей страны, и начинать нужно с дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
Стремление в развитии культуры здоровья отражены в трудах и исследованиях, как российских учёных, так и зарубежных.
Решающую роль в концепции воспитания по формированию здорового образа жизни, укреплению и сохранению здоровья представлены в работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, О.А. Кулаковского, В.А. Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой и др.
О целесообразности знакомства дошкольников с базовыми знаниями о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков, и соблюдении режима дня (М.П. Асташина, В.Р. Кучма, Л.С. Выгодский, Т.Н. Дронова, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева и другие).
Об уровне сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста и результатах состояния его здоровья описаны в исследованиях В.А. Деркунской, В.Г. Кудрявцева, И.М. Новиковой А.А. Ошкиной, Е.А. Терпуговой и другие.
Психолого-педагогическая литература наполнена описанием разнообразных средств по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Основное место уделено закаливающим процедурам, соблюдению режима дня, питанию. Но для достижения целей по здоровьесбережению детей необходим комплекс мер с применением определённых средств по воспитанию здорового образа жизни. Однако, заявленные средства, не всегда учитывают дошкольный возраст, или нуждаются при их осуществлении немалых трудов от педагогов. В связи с этим возникает противоречие между наличием в психолого-педагогической литературе списка разных средств по формированию представлений о здоровом образе жизни и недостаточно полном описании и этих средств. При формировании представлений о здоровом образе жизни у детей в дошкольной образовательной организации (ДОО), не достаточное применение в практической части работы в дошкольной образовательной организации возможностей художественной литературы, которая сопутствует человека с первых дней его жизни.
К 5-6 годам у детей заложены элементарные понятия о здоровьесбережении человека. Дети начинают понимать, что положительно и отрицательно сказывается на здоровье, и какие правила поведения безопасны для здоровья людей. Однако дошкольник не всегда осознаёт всю важность здорового образа жизни, и не всегда придерживается этих правил в обыденной жизни.
Для эффективного формирования здорового образа жизни у дошкольников необходимо использовать потенциал художественной литературы. В процессе знакомства с произведениями художественной литературы у детей формируются представления о здоровом образе жизни.
Об эффективном влиянии произведений художественной литературы на формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, доказано в исследованиях А.М. Виноградовой, Л.М. Гурович, В.И. Логинова, В.С. Мухиной, М.М. Рубинштейна и другие.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальный заказ общества направлен на дошкольника c ценностным отношением к здоровому образу жизни.
Исходя из вышеизложенного, было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни и недостаточным использованием художественной литературы в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определяют проблему исследования: каковы потенциальные возможности художественной литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования: мы предположили, что художественная литература будет способствовать формированию у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни если:
• отобрана художественная литература в соответствии с возрастными особенностями дошкольников по основным темам здорового образа жизни;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда художественной литературой;
• включена художественная литература в совместную деятельность воспитателя и детей в основные режимные моменты дошкольной организации.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет здорового образа жизни;
2) выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни;
3) разработать содержание работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 лет посредством художественной литературы;
4) определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта);
• эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о формировании здорового образа жизни (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова);
• исследования в области формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников (В.Г. Алямовская, В.А. Дергунская, В.Г. Кудрявцев, Л.Г. Касьянова, И.М. Новикова, А.А. Ошкина, Е.А. Терпугова);
• теоретические положения о формировании художественного образа как формы проявления детьми разнообразных чувств и отношений в процессе восприятия литературных произведений Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной;
• исследования в области влияния произведений художественной литературы на формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (А.М. Виноградова, Л.М. Гурович, В.И. Логинова, В.С. Мухина, М.М. Рубинштейн и другие).
Новизна исследования: заключается в обосновании возможностей художественной литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании показателей и описании характеристики уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни; выявлении специфики использования художественной литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан каталог художественной литературы по формированию у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы. Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при реализации образовательной области «Физическое развитие».
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный, Самарской области Структурное подразделение «Лукоморье». В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источник) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 15 таблицами, 2 рисунками.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы является актуальной в настоящее время.
Формирование представлений о здоровом образе жизни необходимо рассматривать, как одну из важных задач в физическом развитии дошкольника.
Исследования В.Г. Алямовской, В.А. Дергунской, В.Г. Кудрявцева, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной, Е.А. Терпуговой показывают, что для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольника.
Исследования А.М. Виноградовой, Л.М. Гурович, В.И. Логиновой, В.С. Мухиной, М.М. Рубинштейна показывают о необходимости формирования у детей всех компонентов здорового образа жизни, а так же сформировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни.
В соответствии с целью исследования и гипотезой был проедён констатирующий эксперимент. Целью эксперимента было выявление у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе. В процессе констатирующего эксперимента были определены критерии здорового образа жизни для детей 5-6 лет, и диагностические методики.
Выявление уровня представлений у детей 5-6 лет о здоровом образе жизни на констатирующем этапе показало, что преобладают дети с низким уровнем 7 детей (35%) и средним уровнем 11 детей (55%), а с высоким уровнем 2 детей (10%). Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни.
В практической части исследования нами была организована и проведена экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни по средствам художественной литературы у детей 5-6 лет.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и экспериментально проверена методика формирования представлений о здоровом образе жизни посредством художественной литературы.
Программа формирующего эксперимента реализовалась в три этапа следующим образом:
1) были подобраны произведения художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, которые педагог использовал в совместной деятельности с детьми, и в основных режимных моментах;
2) разработаны мероприятия по формированию у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни с использованием отобранных произведений художественной литературы ;
3) апробированы разработанные мероприятия по формированию у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни.
По окончании формирующего эксперимента была поведена повторная диагностика сформированности представлений у детей 5-6 лет о здоровом образе жизни, по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Проведённая опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику сформированности у детей 5-6 лет представлений о здоровом образе жизни.
Результаты контрольного среза показали положительную динамику в повышении осознанности и заинтересованности к здоровому образу жизни. У детей повысился уровень эмоционально-положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Контрольный эксперимент показал, что:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 25% и составляет 3 детей (15%);
• количество детей со средним уровнем снизилось на 5% и составляет 9 детей (45%);
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30% и составляет 8 детей (40%).
Полученные результаты позволяю утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет о здоровом образе жизни посредством художественной литературы качественно изменился.
Таким образом, в данной работе была теоретически основана и экспериментально проверена эффективность формирования представлений у детей 5-6 лет о здоровом образе жизни посредством художественной литературы.
На основании вышеизложенного можно говорить о результативности разработанного содержания, а поэтому выдвинутую гипотезу данного исследования можно считать подтверждённой.
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. : Просвещение, 1993. 122 с.
2. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников : учеб. методическое пособие. Омск : СибГУФК, 2018. 70 с.
3. Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Шадринск : ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2016. 202 с.
4. Капалыгина И. И. Формирование навыков здорового образа жизни: педагогическая поддержка // Праблемы выхавання. Минск : «Адукацыя i выхаванне», 2017. № 5. 13-18 с.
5. Козак Н. Г. Дезинфекция «здоровье» в педагогичной литературе: многообразии научных подходов к содержанию и составляющим // Фундаментальные исследования. 2015. № 10. 6 с. URL: http://fundamental- research.ru.article/view?id=32546 (дата обращения: 06.02.2020).
6. Кривошеина И. В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. М. : Просвещение, 2009. 6-8 с.
7. Коростылёв Н. Б. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 2015. 105 с.
8. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления. М. : Линка- пресс, 2020. 205 с.
9. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 2001. 384 с.
10. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М. : Гоэтр-Мед, 2015. 96 с.
11. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми с 5-7 лет. М. : Мозайка-Синтез, 2016. 96 с.
12. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 5.11.2019).
13. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный Закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 6.11.2019).
14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/77677348/paragraph/42:0 (дата обращения: 21.02 2020).
15. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2013 г. № 1155. URL:
https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart- doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 30. 10. 2019).
...