ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 14
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 20
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 20
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 33
2.3 Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение 50
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 14
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 20
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 20
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 33
2.3 Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение 50
Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для развития эмоций человека. Именно в это время общение с взрослыми и сверстниками позволяет обогатить чувственный мир ребенка. Новые виды деятельности и впечатления вызывают у детей яркие ощущения и эмоции. Постепенно, рамки общества и организованный взрослым уклад жизни учит дошкольников контролировать свои эмоции и выражать их соответствующе сложившейся ситуации.
Наблюдая за детьми 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости, можно заметить, что они часто испытывают трудности в понимании и выражении собственных эмоций и понимании эмоций окружающих. Также таким детям сложно проявлять свои эмоции адекватно ситуации общения. Грубые нарушения в эмоциональной сфере умственно отсталых детей способствует возникновению у них негативных черт характера, которые могут серьезно осложнить коррекцию основного психического дефекта. К тому же, от эмоций, которые чаще всего испытывает ребенок, зависит успешность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также развития личности в целом.
Кроме того в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития дошкольника является эмоциональный интеллект, поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости [1].
В специальной психолого-педагогической литературе имеются исследования об особенностях развития и проявления эмоциональных состояний детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Проблему понимания эмоциональных состояний человека у детей с интеллектуальными нарушениями изучали О.К. Агавелян, Л.С. Выготский, О.С Дрокина, Е.П. Кистенева, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Н.В. Скоробогатова.
В настоящее время проблема эмоционального развития детей с различными нарушениями освещается в работах Л.Б. Баряевой, Н.Л. Белопольской, О.П. Гаврилушкиной, М.П. Кононовой, В.Б. Никишиной, Е.А. Стребелевой.
Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями представлены в научных трудах С.В. Ильиной, Н.Л. Кряжевой, Р.Н. Лаушкиной, Л.А. Максимовой, В.М. Минаевой, А.Т. Натальиной, Е.В. Охотниковой, Т.Б. Пискаревой, Т.Н. Рахманиной, Л.Г. Стрелковой, Н.А. Синичкиной.
В современной коррекционно-педагогической области существует противоречие между необходимостью развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости и отсутствием научно-обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза: мы предположили, что развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий :
• организация педагогом групповых форм работы с дошкольниками;
• применение разных видов игр (театрализованных, психогимнастических и сюжетно-ролевых);
• включение в предметно-пространственную среду группы уголка настроения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
3. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6 -7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
• положения Л.С. Выготского о структуре дефекта,
• труды К.Е. Изарда о «фундаментальных эмоциях»,
• исследования М.П. Кононовой, М.С. Певзнер, С.Л. Рубенштейна об особенностях развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста,
• исследования В.С. Вербовской, А.Т. Натальиной и Е.В. Охотниковой о подходах к определению психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы.
Теоретическая значимость исследования: определены и обоснованы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования: было разработано тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости, с подробным описанием психолого-педагогических условий. Материалы данной работы могут быть включены воспитателями старшей группы и учителям-дефектологам в образовательный процесс детей с умственной отсталостью на базе образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Новая Рачейка муниципального района Сызранский. В исследовании приняли участие 10 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников), 8 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц.
Наблюдая за детьми 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости, можно заметить, что они часто испытывают трудности в понимании и выражении собственных эмоций и понимании эмоций окружающих. Также таким детям сложно проявлять свои эмоции адекватно ситуации общения. Грубые нарушения в эмоциональной сфере умственно отсталых детей способствует возникновению у них негативных черт характера, которые могут серьезно осложнить коррекцию основного психического дефекта. К тому же, от эмоций, которые чаще всего испытывает ребенок, зависит успешность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также развития личности в целом.
Кроме того в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития дошкольника является эмоциональный интеллект, поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости [1].
В специальной психолого-педагогической литературе имеются исследования об особенностях развития и проявления эмоциональных состояний детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Проблему понимания эмоциональных состояний человека у детей с интеллектуальными нарушениями изучали О.К. Агавелян, Л.С. Выготский, О.С Дрокина, Е.П. Кистенева, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Н.В. Скоробогатова.
В настоящее время проблема эмоционального развития детей с различными нарушениями освещается в работах Л.Б. Баряевой, Н.Л. Белопольской, О.П. Гаврилушкиной, М.П. Кононовой, В.Б. Никишиной, Е.А. Стребелевой.
Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями представлены в научных трудах С.В. Ильиной, Н.Л. Кряжевой, Р.Н. Лаушкиной, Л.А. Максимовой, В.М. Минаевой, А.Т. Натальиной, Е.В. Охотниковой, Т.Б. Пискаревой, Т.Н. Рахманиной, Л.Г. Стрелковой, Н.А. Синичкиной.
В современной коррекционно-педагогической области существует противоречие между необходимостью развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости и отсутствием научно-обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза: мы предположили, что развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий :
• организация педагогом групповых форм работы с дошкольниками;
• применение разных видов игр (театрализованных, психогимнастических и сюжетно-ролевых);
• включение в предметно-пространственную среду группы уголка настроения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
3. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6 -7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
• положения Л.С. Выготского о структуре дефекта,
• труды К.Е. Изарда о «фундаментальных эмоциях»,
• исследования М.П. Кононовой, М.С. Певзнер, С.Л. Рубенштейна об особенностях развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста,
• исследования В.С. Вербовской, А.Т. Натальиной и Е.В. Охотниковой о подходах к определению психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы.
Теоретическая значимость исследования: определены и обоснованы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования: было разработано тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости, с подробным описанием психолого-педагогических условий. Материалы данной работы могут быть включены воспитателями старшей группы и учителям-дефектологам в образовательный процесс детей с умственной отсталостью на базе образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Новая Рачейка муниципального района Сызранский. В исследовании приняли участие 10 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников), 8 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости является актуальной, так как у дошкольников данной категории имеются грубые нарушения, связанные с определением эмоций человека и неумением их применять в общении со сверстниками и взрослыми. Данные отклонения мешают детям адаптироваться в обществе. Кроме того в ФГОС ДО в разделе «Требования к Программе и ее объему» определены задачи социально -коммуникативного развития дошкольника, одной из которых является развитие эмоционального интеллекта, поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости показало преобладание у них низкого уровня. Это свидетельствует о необходимости поиска и реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие данного процесса.
В настоящее время эффективными средствами развития эмоциональной сферы могут являться следующие психолого-педагогические условия:
• включение в предметно-пространственную среду группы уголка настроения;
• организация педагогом групповых форм работы с дошкольниками;
• проведение разных видов игр с использованием игрушек-забав.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования данных психолого-педагогических условий и положительную динамику развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости после их реализации. По завершению формирующего этапа ситуация изменилась. Высокий уровень в группе испытуемым выявлен не был. Но у 60 % детей преобладает средний уровень развития эмоциональной сферы, а количество детей с низким уровнем снизилось на 20 % и стало составлять 40 %.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о результативности влияния определенных нами психолого-педагогических условий на развитие эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости является актуальной, так как у дошкольников данной категории имеются грубые нарушения, связанные с определением эмоций человека и неумением их применять в общении со сверстниками и взрослыми. Данные отклонения мешают детям адаптироваться в обществе. Кроме того в ФГОС ДО в разделе «Требования к Программе и ее объему» определены задачи социально -коммуникативного развития дошкольника, одной из которых является развитие эмоционального интеллекта, поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости показало преобладание у них низкого уровня. Это свидетельствует о необходимости поиска и реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие данного процесса.
В настоящее время эффективными средствами развития эмоциональной сферы могут являться следующие психолого-педагогические условия:
• включение в предметно-пространственную среду группы уголка настроения;
• организация педагогом групповых форм работы с дошкольниками;
• проведение разных видов игр с использованием игрушек-забав.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования данных психолого-педагогических условий и положительную динамику развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости после их реализации. По завершению формирующего этапа ситуация изменилась. Высокий уровень в группе испытуемым выявлен не был. Но у 60 % детей преобладает средний уровень развития эмоциональной сферы, а количество детей с низким уровнем снизилось на 20 % и стало составлять 40 %.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о результативности влияния определенных нами психолого-педагогических условий на развитие эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию
координационных способностей у обучающихся младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по
физической культуре
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости средствами сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование координационных способностей обучающихся 9-11 лет
с легкой степенью умственной отсталости средствами подвижных игр
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия снижения агрессии у воспитанников психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2023 - Развитие произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019





