Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 14
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 20
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 20
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 33
2.3 Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение 50
Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для развития эмоций человека. Именно в это время общение с взрослыми и сверстниками позволяет обогатить чувственный мир ребенка. Новые виды деятельности и впечатления вызывают у детей яркие ощущения и эмоции. Постепенно, рамки общества и организованный взрослым уклад жизни учит дошкольников контролировать свои эмоции и выражать их соответствующе сложившейся ситуации.
Наблюдая за детьми 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости, можно заметить, что они часто испытывают трудности в понимании и выражении собственных эмоций и понимании эмоций окружающих. Также таким детям сложно проявлять свои эмоции адекватно ситуации общения. Грубые нарушения в эмоциональной сфере умственно отсталых детей способствует возникновению у них негативных черт характера, которые могут серьезно осложнить коррекцию основного психического дефекта. К тому же, от эмоций, которые чаще всего испытывает ребенок, зависит успешность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также развития личности в целом.
Кроме того в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития дошкольника является эмоциональный интеллект, поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости [1].
В специальной психолого-педагогической литературе имеются исследования об особенностях развития и проявления эмоциональных состояний детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Проблему понимания эмоциональных состояний человека у детей с интеллектуальными нарушениями изучали О.К. Агавелян, Л.С. Выготский, О.С Дрокина, Е.П. Кистенева, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Н.В. Скоробогатова.
В настоящее время проблема эмоционального развития детей с различными нарушениями освещается в работах Л.Б. Баряевой, Н.Л. Белопольской, О.П. Гаврилушкиной, М.П. Кононовой, В.Б. Никишиной, Е.А. Стребелевой.
Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями представлены в научных трудах С.В. Ильиной, Н.Л. Кряжевой, Р.Н. Лаушкиной, Л.А. Максимовой, В.М. Минаевой, А.Т. Натальиной, Е.В. Охотниковой, Т.Б. Пискаревой, Т.Н. Рахманиной, Л.Г. Стрелковой, Н.А. Синичкиной.
В современной коррекционно-педагогической области существует противоречие между необходимостью развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости и отсутствием научно-обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза: мы предположили, что развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий :
• организация педагогом групповых форм работы с дошкольниками;
• применение разных видов игр (театрализованных, психогимнастических и сюжетно-ролевых);
• включение в предметно-пространственную среду группы уголка настроения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
3. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6 -7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
• положения Л.С. Выготского о структуре дефекта,
• труды К.Е. Изарда о «фундаментальных эмоциях»,
• исследования М.П. Кононовой, М.С. Певзнер, С.Л. Рубенштейна об особенностях развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста,
• исследования В.С. Вербовской, А.Т. Натальиной и Е.В. Охотниковой о подходах к определению психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы.
Теоретическая значимость исследования: определены и обоснованы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования: было разработано тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости, с подробным описанием психолого-педагогических условий. Материалы данной работы могут быть включены воспитателями старшей группы и учителям-дефектологам в образовательный процесс детей с умственной отсталостью на базе образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Новая Рачейка муниципального района Сызранский. В исследовании приняли участие 10 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников), 8 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости является актуальной, так как у дошкольников данной категории имеются грубые нарушения, связанные с определением эмоций человека и неумением их применять в общении со сверстниками и взрослыми. Данные отклонения мешают детям адаптироваться в обществе. Кроме того в ФГОС ДО в разделе «Требования к Программе и ее объему» определены задачи социально -коммуникативного развития дошкольника, одной из которых является развитие эмоционального интеллекта, поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости показало преобладание у них низкого уровня. Это свидетельствует о необходимости поиска и реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие данного процесса.
В настоящее время эффективными средствами развития эмоциональной сферы могут являться следующие психолого-педагогические условия:
• включение в предметно-пространственную среду группы уголка настроения;
• организация педагогом групповых форм работы с дошкольниками;
• проведение разных видов игр с использованием игрушек-забав.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования данных психолого-педагогических условий и положительную динамику развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости после их реализации. По завершению формирующего этапа ситуация изменилась. Высокий уровень в группе испытуемым выявлен не был. Но у 60 % детей преобладает средний уровень развития эмоциональной сферы, а количество детей с низким уровнем снизилось на 20 % и стало составлять 40 %.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о результативности влияния определенных нами психолого-педагогических условий на развитие эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : с изменениями и дополнениями на 2013 год. - М. : Просвещение, 2013. - 33 с.
2. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.
3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. [Текст] / В.А. Беликов, - М. : Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
4. Безматерных, Т.В. Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 135-137.
5. Белопольская, Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н.Л. Белопольская, М.П. Кононова, - М. : Когито-Центр, 2004. - 351 с.
6. Выготский, Л.С. Проблемы эмоций [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С.58-64.
7. Дрокина, О.С. Особенности эмоционально-экспрессивного развития детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] // О.С. Дрокина // Кузбасская государственная педагогическая академия, факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. - 2011. - С. 157-163.
8. Дмитриева, С.А. Психологическая коррекция эмоциональной сферы воспитанников детского дома: учебное пособие [Текст] / С.А. Дрокина, - Тюмень. : ТОГИРРО, 2012 - 156.
9. Замостьянов, А. Время К. Д. Ушинского [Текст] / А. Замостьянов, В. Чумаков // Народное образование. - 2002. - №5. - С.70.
10. Иванова, Н.Н. Специфика эмоционально-волевой сферы дошкольников с легкой умственной отсталостью [Текст] / Н.Н. Иванова // Вестник ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет». - 2012. - Вып. 3. - С. 1-3.
11. Изард, К.Е. Психология эмоций [Текст] / К.Е. Изард, - СПб. : Издательство Питер, 1999. - 464 с.
12. Ильина, С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук. : защищена 16.02.2009 : утв. 27.06.2009 / С.В. Ильина. - Курск : Изд-во ООО «Учитель», 2009. - с. 22.
13. Кононова, М.П. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / М.П. Кононова. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с.
14. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.М. Минаева. - М. : АРКТИ, 2003. - 48 с.
15. Никишина, В.Б. Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным и аномальным развитием [Текст] / В.Б. Никишина // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - С.1-9.
...