Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 8
1.1 Понятие творчества и творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристики творческого мышления и творческих
способностей детей младшего школьного возраста 13
1.3 Анализ возможностей изобразительной деятельности для
развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.. 18
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности 25
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста 25
2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей
детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
2.3 Выявление динамики развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение А Списки детей, участвующих в эксперименте 69
Приложение Б Результаты диагностики творческих способностей младших школьников 70
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 8
1.1 Понятие творчества и творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристики творческого мышления и творческих
способностей детей младшего школьного возраста 13
1.3 Анализ возможностей изобразительной деятельности для
развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.. 18
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности 25
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста 25
2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей
детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
2.3 Выявление динамики развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение А Списки детей, участвующих в эксперименте 69
Приложение Б Результаты диагностики творческих способностей младших школьников 70
Проблема развития творческих способностей в детском возрасте в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Творческие способности - неотъемлемый компонент любой творческой деятельности, в связи с чем проблема творческого мышления не случайно является предметом многочисленных научных работ и исследований.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., творческие способности «выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми нового материала, но и являются условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности», т.е. в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания. Помимо этого, творческие способности необходимы детям для успешной учебной и игровой деятельности, а также лежат в основе любой творческой деятельности, благодаря которой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке активизировалась деятельность по поиску и определению системы педагогических и психологических и условий и средств для развития творческих способностей детей. Различными исследователями предложено множество технологий и программ их развития. Помимо этого, в настоящее время существуют действительные возможности для развития детского творчества с использованием возможностей художественного творчества, а также с использованием нетрадиционных материалов и инновационных технологий.
Актуальность данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности».
На данный момент в педагогической практике сложилось противоречие: несмотря на актуальность развития творческих способностей у детей, практически неисследованным остается вопрос об особенностях развития творческого мышления у детей в младшем школьном возрасте, в то время как именно в этот возраст благодаря непосредственности детского любознательности, восприятия, развитому воображению и интуиции является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
Проблема исследования: каковы приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности?
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках по изобразительному искусству.
Предмет исследования - приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности будет осуществляться эффективно, если:
- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
- закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
- знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
3. Разработать и апробировать содержание приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
4. Выявить динамику развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования заключается в том, что определено содержание приемов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов начальных классов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 2 приложений. Работа иллюстрируется 12 рисунками, 17 таблицами.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., творческие способности «выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми нового материала, но и являются условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности», т.е. в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания. Помимо этого, творческие способности необходимы детям для успешной учебной и игровой деятельности, а также лежат в основе любой творческой деятельности, благодаря которой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке активизировалась деятельность по поиску и определению системы педагогических и психологических и условий и средств для развития творческих способностей детей. Различными исследователями предложено множество технологий и программ их развития. Помимо этого, в настоящее время существуют действительные возможности для развития детского творчества с использованием возможностей художественного творчества, а также с использованием нетрадиционных материалов и инновационных технологий.
Актуальность данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности».
На данный момент в педагогической практике сложилось противоречие: несмотря на актуальность развития творческих способностей у детей, практически неисследованным остается вопрос об особенностях развития творческого мышления у детей в младшем школьном возрасте, в то время как именно в этот возраст благодаря непосредственности детского любознательности, восприятия, развитому воображению и интуиции является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
Проблема исследования: каковы приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности?
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках по изобразительному искусству.
Предмет исследования - приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности будет осуществляться эффективно, если:
- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
- закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
- знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
3. Разработать и апробировать содержание приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
4. Выявить динамику развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования заключается в том, что определено содержание приемов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов начальных классов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 2 приложений. Работа иллюстрируется 12 рисунками, 17 таблицами.
Творческие способности и их развитие имеет место во время изобразительной деятельности, а именно - во время занятий изобразительной деятельностью. При этом, младший школьный возраст может рассматриваться как этап интенсивного психического развития ребенка. Именно в данном возрасте осуществляется прогрессивное развитие всех сфер, начиная от совершенствования отдельных психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в процессе учебной и внеучебной деятельности, в том числе и изобразительной.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, посвящённых проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что в этот период происходит становление и развитие воображения. Именно оно способствует плавному переходу со временем в творчество. Этап младшего школьного возраста характеризуется резкими скачками и изменениями в развитии. Если сначала в данном периоде основным видом мышления является наглядно-образное, то постепенно оно развивается в понятийное (словестно- логическое).
Необходимо отметить, что основное воздействие на становление творческих способностей оказывает имеющийся в сознании личный опыт ребенка. Он отображается в его деятельности посредством мышления и воображения, опирающихся на личные особенности. Ребенок неосознанно делает акцент на предметах и действиях, говорящих или напоминающих о пережитом опыте.
Для исследования особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г. В качестве медов исследования использовались изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, беседа и анкетирование; количественный и качественный анализ полученных результатов. В результате экспериментальной работы были выявлены показатели уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также определены и в последующем повышены:
- уровень развития способности к созданию новых, неординарных изображений на основе предоставленных фигур;
- уровень развития творческого воображения и мышления;
- уровень развития умения самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения;
- уровень развития умения создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Помимо этого было выявлено отношение педагогов к процессу развития у детей творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основная гипотеза исследования подтверждается, то есть процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности оказался эффективным, если:
- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
- закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
- знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
На основании полученных в ходе эмпирического исследования данных можно рекомендовать проведение дальнейшей работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. В качестве перспектив дальнейших исследований может выступать деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности.
Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в процессе учебной и внеучебной деятельности, в том числе и изобразительной.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, посвящённых проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что в этот период происходит становление и развитие воображения. Именно оно способствует плавному переходу со временем в творчество. Этап младшего школьного возраста характеризуется резкими скачками и изменениями в развитии. Если сначала в данном периоде основным видом мышления является наглядно-образное, то постепенно оно развивается в понятийное (словестно- логическое).
Необходимо отметить, что основное воздействие на становление творческих способностей оказывает имеющийся в сознании личный опыт ребенка. Он отображается в его деятельности посредством мышления и воображения, опирающихся на личные особенности. Ребенок неосознанно делает акцент на предметах и действиях, говорящих или напоминающих о пережитом опыте.
Для исследования особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г. В качестве медов исследования использовались изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, беседа и анкетирование; количественный и качественный анализ полученных результатов. В результате экспериментальной работы были выявлены показатели уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также определены и в последующем повышены:
- уровень развития способности к созданию новых, неординарных изображений на основе предоставленных фигур;
- уровень развития творческого воображения и мышления;
- уровень развития умения самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения;
- уровень развития умения создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Помимо этого было выявлено отношение педагогов к процессу развития у детей творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основная гипотеза исследования подтверждается, то есть процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности оказался эффективным, если:
- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
- закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
- знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
На основании полученных в ходе эмпирического исследования данных можно рекомендовать проведение дальнейшей работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. В качестве перспектив дальнейших исследований может выступать деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в
процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе реализации музейных программ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - Искусство керамики как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в условиях ДШИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие учреждений дополнительного образования со школой по развитию творческих способностей детей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017



