Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора

Работа №106869

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коммуникативного развития детей раннего возраста посредством фольклора 8
1.1 Сущность понятий коммуникативное развитие и факторы
коммуникативного развития 8
1.2 Фольклор, как средство коммуникативного развития детей
раннего возраста 16
Глава 2 Экспериментальное исследование коммуникативного развития детей раннего возраста посредством фольклора 26
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения детей
6-7 лет 26
2.2 Содержание и организация работы по коммуникативному
развитию детей раннего возраста посредством фольклора 36
2.3 Выявление динамики уровня коммуникативного развития
детей раннего возраста 54
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей раннего возраста, участвующих в экспериментальной работе 64
Приложение Б Протоколы результатов исследования на констатирующем этапе 65
Приложение В Перспективный план фольклорных занятий
по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора


Ранний возраст - период интенсивного, всестороннего развития ребенка. И одним из важных показателей этого является коммуникативное развитие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования коммуникативное развитие и социализация дошкольника выделены в одну образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». В рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание.
Социальный аспект проблемы заключается в том, что общение ребенка со взрослым и сверстниками является условием успешной социализации и если потребность ребенка в общении не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.
Дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из детей, собранных в группу, в более короткий срок, образовался коллектив, который обеспечит многообразные формы общения, даст возможности для развития индивида, как личности.
Научный аспект проблемы коммуникативного развития детей представлен работами отечественных и зарубежных психологов и педагогов, среди которых: Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.
Изучением использования фольклора в развитии детей раннего и дошкольного возраста занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова и другие ученые.
Л.И. Павловой сформулированы принципы и предложены методы работы с детьми раннего возраста, основанные на применении фольклора.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между тем, что теоретические аспекты использования фольклора, как средства коммуникативного развития детей, достаточно изучены, но фольклорные произведения недостаточно широко и систематично используют в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности фольклора в коммуникативном развитии детей раннего возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанное содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора.
Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: фольклор как средство коммуникативного развития детей раннего возраста
Гипотеза исследования: мы предположили, что коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора возможно, если:
- разработать содержание и организовать проведение фольклорных занятий на основе малых форм фольклора: потешки, колыбельная песня, песенки, сказка;
- организовывать совместную деятельность детей и педагога - бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен;
- организовать предметно-пространственную и языковую среду в группе с использованием ярких красочных материалов.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и структуру ключевых понятий: «коммуникативное развитие» и «фольклор».
2. Выявить уровень коммуникативного развития детей раннего возраста.
3. Разработать и апробировать содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора.
4. Выявить динамику уровня коммуникативного развития детей раннего возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения М.И. Лисина о том, что коммуникативное развитие ребенка - это целенаправленный процесс совершенствования коммуникативных умений с использованием педагогических средств;
- теоретические положения А.П. Ильковой, Н.П. Кузьминой, Н.И. Политовой об использовании фольклора в развитии детей раннего и дошкольного возраста;
- теоретические положения Л.И. Павловой о роли и месте фольклора в современной педагогике раннего детства; о принципах и методах работы с детьми раннего возраста, основанные на применении фольклора.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ фактического материала исследования.
Экспериментальная база исследования: СП ГБОУ СОШ № 6 Детский сад № 14 городского округа Отрадный Самарской области. В исследовании принимали участие 10 детей раннего возраста.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности детей и педагога, активизирующие коммуникативное развитие детей раннего возраста на основе использования фольклорного материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста: бытовые и игровые ситуации, с широким использованием потешек, закличек, приговорок, колыбельных песен.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание совместной деятельности детей и педагога, активизирующие коммуникативное развитие детей раннего возраста на основе использования фольклорного материала, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 70 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативное развитие является очень важным в жизни каждого человека. Благодаря общению мы передаем друг другу свои мысли и чувства, контролируем свою деятельность и поведение. Для детей коммуникативное развитие является одной из самых важных сторон развития, ведь именно благодаря общению ребенок познает мир. Речевое развитие ребенка в раннем возрасте оказывает большое влияние на всю его дальнейшую жизнь.
Существует много средств коммуникативного развития детей и одним из них является фольклор. Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, о том, что фольклор - это одно из средств народной педагогики, которое оказывает положительное влияние на коммуникативное развитие детей раннего возраста.
Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы и практики работы в дошкольных образовательных организациях показал, что проблема коммуникативного развития детей раннего возраста очень актуальна в наше время, но педагоги дошкольных образовательных организаций недостаточно широко и систематично используют в своей работе фольклорные произведения.
Для проверки возможности использования фольклора как средства коммуникативного развития детей раннего возраста нами было проведено исследование с детьми 1-й младшей группы на базе СП ГБОУ СОШ № 6 Детский сад № 14 городского округа Отрадный Самарской области. Выборка составила 10 детей раннего возраста (5 мальчиков и 5 девочек).
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что низкий уровень коммуникативного развития был выявлен у 4 детей (40%); средний уровень коммуникативного развития был выявлен у 4 детей (40%); высокий уровень коммуникативного развития был выявлен у 2 детей (20%).
На основании полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости проведения целенаправленной работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста.
Мы предположили, что коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора возможно, если:
- разработать содержание и организовать проведение фольклорных занятий на основе малых форм фольклора: потешки, колыбельная песня, песенки, сказка;
- организовывать совместную деятельность детей и педагога - бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен;
- организовать предметно-пространственную и языковую среду в группе с использованием Работа с детьми проводилась как вовремя непосредственно образовательной деятельности, один раз в неделю, так и в процессе других режимных моментов (умывания, кормления, одевание, раздевания, укладывание спать).
На первом этапе формирующей работы с целью повышения уровня коммуникативного развития детей раннего возраста нами было разработано содержание 7 фольклорных занятий на темы: «Петушок, петушок», «Сорока, сорока», «Курочка-Рябушечка», «Баю-бай», «Наши уточки с утра», «Коровушка и ее детушки», «Курочка Ряба».
На втором этапе формирующей работы было организовано 7 фольклорных занятий по коммуникативному развитию детей раннего возраста. Фольклорные занятия проводились один раз в неделю.
Помимо проведения фольклорных занятий мы организовывали бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с широким использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен.
Мы использовали фольклор в течении всего дня в процессе режимных моментах: одевание, умывание, кормление. Постепенно дети стали использовать уже знакомые потешки в игровой деятельности или при общении друг с другом.
Мы организовали в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая обеспечила детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этого в интерьер группы включили элементы русского фольклора
Для активизации у детей раннего возраста восприятия фольклорных произведений в рамках создания языковой среды,
В результате проведенной работы на контрольном этапе исследования была отмечена положительная динамика в коммуникативном развитии детей раннего возраста:
- количество детей с низким уровнем коммуникативного развития снизился на 20%;
- количество детей с высоким уровнем коммуникативного развития повысился на 30%.
Мы заметили также, что:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству;
- по своей инициативе дети стали использовать при общении пестушки, потешки, прибаутки, отрывки из сказок;
- речь детей стала более связной и эмоционально окрашенной;
- дети стали лучше произносить звуки и использовать средства интонационной выразительности;
- у детей стало лучше развито речевое дыхание (дети легко произносят протяжные звуки);
- речь детей стала более насыщена словами, они хорошо понимают прочитанное и отвечают на вопросы по содержанию текста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная работа дала положительные результаты. Задачи, поставленные в начале исследования, решены, цель работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2016. 260 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. : Издательство МГУ, 1988. 432 с.
3. Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011. 336 с.
4. Громова О. Е. статья «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» // Логопед. 2007. № 4. С. 54-60.
5. Давыдова А. М. Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. М. : Буки-Веди, 2015. С. 34-37.
6. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие коммуникативности в общении. М. : Моек, 2007. 96 с.
7. Загрутдинова, М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 22-28.
8. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2018. 321 с.
9. Кулагин И. Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. М. : Академия, 2013. 250 с.
10. Леонтьев А. А. Психология общения [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.ut.ee/bitstream/handle/10062/53493/psihologia_obtsenia_1974_ocr. pdf (дата обращения: 24.04.2022).
11. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 2019. 144 с
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении СПб. : Питер, 2009. 318 с.
13. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора - дошкольникам. М. : Просвещение, 2007. 154 с.
14. Мельников М. Н., Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 2012. 342 с.
15. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2017. 200 с.
16. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. М. 2015. 136 с.
17. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер Ком, 1999.-720 с.
18. Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет : Советы психолога. М. : АРКТИ, 2010. 300 с.
19. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения детей со сверстниками. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
20. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2014. 265 с.
21. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. 5-е изд. М. : Академия,
2011. 369 с.
22. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М. : Просвещение. 1995. 291 с.
23. Усова А.П. Обучение в детском саду. М. : Просвещение, 1970. 88 с.
24. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М. : Аделант, 2014. 800с.
25. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. 2014. 164 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ