Коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коммуникативного развития детей раннего возраста посредством фольклора 8
1.1 Сущность понятий коммуникативное развитие и факторы
коммуникативного развития 8
1.2 Фольклор, как средство коммуникативного развития детей
раннего возраста 16
Глава 2 Экспериментальное исследование коммуникативного развития детей раннего возраста посредством фольклора 26
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения детей
6-7 лет 26
2.2 Содержание и организация работы по коммуникативному
развитию детей раннего возраста посредством фольклора 36
2.3 Выявление динамики уровня коммуникативного развития
детей раннего возраста 54
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей раннего возраста, участвующих в экспериментальной работе 64
Приложение Б Протоколы результатов исследования на констатирующем этапе 65
Приложение В Перспективный план фольклорных занятий
по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора
Глава 1 Теоретические основы коммуникативного развития детей раннего возраста посредством фольклора 8
1.1 Сущность понятий коммуникативное развитие и факторы
коммуникативного развития 8
1.2 Фольклор, как средство коммуникативного развития детей
раннего возраста 16
Глава 2 Экспериментальное исследование коммуникативного развития детей раннего возраста посредством фольклора 26
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения детей
6-7 лет 26
2.2 Содержание и организация работы по коммуникативному
развитию детей раннего возраста посредством фольклора 36
2.3 Выявление динамики уровня коммуникативного развития
детей раннего возраста 54
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей раннего возраста, участвующих в экспериментальной работе 64
Приложение Б Протоколы результатов исследования на констатирующем этапе 65
Приложение В Перспективный план фольклорных занятий
по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора
Ранний возраст - период интенсивного, всестороннего развития ребенка. И одним из важных показателей этого является коммуникативное развитие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования коммуникативное развитие и социализация дошкольника выделены в одну образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». В рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание.
Социальный аспект проблемы заключается в том, что общение ребенка со взрослым и сверстниками является условием успешной социализации и если потребность ребенка в общении не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.
Дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из детей, собранных в группу, в более короткий срок, образовался коллектив, который обеспечит многообразные формы общения, даст возможности для развития индивида, как личности.
Научный аспект проблемы коммуникативного развития детей представлен работами отечественных и зарубежных психологов и педагогов, среди которых: Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.
Изучением использования фольклора в развитии детей раннего и дошкольного возраста занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова и другие ученые.
Л.И. Павловой сформулированы принципы и предложены методы работы с детьми раннего возраста, основанные на применении фольклора.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между тем, что теоретические аспекты использования фольклора, как средства коммуникативного развития детей, достаточно изучены, но фольклорные произведения недостаточно широко и систематично используют в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности фольклора в коммуникативном развитии детей раннего возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанное содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора.
Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: фольклор как средство коммуникативного развития детей раннего возраста
Гипотеза исследования: мы предположили, что коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора возможно, если:
- разработать содержание и организовать проведение фольклорных занятий на основе малых форм фольклора: потешки, колыбельная песня, песенки, сказка;
- организовывать совместную деятельность детей и педагога - бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен;
- организовать предметно-пространственную и языковую среду в группе с использованием ярких красочных материалов.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и структуру ключевых понятий: «коммуникативное развитие» и «фольклор».
2. Выявить уровень коммуникативного развития детей раннего возраста.
3. Разработать и апробировать содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора.
4. Выявить динамику уровня коммуникативного развития детей раннего возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения М.И. Лисина о том, что коммуникативное развитие ребенка - это целенаправленный процесс совершенствования коммуникативных умений с использованием педагогических средств;
- теоретические положения А.П. Ильковой, Н.П. Кузьминой, Н.И. Политовой об использовании фольклора в развитии детей раннего и дошкольного возраста;
- теоретические положения Л.И. Павловой о роли и месте фольклора в современной педагогике раннего детства; о принципах и методах работы с детьми раннего возраста, основанные на применении фольклора.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ фактического материала исследования.
Экспериментальная база исследования: СП ГБОУ СОШ № 6 Детский сад № 14 городского округа Отрадный Самарской области. В исследовании принимали участие 10 детей раннего возраста.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности детей и педагога, активизирующие коммуникативное развитие детей раннего возраста на основе использования фольклорного материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста: бытовые и игровые ситуации, с широким использованием потешек, закличек, приговорок, колыбельных песен.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание совместной деятельности детей и педагога, активизирующие коммуникативное развитие детей раннего возраста на основе использования фольклорного материала, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования коммуникативное развитие и социализация дошкольника выделены в одну образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». В рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание.
Социальный аспект проблемы заключается в том, что общение ребенка со взрослым и сверстниками является условием успешной социализации и если потребность ребенка в общении не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.
Дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из детей, собранных в группу, в более короткий срок, образовался коллектив, который обеспечит многообразные формы общения, даст возможности для развития индивида, как личности.
Научный аспект проблемы коммуникативного развития детей представлен работами отечественных и зарубежных психологов и педагогов, среди которых: Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.
Изучением использования фольклора в развитии детей раннего и дошкольного возраста занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова и другие ученые.
Л.И. Павловой сформулированы принципы и предложены методы работы с детьми раннего возраста, основанные на применении фольклора.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между тем, что теоретические аспекты использования фольклора, как средства коммуникативного развития детей, достаточно изучены, но фольклорные произведения недостаточно широко и систематично используют в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности фольклора в коммуникативном развитии детей раннего возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанное содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора.
Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: фольклор как средство коммуникативного развития детей раннего возраста
Гипотеза исследования: мы предположили, что коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора возможно, если:
- разработать содержание и организовать проведение фольклорных занятий на основе малых форм фольклора: потешки, колыбельная песня, песенки, сказка;
- организовывать совместную деятельность детей и педагога - бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен;
- организовать предметно-пространственную и языковую среду в группе с использованием ярких красочных материалов.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и структуру ключевых понятий: «коммуникативное развитие» и «фольклор».
2. Выявить уровень коммуникативного развития детей раннего возраста.
3. Разработать и апробировать содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста посредством фольклора.
4. Выявить динамику уровня коммуникативного развития детей раннего возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения М.И. Лисина о том, что коммуникативное развитие ребенка - это целенаправленный процесс совершенствования коммуникативных умений с использованием педагогических средств;
- теоретические положения А.П. Ильковой, Н.П. Кузьминой, Н.И. Политовой об использовании фольклора в развитии детей раннего и дошкольного возраста;
- теоретические положения Л.И. Павловой о роли и месте фольклора в современной педагогике раннего детства; о принципах и методах работы с детьми раннего возраста, основанные на применении фольклора.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ фактического материала исследования.
Экспериментальная база исследования: СП ГБОУ СОШ № 6 Детский сад № 14 городского округа Отрадный Самарской области. В исследовании принимали участие 10 детей раннего возраста.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности детей и педагога, активизирующие коммуникативное развитие детей раннего возраста на основе использования фольклорного материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано содержание работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста: бытовые и игровые ситуации, с широким использованием потешек, закличек, приговорок, колыбельных песен.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание совместной деятельности детей и педагога, активизирующие коммуникативное развитие детей раннего возраста на основе использования фольклорного материала, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Коммуникативное развитие является очень важным в жизни каждого человека. Благодаря общению мы передаем друг другу свои мысли и чувства, контролируем свою деятельность и поведение. Для детей коммуникативное развитие является одной из самых важных сторон развития, ведь именно благодаря общению ребенок познает мир. Речевое развитие ребенка в раннем возрасте оказывает большое влияние на всю его дальнейшую жизнь.
Существует много средств коммуникативного развития детей и одним из них является фольклор. Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, о том, что фольклор - это одно из средств народной педагогики, которое оказывает положительное влияние на коммуникативное развитие детей раннего возраста.
Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы и практики работы в дошкольных образовательных организациях показал, что проблема коммуникативного развития детей раннего возраста очень актуальна в наше время, но педагоги дошкольных образовательных организаций недостаточно широко и систематично используют в своей работе фольклорные произведения.
Для проверки возможности использования фольклора как средства коммуникативного развития детей раннего возраста нами было проведено исследование с детьми 1-й младшей группы на базе СП ГБОУ СОШ № 6 Детский сад № 14 городского округа Отрадный Самарской области. Выборка составила 10 детей раннего возраста (5 мальчиков и 5 девочек).
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что низкий уровень коммуникативного развития был выявлен у 4 детей (40%); средний уровень коммуникативного развития был выявлен у 4 детей (40%); высокий уровень коммуникативного развития был выявлен у 2 детей (20%).
На основании полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости проведения целенаправленной работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста.
Мы предположили, что коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора возможно, если:
- разработать содержание и организовать проведение фольклорных занятий на основе малых форм фольклора: потешки, колыбельная песня, песенки, сказка;
- организовывать совместную деятельность детей и педагога - бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен;
- организовать предметно-пространственную и языковую среду в группе с использованием Работа с детьми проводилась как вовремя непосредственно образовательной деятельности, один раз в неделю, так и в процессе других режимных моментов (умывания, кормления, одевание, раздевания, укладывание спать).
На первом этапе формирующей работы с целью повышения уровня коммуникативного развития детей раннего возраста нами было разработано содержание 7 фольклорных занятий на темы: «Петушок, петушок», «Сорока, сорока», «Курочка-Рябушечка», «Баю-бай», «Наши уточки с утра», «Коровушка и ее детушки», «Курочка Ряба».
На втором этапе формирующей работы было организовано 7 фольклорных занятий по коммуникативному развитию детей раннего возраста. Фольклорные занятия проводились один раз в неделю.
Помимо проведения фольклорных занятий мы организовывали бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с широким использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен.
Мы использовали фольклор в течении всего дня в процессе режимных моментах: одевание, умывание, кормление. Постепенно дети стали использовать уже знакомые потешки в игровой деятельности или при общении друг с другом.
Мы организовали в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая обеспечила детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этого в интерьер группы включили элементы русского фольклора
Для активизации у детей раннего возраста восприятия фольклорных произведений в рамках создания языковой среды,
В результате проведенной работы на контрольном этапе исследования была отмечена положительная динамика в коммуникативном развитии детей раннего возраста:
- количество детей с низким уровнем коммуникативного развития снизился на 20%;
- количество детей с высоким уровнем коммуникативного развития повысился на 30%.
Мы заметили также, что:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству;
- по своей инициативе дети стали использовать при общении пестушки, потешки, прибаутки, отрывки из сказок;
- речь детей стала более связной и эмоционально окрашенной;
- дети стали лучше произносить звуки и использовать средства интонационной выразительности;
- у детей стало лучше развито речевое дыхание (дети легко произносят протяжные звуки);
- речь детей стала более насыщена словами, они хорошо понимают прочитанное и отвечают на вопросы по содержанию текста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная работа дала положительные результаты. Задачи, поставленные в начале исследования, решены, цель работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
Существует много средств коммуникативного развития детей и одним из них является фольклор. Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, о том, что фольклор - это одно из средств народной педагогики, которое оказывает положительное влияние на коммуникативное развитие детей раннего возраста.
Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы и практики работы в дошкольных образовательных организациях показал, что проблема коммуникативного развития детей раннего возраста очень актуальна в наше время, но педагоги дошкольных образовательных организаций недостаточно широко и систематично используют в своей работе фольклорные произведения.
Для проверки возможности использования фольклора как средства коммуникативного развития детей раннего возраста нами было проведено исследование с детьми 1-й младшей группы на базе СП ГБОУ СОШ № 6 Детский сад № 14 городского округа Отрадный Самарской области. Выборка составила 10 детей раннего возраста (5 мальчиков и 5 девочек).
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что низкий уровень коммуникативного развития был выявлен у 4 детей (40%); средний уровень коммуникативного развития был выявлен у 4 детей (40%); высокий уровень коммуникативного развития был выявлен у 2 детей (20%).
На основании полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости проведения целенаправленной работы по коммуникативному развитию детей раннего возраста.
Мы предположили, что коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора возможно, если:
- разработать содержание и организовать проведение фольклорных занятий на основе малых форм фольклора: потешки, колыбельная песня, песенки, сказка;
- организовывать совместную деятельность детей и педагога - бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен;
- организовать предметно-пространственную и языковую среду в группе с использованием Работа с детьми проводилась как вовремя непосредственно образовательной деятельности, один раз в неделю, так и в процессе других режимных моментов (умывания, кормления, одевание, раздевания, укладывание спать).
На первом этапе формирующей работы с целью повышения уровня коммуникативного развития детей раннего возраста нами было разработано содержание 7 фольклорных занятий на темы: «Петушок, петушок», «Сорока, сорока», «Курочка-Рябушечка», «Баю-бай», «Наши уточки с утра», «Коровушка и ее детушки», «Курочка Ряба».
На втором этапе формирующей работы было организовано 7 фольклорных занятий по коммуникативному развитию детей раннего возраста. Фольклорные занятия проводились один раз в неделю.
Помимо проведения фольклорных занятий мы организовывали бытовые и игровые ситуации в режимных моментах с широким использованием потешек, пестушек, потешек, закличек, колыбельных песен.
Мы использовали фольклор в течении всего дня в процессе режимных моментах: одевание, умывание, кормление. Постепенно дети стали использовать уже знакомые потешки в игровой деятельности или при общении друг с другом.
Мы организовали в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая обеспечила детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этого в интерьер группы включили элементы русского фольклора
Для активизации у детей раннего возраста восприятия фольклорных произведений в рамках создания языковой среды,
В результате проведенной работы на контрольном этапе исследования была отмечена положительная динамика в коммуникативном развитии детей раннего возраста:
- количество детей с низким уровнем коммуникативного развития снизился на 20%;
- количество детей с высоким уровнем коммуникативного развития повысился на 30%.
Мы заметили также, что:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству;
- по своей инициативе дети стали использовать при общении пестушки, потешки, прибаутки, отрывки из сказок;
- речь детей стала более связной и эмоционально окрашенной;
- дети стали лучше произносить звуки и использовать средства интонационной выразительности;
- у детей стало лучше развито речевое дыхание (дети легко произносят протяжные звуки);
- речь детей стала более насыщена словами, они хорошо понимают прочитанное и отвечают на вопросы по содержанию текста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная работа дала положительные результаты. Задачи, поставленные в начале исследования, решены, цель работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством фольклора
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Создание педагогических условий для развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - МУЗЫКАЛЬНО — ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016



