Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета 8
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы формирования у детей
5-6 лет правил гостевого этикета 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей
5-6 лет правил гостевого этикета 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет правил
гостевого этикета 23
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета 33
2.3. Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета 42
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 59
Актуальность исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (2013), которые определяют цели и задачи развития и воспитания личности, определяют систему базовых ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» говорится, о том, что у детей развитие норм и правил поведения является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования: «...усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками».
Именно поэтому педагоги должны ориентировать ребенка на некий воспитательный идеал, подразумевающий под собой и гражданина, осознающего ответственность за свое поведение. К сожалению, до последнего времени формирование правил этике в воспитании нравственных основ у детей, особенно в условиях детского сада, было недостаточным. Каждый, имеющий дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены дети дошкольного возраста благоприятных предпосылок для своего нравственного развития.
Правила гостевого этикета обладают могучим эмоциональным воздействием, они пробуждают в человеке интерес к общечеловеческим ценностям. Формирование правил гостевого этикета являются интересным средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
Проблему формирования правил этикетного поведения в контексте тем своих исследований рассматривали многие авторы А.В. Булатова, Т.И. Бабаева, И.Н. Курочкина, С.В. Крюкова, С.А. Козлова. Однако исследований по формированию у детей 5-6 лет правил гостевого этикета недостаточно, что и обуславливает актуальность исследования.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) побуждают членов педагогического сообщества осуществлять поиск новых подходов к решению проблемы формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета и недостаточной разработанностью педагогических условий для реализации данного процесса.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет правил гостевого этикета будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и атрибутами, способствующими формированию у детей правил гостевого этикета;
- разработка и включение в режимные моменты игрового комплекса в соответствии с показателями формирования у детей правил гостевого этикета;
- организация совместной работы с родителями по формированию у детей правил гостевого этикета.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
3. Реализовать педагогические условия формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент,
включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения о нравственном поведении детей дошкольного возраста (А.В. Булатова, И.Н. Курочкина, С.В. Крюкова, С.А. Козлова, С.В. Петерина);
- теоретические положения о воспитании детей дошкольного возраста (Л.О. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- теоретическое положение о формировании у детей правил
речевого этикета (Е.Н. Бабинова).
Новизна исследования состоит в описании педагогических условий формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании уровня сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования воспитателями разработанных педагогических условий для формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования «МИР ДЕТСТВА» города Самары. Выборка исследования составила 20 детей 5-6 лет старшей группы.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Анализ психолого¬педагогической литературы показал, что проблема формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Согласно проведенному теоретическому анализу было выявлено, что для формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и атрибутами, способствующими формированию у детей правил гостевого этикета;
- разработка и включение в режимные моменты игрового комплекса в соответствии с показателями формирования у детей правил гостевого этикета;
- организация совместной работы с родителями по формированию у детей правил гостевого этикета.
На основании изучения работ И.Н. Курочкиной, Н.В. Кулешовой, Л.В. Кирс, Т.В. Сенько, А.М. Щетининой, а также в соответствии с поставленной целью нами были, выделены критерии, показатели и подобраны диагностические задания.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов по вопросу формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета, обусловливают необходимость оказания педагогической помощи по данному вопросу.
Анализ полученных результатов сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета на констатирующем этапе нашего исследования условно позволил нам отнести детей к трем уровням .
К низкому уровню сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета мы условно отнесли 6 детей (30%). Дети этого уровня не знают правила гостевого этикета, не стремятся самостоятельно узнавать и пользоваться правилами гостевого этикета, при объяснении и демонстрации правил не пытаются их запомнить и не стремятся их применять.
К среднему уровню сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета мы условно отнесли 10 детей (50%). Дети данного уровня знают некоторые правила гостевого этикета, однако не всегда их стараются выполнять. Эти дети выполняют правила гостевого этикета только в том случае, если того требует задание или по просьбе воспитателя. В повседневных режимных моментах дети этого уровня правила этикетного поведения практически не используют.
К высокому уровню сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета мы условно отнесли 4 детей (20%). Дети данного уровня знают и используют правила гостевого этикета не только по заданию и просьбе воспитателя, но и применяют их в режимных моментах детского сада и в повседневной жизни в целом.
В формирующей части нашего экспериментального исследования были реализованы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Реализация первого педагогического условия включала обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и атрибутами, способствующей формированию у детей 5-6 лет правил гостевого этикета, с целью повысить эффективность занятий детей по формированию правил гостевого этикета.
Для реализации второго педагогического условия нами был разработан игровой комплекс в соответствии с показателями уровня сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Игровой комплекс включал в себя дидактические упражнения, сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации.
Реализация третьего педагогического условия включала совместную работу с родителями по формированию у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Благодаря совместной работе с родителями у детей появился интерес к проблеме формирования правил гостевого этикета. В процессе проведенной нами работы дети проявляли заинтересованность и активность, что отразилось в результатах контрольного этапа.
По результатам контрольного среза, согласно проведенному анализу, заметна положительная динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Показатель низкого уровня снизился на 15%, показатель среднего уровня вырос на 10%, а показатель высокого уровня вырос на 5%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа : http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site- dok.html
2. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р.С. Буре. - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 110 с.
3. Борисова, Н.О. О нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Н.О. Борисова // Дошкольное воспитание. - № 5. - 2017. - С. 44-49.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна / Международная педагогическая академия. - М., 2015. - 212 с.
5. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости [Текст] / Л.П. Васильева-Гангнус. - М. : Баллас, 2016. - 124 с.
6. Выготский, Л.С. Воспитание чувств [Текст] / Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия; сост. И.В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2017. - С. 233-235.
7. Горбачёва, В.А. Формирование поведения в детском саду [Текст] / В.А.Горбачёва. - М. : Ось, 2014. - 153 с.
8. Грибова, Л.А. О культуре поведения [Текст] / Л.А.Грибова. - М. : АСТ, 2013. - 104 с.
9. Гропаха, Н.М. Педагогические условия осознания нравственной ценности правил поведения детьми младшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Гропаха. - М., 2013. - 167 с.
10. Добрович, А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.В. Добрович. - М., 2014. - 161 с.
11. Дорохов, А.А. Культура поведения [Текст] / А.А. Дорохов. - М.,
2015. - 177 с.
12. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М. : Изд-во Московского университета,
2016. - 181 с.
13. Киянченко, Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет [Текст] : дис... канд. пед. наук. / Е.А. Киянченко. - М., 2015. - 145 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2017. - 432с.
15. Курочкина, И.Н. Этикет в нашей жизни [Текст] / И.Н. Курочкина, Т.В. Черник. - М. : Баллас. 2014. - 321 с.
16. Курочкина, И.Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст] : учеб. пособие для СПО / И.Н. Курочкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 134 с.
17. Лаврентьева, Г.П. Культура общения у дошкольников [Текст] / Г.П. Лаврентьева. - М. : Мозаика-синтез, 2015. - 115 с.
18. Лихачёва, Л.С. Школа этикета [Текст] / Л.С. Лихачёва. - Екатеринбург, Сред-Урал, кн. Изд-во, 2018. - 216 с.
19. Мондейкене, Л.А. Формирование единства нравственных знаний и поведения у старших дошкольников [Текст] / Л.А. Мондейкене. - М. : Просвещение, 2014. - 280 с.
20. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / С.О. Николаева. - М. : Владос, 2013. - 140 с.
21. Николаева, Т.Н. Этикет и мы [Текст] / Т.Н. Николаева, С.И. Илларионов. - М. : Владос, 2013. - 128 с.
22. Неверович, Я.З. Некоторые психологические особенности
овладения дошкольниками нормами поведения [Текст] / Я.З. Неверович / Развитие волевых и познавательных процессов у дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - С. 24-29.
23. Островская, Л.Ф. Поведение - результат воспитания [Текст] / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 5. - С. 13-17.
24. Островская, Л.Ф. Азы воспитанности [Текст] / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 21-27.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Оникс-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
26. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду [Текст] / С.В. Петерина. - М. : Владос, 2016. - 173 с.
27. Портянкина, Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения [Текст] / Г. Портянкина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 24-28.
28. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей [Текст] / Т.О. Пономаренко // Дошкольное воспитание. -
2017. - № 3-4. - С. 10-14.
29. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]
/ Г.А. Урунтаева. - М. : Сфера, 2012. - 361 с.
30. Юдина, Н. Уроки вежливости [Текст] / Н. Юдина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 36-39.
31. Якобсон, С.Г. Проблемы этического развития детей [Текст] / С.Г. Якобсон. - М. : Аргус, 2014. - 167 с.
32. Якобсон, С.Г. Что по мнению детей, «хорошо», а что - «плохо» [Текст] / С.Г. Якобсон // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 46-49.
33. Игры, направленные на формирование культуры речевого общения [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://nsportal.ru/detskii- sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/13/igry-napravlennye-na-formirovanie-kultury- rechevogo
34. Игры по правилам современного этикета [Электронный ресурс] //
Режим доступа : https://www.maam.ru/detskijsad/igry-po-pravilam-
sovremenogo-yetiketa.html
35. Картотека игр по правилам речевого этикета [Электронный
ресурс] // Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2018/12/12/kartoteka-igr-po-pravilam-etiketa
36. Фархшатова И.А., Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет [Электронный ресурс] / И.А. Фархшатова, М.С. Давлетова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 168-172. // URL: http://e-koncept.ru/2017/770304.htm