ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Причины и классификация нарушения слуха у детей 10-12 лет 7
1.2 Роль лыжной подготовки для развития выносливости у детей 10-12
лет с нарушением слуха 11
1.3 Методические особенности обучения детей 10-12 лет с нарушением
слуха 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 24
3.1 Методика развития выносливости у детей 10-12 лет с нарушением
слуха, на основе лыжной подготовки 24
3.2 Результаты и их обсуждение 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность темы. По словам автора Томиловой Т.И.: «Показатели здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, в настоящее время свидетельствуют, что инвалидность с детства по слуху составляет около 5% от всего количества населения и имеет тенденцию к росту на данный момент. Отмечается, что школьники с различной степенью нарушения слуха отстают от слышащих школьников по уровню развития физической подготовленности, особенно выраженное отставание наблюдается по показателям двигательных способностей» [34].
Янн П.А. утверждает, что: «Физическое воспитание ребенка с нарушением слуха также, как и слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет физическое воспитание» [37].
Ермаков В.П. говорит, что: «Под физическим воспитанием
подразумевается система мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. При проведении мероприятий по физическому воспитанию детей с нарушением слуха необходимо иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности мозговые, в результате чего имеют данную нозологию» [14].
Евстратов В.С. дает определение: «Лыжный спорт - увлекательнейший вид физической культуры и спорта. Даже если ребенок не стремится стать олимпийским чемпионом - занятия лыжами очень полезны для здоровья и представляют собой прекрасную альтернативу бегу в условиях зимы» [13].
Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия данным видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
Цель исследования: повышение уровня развития выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха в период учебно-тренировочного процесса на основе лыжного подготовки.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение уровня развития выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха на основе лыжной подготовки.
Предмет исследования: методика развития выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха.
2. Разработать методику, направленную на развитие выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха на основе лыжной подготовки.
3. Определить эффективность экспериментальной методики, разработанной и внедренной в учебно-тренировочный процесс детей 10-12 лет с нарушением слуха.
Для решение поставленных нами задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Метод математической статистики.
Гипотеза: состоит в том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс детей 10-12 лет с нарушением слуха разработанной нами методики для развития выносливости позволит улучшить их показатели.
Практическая значимость: положительные результаты исследования позволяют разнообразить учебно-тренировочную деятельность детей 10-12 лет с нарушением слуха. Данная методическая разработка может быть рекомендована для широкого использования в практической работе различных ДЮСШ, СДЮШОР по лыжным гонкам.
Обзор и анализ литературы по теме исследования позволил изучить проблемы подготовки детей с нарушением слуха занимающихся лыжным спортом. Это позволило ознакомиться со моментами, которые касались вопроса развития выносливости детей 10-12 лет с нарушением слуха.
В результате проделанной работы нами были сформулированы следующие выводы:
1. Был определен изначальный уровень развития выносливости детей 10-12 лет с нарушением слуха. После проведенного предварительного тестирования выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха, мы увидели, что, занимаясь по стандартной программе, разница в результатах тестирования имеет незначительное отличие.
2. Сведения, полученные в результате анализа литературных источников, позволили разработать нам методику, направленную на развитие выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха и провести экспериментальную часть исследования. Нами была подобрана экспериментальная методика, направленная на развитие выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха.
При обучении мы применяли равномерный, переменный, интервальный, повторный и контрольный методы тренировки.
Применялись разнообразные имитационные упражнения. Упражнения с вспомогательными средствами. По эффективности воздействия упражнения выполнялись в определенной последовательности.
3. После внедрения в экспериментальную группу разработанных нами методики, направленной на развитие выносливости было проведено повторное тестирование. После педагогического эксперимента, результаты выносливости у детей 10-12 лет с нарушением слуха, занимающихся лыжным спортом в экспериментальной группе на много улучшились, чем в контрольной группе, которая занималась по обычной стандартной программе. Можно говорить о том, что данная методика является
36
эффективной, так как виден заметный прирост показателей уровня
выносливости во всех тестах у экспериментальной группы.
Таким образом по результатам полученных данных можно говорить о том, что что внедрение в учебно-тренировочный процесс детей 10-12 лет с нарушением слуха разработанной нами методики для развития выносливости позволит улучшить их показатели.
1. Антонов, Ю.С. Индивидуальные различия в физической подготовленности лыжников-гонщиков //Лыжный спорт/ Ю.С.Антонов. - 1984. - № 1. - С. 4-7.
2. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2001. - 62 с.
3. Байков В.М., Монжосов В.Н., Огольцов Н.Б., Рыжов Е.Е. Лыжные гонки в ВУЗе - Минск: Минск.ГИФК, 2014. - С.76 - 74.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учебное пособие/ И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
5. Баталов, А.Г. Нормирование интенсивности тренировочных нагрузок в лыжных гонках: методические разработки/ А.Г.Баталов. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 96 с.
6. 8. Бутин И. М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -368.
7. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебник/ И.М. Бутин. - М.: Владос- Пресс, 2003. - 192 с.
8. Веденин В.П. С чего начинается лыжня. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - С.22 - 30.
9. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.:
Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.
10. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоровья, 3-е изд. - 2014. - С.44 - 48.
11. Донской Д.Д. Специальные упражнения гонщика - М.:
Физкультура и спорт, 2-ое изд. - 2015. - С.33 - 42.
12. Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2-ое изд. - 2014. - С.77 - 82.
13. Евстратов В.С., Чукардин Г.Б., Сергеев Б.И. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - С.66 - 74.
14. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
15. Ефремова, Т. И. Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к ребенку / Т. И. Ефремова // Современный детский сад. - 2018. - №1. - С. 24-27.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. / В. М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009 - 200 с.
17. Земцова М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №3. - С. 26 - 32.
18. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
19. Зимкин М.В. Физическая характеристика силы, быстроты, выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 3-е изд. доп. - 2013. - С.44 - 56.
20. Зациорский, В. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания/ В. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 159 с.
21. Квашук П.В. Лыжные гонки. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства/ П.В.Квашук, Н.Н. Кленин. - М.: Советский спорт, 2004. - 64 с.
22. Коганов. Л.С. Развиваем выносливость. На лыжах круглый год / сост.: Д.Д. Донской. - М.: Знание, 1990. - 190 с.
23. Конс К.К. Упражнения и игры лыжника - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 68с.
24. Коржова A.A. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
25. Кузьмин Н.И. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - С.9 - 12.
26. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.
27. Мандриков В.Б., Пивоварова Е.В. Паралимпийское движение. Спорт инвалидов в России: Учебное пособие. - Волгоград: ВолГМУ, 2007. - 52 с.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. -544с.
29. Начинская С.В. Спортивная метрология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.В. Начинская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240с.
30.
30. Озолин Н.Г. Развитие выносливости у спортсменов. - М.:
Физкультура и спорт, 3-е изд.перераб.и доп. - 2012. - с.18 - 22.
31. Романин А.В., Пименов А.А. Лыжный спорт.-М.: Советский спорт, 2014. - 264с.
32. Рябинина, Е. Учреждена ассоциация слепоглухих «Согласие»/ Е. Рябинина // Русский инвалид. - 2018. - №3-4. - С. 25.
33. Спиридонов К.Н., Майстришин Д.В. Характеристика гоночных трасс по их скоростным качествам в лыжном спорте: Сборник научных трудов «Вопросы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов». - Омск: Сиб.ГУФК, 2013. - С.22 - 28.
34. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников [Текст]: Ю. А. Пеганов, А. Г. Спицин. - М.: Дефектология. - 2008. - №2 - С. 37-48.
35. Томилова Т.И., Чуракова М.Д., Афанасенкова Н.В. Динамика физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе физической реабилитации // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5.
36. Фомин С.К. Тесты для определения технической и функциональной подготовленности лыжников. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 60с.
37. Фредерик Е., Страт П. К вопросу о повышении результативности в лыжных гонках. - М.: ВНИИФК - ЦООНТИ, 1987. вып. 1. - С.16 - 20.
38. Шимбо М. Трение о снег скользких поверхностей лыж со смазкой и без смазки: методическое пособие - М.: ВНИИФК, 2014. - 89с.
39. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. - М.: Академия, 2003. - С.32-40. 49
40. Яшкова И.В. Наглядное мышление глухих детей. - М.:
Психология детства, 2008. - С.33-42.