Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовое регулирование ограничений прав военнослужащих в Российской Федерации

Работа №106789

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

конституционное право

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 7
1.1. Понятие и сущность ограничений конституционных прав и свобод человека 7
1.2. Концептуальные основы, виды и пределы ограничений прав и свобод граждан в отечественном законодательстве 16
1.3. Зарубежный опыт нормативного регулирования ограничений прав и свобод граждан (на примере стран СНГ) 31
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИХ ПРАВ И СВОБОД 35
2.1. Понятие конституционно-правового статуса военнослужащих в отечественном законодательстве 35
2.2. Основания и содержание ограничений прав и свобод военнослужащих в РФ 41
2.3. Актуальные вопросы содержания отдельных видов ограничений прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации 45
ГЛАВА 3. ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РФ:ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 78

Актуальность исследования. Современное развитие российской государственности в направлении дальнейшего формирования демократичного развитого государства невозможно без глубоко анализа и укрепления правового статуса личности, являющегося наивысшей ценностью в системе правоотношений. При этом наиболее важным элементом в системе правового статуса личности, которая напрямую влияет на реальное состояние регулирования прав и свобод в России, являются ограничения прав и свобод граждан. Вместе с тем для целого ряда категорий граждан именно ограничения могут оказывать существенное влияние на изменение их правового статуса, что, конечно же, требует обязательного и детального их изучения. К таким субъектам права, для которых вследствие особого характера взаимоотношений устанавливаются специальные ограничения прав и свобод. К ним относятся госслужащие, выборные должностные лица, депутаты всех уровней, сотрудники правоохранительных органов и, конечно же, военнослужащие.
Именно для военнослужащих вопрос ограничения конституционных прав и свобод является довольно острым и злободневным в силу важнейших функций, реализованных военной службой - обеспечения безопасности государства от внешних угроз, защиты его независимости и целостности, охране прав и свобод граждан. А чтобы обеспечить качественное выполнение военнослужащими своих задач, необходимо во многих моментах установить ограничения как особые правила поведения в процессе реализации своей профессиональной деятельности. Базируясь на прочной нормативно-правовой основе, такие ограничения не должны каким-либо образом искажать всю сущность того права, которое было ограничено.
Итак, в ходе работы было исследовано ограничения прав военнослужащих в отечественном законодательстве, которые объективно обуславливаются особенностями их статуса. В законодательном поле РФ они выделяются как самостоятельный правовой институт. Поэтому без постоянного и регулярного совершенствования системы нормативно-правового регулирования ограничений прав и свобод военнослужащих нереально достигнуть оптимального баланса взаимоотношений между ними и обществом. Именно в этом - главная актуальность данного магистерского исследования.
Цель исследования - исследовать содержание ограничений прав и свобод военнослужащих с их последующей детализацией, а также толкования оснований и пределов таких ограничений.
Для достижения поставленной цели были выделены такие задачи исследования:
• раскрыть понятие и сущность ограничений конституционных прав и свобод человека;
• рассмотреть концептуальные основы, виды и пределы ограничений прав и свобод граждан в отечественном законодательстве;
• изучить на примере стран СНГ зарубежный опыт нормативного регулирования ограничений прав и свобод граждан;
• проанализировать понятие конституционно-правового статуса военнослужащих в отечественном законодательстве;
• выделить основания и содержание ограничений прав и свобод военнослужащих в РФ;
• рассмотреть некоторые вопросы содержания отдельных видов ограничений прав и свобод военнослужащих в России;
• проанализировать практические аспекты пределов ограничения прав и свобод военнослужащих в РФ.
Объект исследования - комплекс отношений, возникающих и осуществляющихся во время введения и ограничения прав и свобод военнослужащих в РФ.
Предмет исследования - нормативно-правовая база, акты которой регулируют ограничения прав и свобод военнослужащих в России.
Обзор использованных источников. В юриспруденции различные аспекты проблем ограничения конституционных прав и свобод граждан РФ и военнослужащих в частности анализировали В. Н. Агеев, Г. Г. Арутюнян, М. В. Баглай, Л. Л. Беломестных, В. В. Бородин, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, К. К. Гасанов, С. А. Глотов, Е. И. Козлова, А. В. Коровников, А. В. Кудашкин, О. Е. Кутафин, В. В. Лапаева, Е. А. Лукашева, Д. И. Луковская, В. Д. Мазаев, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Ю. И. Мигачев, С. В. Пчелинцев, Т. Н. Радько, Ф. М. Рудинский, А. А. Стремоухов, А. В. Тарасов, С. В. Тихомиров, В. И. Ушаков, М. П. Фомиченко, А. Ф. Черданцев, Н. И. Б. С. Эбзеев и др.
Методы исследования. При подготовке данной работы были использованы общенаучный диалектический метод познания. Также были применены частно-исторический, социально-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы научного познания.
Теоретическая основа исследования - научные работы и исследования отечественных и ряда зарубежных авторов, которые занимаются проблематикой правового статуса личности и ограничения прав граждан в государстве.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., иные законодательные акты РФ.
Научная новизна исследования заключается в предложениях автора по уточнению и конкретизации трактовки сущности ограничений прав военнослужащих в РФ. А также предложения по новой трактовке понимания пределов ограничения прав военнослужащих в отечественном законодательстве.
Значимость исследования заключается в возможности применения результатов данного исследования для дальнейшего изучения актуальных проблем права.
Исследование состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ограничения прав и свобод граждан определяется как установление значительно более жестких рамок их вероятностного поведения и направленное на наиболее полное обеспечение прав и законных интересов государства, общества или третьих лиц. При этом ограничения прав можно характеризовать как сокращение возможностей поведения для субъекта в сравнении с всеобщим правилом, то есть таким образом правовые ограничения выступают как специальные нормы соотносительно общей, имеют вспомогательный характер, выступая как средство для обеспечения прав и интересов конкретных субъектов или общества в целом, и устанавливаемые исключительно законом.
Ограничения права имеют ту же самую природу, что и право, обуславливая один одного - право предполагает какое-нибудь ограничение воли граждан либо социальной группы, а ограничения права его конкретизируют, определяя тем самым границы правоприменения для более эффективного функционирования системы права. При этом ограничения можно понимать в двух смыслах:
• необходимая защита интересов личности, государства и общества, которая побуждает принимать новые нормы об ограничениях прав и свобод граждан;
• как некие обстоятельства, которые свидетельствуют о соблюдении необходимой законности решений органов власти об ограничениях прав и свобод конкретных лиц, а также неопределенного круга лиц на определенной территории.
При втором описанном подходе выделяют формально-юридические и материальные основания. Формально-юридические основания - это закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах правовые нормы, которые регулируют все вопросы ограничения прав и свобод. Материальные основания - это определенные фактические обстоятельства, которые свидетельствуют об условиях законного ограничения прав и свобод. Иными словами, это юридические факты в виде событий и действий, с которыми и связано введение правовых ограничений.
Вопрос о пределах ограничений прав и свобод субъектов права является сегодня одним из наиболее острых и злободневных. В первую очередь внимание следует обратить на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где употреблен термин «мера» - «...в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя...». Оптимальная трактовка правовых ограничений именно как меры достижения целей защиты прав и свобод граждан даст возможность определить реальную степень ограничений и найти компромиссный вариант среди интересов личности и государства. Поэтому наиболее оптимальным будет определение: пределы ограничений прав и свобод граждан - оптимальная мера достижения целей защиты граждан, государства и общества, а также обеспечение их безопасности.
Под конституционно-правовым статусом военнослужащих следует понимать юридическую форму его социального положения. При этом в структуру статуса входят совокупность прав, свобод и обязанностей граждан, их правосубъектность и юридическая ответственность. Он относится к специальным видам статусов и регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами.
Основоположными для военнослужащих являются общегражданские и служебные группы прав. Общегражданские права -политические, социально-экономические и личные права, которыми обладают военнослужащие априори. При использовании военнослужащими своих общегражданских прав возникают в силу статуса и некоторые особенности. Специальные, или дополнительные служебные права наделяются военнослужащим как лицам, проходящим военную службу и поэтому имеющим иной статус. Специальные права подразделяют на общие и специальные.
Одним из наиболее важных личных прав гражданина является право на свободу совести. Законодательство запрещает создание и функционирование любых религиозных организаций в воинских частях, корреспондируя также и запрет политическим партиям вести там партийную работу. Военнослужащим категорически воспрещается из-за мотивов отношения к религии нарушать приказы и пренебрегать воинскими обязанностями. Поэтому считаем, что нужно возразить резко против попытки введения института капелланов в Вооруженных Силах РФ.
В подтверждении этому - ст. 14 Конституции РФ: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данная норма воспрещает введение института полковых священников для РПЦ, так как православие будет фактически навязываться как государственная религия, что категорически неверно.
Специфическим, присущим только данной категории граждан запретом является запрет на обсуждение и критику приказов вышестоящих начальников. Именно право командира военной части (подразделения) отдавать приказы, а также обязанности подчиненных им повиноваться является основным принципом единоначалия в Вооруженных Силах РФ и других стран. Но запреты на критику и обсуждения приказа не обозначает автоматического «слепого» их выполнения в случае издания незаконного приказа. Ч. 2 ст. 42 УК РФ исключает уголовную ответственность за неисполнение заведомо незаконного приказа.
Однако конкретный действия подчиненных в данном случае не определены в законодательстве. Предполагаем, что на основе Дисциплинарного устава (ст. 106) и Устава внутренней службы (ст. 21) военнослужащий не должен исполнять такой приказ и ему нужно обратиться к вышестоящему командованию.
Ограничения политических прав для военнослужащих направлены на обеспечение политического нейтралитета Вооруженных Сил РФ. Сюда включены свобода слова, собрания и права на объединение. Ограничиваются отечественным законодательством и ряд трудовых прав военнослужащих, особенно в вопросах оплаты труда. Так, военнослужащим воспрещается получать гонорары за свои выступления и публикации, получать подарки, ссуды, услуги, различные вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с воинской службой (исключая вознаграждения в порядке поощрения за службу). И, к слову, также запрещено принятие иностранных наград без личного разрешения Президента РФ. Поэтому можно сделать вывод, что в целом для военнослужащих ограничения их трудовых прав в полной мере соответствует ограничениям для гражданских госслужащих (основание - с. 16-17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004).
Пределы ограничений прав и свобод военнослужащих определяются как оптимальные меры достижения целей ограничений прав лиц, исполняющих военную службу, на основе Конституции РФ. Такими целями являются защита государственности и конституционного строя РФ, защита здоровья, нравственности, прав и интересов граждан, обеспечение обороноспособности и безопасности страны. В данном определении выделяются три основных принципа допустимости пределов ограничений:
• исходя из толкования пределов ограничений как меры дозволенного поведения, установление этих мер требует обязательного соблюдения принципа законности;
• для достижения конституционных целей пределов ограничений нужно применение принципа соответствия пределов ограничений их целям;
• для характеристики пределов ограничений прав военнослужащих как оптимальных мер дозволенного поведения необходимо использование принципа сохранения сущности и содержания права.


1. Конституция Российской Федерации. Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001 № 23. Ст. 2277.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Федеральный закон от 21.10.2013 № 277-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 43. Ст. 5447.
8. Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 45. Ст. 6336.
9. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
10. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
11. Федеральный закон от 01.12.2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и о исполнении дисциплинарного ареста» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 49 (ч. 1). Ст. 5089.
12. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
13. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
14. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
15. Федеральный закон от 25.07.2002. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ