ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЗНАКОВ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 9
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Современные методические подходы к организации формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 36
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальной работе 61
Приложение Б Тематическое планирование в рамках парциальной программы «Помощники природы» 62
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 9
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Современные методические подходы к организации формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков 36
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальной работе 61
Приложение Б Тематическое планирование в рамках парциальной программы «Помощники природы» 62
Правила поведения в природной среде - это специально сформированная система действий, благодаря которым индивид контактирует с окружающим миром наиболее безопасно, с сохранением и развитием своей и других живых существ жизни, обеспечением удовлетворения жизненно важных интересов и достижением значимых целей. Незнание и непонимание подстерегающих дошкольника опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, отсутствие самостоятельного опыта общения с животными, нахождения в природе, а также недостаточно эффективные меры по формированию такого опыта в рамках образовательного процесса обуславливают актуальность нашего исследования.
В исследованиях М.В. Антроповой, Т.Л. Богиной, Т.М. Бондаренко, С.А Ганата, О.А. Кулановского, Т.В. Кучера, В.М. Мельникова, С.В. Петериной, Л.Т. Ямпольского процесс формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического образования. Воспитанию бережного и ценностного отношения к природе посвящены работы Е.Н. Лазаренко, Н.Ф. Виноградовой, И.Д. Зверева, М.Ю. Картушиной, Т.А Куликовой, В.Н. Черняковой, Г.П. Юрко и других ученых.
Нужно помнить, что для ребенка дошкольного возраста наиболее важным является процесс познания, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения представлений и закрепления умений и навыков, а не вокруг последствий разных опасностей. Одним из средств формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе является использование экознаков. Экознаки - материал, помогающий педагогу сделать работу по экологическому образованию дошкольников доступной и наглядной. В ходе организации работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе экознаки можно использовать для проведения бесед с детьми, они могут стационарно находиться в экологическом уголке группового помещения, могут использоваться для проведения различных эстафет во время праздников и развлечений для детей.
Использование экознаков в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе рассматривают М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, П.Г. Саморукова и другие.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе и недостаточным использованием экознаков в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения.
Предмет исследования: экознаки как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков возможен, если:
• осуществлен отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным;
• экологический уголок и уголок безопасности в группе обогащены экознаками;
• организована совместная деятельность педагога и детей с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 представлений о правилах поведения в природе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения, раскрывающие роль природы в формировании личности ребёнка (О.А. Воронкевич, Л.И. Егоренков, С.Д. Дерябо);
• теоретические положения, раскрывающие содержание представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева, Т.И. Бабаева, A. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева);
• теоретические положения об использовании экознаков в работе по экологическому образованию детей дошкольного возраста (М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий, С.Д. Дерябо, B. А. Ясвин, П.Г. Саморукова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможности использования экознаков в формировании у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе; в определении показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 39 «Пчёлка» г. Химки Московской обл. В исследовании приняли участие 15 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 5 таблицами, 12 рисунками.
В исследованиях М.В. Антроповой, Т.Л. Богиной, Т.М. Бондаренко, С.А Ганата, О.А. Кулановского, Т.В. Кучера, В.М. Мельникова, С.В. Петериной, Л.Т. Ямпольского процесс формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического образования. Воспитанию бережного и ценностного отношения к природе посвящены работы Е.Н. Лазаренко, Н.Ф. Виноградовой, И.Д. Зверева, М.Ю. Картушиной, Т.А Куликовой, В.Н. Черняковой, Г.П. Юрко и других ученых.
Нужно помнить, что для ребенка дошкольного возраста наиболее важным является процесс познания, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения представлений и закрепления умений и навыков, а не вокруг последствий разных опасностей. Одним из средств формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе является использование экознаков. Экознаки - материал, помогающий педагогу сделать работу по экологическому образованию дошкольников доступной и наглядной. В ходе организации работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе экознаки можно использовать для проведения бесед с детьми, они могут стационарно находиться в экологическом уголке группового помещения, могут использоваться для проведения различных эстафет во время праздников и развлечений для детей.
Использование экознаков в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе рассматривают М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, П.Г. Саморукова и другие.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе и недостаточным использованием экознаков в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения.
Предмет исследования: экознаки как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков возможен, если:
• осуществлен отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным;
• экологический уголок и уголок безопасности в группе обогащены экознаками;
• организована совместная деятельность педагога и детей с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 представлений о правилах поведения в природе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения, раскрывающие роль природы в формировании личности ребёнка (О.А. Воронкевич, Л.И. Егоренков, С.Д. Дерябо);
• теоретические положения, раскрывающие содержание представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева, Т.И. Бабаева, A. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева);
• теоретические положения об использовании экознаков в работе по экологическому образованию детей дошкольного возраста (М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий, С.Д. Дерябо, B. А. Ясвин, П.Г. Саморукова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможности использования экознаков в формировании у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе; в определении показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 39 «Пчёлка» г. Химки Московской обл. В исследовании приняли участие 15 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 5 таблицами, 12 рисунками.
Бережное отношение к природе - одно из составных личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Формирование экологической культуры происходит в процессе экологического образования.
При выявлении сущностных характеристик и структурных правил поведения детей дошкольного возраста в природе, мы выявили, что правила поведения ребенка в природе - это сумма усвоенных представлений, а умение правильно вести себя в разных ситуациях в природе (в лесу, во время грозы, при ориентировании на местности, в турпоходе, безопасное обращение с грибами и ягодами, безопасность при купании, безопасность на замерзших водоемах и прочие).
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что среди детей 5-6 лет преобладает низкий и средний уровень сформированности правил поведения в природе.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков будет успешным, если:
• осуществлен отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным;
• экологический уголок и уголок безопасности в группе обогащены экознаками;
• организована совместная деятельность педагога и детей с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
На первом этапе мы осуществили отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным. Для формирования когнитивного критерия представлений о правилах поведения в природе были отобраны экознаки с изображением «Не загрязнять природу». Для формирование эмоционально-мотивационного критерия представлений о правилах поведения в природе были выбраны экознаки из изображениями правил поведения в природе. Для формирования деятельностного критерия представлений о правилах поведения в природе были подобраны экознаки с природоохранным направлением действия. Данные экознаки использовались в работе с детьми при обсуждении ситуаций, требующих природоохранных действий, правил поведения людей в природе (какие действия людей направлены на уничтожение природы, последствия от этих действий для растений, животных, самих людей).
На втором этапе нашей экспериментальной работы мы обогатили экознаками уголок безопасности в группе.
На третьем этапе нашей экспериментальной работы мы организовали совместную деятельность педагога и детей 5-6 лет с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показал, что показатель низкого уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе снизился на 27%, показатель среднего уровня повысился на 7%, показатель высокого уровня повысился на 20%.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают успешность работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков и верность выдвинутой гипотезы.
При выявлении сущностных характеристик и структурных правил поведения детей дошкольного возраста в природе, мы выявили, что правила поведения ребенка в природе - это сумма усвоенных представлений, а умение правильно вести себя в разных ситуациях в природе (в лесу, во время грозы, при ориентировании на местности, в турпоходе, безопасное обращение с грибами и ягодами, безопасность при купании, безопасность на замерзших водоемах и прочие).
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что среди детей 5-6 лет преобладает низкий и средний уровень сформированности правил поведения в природе.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков будет успешным, если:
• осуществлен отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным;
• экологический уголок и уголок безопасности в группе обогащены экознаками;
• организована совместная деятельность педагога и детей с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
На первом этапе мы осуществили отбор экознаков в соответствии с критериями формирования у детей представлений о правилах поведения в природе, а именно когнитивным, эмоционально-мотивационным и деятельностным. Для формирования когнитивного критерия представлений о правилах поведения в природе были отобраны экознаки с изображением «Не загрязнять природу». Для формирование эмоционально-мотивационного критерия представлений о правилах поведения в природе были выбраны экознаки из изображениями правил поведения в природе. Для формирования деятельностного критерия представлений о правилах поведения в природе были подобраны экознаки с природоохранным направлением действия. Данные экознаки использовались в работе с детьми при обсуждении ситуаций, требующих природоохранных действий, правил поведения людей в природе (какие действия людей направлены на уничтожение природы, последствия от этих действий для растений, животных, самих людей).
На втором этапе нашей экспериментальной работы мы обогатили экознаками уголок безопасности в группе.
На третьем этапе нашей экспериментальной работы мы организовали совместную деятельность педагога и детей 5-6 лет с использованием экознаков при реализации авторской парциальной программы экологической направленности «Помощники природы».
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показал, что показатель низкого уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе снизился на 27%, показатель среднего уровня повысился на 7%, показатель высокого уровня повысился на 20%.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают успешность работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в природе посредством экознаков и верность выдвинутой гипотезы.





