ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.1Особенности эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.2Характеристика психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.1Организация и методы исследования эмоциональной сферы у детей
6-7 лет с задержкой психического развития
2.2Разработка и реализация психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.3Оценка эффективности психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.1Особенности эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.2Характеристика психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.1Организация и методы исследования эмоциональной сферы у детей
6-7 лет с задержкой психического развития
2.2Разработка и реализация психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.3Оценка эффективности психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность исследования. Эмоциональную сферу ребенка следует отнести к одной из тех базовых предпосылок общего психического развития, которые являются ядром становления личности ребенка, одним из фундаментальных внутренних факторов, оказывающих определяющее значение на становление психики и психического здоровья ребенка.
Трудности современной социальной ситуации не только не способствуют эмоциональному развитию детей, но и зачастую обедняют его. Это ведет к разнообразным отклонениям в эмоциональном развитии детей, неправильному развитию их эмоциональной сферы. Современные исследования Д.В. Березиной, Е.В. Михайловой, Т.Б. Пискаревой, посвященные изучению особенностей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, свидетельствуют о недоразвитии эмоциональной сферы данной группы детей. Говоря об особенностях эмоционально-чувственной сферы детей с задержкой психического развития, Л.С. Выготский к ее отличительным характеристикам отнёс недостаточную дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватные и непропорциональные реакции на воздействие окружающей среды. Н.Л. Белопольской, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой отмечалась специфика эмоций, представляющая собой дифференциальный признак, указывающий на задержку психического развития.
Процесс формирования эмоциональной сферы детей с ЗПР следует отнести к центральному звену системы психологической коррекции. Однако, следует отметить недостаточное число психологических исследований, в которых специально бы раскрывалась проблема эмоций и эмоционального развития у детей, имеющих задержку психического развития. Проблема изучения особенностей эмоциональной сферы у дошкольников, имеющих задержку психического развития, обычно относится к второстепенным задачам, так как авторы делают акцент на других характеристиках детей с такими нарушениями, в частности, на изучении познавательных психических процессов.
Специально организованная педагогическая работа, обеспечивающая коррекцию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития должна по праву стать частью педагогической стратегии.
Вместе с тем, анализ научной и методической литературы, практики работы с детьми этой категории позволяет выделить противоречие между необходимостью коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, чувственного характера познания окружающего мира дошкольниками и отсутствием комплексного научно-методического осмысления путей реализации данного направления коррекционной работы.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции
эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 67 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1)изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
2)выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3)разработать и внедрить психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
4)Оценить эффективность психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: процесс коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
-разработан комплекс занятий игровой коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-подобраны и включены в коррекционный процесс произведения художественной литературы, обогащающие словарь эмоциональной лексики при ознакомлении детей с различными эмоциями;
-в процессе коррекционной работы применяются средства изобразительной деятельности, обучающие детей преобразовывать эмоциональные образы в эмоционально-художественные.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению особенностей эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития Н.П.Белопольской, Н.С. Ежковой, А.П. Жавнерко. Т.Н.Павлий;
-исследования, посвященные развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития В.И. Лубовского, О.В Защиринской;
-исследования, посвященные изучению психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы дошкольников Г.В. Бурменской, А.И.Захарова, О.Л.Карабановой, В.В.Лебединского, А. Г. Лидерс, А.Л. Осиповой, А.С. Спиваковской, А.М. Щетининой.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны и описаны психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 67 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления о коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития; разработка и обоснование психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с подобными нарушениями.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами, педагогами-дефектологами дошкольных образовательный организаций апробированных материалов по диагностике, психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 11»
ГБОУ СОШ № 38. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника), 12 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 3 рисунка.
Трудности современной социальной ситуации не только не способствуют эмоциональному развитию детей, но и зачастую обедняют его. Это ведет к разнообразным отклонениям в эмоциональном развитии детей, неправильному развитию их эмоциональной сферы. Современные исследования Д.В. Березиной, Е.В. Михайловой, Т.Б. Пискаревой, посвященные изучению особенностей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, свидетельствуют о недоразвитии эмоциональной сферы данной группы детей. Говоря об особенностях эмоционально-чувственной сферы детей с задержкой психического развития, Л.С. Выготский к ее отличительным характеристикам отнёс недостаточную дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватные и непропорциональные реакции на воздействие окружающей среды. Н.Л. Белопольской, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой отмечалась специфика эмоций, представляющая собой дифференциальный признак, указывающий на задержку психического развития.
Процесс формирования эмоциональной сферы детей с ЗПР следует отнести к центральному звену системы психологической коррекции. Однако, следует отметить недостаточное число психологических исследований, в которых специально бы раскрывалась проблема эмоций и эмоционального развития у детей, имеющих задержку психического развития. Проблема изучения особенностей эмоциональной сферы у дошкольников, имеющих задержку психического развития, обычно относится к второстепенным задачам, так как авторы делают акцент на других характеристиках детей с такими нарушениями, в частности, на изучении познавательных психических процессов.
Специально организованная педагогическая работа, обеспечивающая коррекцию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития должна по праву стать частью педагогической стратегии.
Вместе с тем, анализ научной и методической литературы, практики работы с детьми этой категории позволяет выделить противоречие между необходимостью коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, чувственного характера познания окружающего мира дошкольниками и отсутствием комплексного научно-методического осмысления путей реализации данного направления коррекционной работы.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции
эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 67 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1)изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
2)выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3)разработать и внедрить психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
4)Оценить эффективность психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: процесс коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
-разработан комплекс занятий игровой коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-подобраны и включены в коррекционный процесс произведения художественной литературы, обогащающие словарь эмоциональной лексики при ознакомлении детей с различными эмоциями;
-в процессе коррекционной работы применяются средства изобразительной деятельности, обучающие детей преобразовывать эмоциональные образы в эмоционально-художественные.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению особенностей эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития Н.П.Белопольской, Н.С. Ежковой, А.П. Жавнерко. Т.Н.Павлий;
-исследования, посвященные развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития В.И. Лубовского, О.В Защиринской;
-исследования, посвященные изучению психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы дошкольников Г.В. Бурменской, А.И.Захарова, О.Л.Карабановой, В.В.Лебединского, А. Г. Лидерс, А.Л. Осиповой, А.С. Спиваковской, А.М. Щетининой.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны и описаны психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 67 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления о коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития; разработка и обоснование психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с подобными нарушениями.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами, педагогами-дефектологами дошкольных образовательный организаций апробированных материалов по диагностике, психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 11»
ГБОУ СОШ № 38. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника), 12 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 3 рисунка.
При анализе психолого-педагогической литературы было установлено что эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции образуют основную структурную единицу эмоциональной сферы личности дошкольника. В структуре эмоциональной сферы необходимо также выделить сенсорную систему и эмоциональный опыт.
Эмоциональное развитие сопровождается сложностью,
комплексностью и закономерностью. Содержание эмоционального развития и его возрастная динамика зависят от новообразований личности, свойственных для различных этапов онтогенеза, на которые оказывают влияние: социальные условия жизни, оказание грамотной педагогической
поддержки, личностная активность детей в различных видах детской деятельности.
Исследование эмоциональной сферы детей с 6-7 лет с ЗПР на этапе констатации показало, что у обследованных детей преобладает низкий и средний уровень развития эмоциональной сферы. Особенностями эмоциональной сферы таких детей является: неумение распознавать и вербализовать эмоции; неумение идентифицировать эмоции; отсутствие владения средствами эмоциональной выразительности.
С целью коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с ЗПР нами были разработаны и реализованы психолого-педагогические условия:
-разработан комплекс занятий игровой коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-подобраны и включены в коррекционный процесс произведения художественной литературы, обогащающие словарь эмоциональной лексики при ознакомлении детей с различными эмоциями;
- в процессе коррекционной работы применяются средства изобразительной деятельности, обучающие детей преобразовывать эмоциональные образы в эмоционально-художественные.
Результаты исследования на этапе контроля подтвердили эффективность психолого-педагогических условий коррекции
эмоциональной сферы детей 6-7 лет с ЗПР:
-дети стали лучше понимать эмоциональные состояние других людей (повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности данного умения на 20%);
-дети научились лучше идентифицировать эмоции и называть их (количество детей с высоким уровнем сформированности данного умения повысилось на 30%);
-у детей расширился словарь эмоциональной лексики (количество детей с высоким уровнем умения определять эмоции и вербализовать их повысился на 20%);
-дети освоили основные мимические проявления эмоций, научились использовать язык тела и выразительные интонации (на 10% повысилось количество детей с высоким уровнем владения средставми выразительности).
Полученные результаты подтверждают гипотезу нашего исследования об эффективности разработанных психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 7 лет ЗПР. Подобранный нами практический материал по диагностике и обоснование психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития могут быть использованы в практике учителями-логопедами дошкольных образовательный организаций.
Эмоциональное развитие сопровождается сложностью,
комплексностью и закономерностью. Содержание эмоционального развития и его возрастная динамика зависят от новообразований личности, свойственных для различных этапов онтогенеза, на которые оказывают влияние: социальные условия жизни, оказание грамотной педагогической
поддержки, личностная активность детей в различных видах детской деятельности.
Исследование эмоциональной сферы детей с 6-7 лет с ЗПР на этапе констатации показало, что у обследованных детей преобладает низкий и средний уровень развития эмоциональной сферы. Особенностями эмоциональной сферы таких детей является: неумение распознавать и вербализовать эмоции; неумение идентифицировать эмоции; отсутствие владения средствами эмоциональной выразительности.
С целью коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с ЗПР нами были разработаны и реализованы психолого-педагогические условия:
-разработан комплекс занятий игровой коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-подобраны и включены в коррекционный процесс произведения художественной литературы, обогащающие словарь эмоциональной лексики при ознакомлении детей с различными эмоциями;
- в процессе коррекционной работы применяются средства изобразительной деятельности, обучающие детей преобразовывать эмоциональные образы в эмоционально-художественные.
Результаты исследования на этапе контроля подтвердили эффективность психолого-педагогических условий коррекции
эмоциональной сферы детей 6-7 лет с ЗПР:
-дети стали лучше понимать эмоциональные состояние других людей (повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности данного умения на 20%);
-дети научились лучше идентифицировать эмоции и называть их (количество детей с высоким уровнем сформированности данного умения повысилось на 30%);
-у детей расширился словарь эмоциональной лексики (количество детей с высоким уровнем умения определять эмоции и вербализовать их повысился на 20%);
-дети освоили основные мимические проявления эмоций, научились использовать язык тела и выразительные интонации (на 10% повысилось количество детей с высоким уровнем владения средставми выразительности).
Полученные результаты подтверждают гипотезу нашего исследования об эффективности разработанных психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 7 лет ЗПР. Подобранный нами практический материал по диагностике и обоснование психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития могут быть использованы в практике учителями-логопедами дошкольных образовательный организаций.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯНА КОРРЕКЦИОННЫХ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019





