Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе 8
1.1 Педагогические основы формирования у детей 5-6 лет
представлений о сезонных изменениях в природе 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе 16
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе 28
2.1 Определение уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о сезонных изменениях в природе 28
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе 39
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о сезонных изменениях в природе 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 58
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования на констатирующем этапе 59
Приложение В Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе 60
Приложение Г Сводная таблица результатов исследования на контрольном этапе 62
Сегодня состояние окружающей среды, глобальные экологические проблемы обуславливают необходимость формирования экологической культуры подрастающего поколения. Экологическая культура выступает сегодня регулятором отношений общества и природы, определяет характер и закономерности социоприродных взаимодействий, уровень экологического, физического и социального благополучия людей.
Образовательные организации должны стать эталоном экологической культуры общества. Особое место здесь отводится дошкольным образовательным организациям. Проблема формирования экологической культуры дошкольников рассматривается исследователями с разных позиций: изучаются особенности формирования экологических знаний (Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, A.M. Федотова); обобщается опыт бережного, заботливого, гуманного отношения к окружающей среде (В.Г. Грецова, Т.А. Маркова, З.П. Плохий, Л.П. Салеева); изучается процесс освоения навыков и умений экологически грамотной деятельности в природной среде (И.А. Комарова, Н.А. Рыжова).
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, которые обуславливают необходимость изменения подходов к построению педагогического процесса дошкольных образовательных организации, в том числе работы по формированию основ экологической культуры детей. Таким документом является Федеральный государственный образовательный стандарт.
Многообразие педагогических исследований (П.Г. Саморукова, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова) и вариативность парциальных программ в области дошкольного экологического воспитания показывают существенные достижения в разработке его содержания, форм и методов работы с детьми, в определении педагогических условий, обеспечивающих формирование экологических представлений детей дошкольного возраста, овладение умениями грамотного, осознанного поведения в природе.
Вместе с тем формирование основ экологической культуры у дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обуславливает изменение подходов к планированию и организации образовательного процесса. Это требует от педагогов дошкольных образовательных организаций готовности к решению соответствующих задач.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе будет возможно при реализации следующих педагогических условий:
- разработка и определение содержания совместной деятельности педагогов и детей по формированию у детей представлений о сезонных изменениях в природе с использованием различных видов моделей;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы соответствующими наглядными материалами, в частности различными видами моделей;
- реализация заданий, обеспечивающих познание детьми всей совокупности представлений о сезонных изменениях в природе, с использованием различных видов моделей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
3. Обосновать и реализовать педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
4. Определить и оценить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения С.Н. Николаевой в области экологического воспитания детей и развития у них экологического сознания;
- теоретические положения Л.А. Каменевой, Е.А. Панько в области формирования у детей дошкольного возраста представлений о последовательности сезонных изменений в природе;
- теоретические положения Н.И. Вересовой, Т.М. Бондаренко, Н.А. Рыжовой об использовании моделирования в работе по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. ГБДОУ детский сад № 41 «Мишутка» Невского района г. Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности педагогов и детей на основе дидактических единиц и блоков по формированию у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе: «Сезонные изменения в погоде», «Растительный мир», «Животный мир».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы задачи и определен комплекс заданий, обеспечивающих познание детьми всей совокупности представлений о сезонных изменениях в природе, в рамках блоков: «Сезонные изменения в погоде», «Растительный мир», «Животный мир».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные комплексы заданий, обеспечивающих познание детьми 5-6 лет всей совокупности представлений о сезонных изменениях в природе, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 наименования) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Исследование проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе позволило сделать следующие выводы.
Проблема формирования экологической культуры дошкольников рассматривается исследователями с разных позиций: изучаются особенности формирования экологических знаний (Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, A.M. Федотова); обобщается опыт бережного, заботливого, гуманного отношения к окружающей среде (В.Г. Грецова, Т.А. Маркова, З.П. Плохий, Л.П. Салеева); изучается процесс освоения навыков и умений экологически грамотной деятельности в природной среде (И.А. Комарова, Н.А. Рыжова).
Многообразие педагогических исследований (П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова) и вариативность парциальных программ в области дошкольного экологического воспитания показывают существенные достижения в разработке его содержания, форм и методов работы с детьми, в определении педагогических условий, обеспечивающих формирование экологических представлений детей дошкольного возраста, овладение умениями грамотного, осознанного поведения в природе.
Представления о погоде являются составной частью работы по экологическому образованию дошкольников, они необходимы для того чтобы ребенок ориентировался в окружающем мире и мог прогнозировать свои поступки и действия.
Совместная деятельность педагога и детей в дошкольной образовательной организации по формированию у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе могут быть организована на основе моделирования. Моделирование позволяет раскрыть детям важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней, позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь.
В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе, основываясь на исследованиях С.Н. Николаевой, Л.А. Каменевой, Л.М. Маневцовой, были определены показатели и отобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Полученные данные диагностического исследования показали, что низкий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе, был выявлен у 5 детей (25%), средний уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе, был выявлен у 12 детей (60%), и высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе был выявлен у 3 детей (15%).
Полученные результаты позволяют утверждать, что необходима специально организованная работа по обоснованию и реализации педагогических условий, способствующих повышению уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Целью формирующего эксперимента было: обосновать и апробировать педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе будет возможно при реализации следующих педагогических условий:
- разработка и определение содержания совместной деятельности педагогов и детей по формированию у детей представлений о сезонных изменениях в природе с использованием различных видов моделей;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы соответствующими наглядными материалами, в частности различными видами моделей;
- реализация заданий, обеспечивающих познание детьми всей совокупности представлений о сезонных изменениях в природе, с использованием различных видов моделей.
В рамках первого педагогического условия мы выделили дидактические единицы и разработали содержание следующих блоков по формированию у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе: «Сезонные изменения в погоде», «Растительный мир», «Животный мир».
В рамках второго педагогического условия мы продумали, какие виды моделей понадобятся нам в работе по формированию у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе. Часть моделей были разработаны в группе ранее, часть моделей мы внесли в группу и разместили в познавательном уголке. Эти модели мы использовали при организации заданий, способствующих формированию у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
В рамках третьего педагогического условия мы реализовали задания, обеспечивающие познание детьми всей совокупности представлений о сезонных изменениях в природе с использованием различных видов моделей.
Исходя из цели и задач исследования, мы определили цель контрольного эксперимента: выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет умений представлений о сезонных изменениях в природе после проведения формирующего эксперимента.
В результате проведения контрольного эксперимента была выявлена следующая динамика сформированности у детей 5-6 лет представлений о сезонных изменениях в природе:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 20%,
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания : сборник статей / под ред. Н. К. Катович. Минск : НИО, 1999. 143 с.
2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников, // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 36-42.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж : ТЦ Учитель, 2009. 187 с.
4. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М. : Просвещение, 2004. 113 с.
5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М. : Педагогика, 1986. 224 с.
6. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. № 2. С. 21-26.
7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. : Просвещение, 1993. 231 с.
8. Ветрова Н. И. Место и значение моделирования при формировании у детей старшего дошкольного возраста природоведческих знаний // Дошкольное воспитание. 1973. № 3. С. 37-43.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 21-26.
10. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. : Просвещение, 1999. 155 с.
11. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2007. 189 с.
12. Дерябо С. П., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д. : Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
13. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. М. : Школа здоровья, 2001. 315 с.
14. Детство : Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. [и др.]. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. 352 с.
15. Жуковская Р. Н. Родной край : учеб, пособие / под ред. С. А. Козловой. М. : Просвещение, 2000. 322 с.
16. Занимательное моделирование : учеб, пособие / под ред. В. Волина. М. : Просвещение. 1991. 193 с.
17. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 45-49.
18. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 10-16.
19. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. : Просвещение. 1988. 159 с.
20. Иванова И. И. Использование моделей в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. № 4. С. 19-21.
21. Истоки : Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л. А. Парамонова. 6-е изд. перераб. М. : ТЦ Сфера, 2018. 192 с.
22. Как знакомить дошкольников с природой : учеб, пособие / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова [и др.]. М. : Просвещение, 1983. 284 с.
23. Ладутько Л. К., Шкляр С. В. Ребёнок познаёт мир природы. Минск : НПО, 2005. 275 с.
24. Лебедева С. А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 20-27
25. Маневцова Л. М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста. Л., 1985. 131 с.
26. Мухина С. В. Детская психология. М. : Просвещение, 1985. 272 с.
27. Николаева С. И. Методика экологического воспитания в детском саду : кн. для воспитателей ДОУ. М. : Просвещение, 2004. 220 с.
28. От рождения до школы : Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru (дата обращения: 20.07.2021).
30. Рыжова Н. А. Наш дом - природа : Программа экологического образования дошкольников. М. : «Карапуз-дидактика», 2005. 192 с.
31. Саморукова П. Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное воспитание. 1973. № 4. С. 23-26.
32. Сердюкова Л. Д., Каменева Л. А. [и др.]. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1992. 222 с.
33. Сапогова Е. Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 26-30.
34. Ткаченко Т. А., Ткаченко Д. Д. Занимательные модели. М. : Прометей, 2002. 24 с.