Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения 8
1.1 Проблема формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности
общения в современных исследованиях 8
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет
гуманной направленности общения 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет гуманной
направленности общения 21
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у детей
6-7 лет гуманной направленности общения 34
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет гуманной
направленности общения 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 60
Одной из задач дошкольного образования и воспитания является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений воспитанников, так как дошкольный возраст представляет собой наиболее благоприятное время для формирования у ребенка различных чувств и эмоций, в том числе гуманных. Воспитание нравственной личности, умеющей выстраивать гуманные отношения со сверстниками и окружающими людьми, не допускающей унижение человеческого достоинства, не проявляющей грубости и жестокости в общении является очень актуальным.
Под гуманностью принято понимать обусловленную нравственными нормами и ценностями систему установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), проявляющуюся в сознании переживаниями сострадания и реализуемую в общении и деятельности.
Огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит общению, где ребенок проявляет сотрудничество сначала со взрослыми, а затем со сверстниками. Общение дает толчок эмоциональным переживаниям ребенка, формирует у него гуманное отношение к другим.
Вопросами формирования навыков гуманного общения детей занимались зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Исследования П.М. Моревой, В.С. Мухиной, С.Г. Якобсон и других психологов подтверждают идеи того, что в дошкольном возрасте дети уже способны воспринимать, перерабатывать и овладевать отдельными правилами и нормами взаимоотношений и культуры поведения.
Ряд работ Е.Ю. Демуровой, Л.И. Дурандиной, Л.В. Лидак, С.В. Петериной знакомят нас с исследованиями проблем воспитания и культуры поведения и общения детей в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.
Согласно Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцовой культура общения представляет собой составляющую часть коммуникативной культуры, социально-нравственной компетентности и коммуникативной готовности ребенка к школе.
Но все-таки в целом вопросы формирования у детей гуманной направленности общения представляются еще в недостаточной мере освещенными. Необходимость в раннем формировании гуманного общения детей обусловлена тем, что его отсутствие может привести к возникновению у них негативных, неправильных форм поведения и общения. Дети зачастую не могут вступить в контакт, выбрать правильные средства общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, не умеют слушать партнера.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы с детьми.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет гуманной направленности общения?
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет гуманной направленности общения будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные и возрастные особенности формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения;
- разработан и использован комплекс мероприятий, включающий в себя игровые упражнения, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, практические занятия;
- организовано тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных форм сотрудничества.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет гуманной направленности общения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет гуманной направленности общения.
3. Разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения, выявить их эффективность, обобщить и проанализировать полученные результаты.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, учебной литературы; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов: анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о культуре речевого поведения (А.М. Леушина, Е.И. Тихеева);
- исследования проблем формирования нравственных взаимоотношений детей: коллективных, дружеских, доброжелательных (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева);
- исследования проблемы воспитания культуры поведения и общения детей в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой) (Л.И. Дурандина, Л.В. Лидак);
- исследования гуманного общения дошкольников (Ю.А. Афонькина, Т.А. Репина, Г.А. Урунтаева).
Новизна исследования: определены психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения; уточнены показатели сформированности у детей 6-7 лет гуманной направленности общения.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы показатели сформированности гуманной направленности общения у детей 6-7 лет; описаны уровни сформированности гуманной направленности общения у детей 6-7 лет.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги и педагоги-психологи могут использовать разработанный комплекс мероприятий по формированию гуманной направленности общения с учетом выделенных психолого-педагогических условий.
Экспериментальная база исследования: воспитанники детского сада Суринского филиала ГБОУ средней общеобразовательной школы п. Береговой Самарской области в количестве 13 человек в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (47 источников), 11 приложений. Работу иллюстрируют 14 таблиц.
Огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит общению, где ребенок проявляет сотрудничество сначала со взрослыми, а затем со сверстниками.
Общение дает толчок эмоциональным переживаниям ребенка, формирует у него гуманное отношение к другим. Если ребенок добр, отзывчив, стремится прийти на помощь своему товарищу, то можно с уверенностью говорить о сформированности у ребенка гуманных чувств. Изучение формирования у детей гуманной направленности общения - важная задача при формировании всесторонней личности ребенка.
Изучение гуманной направленности общения детей дошкольного возраста в настоящее время необходимо, так как в последнее время увеличилось количество дошкольников с негативными, неправильными формами поведения и общения.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 6-7 лет гуманной направленности общения.
В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические аспекты психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения, рассмотрены проблемы формирования гуманной направленности общения у детей 6-7 лет в научных исследованиях. Проанализировав разнообразные толкования понятия «гуманность», «гуманные отношения» мы определили, что под гуманными взаимоотношениями личности рассматривается взаимная связь ее с другими людьми; во время общения у неё обнаруживается необходимость оказывать заботу окружающим, в процессе общения проявляются уважение, доброжелательность, дружелюбие, симпатия, сочувствие. Данные гуманные чувства помогают личности выражать свое осознанное и сопереживаемое отношение к партнеру.
Определили, что самым эффективным методом формирования у детей 6-7 лет гуманной направленности общения, на наш взгляд, являются игры, способствующие выработке у них взаимоуважения, понимания, человеколюбия.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего (диагностика уровня сформированности у детей 6-7 лет гуманной направленности общения), формирующего (реализация программы по формированию гуманной направленности общения у детей 6-7 лет с использованием игровых занятий) и контрольного (диагностика изменений в общении детей после проведения занятий).
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития навыков гуманного общения у дошкольников 6-7 лет. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень сформированности гуманной направленности общения выявлен у 4 детей (30%), средний - у 4 детей (30%), низкий у 5 детей (40%). Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию навыков гуманного общения у дошкольников 6-7 лет.
Динамика развития навыков гуманного общения была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после формирующего этапа эксперимента уровень сформированности гуманной направленности общения у 9 респондентов повысился, у 1 воспитанника он повысился с низкого до высокого уровня.
Таким образом, проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленная программа по формированию гуманной направленности общения у детей старшего дошкольного возраста продуктивна.
Экспериментальная работа показала, что формирование гуманного общения детей протекает более успешно при реализации разработанных педагогических условий по формированию гуманного общения старших дошкольников. Следовательно, если во время работы по формированию гуманной направленности общения у детей старшего дошкольного возраста будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенности детей этого возраста; будет использован комплекс мероприятий, включающий в себя игровые упражнения, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, практические занятия; будет тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса в группе, где создано внимательное и дружеское отношение между коммуникантами во время их совместной деятельности, то формирование гуманной направленности общения у детей будет эффективно.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира [Текст] / В.В. Абраменкова. М.: ЭКО, 2009. - 224 с.
2. Акопов, Г.В. Новые подходы к разработке комплексной психологической диагностики общения [Текст] / Г.В.Акопов, Т.В.Семенова // Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - 6-7 ноября 2014г. - М.: Университет РАО, 2014. - С.20-23.
3. Бобылева, А.В. Диагностика общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.В. Бобылева, Ю.С. Гуляева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XXXIII студенческой международной заочной научно-практической конференции. - Москва: Изд. «МЦНО». - 2016. - № 4 (32) // - Режим доступа. - URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities. - С.78-83 (дата обращения: 18.04.2018)
4. Буре, Р.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р.М. Буре // Методическое пособие: М.: Мозаика-синтез. - 2012. - 80 с.
5. Вакуленко, О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам: автореф. дисс. канд. пед. наук / О.В. Вакуленко [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.dissercat.com/content/razvitie-sotrudnichestva-starshikh- doshkolnikov-so-sverstnikami-na-zanyatii (дата обращения: 13.05.2018).
6. Волков, Б.С. Учим общаться детей раннего возраста [Текст]: методическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
7. Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет [Текст]: методическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.:ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
8. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2005 - 144 с.
9. Воспитание гуманных чувств у детей [Текст] / под ред. Л.Н. Проколиенко, В.К. Котырло - Киев: «Радянська школа», 2007. - 174 с.
10. Востриков, А.А. Культура нравственного самосовершенствовани я и воли [Текст] / А.А. Востриков. Одесса, Изд-во «Психопедагогика», 2012. - 143 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 418 с.
12. Галигузова, Л.Н. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст [Текст] / Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 176 с.
13. Глушенкова, Е.М. Исследование общения дошкольников с сверстниками [Текст] / Е.М. Глушенкова // Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. - 777 с.
14. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный
ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rulit.me/books/slovar-
prakticheskogo-psihologa-read-49700-46.html. (дата обращения: 16.04.2018).
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред.
A. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
16. Журавлев, А.Л. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников.- М.: Форум, 2011. - 496 с.
17. Загвоздкин, В.К. Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО: метод пошаговой адаптации [Текст] /
B. К. Загвоздкин // Дошкольное образование. 2017. - №4. - С. 4-9.
18. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317 с.
19. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие [Текст] / И.О.Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 71 с.
20. Кисельникова, Н.В. Повышение эффективности речевого общения посредством обучения анализу кинофильмов [Текст] / Н.В. Кисельникова, М.М. Данина // Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - 6-7 ноября 2014г. - М.: Университет РАО, 2014. - С. 719-723.
21. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2003. - 240 с.
22. Кононова, И.М. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности [Текст] / И.М.Кононова // Дошкольное воспитание. - 1995. - №12 - С. 12-18.
23. Коррекция агрессивного поведения у детей: опыт работы реабилитационного центра для детей и подростков «Надежда» [Текст]: методическое пособие / под ред. З.В. Мельчикова. - Томск, 2012. - 36 с.
24. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование, 2009. - № 3. - С. 25-27.
25. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина // под ред. А.Г. Рузской. - М. - Воронеж, 2010. - 384 с.
26. Маркова, Т.А. О детской дружбе и воспитании дружеских взаимоотношений [Текст] / Т.А. Маркова // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. - М., 2004. - 152 с.
27. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / под редакцией Т.А. Марковой - М.: «Просвещение», 1982. - 128 с.
28. Меренкова, В.С. Развивающий игротренинг. Для детей 3 - 6 лет [Текст] / В.С. Меренкова // Дошкольное образование. - 2018. - №3. - С.25-33.
29. Миронова, Н.И. Является ли речевая агрессия нормой общения? [Текст] / Н.И. Миронова // Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - 6-7 ноября 2014г./ [Текст] // Под ред. Т.П. Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. - 777 с. - С.739-742.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 456 с.
31. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - Воронеж: Модек, 2008. - 363 с.
32. Оганян-Захараш, Т.Б. Диагностика и результаты социализации дошкольников в группах комбинированной направленности [Текст] / Т.Б. Оганян-Захараш, О.Г. Болдинова // Дошкольное образование. - 2017. - №5. - С.31- 37.
33. Орлов, К.А. Особенности формирования гуманности на отдельных этапах развития личности [Текст] / К.А. Орлов // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: сб. науч. трудов. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. -
С. 162-165.
34. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
35. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
36. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича. М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
37. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст]/ Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 2008. - 148 с.
38. Семенова, Л.М. Использование сказок в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.М.Семенова // Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - 6-7 ноября 2014г. - М.: Университет РАО, 2014. - 777 с. - С. 761-763.
39. Слепцова, И.Ф. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования [Текст] / И.Ф. Слепцова // Дошкольное образование. 2017. - №2. - С. 4-9.
40. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник [Текст] /
Е.О. Смирнова. - М.: КНОРУС, 2013. - 280 с.
41. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и
сверстниками: учебное пособие [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. - 220 с.
42. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.
43. Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева // Дошкольное образование. 2016. - №2. - С.8-15.
44. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2013. - 368 с.
45. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
46. Шевченко, Ю.С. Зарождение взаимоотношений дошкольников в игре [Текст] / Ю.С. Шевченко // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 7 - С.13 -23.
47. Шинкарёва, Н.А. Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Н.А. Шинкарёва, Ю.А. Прыткова // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 858-861.