Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр

Работа №106571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2022
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр 12
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет первичных
экономических представлений 12
1.2 Настольно-дидактические игры как средство формирования
у детей 6-7 лет первичных экономических представлений 22
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр 38
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
первичных экономических представлений 38
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 54
6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
первичных экономических представлений
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Характеристика выборки исследования 80
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 81
Приложение В Конспекты совместной деятельности с применением настольно-дидактических игр 84
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 91


В условиях социально-экономических изменений в российском обществе возникает необходимость в исследовании первичных экономических представлений дошкольников. Под влиянием раннего экономического образования происходит изменение некоторых личностных свойств ребенка, в первую очередь, его ценностных ориентаций.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что в прошлом веке возобновились процессы перестройки общества, благодаря которым население страны получило большое количество новых возможностей реализации в сферах социальных отношений, экономической среде, политической. Данные изменения потребовали от людей максимальной собранности и реализации возможностей в активном освоении норм, ценностей, понятий в первую очередь в сфере экономики.
Современники стали формироваться в новое общество людей, которые проявляли свое лидерство через новые формы предпринимательства. Предпосылками к новой экономической культуры стало формирование не только взрослого сообщества, но и первичных экономических представлений у детей, чтобы с детства они были полноправные члены общества и легче адаптировались во взрослой среде.
Процесс формирования экономических представлений у детей станет опорой в развитии лидерских качеств, трудолюбия, бережливости, деловитости, что необходимо в поступках и поведении детей как в социальной среде, так и в домашних условиях. В связи с этим возрастает значимость изучения вопроса в области обучения и воспитания экономики в литературе психолого-педагогической (О.Г. Грохольская, В.А. Кальней, В.А. Каряев, А.И. Китов, Д.А. Китова, Л.И. Поройко, М.Б. Рамазанов, Т. Соломсторожская).
Область исследования экономических аспектов бытия и теоретического осмысление, приобретаемого в становлении этого опыта, затрудняет четкое определение целей, задач и содержания данного процесса в современном российском образовании. Однако в современной отечественной системе образования только начинается становление традиций обучения экономическим аспектам.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что современное исследование проблем экономического воспитания детей пока немногочисленны, и изложены, в основном, с целью выявления условий формирования экономического развития школьников в учебном процессе.
Предлагаем начинать формировать экономическое представление уже с дошкольного возраста. Западные ученые широко осветили вопросы формирования экономических представлений у детей в трудах пятидесятых годов. Изначальные исследования авторов А. Бомби, В. Барриса, А. Берти, К. Шусслера сторятся на теории Ж. Пиаже, в исследованиях которого рассмотрены стадии развития интеллекта ребенка, как начальный этап процесса формирования экономических представлений.
Однако, в последствии западные ученые провели анализ условий , влияющих на определение и развитие экономического сознания ребенка. Определено, что у детей формируется целостное отношение к экономическим представлениями в рамках работ М. Сигала, Л. Ферби, Б. Швальба. При рассмотрении исследований выявлена теория морального развития Л. Кольберга. В отечественной науке проблемами формирования первичных экономических представлений подрастающего поколения затрагивалась в трудах выдающихся педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, которые предлагали рассмотрение участия детей и подростков в воспроизводстве благ материального характера.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы по применению настольно-дидактических игр с целью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений. Выявлено, что воспитание экономической направленности в современном обществе не систематизировано и недостаточно описано, имеет точечный характер, слабо определена ценностная составляющая и выявлено полное отсутствие теоретического подхода к формированию экономического воспитания у старших дошкольников особенно с применением игровых инструментов.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях позволил выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточным вниманием педагогов дошкольных образовательных организаций к данной проблеме;
- между необходимостью исследования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточной представленностью методов диагностики для реализации данного процесса;
- между необходимостью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточным использованием возможностей настольно-дидактических игр в решении этой проблемы. Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории
и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности настольно-дидактических игр в формировании у детей 6-7 лет первичных экономических представлений в условиях дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр».
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр будет возможным, если:
- организован центр «Юнный финансист», оснащенный различными материалами экономической тематики, используемыми на подготовительном этапе перед проведением настольно-дидактических игр и в самостоятельной деятельности детей;
- подобраны настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием;
- включены настольно-дидактические игры с экономическим содержанием в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
4. Оценить динамику уровня сформированное™ у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- положения исследований по теории и методике экономического образования детей дошкольного возраста (Ю.К. Васильев, О.В. Дыбина, Б.З. Вульфов, А.П. Казаков, В.Л. Каряев, A.B. Мицкевич, A.C. Прутченков, В.А. Райзберг, В.К. Розов, Е.А. Сидякина, Л.Ю. Слепцова);
- результаты исследований формирования первичных экономических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста (Л.Н. Галкина, Л.Д. Глазырина, Е.А. Курак, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы - анализ и изучение работ психологов, педагогов по проблеме формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений;
- эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, диагностические методики для исследования сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования является МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2020-2021 гг.). На этом этапе определялась проблема исследования, происходило уточнение объекта, предмета исследования, его цели, задач, понятийного аппарата; часть процесса занял анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; для диагностики определялись показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений. Параллельно с проводимой работой осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). На данном этапе проводилась разработка и реализация содержания работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактический игр. Проводился контрольный этап эксперимента. В заключении исследования по основным выводам выпускалась научная публикация, освящающая данный этап анализа.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2022 г.). Этап включает в себя обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента; описывались выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации. В заключении выпускалась публикация по итогам исследования.
Научная новизна исследования теоретически обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования: разработано и теоретически обосновано содержание работы с использованием настольно-дидактических игр, которое составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты, диагностический инструментарий, подобранные и разработанные настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня сформированности первичных экономических представлений у детей 6-7 лет; разработке и апробации содержания работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ (2021 г., 2022 г.), на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Процесс формирования первичных экономических представлений является одной из важных частей экономического образования дошкольников и представляет собой единую педагогическую систему. Эта система может успешно функционировать и развиваться при создании развивающего пространства экономической направленности, включении настольно-дидактических игр с экономическим содержанием, участии детей в настольно-дидактических играх на экономические темы.
2. Для успешной реализации педагогического процесса по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр важно подготовить необходимые материалы, которые используются на подготовительном этапе - перед проведением и в процессе настольно-дидактических игр, а также обеспечить доступность настольно-дидактических игр для детей в самостоятельной деятельности. Организован центр «Юный финансист», содержащий различные материалы и настольно-дидактические игры экономической тематики: лэпбуки «Юный экономист», «Деньги и семейный бюджет» (включают настольно-дидактические игры и направлены на повторение пройденого материала - дети пересматривают их, играют в самостоятельной деятельности); наглядные пособия: иллюстрации профессий, плакат «На что можно потратить семейный бюджет», комиксы «Истории о Рублике и его друзьях», раздаточный материал, монеты и купюры; копилка Свинка (игра с копилкой способствует развитию бережливости и экономности у детей); «Экономическая азбука» (пословицы и поговорки, загадки, стихи, экономические понятия).
3. Настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием разделены на тематические блоки - «Деньги», «Бюджет», «Потребности», «Профессии и труд», «Товар», «Экономика» и включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты. Настольно-дидактические игры тематического блока «Деньги» направлены на формирование представлений об экономических понятиях («деньги», «рынок», «цена»). Настольно-дидактические игры тематического блока «Потребности» направлены на формирование представлений о потребностях человека, животных, растений. Настольно-дидактические игры тематических блоков «Бюджет», «Профессии и труд», «Экономика» способствуют формированию экономически значимых качеств личности (бережливости, предприимчивости), интереса к экономическим понятиям. Настольно-дидактические игры тематического блока «Товар» нацелены на формирование представлений о природных и капитальных ресурсах.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 14 таблиц, список используемой литературы (55 наименований), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 79 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность нашего исследования обусловлена стремительными переменами в структуре дошкольной педагогики, происходящими из-за мировых реформ, а конкретно политических, социальных и экономических. По мнению выдающегося ученого А.И. Китова, переход к рыночной экономике в стране обуславливает необходимость наличия у современного человека фундаментальных экономических представлений.
Данные изменения способствуют развитию современных направлений в содержании воспитания и образования детей в условиях дошкольной образовательной организации. Одним из таких направлений следует считать формирование первичных экономических представлений у дошкольников. Дети с самого детства тесно связаны с экономическими понятиями, однако их у них целенаправленно не формируют и не рассказывают значение многих экономических явлений. Отсюда, считаем необходимым решать проблему экономической безграмотности, начиная с детей дошкольного возраста.
Благодаря постепенному формированию первичных экономических представлений дети начнут становиться более развитыми, бережливыми, экономными, эрудированными, общительными. В настоящее время чрезвычайно широки возможности использования настольно-дидактических игр экономического содержания в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Благодаря настольно-дидактическим играм дошкольники учатся взаимодействию со сверстниками и педагогами, учатся лидерству и принятию поражения, тренируют счет, развивают интерес к деньгам, нравственному воспитанию. Выдвинутая в начале исследования гипотеза получила экспериментальное подтверждение.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений средний и низкий. Это выражалось в том, что дошкольники затруднялись объяснить экономические понятия, полученные изображения на карточках и не демонстрировали интереса к выполнению заданий. С целью повышения уровня сформированности экономических представлений на формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа с применением настольно-дидактических игр, а именно:
- организовали центр «Юный финансист», оснащенный различными материалами экономической тематики, используемыми на подготовительном этапе перед проведением настольно-дидактических игр и в самостоятельной деятельности детей;
- подобраны настольно-дидактические игры с экономически
целесообразным содержанием;
- включены настольно-дидактические игры с экономическим содержанием в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что использование настольно-дидактических игр является результативным в формировании у детей 6-7 лет экономических представлений. Процент детей с высоким уровнем первичных экономических представлений в экспериментальной группе вырос на 30%. Количество детей с низким уровнем снизилось на 25%. Средний уровень на этапе контроля в экспериментальной группе составил 45% (25% детей на этапе констатации, имеющие низкий уровень, перешли на средний и у 20% детей также сохранился средний уровень первичных экономических представлений). У детей повысились представления в сфере экономических понятий, они научились отражать имеющиеся представления в игровой деятельности, а также раскрыли в себе нравственно-экономические качества, которые помогут им в дальнейшем в жизни. Это позволило сделать вывод, что проведенная работа дала положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза исследования доказана.



1. Аблитарова А. Р., Саганджиева Э. Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании //Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита. : Издательство Молодой ученый, 2016. С. 36-39.
2. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
3. Беляева Н. Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 38-43.
4. Белова С. И. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста, как фактор формирования нравственно-экономических качеств личности //Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2019. С.110-113.
5. Барсукова Л. С., Беляева И. А., Гусева М. А. Основы экономического образования старших дошкольников в интерактивных развивающих играх // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. С. 57.
6. Бичева И. Б., Степаненкова А. В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 26-29.
7. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Челябинск : Изд- во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.
8. Гладкова О. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных ориентиров в пространстве экономических ценностей
//Вестник ВПГПУ. 2019. №3. С. 1-7.
9. Демина М. Е. Роль сказки в экономическом воспитании
дошкольников [Электронный ресурс ]//https://nsportal.ru/detskiy-
sad/okruzhayushchiy-mir/2019/12/21/rol-skazki-v-ekonomicheskom-vospitanii- doshkolnikov (дата обращения: 21.12.21).
10. Дыбина О. В., Сидякина Е. А. Мир экономики глазами ребенка: Методический материал. Тольятти, 2000. 70 с.
11. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №3. С. 821-823.
12. Жук А., Давидович А. Эколого-экономическое образование детей
дошкольного возраста: теоретический аспект // Пралеска. 2021.
№ 8(360). С. 4-11.
13. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М. 2012. 112 с.
14. Зимина Т. А. Сказка как средство экономического воспитания дошкольников / [Электронный ресурс] // https://www.maam.ru/detskijsad/statja- na-temu-skazka-kak-sredstvo-yekonomicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html (дата обращения: 17.03.22)
15. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические /Под ред. Л. Г. Киреева. Волгоград : Учитель, 2008. 169 с.
16. Карпова С. И., Иванова В. С. Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста // Гаудеамус. 2017. № 1. С. 2-7.
17. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх (пособие для воспитателей ДОУ). Нижний Новгород, 1994. 45 с.
18. Краснопёрова И. В. Проектирование системы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». 2020. № 1. С. 11.
19. Кузина О. Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4. С. 157-177.
20. Курак Е. А., Михерева Л. А. Экономическое воспитание
дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование,
конспекты занятий. М. : ТЦ СФЕРА, 2002. 80 с.
21. Куликова А. Н. Методы, приемы и средства обучения
дошкольников финансово-экономической грамотности / [Электронный ресурс] https://kulikova-ivant-dou17.edumsko.ru/articles/post/1812489 (дата
обращения: 11.11.21).
22. Макаренко А. С. Книга для родителей. М. : Владос, 2016. 370 с.
23. Матвеев Э. Лесная биржа. Поучительная сказка о финансах. Пермь : Янус, 2012. 305 с.
24. Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким. М. : ТЦ Сфера, 1994. 157 с.
25. Моя первая сказка про финансы: сб. авт. Сказок /Под ред. Е. П. Штогрина. Архангельск : Изд-во АО ИОО, 2018. 102 с.
26. Морозова И. В., Бегидова С. Н. Финансовая грамотность воспитанников детского дома, как фактор успешного освоения социально-экономических ролей //Вестник АГУ.2014. № 4. С. 58.
27. Панина В. В., Валеева Л. Ю. Экономическое образование детей
дошкольного возраста // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании : материалы XIII Международной научно¬практической конференции, Уфа, 13 декабря 2018 года. Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. : Акмуллы,
2018. С. 120-123.
28. Паршина Е. Е., Бухалова И. М. Экономическое образование детей дошкольного возраста - требование времени // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы X межвузовской научно-практической конференции, Ярославль, 09-11 ноября 2015 года. Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2016. С. 391-396.
29. Подболотова М. И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. 2015. № 4. С. 83-91.
30. Позняк И. Н. Проблема экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 21 апреля 2017 года. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2017. С. 397-398.
31. Прокофьева О. О. Экономическое образование детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы дошкольного образования : Учебно-методические материалы. Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2020. С. 53-58.
32. Рыжановская Л. Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития // Финансовый журнал. 2010. № 4. С. 151-158.
33. Сафонова И. В. Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 8 (25). С. 18-21.
34. Семенкова Е. В., Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных организациях «Играем вместе». М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. 32 с.
35. Селезнёва А. Ю. Программа экономического воспитания дошкольников «Экономика для малышей». Нижневаторск, 2018. 20 с.
36. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. 32 с.
37. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. 88 с.
38. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику. СПб, 2001. 130 с.
39. Сидякина Е. А Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и за рубежом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 272-275.
40. Умнов Д. Г. Создание педагогических условий экономического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образования // Вестник науки и образования. 2020. № 16(94). С. 47-49.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М. : ТЦ Сфера, 2015. 96 с.
42. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25-31.
43. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания
дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2015 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. С. 39-41.
44. Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л. Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. М., 2018. 32 с.
45. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы // Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С.22-26.
46. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 255 с.
47. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
48. Шахманова А. Ш., Ковалев Г. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста в современных условиях: проблемы и перспективы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 3. С. 27-33.
49. Шевяков М. Ю., Евсеева Н. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. № 1. С. 30-35.
50. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические
рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2009. 96 с.
51. Eric V. G. Edmonds Child Labor and Economic Development Handbook of Labor, Human Resources and Population Economics // Dartmouth College Caroline Theoharides, Amherst College, July . 2020. Vol. 68. P. 118.
52. Social determinants of mental health. Socioeconomic Factors // World Health Organization, 2019. Vol. 95. P. 69.
53. Eric V. V. Economic Growth and Child Labor in Low Income. / Edmonds Economies // GLMLIC Synthesis Paper № 3 / April 2016. Vol. 35. P. 39.
54. Smetanin, P., Stiff, D., The Life and Economic Impact of Major Mental Illnesses in Canada: 2011 to 2041. // RiskAnalytica, on behalf of the Mental Health Commission of Canada. 2021. Vol. 165. P. 138.
55. Stanley W. C. Community Resilience Economic Decision Guide for Buildings and Infrastructure Systems // Applied Economics Office Engineering Laboratory / National Institute of Standards and Technology. 2019. Vol. 65. P. 38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ