Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр 12
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет первичных
экономических представлений 12
1.2 Настольно-дидактические игры как средство формирования
у детей 6-7 лет первичных экономических представлений 22
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр 38
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
первичных экономических представлений 38
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 54
6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
первичных экономических представлений
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Характеристика выборки исследования 80
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 81
Приложение В Конспекты совместной деятельности с применением настольно-дидактических игр 84
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 91
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр 12
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет первичных
экономических представлений 12
1.2 Настольно-дидактические игры как средство формирования
у детей 6-7 лет первичных экономических представлений 22
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр 38
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
первичных экономических представлений 38
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 54
6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
первичных экономических представлений
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Характеристика выборки исследования 80
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 81
Приложение В Конспекты совместной деятельности с применением настольно-дидактических игр 84
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 91
В условиях социально-экономических изменений в российском обществе возникает необходимость в исследовании первичных экономических представлений дошкольников. Под влиянием раннего экономического образования происходит изменение некоторых личностных свойств ребенка, в первую очередь, его ценностных ориентаций.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что в прошлом веке возобновились процессы перестройки общества, благодаря которым население страны получило большое количество новых возможностей реализации в сферах социальных отношений, экономической среде, политической. Данные изменения потребовали от людей максимальной собранности и реализации возможностей в активном освоении норм, ценностей, понятий в первую очередь в сфере экономики.
Современники стали формироваться в новое общество людей, которые проявляли свое лидерство через новые формы предпринимательства. Предпосылками к новой экономической культуры стало формирование не только взрослого сообщества, но и первичных экономических представлений у детей, чтобы с детства они были полноправные члены общества и легче адаптировались во взрослой среде.
Процесс формирования экономических представлений у детей станет опорой в развитии лидерских качеств, трудолюбия, бережливости, деловитости, что необходимо в поступках и поведении детей как в социальной среде, так и в домашних условиях. В связи с этим возрастает значимость изучения вопроса в области обучения и воспитания экономики в литературе психолого-педагогической (О.Г. Грохольская, В.А. Кальней, В.А. Каряев, А.И. Китов, Д.А. Китова, Л.И. Поройко, М.Б. Рамазанов, Т. Соломсторожская).
Область исследования экономических аспектов бытия и теоретического осмысление, приобретаемого в становлении этого опыта, затрудняет четкое определение целей, задач и содержания данного процесса в современном российском образовании. Однако в современной отечественной системе образования только начинается становление традиций обучения экономическим аспектам.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что современное исследование проблем экономического воспитания детей пока немногочисленны, и изложены, в основном, с целью выявления условий формирования экономического развития школьников в учебном процессе.
Предлагаем начинать формировать экономическое представление уже с дошкольного возраста. Западные ученые широко осветили вопросы формирования экономических представлений у детей в трудах пятидесятых годов. Изначальные исследования авторов А. Бомби, В. Барриса, А. Берти, К. Шусслера сторятся на теории Ж. Пиаже, в исследованиях которого рассмотрены стадии развития интеллекта ребенка, как начальный этап процесса формирования экономических представлений.
Однако, в последствии западные ученые провели анализ условий , влияющих на определение и развитие экономического сознания ребенка. Определено, что у детей формируется целостное отношение к экономическим представлениями в рамках работ М. Сигала, Л. Ферби, Б. Швальба. При рассмотрении исследований выявлена теория морального развития Л. Кольберга. В отечественной науке проблемами формирования первичных экономических представлений подрастающего поколения затрагивалась в трудах выдающихся педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, которые предлагали рассмотрение участия детей и подростков в воспроизводстве благ материального характера.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы по применению настольно-дидактических игр с целью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений. Выявлено, что воспитание экономической направленности в современном обществе не систематизировано и недостаточно описано, имеет точечный характер, слабо определена ценностная составляющая и выявлено полное отсутствие теоретического подхода к формированию экономического воспитания у старших дошкольников особенно с применением игровых инструментов.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях позволил выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточным вниманием педагогов дошкольных образовательных организаций к данной проблеме;
- между необходимостью исследования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточной представленностью методов диагностики для реализации данного процесса;
- между необходимостью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточным использованием возможностей настольно-дидактических игр в решении этой проблемы. Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории
и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности настольно-дидактических игр в формировании у детей 6-7 лет первичных экономических представлений в условиях дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр».
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр будет возможным, если:
- организован центр «Юнный финансист», оснащенный различными материалами экономической тематики, используемыми на подготовительном этапе перед проведением настольно-дидактических игр и в самостоятельной деятельности детей;
- подобраны настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием;
- включены настольно-дидактические игры с экономическим содержанием в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
4. Оценить динамику уровня сформированное™ у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- положения исследований по теории и методике экономического образования детей дошкольного возраста (Ю.К. Васильев, О.В. Дыбина, Б.З. Вульфов, А.П. Казаков, В.Л. Каряев, A.B. Мицкевич, A.C. Прутченков, В.А. Райзберг, В.К. Розов, Е.А. Сидякина, Л.Ю. Слепцова);
- результаты исследований формирования первичных экономических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста (Л.Н. Галкина, Л.Д. Глазырина, Е.А. Курак, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы - анализ и изучение работ психологов, педагогов по проблеме формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений;
- эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, диагностические методики для исследования сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования является МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2020-2021 гг.). На этом этапе определялась проблема исследования, происходило уточнение объекта, предмета исследования, его цели, задач, понятийного аппарата; часть процесса занял анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; для диагностики определялись показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений. Параллельно с проводимой работой осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). На данном этапе проводилась разработка и реализация содержания работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактический игр. Проводился контрольный этап эксперимента. В заключении исследования по основным выводам выпускалась научная публикация, освящающая данный этап анализа.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2022 г.). Этап включает в себя обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента; описывались выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации. В заключении выпускалась публикация по итогам исследования.
Научная новизна исследования теоретически обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования: разработано и теоретически обосновано содержание работы с использованием настольно-дидактических игр, которое составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты, диагностический инструментарий, подобранные и разработанные настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня сформированности первичных экономических представлений у детей 6-7 лет; разработке и апробации содержания работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ (2021 г., 2022 г.), на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Процесс формирования первичных экономических представлений является одной из важных частей экономического образования дошкольников и представляет собой единую педагогическую систему. Эта система может успешно функционировать и развиваться при создании развивающего пространства экономической направленности, включении настольно-дидактических игр с экономическим содержанием, участии детей в настольно-дидактических играх на экономические темы.
2. Для успешной реализации педагогического процесса по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр важно подготовить необходимые материалы, которые используются на подготовительном этапе - перед проведением и в процессе настольно-дидактических игр, а также обеспечить доступность настольно-дидактических игр для детей в самостоятельной деятельности. Организован центр «Юный финансист», содержащий различные материалы и настольно-дидактические игры экономической тематики: лэпбуки «Юный экономист», «Деньги и семейный бюджет» (включают настольно-дидактические игры и направлены на повторение пройденого материала - дети пересматривают их, играют в самостоятельной деятельности); наглядные пособия: иллюстрации профессий, плакат «На что можно потратить семейный бюджет», комиксы «Истории о Рублике и его друзьях», раздаточный материал, монеты и купюры; копилка Свинка (игра с копилкой способствует развитию бережливости и экономности у детей); «Экономическая азбука» (пословицы и поговорки, загадки, стихи, экономические понятия).
3. Настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием разделены на тематические блоки - «Деньги», «Бюджет», «Потребности», «Профессии и труд», «Товар», «Экономика» и включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты. Настольно-дидактические игры тематического блока «Деньги» направлены на формирование представлений об экономических понятиях («деньги», «рынок», «цена»). Настольно-дидактические игры тематического блока «Потребности» направлены на формирование представлений о потребностях человека, животных, растений. Настольно-дидактические игры тематических блоков «Бюджет», «Профессии и труд», «Экономика» способствуют формированию экономически значимых качеств личности (бережливости, предприимчивости), интереса к экономическим понятиям. Настольно-дидактические игры тематического блока «Товар» нацелены на формирование представлений о природных и капитальных ресурсах.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 14 таблиц, список используемой литературы (55 наименований), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 79 страницах.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что в прошлом веке возобновились процессы перестройки общества, благодаря которым население страны получило большое количество новых возможностей реализации в сферах социальных отношений, экономической среде, политической. Данные изменения потребовали от людей максимальной собранности и реализации возможностей в активном освоении норм, ценностей, понятий в первую очередь в сфере экономики.
Современники стали формироваться в новое общество людей, которые проявляли свое лидерство через новые формы предпринимательства. Предпосылками к новой экономической культуры стало формирование не только взрослого сообщества, но и первичных экономических представлений у детей, чтобы с детства они были полноправные члены общества и легче адаптировались во взрослой среде.
Процесс формирования экономических представлений у детей станет опорой в развитии лидерских качеств, трудолюбия, бережливости, деловитости, что необходимо в поступках и поведении детей как в социальной среде, так и в домашних условиях. В связи с этим возрастает значимость изучения вопроса в области обучения и воспитания экономики в литературе психолого-педагогической (О.Г. Грохольская, В.А. Кальней, В.А. Каряев, А.И. Китов, Д.А. Китова, Л.И. Поройко, М.Б. Рамазанов, Т. Соломсторожская).
Область исследования экономических аспектов бытия и теоретического осмысление, приобретаемого в становлении этого опыта, затрудняет четкое определение целей, задач и содержания данного процесса в современном российском образовании. Однако в современной отечественной системе образования только начинается становление традиций обучения экономическим аспектам.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что современное исследование проблем экономического воспитания детей пока немногочисленны, и изложены, в основном, с целью выявления условий формирования экономического развития школьников в учебном процессе.
Предлагаем начинать формировать экономическое представление уже с дошкольного возраста. Западные ученые широко осветили вопросы формирования экономических представлений у детей в трудах пятидесятых годов. Изначальные исследования авторов А. Бомби, В. Барриса, А. Берти, К. Шусслера сторятся на теории Ж. Пиаже, в исследованиях которого рассмотрены стадии развития интеллекта ребенка, как начальный этап процесса формирования экономических представлений.
Однако, в последствии западные ученые провели анализ условий , влияющих на определение и развитие экономического сознания ребенка. Определено, что у детей формируется целостное отношение к экономическим представлениями в рамках работ М. Сигала, Л. Ферби, Б. Швальба. При рассмотрении исследований выявлена теория морального развития Л. Кольберга. В отечественной науке проблемами формирования первичных экономических представлений подрастающего поколения затрагивалась в трудах выдающихся педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, которые предлагали рассмотрение участия детей и подростков в воспроизводстве благ материального характера.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы по применению настольно-дидактических игр с целью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений. Выявлено, что воспитание экономической направленности в современном обществе не систематизировано и недостаточно описано, имеет точечный характер, слабо определена ценностная составляющая и выявлено полное отсутствие теоретического подхода к формированию экономического воспитания у старших дошкольников особенно с применением игровых инструментов.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях позволил выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточным вниманием педагогов дошкольных образовательных организаций к данной проблеме;
- между необходимостью исследования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточной представленностью методов диагностики для реализации данного процесса;
- между необходимостью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточным использованием возможностей настольно-дидактических игр в решении этой проблемы. Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории
и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности настольно-дидактических игр в формировании у детей 6-7 лет первичных экономических представлений в условиях дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр».
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр будет возможным, если:
- организован центр «Юнный финансист», оснащенный различными материалами экономической тематики, используемыми на подготовительном этапе перед проведением настольно-дидактических игр и в самостоятельной деятельности детей;
- подобраны настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием;
- включены настольно-дидактические игры с экономическим содержанием в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
4. Оценить динамику уровня сформированное™ у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- положения исследований по теории и методике экономического образования детей дошкольного возраста (Ю.К. Васильев, О.В. Дыбина, Б.З. Вульфов, А.П. Казаков, В.Л. Каряев, A.B. Мицкевич, A.C. Прутченков, В.А. Райзберг, В.К. Розов, Е.А. Сидякина, Л.Ю. Слепцова);
- результаты исследований формирования первичных экономических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста (Л.Н. Галкина, Л.Д. Глазырина, Е.А. Курак, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы - анализ и изучение работ психологов, педагогов по проблеме формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений;
- эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, диагностические методики для исследования сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования является МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2020-2021 гг.). На этом этапе определялась проблема исследования, происходило уточнение объекта, предмета исследования, его цели, задач, понятийного аппарата; часть процесса занял анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; для диагностики определялись показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений. Параллельно с проводимой работой осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). На данном этапе проводилась разработка и реализация содержания работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактический игр. Проводился контрольный этап эксперимента. В заключении исследования по основным выводам выпускалась научная публикация, освящающая данный этап анализа.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2022 г.). Этап включает в себя обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента; описывались выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации. В заключении выпускалась публикация по итогам исследования.
Научная новизна исследования теоретически обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования: разработано и теоретически обосновано содержание работы с использованием настольно-дидактических игр, которое составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты, диагностический инструментарий, подобранные и разработанные настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня сформированности первичных экономических представлений у детей 6-7 лет; разработке и апробации содержания работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ (2021 г., 2022 г.), на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Процесс формирования первичных экономических представлений является одной из важных частей экономического образования дошкольников и представляет собой единую педагогическую систему. Эта система может успешно функционировать и развиваться при создании развивающего пространства экономической направленности, включении настольно-дидактических игр с экономическим содержанием, участии детей в настольно-дидактических играх на экономические темы.
2. Для успешной реализации педагогического процесса по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр важно подготовить необходимые материалы, которые используются на подготовительном этапе - перед проведением и в процессе настольно-дидактических игр, а также обеспечить доступность настольно-дидактических игр для детей в самостоятельной деятельности. Организован центр «Юный финансист», содержащий различные материалы и настольно-дидактические игры экономической тематики: лэпбуки «Юный экономист», «Деньги и семейный бюджет» (включают настольно-дидактические игры и направлены на повторение пройденого материала - дети пересматривают их, играют в самостоятельной деятельности); наглядные пособия: иллюстрации профессий, плакат «На что можно потратить семейный бюджет», комиксы «Истории о Рублике и его друзьях», раздаточный материал, монеты и купюры; копилка Свинка (игра с копилкой способствует развитию бережливости и экономности у детей); «Экономическая азбука» (пословицы и поговорки, загадки, стихи, экономические понятия).
3. Настольно-дидактические игры для детей 6-7 лет с экономически целесообразным содержанием разделены на тематические блоки - «Деньги», «Бюджет», «Потребности», «Профессии и труд», «Товар», «Экономика» и включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты. Настольно-дидактические игры тематического блока «Деньги» направлены на формирование представлений об экономических понятиях («деньги», «рынок», «цена»). Настольно-дидактические игры тематического блока «Потребности» направлены на формирование представлений о потребностях человека, животных, растений. Настольно-дидактические игры тематических блоков «Бюджет», «Профессии и труд», «Экономика» способствуют формированию экономически значимых качеств личности (бережливости, предприимчивости), интереса к экономическим понятиям. Настольно-дидактические игры тематического блока «Товар» нацелены на формирование представлений о природных и капитальных ресурсах.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 14 таблиц, список используемой литературы (55 наименований), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 79 страницах.
Актуальность нашего исследования обусловлена стремительными переменами в структуре дошкольной педагогики, происходящими из-за мировых реформ, а конкретно политических, социальных и экономических. По мнению выдающегося ученого А.И. Китова, переход к рыночной экономике в стране обуславливает необходимость наличия у современного человека фундаментальных экономических представлений.
Данные изменения способствуют развитию современных направлений в содержании воспитания и образования детей в условиях дошкольной образовательной организации. Одним из таких направлений следует считать формирование первичных экономических представлений у дошкольников. Дети с самого детства тесно связаны с экономическими понятиями, однако их у них целенаправленно не формируют и не рассказывают значение многих экономических явлений. Отсюда, считаем необходимым решать проблему экономической безграмотности, начиная с детей дошкольного возраста.
Благодаря постепенному формированию первичных экономических представлений дети начнут становиться более развитыми, бережливыми, экономными, эрудированными, общительными. В настоящее время чрезвычайно широки возможности использования настольно-дидактических игр экономического содержания в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Благодаря настольно-дидактическим играм дошкольники учатся взаимодействию со сверстниками и педагогами, учатся лидерству и принятию поражения, тренируют счет, развивают интерес к деньгам, нравственному воспитанию. Выдвинутая в начале исследования гипотеза получила экспериментальное подтверждение.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений средний и низкий. Это выражалось в том, что дошкольники затруднялись объяснить экономические понятия, полученные изображения на карточках и не демонстрировали интереса к выполнению заданий. С целью повышения уровня сформированности экономических представлений на формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа с применением настольно-дидактических игр, а именно:
- организовали центр «Юный финансист», оснащенный различными материалами экономической тематики, используемыми на подготовительном этапе перед проведением настольно-дидактических игр и в самостоятельной деятельности детей;
- подобраны настольно-дидактические игры с экономически
целесообразным содержанием;
- включены настольно-дидактические игры с экономическим содержанием в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что использование настольно-дидактических игр является результативным в формировании у детей 6-7 лет экономических представлений. Процент детей с высоким уровнем первичных экономических представлений в экспериментальной группе вырос на 30%. Количество детей с низким уровнем снизилось на 25%. Средний уровень на этапе контроля в экспериментальной группе составил 45% (25% детей на этапе констатации, имеющие низкий уровень, перешли на средний и у 20% детей также сохранился средний уровень первичных экономических представлений). У детей повысились представления в сфере экономических понятий, они научились отражать имеющиеся представления в игровой деятельности, а также раскрыли в себе нравственно-экономические качества, которые помогут им в дальнейшем в жизни. Это позволило сделать вывод, что проведенная работа дала положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза исследования доказана.
Данные изменения способствуют развитию современных направлений в содержании воспитания и образования детей в условиях дошкольной образовательной организации. Одним из таких направлений следует считать формирование первичных экономических представлений у дошкольников. Дети с самого детства тесно связаны с экономическими понятиями, однако их у них целенаправленно не формируют и не рассказывают значение многих экономических явлений. Отсюда, считаем необходимым решать проблему экономической безграмотности, начиная с детей дошкольного возраста.
Благодаря постепенному формированию первичных экономических представлений дети начнут становиться более развитыми, бережливыми, экономными, эрудированными, общительными. В настоящее время чрезвычайно широки возможности использования настольно-дидактических игр экономического содержания в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Благодаря настольно-дидактическим играм дошкольники учатся взаимодействию со сверстниками и педагогами, учатся лидерству и принятию поражения, тренируют счет, развивают интерес к деньгам, нравственному воспитанию. Выдвинутая в начале исследования гипотеза получила экспериментальное подтверждение.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений средний и низкий. Это выражалось в том, что дошкольники затруднялись объяснить экономические понятия, полученные изображения на карточках и не демонстрировали интереса к выполнению заданий. С целью повышения уровня сформированности экономических представлений на формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа с применением настольно-дидактических игр, а именно:
- организовали центр «Юный финансист», оснащенный различными материалами экономической тематики, используемыми на подготовительном этапе перед проведением настольно-дидактических игр и в самостоятельной деятельности детей;
- подобраны настольно-дидактические игры с экономически
целесообразным содержанием;
- включены настольно-дидактические игры с экономическим содержанием в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что использование настольно-дидактических игр является результативным в формировании у детей 6-7 лет экономических представлений. Процент детей с высоким уровнем первичных экономических представлений в экспериментальной группе вырос на 30%. Количество детей с низким уровнем снизилось на 25%. Средний уровень на этапе контроля в экспериментальной группе составил 45% (25% детей на этапе констатации, имеющие низкий уровень, перешли на средний и у 20% детей также сохранился средний уровень первичных экономических представлений). У детей повысились представления в сфере экономических понятий, они научились отражать имеющиеся представления в игровой деятельности, а также раскрыли в себе нравственно-экономические качества, которые помогут им в дальнейшем в жизни. Это позволило сделать вывод, что проведенная работа дала положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ «ГЕОГРАФИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - ОБЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(19.00.0З)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ОБЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



