Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретико-методологические подходы визуально-образного мышления, в отличие от линейно-логического 12
1.1. Визуально-образное и линейно-логическое мышление 12
1.2. Визуальный интеллект (проблемное эссе) 14
1.3. Брендинг - социологический анализ визуальных коммуникаций в маркетинге 15
Глава 2. Визуальная социология. Визуальность мира и визуальное воображение 18
2.1. Визуальные представления 18
2.2. Визуальные проявления 23
2.3. Визуальное воображение 26
2.4. Семиотика. Три типа знаков в семиотике 28
Заключение 35
Список используемой литературы и источников 39
Приложение 1. Мнемоника 43
Приложение 2. Визуальная азбука для детей 45
Приложение 3. Визуальная поэзия 47
Актуальность темы исследования. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, правого и левого. Эти полушария функционально различны. Левое полушарие отвечает за линейную логику, абстрактное мышление. Правое полушарие, отвечает за язык визуальных коммуникаций, осознание и оперирование визуальными образами. Специфика каждого из полушарий, развитость того или иного, отражается в интеллектуальной деятельности различных социальных групп. Визуально-образное мышление, является базовым мышлением людей с рождения, а линейно-логическое развивается в процессе социализации, со взрослением детей.
Образ - это видео ряд, видеоинформация заложенная в любом слове, букве, предмете, явлении, событии, картинке. 95 % информации люди воспринимают глазами, осознанно или не осознанно получая видеоинформацию, которая в последствии, не зависимо от осознания влияет на поведение индивида. И только 5 % информации люди получают путём вербальных коммуникаций.
В силу каких-то исторических событий, оставшихся в прошлом, современные европейцы потеряли язык визуальных коммуникаций, культуру образного мышления. Мы перешли на вторичное линейно-логическое мышление, уйдя в модернизм, в абстракции и фикции , тем самым обеднив свою жизнь на 95 %. Именно об этом говорят учёные, что мозг европейцев используется всего на 5 %. Остальные 95 % не используются в силу неразвитости правого полушария мозга, отвечающего за язык визуальных коммуникаций. Азиаты, китайцы, японцы, сохранили язык визуальной культуры общения, традиционно базовым мыщлением которых, являются не вербальные, а визуальные коммуникации, основанные на считывании, запоминании и копировании видео информации с окружающей среды. Китаец или японец, традиционно имеющий развитый визуальный интеллект, может глазами образно запомнить и технически повторить любой станок, предмет или достижение других народов.
В эпоху глобализации, в технократическом мире, опять становятся актуальными и востребованными, люди с развитым визуально-образным мышлением. В 21 веке уже востребованы и активно используются в западном мире такие профессии, как, оператор образного мышления, конструктор образа жизни пенсионеров и т.д.
Рекламщики, как творческие личности, имея хорошо развитое правое полушарие, закладывают в рекламу видео-образы, которые заставляют линейных логиков, покупать ненужные им вещи или услуги. Политтехнологи в различные политические акции, пиар, политическую рекламу, закладывают неосознаваемую большинством видео-информацию, которая заставляет людей совершать массовые безумные поступки, перевороты, революции. Законодатели моды создают и распространяют такую «модную» одежду, которая имеет неосознаваемое большинством образное содержание и программирует представителей субкультур на неадекватные поступки. Рваные джинсы, например, несут в себе образ нищеты, оборванности. Неопрятная, порванная одежда, в совокупности с неадекватной гримасой, так сегодня модная на аватарках в интернете, в психиатрии является признаком шизофрении.
Представители субкультур и другие индивиды, не знающие язык визуальных коммуникаций, носящие порванную одежду, не соответствующую полу, возрасту и ситуации, со временем теряют свою идентичность и в результате приобретают различные девиации, зачастую с необратимыми последствиями.
Питирим Сорокин в своей книге «Человек. Цивилизация. Общество» пишет о том, что форма одежды, её образ, имеет свою власть, поэтому властители придавали ей большое значение, как и форме вообще. Ряса, не делает монаха монахом, но почитание, которое оказывается ей, много значит для образа (имиджа) обладателя и воздействует на его сознание и поведение. Офицеры, лишённые знаков своего звания - кокард, пряжек, сабли, или других знаков отличия, и одевшие гражданскую одежду, теряют образ военного, претерпевают изменения в сознании, и перестают быть военными. Феминистки, отказавшиеся носить женскую одежду, теряют образ женщины, теряют материнский инстинкт, и становятся не способными вести домохозяйство и быть заботливыми матерями, зачастую необратимо. Всё это последствия незнания языка визуальных коммуникаций.
То же самое верно, как пишет Питирим Сорокин, и для вербальных, звуковых символов. Пожалование титула меняет мышление человека. Когда к вам обращаются «ваше величество» или «ваше благородие», это приятно на слух и возвышает вашу ментальность. [1]
Из всего сказанного следует, что проблема развития визуально-образного мышления, не знание языка визуальных коммуникаций, в XXI веке наиболее актуальная для европейской цивилизации. Пользуясь технократическими новинками-костылями, люди теряют культуру использования своих природных биологических инструментов, таких как волосы, одежда, визуально-образное мышление. У людей атрофируются огромное количество желез внутренней секреции, функции которых на сегодняшний день исполняют внешние технократические приспособления. Всё это в общем, ведёт к деградации «Человека разумного» как вида и постепенном его исчезновении с планеты Земля.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день, в нашей стране данная проблема крайне мало изучена и исследовалась пожалуй наиболее полно только Питиримом Сорокиным, в своём труде «Социальная динамика».
Из иностранных социологов, Георг Зиммель, первым выдвинул идею о главенстве зрения среди других чувств, которые использует исследователь: «Зрение - главная социологическая функция человека». Он считает, это связано с урбанизацией: «активная жизнь в огромном городе по сравнению с сельской местностью. Люди, здесь, больше видят друг друга, чем слышат. Зиммель пишет, что обмен взглядами, помогает увидеть и понять таким образом, намерения других участников коммуникации.
Другой исследователь, немец Эрвин Шойх, выйдя на пенсию, выступил на одном из социологических форумов с такой речью : «Я пишу анкеты и провожу опросы. Но когда мне нужно разобраться в характере конкретного общества, то просто иду на улицу и оглядываюсь по сторонам». В тот момент, когда мы рассматриваем характер личности, чтобы понять характер его социальной группы, ни статистика, ни другие измерения - не заменят одного интуитивного взгляда.
В рамках исследования визуальности можно выделить две парадигмы. Одна из них - «нерепрезентативная» Н. Трифт, В.Л. Круткин, Е.В. Петровская, рассматривающая способность визуального образа конструировать социальную реальность. Другая парадигма - «интерпретативный» подход П. Штомпка, С. Холл, Е.Ю. Рождественская, согласно которому образ - это отражение повседневности или некая социокультурная репрезентация, раскрывающая идеологию, цель своих авторов, и допускающая некоторую манипуляцию со зрителем. Подобное понимание феномена визуальности, закладывалось в русле антипозитивистских концепций: это, прежде всего, интеракционная парадигма, изучающая визуализацию повседневных паттернов; семиотика, сфокусированная на декодировании текстов, как письменных, так и визуальных; а также постструктурализм - система символических значений визуальности.
Цель данной работы - социологический анализ языка визуальных коммуникаций и техник развития визуально-образного мышления. Прививание культуры визуальных коммуникаций в российском социуме. Развитие визуального-образного мышления и визуальной памяти россиян, способствующих визуально-образному осознанию, пониманию и созданию образов предметов, слов, чисел, букв, текстов, хронологических дат, у детей, школьников, студентов и людей стремящихся к наиболее полному качеству своей жизни.
Объектом данного исследования является европейско-американская цивилизация, культура её видов мышления, в отличие от представителей азиатской цивилизации.
Предмет исследования - социологический язык визуальных коммуникаций. Проблематика неразвитости визуально-образного мышления европейцев. Последствия незнания языка визуальных коммуникаций. Социологический анализ визуальных коммуникаций в маркетинге. Визуальная социология. Техники развития работы правого полушария головного мозга европейцев, отвечающего за визуально-образное мышление, в отличие от левого полушария, отвечающее за линейно-логическое мышление.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические источники анализа типов мышления разных полушарий человеческого мозга.
2. Рассмотреть последствия неразвитости визуального-образного мышления в различных социальных группах.
3. Проанализировать язык визуальных коммуникаций применяемый в маркетинге.
4. Ознакомится с языком визуальных коммуникаций, описанных в учебнике Петра Штомпки «Визуальная социология. Фотография как метод исследования».
5. Изучить социальные аспекты техник развития визуально-образного мышления, визуально-образной памяти, способствующих визуально-образному запоминанию предметов, слов, чисел, букв, текстов, хронологических дат у детей, школьников, студентов и людей стремящихся к наиболее полному качеству своей жизни.
Гипотеза исследования: развитие визуально-образного мышления и изучение языка визуальных коммуникаций, способствует наиболее полному качеству жизни людей и влияет на социокультурную динамику развития российского социума.
Методы исследования: Социокультурная динамика Питирима Сорокина. «Интерпретативный» подход Петра Штомпки, Согласно которому образ - это отражение повседневности или некая социокультурная репрезентация, раскрывающая идеологию и цель своих авторов и допускающая некоторую манипуляцию со зрителем. Подобное понимание феномена визуальности закладывалось в русле антипозитивистских концепций: это, прежде всего, интеракционная парадигма, изучающая визуализацию повседневных паттернов; семиотика, сфокусированная на декодировании текстов, как письменных, так и визуальных; а также постструктурализм - система символических значений визуальности.
Визуальная социология, являясь междисциплинарной областью исследования, не дает универсальных способов анализа и имеет преимущественно качественный, интерпретативный характер. В каждом конкретном случае необходимо продумывать, какой из упомянутых подходов использовать для обоснования эмпирического исследования, и разрабатывать уникальный алгоритм работы с визуальными данными.
Эмпирическая база исследования: мастер-класс «Визуальная коммуникация» в рамках международного образовательного форума DiGIT «Дидактика. Геймификация. Информационные Технологии». ТГУ 2017.
Очевидно, что визуальные тексты способны не только описывать события, но и формировать новые смыслы, а благодаря распространению современных технологий фиксации, обработки и передачи изображений власть над визуальными образами уже не является уделом избранных. Визуальная социология изучает не только тексты и контексты, но и процессы производства и восприятия изображения. Эмпирические исследования в рамках визуальной методологии охватывают разные грани социальной жизни: идентичность и субкультуры, социальные группы и организации, гендер и материальную культуру.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.
Согласно метода социокультурная динамика, индивиды взаимодействуют друг с другом в зависимости от многих факторов: бессознательных рефлексов, биосознательных - голода, жажды, половых влечений, и социосознательных - значения, нормы, ценности. Система ценностной группы - это культурное качество. В разные времена, людьми вырабатывались разные культурные качества, которые определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются метаобразы культурной жизни, несущие в себе культурные коды. Народы не знающие язык визуальных коммуникаций, не способны в повседневных жизненных ситуациях считывать, в окружающих их визуальных картинках, заложенные творцами метаобразы. В результате, страдает качество жизни социума, которое перестаёт воспринимать культурные коды, созданные человечеством за всё время существования людей. Это прямой путь к деградации и вымиранию человека как вида.
Центральная категория в социокультурной динамике Питирима Сорокина - ценности. В этой классификации - четыре группы. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности, основная из них - истина. Вторая - захватывает ценности эстетического характера, центральная из них - красота. Третья - задевает ценности социальной адаптации и морали, преобладает - добро. Четвертая группа - подразумевает наличие ценностей, соединяющих всех в единое целое. Это - польза. Каждую социально значимую часть человеческой жизнедеятельности можно объяснить с помощью этих универсальных категорий. Самой важной из них, по мнению Питирима Сорокина, является - польза.
Польза, от развития визуальных коммуникаций - огромна! Люди с развитым визуальным интеллектом становятся творческими мастерами и способны творить шедевры, считывая метаобразы из окружающей их природы.
«В пору исторических потрясений, когда приходят в движения силы, о существовании которых лишь смутно грезилось, когда в столкновении этих сил рушится привычный мировой порядок с его бытом, человеческими отношениями, культурой, когда всё это рушится и будущее темно, как жить? Одни находят душевное успокоение в вере - в грядущую социальную справедливость или в Бога, другие, утратившие всякую веру, - в полноте жизни материальной, сосредоточенной на естественных потребностях. Для писателя существует ещё одна опора, ещё одна реальность, которая не сразу гибнет с падением социальных институтов, - это язык. В нём накоплен и сохранён исторический опыт народа, запечатлён психологический склад, духовный лад народного характера. И когда всё рушится - в своей душе и окружающем мире, писатель живёт существенными богатствами языка, извлекая из него божественные образы, сохраняя тем самым цельность своей души, единство в отношении к раскалывающемуся миру, веру в будущее и даже может творить новую реальность»1.
Социолог-исследователь, является членом общества и должен приобретать новые и передовые формы восприятия. Он должен острее воспринимать окружающий его социальный мир, чем обычные обыватели. Кроме всего прочего, он визуально воспринимает многочисленные, красочные и различные образы, визуальные представления социального мира как его существенные составляющие. Он формирует в своем сознании «образы образов», «метаобразы», наполненные двойными смыслами - своими и творца воспринимаемого образа.
Визуальное воображение, острый взгляд, знание языка визуальных коммуникаций, способность заглянуть внутрь визуальной картинки - это главные навыки для наблюдения и исследования различных социальных групп, в которых находится социолог в сегодняшнем мире. Поэтому «понимание и использование визуальных данных становится необходимым умением каждого, кто интересуется общественными и культурными процессами». Однако пассивного наблюдения недостаточно, необходимо активное наблюдение, проявление и упорядочивание наблюдений посредством мобилизации видения и концентрации взгляда.
В сегодняшней социологии преобладают вербальные методы: анкеты, вопросники, интервью, зондаж - отсюда и вербальное воображение. Обязательно нужно обратиться к смежным дисциплинам: культурной антропологии или этнографии. Они используют территориальный метод изучения случаев, монографический метода, культурный инвентарь и другие. В этих методах, визуальное наблюдение играет главную роль. Важно воспользоваться их опытом, и применять разработанные ими правила наблюдательного подхода к социологическим исследованиям, где также образность имеет такое большое значение.
Таким образом, развитие визуально-образного мышления, знание языка визуальных коммуникаций, способно преобразить жизнь любого индивида, с пользой и в кратчайшие сроки развить динамику любого сообщества. Поднять уровень качества социологических наблюдений и повысить уровень компетенции социолога-исследователя.
Настоящее подлинное образование, возникает вместе с нашим внутренним преображением. Ведь именно родители являются, как правило, самым первым учителем для ребенка, затем воспитатели и педагоги. И очень важно с раннего детства заложить в ребенке благодатное семя намерения, устремления, желания, мечты - быть достойным Человеком своей Родины, своего рода и семьи.
Прекрасно, если с детских лет, в период нравственного становления личности ребенка родители смогут мудро вписать в реальный мир естественного миропонимания и правильного мировосприятия. Тогда дети смогут развить свои таланты и способности, которые станут, значимы, не только для личного, семейного процветания, но и во благо рода и Отчизне.
Очень важно воспитывать ребят с детства. Умения и таланты, приобретенные человеком в детстве, остаются с ним на всю жизнь. Душа детей впечатлительна, восприимчива и мягка. Что в неё вложите, то и получите на выходе. Кроме того, такое намерение, как творить добро, заложенное в детстве, станет в дальнейшем для ребенка путеводной звездой, которая и поведет его по жизни. И счастлив он будет не от получения удовольствий от жизни, а от удовлетворения того, что его истинные, зрелые знания и труд приносят пользу людям.
Немаловажно, создать своим жизненным примером и внутренней культурой - правильный образ! И качественно преподать его ребёнку и постараться сдать экзамен на зрелость. В добрый путь!
1. Круткин В.Л. Кит Мокси: о визуальных исследованиях и иконическом повороте // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 2. С. 30-36.
2. Круткин В.Л. Фотографический опыт и его субъекты // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 43-61.
3. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. — М.: Логос, 2007. — 168 с. + 32 с.
4. Рождественская Е.Ю. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 28-42.
5. Ушкин С.Г. Визуальная социология: интеракционистский, семиотический и постструктуралистский подходы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). С. 203-213.
6. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общества. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 233-243.
7. Основы социологии. Постановочные материалы курса. Том I. - М.: Концептуал, 2015. С. 191-199.
8. Мурунова Е.В. Восприятие потребителями визуальных коммуникаций бренда / Е.В. Мурунова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2015. — Т. 3, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. — М.- Политиздат, 1992. — 543 с.
10. Ремизов А.М. Узлы и закруты: Повести / Сост. И автор вступ. ст. И.К. Рогощенков. - Петрозаводск: Карелия, 1990. - 256 с. - (Б-ка северн. прозы)
11. Алтынбекова М.С. Визуальная поэзия. Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста (2006 / 2007 учебный год)
http://открытыйурок.рф/статьи/410006/ Дата обращения 17.06.2018
12. Аполлинер Гийом. Избранная лирика. - М.: Книга, 1985. Бадаев А.Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997.
13. Вознесенский А. “Аксиома самоиска”. - М., 1990.
14. Вознесенский А. Видеомы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.Пушкина. - М., 1993.
15. Державин Г.Р. Стихотворения. - Л., 1957.
...