МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ведение 4
Глава 1 Теоретические основы методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации 12
1.1 Проблема деятельности педагогов по вовлечению родителей
в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации в современны исследованиях
1.2 Методическое обеспечение деятельности педагогов по вовлечению 12
родителей воспитанников в образовательную деятельность как управленческая и педагогическая проблема 23
Глава 2 Экспериментальная работа по методическому обеспечению деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации .... 32
2.1 Изучение деятельности педагогов по вовлечению родителей
воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации 32
2.2 Организация и содержание работы по разработке и реализации
методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации 55
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности готовности
педагогов к вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации 66
Заключение 75
Список используемой литературы 77
Приложение А Результаты самодиагностики педагогов на констатирующем
этапе эксперимента 82
Приложение Б Анкета педагогов «Вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОО» 83
Приложение В Анкета для родителей «Участие родителей в образовательной деятельности ДОО» 85
Приложение Г Результаты самодиагностики педагогов на контрольном этапе эксперимента 86
Приложение Д Календарно-тематический (перспективный) план работы по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО 87
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне. Современное дошкольное образование идет по пути инновационного поиска, что связано с изменениями в деятельности педагогов дошкольной образовательной организации как с детьми, так и с их родителями.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования разрабатываемая программа дошкольной организации предполагает создание образовательной среды, которая включает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1. ФГОС ДО). Педагоги должны осуществлять поддержку родителей в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Реализация новых требований является для многих педагогов инновационной деятельностью, к которой многие оказались не готовыми. Возникает целый ряд проблем в связи с недостаточной готовностью к деятельности по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Это требует от руководителей дошкольной организации особого построения методической деятельности по выявлению проблем педагогов и разработки такого методического обеспечения, которое способствовало бы их решению.
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется исследованием специфики вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации, процесса формирования готовности воспитателей к данной деятельности и разработкой методического обеспечения данной деятельности.
В современных исследованиях представлены различные аспекты работы с родителями. Т.Н. Доронова, А.А. Майер, Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева предлагают формы, методы взаимодействия дошкольной 4
образовательной организации и родителей. А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева раскрывают необходимость повышения компетентности педагогов и родителей. Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает, что при взаимодействия дошкольной организации и семьи преимущество отдается такому типу взаимодействие как сотрудничество. Различные аспекты, отражающие специфику сотрудничества, представлены в ряде работ современных исследователей совместной деятельности (А.С. Белкин, А.И. Донцов, Ш.В. Саркисян, А.П. Дульчевская, Е.В. Дубовская, И.А. Ларионова, Л.И. Уманский и др.).
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена разработкой методических рекомендаций управления руководителем образовательной организации процессом деятельности педагогов по вовлечению родителей в образовательную деятельность.
Анализ исследований позволил выделять ряд противоречий:
- между необходимостью вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной организации и недостаточной разработкой содержания, соответствующих форм, методов и приемов работы с родителями;
- между необходимостью вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной организации и недостаточной готовностью педагогов к данной деятельности;
- между необходимостью методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность и недостаточной разработкой его содержания и способов его реализации.
Определяя необходимостью разрешения представленных противоречий, мы сформулировали проблему исследования: каково содержание и способы реализации методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: управление деятельностью педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методическое обеспечение деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и апробировать содержание и способы реализации методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление деятельностью педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации предполагает реализацию методического обеспечения, если:
- содержание определяется с учетом специфики деятельности педагогов по вовлечению родителей в образовательную деятельность, выявленных проблем готовности конкретных педагогов к данной деятельности и выявленного положительного педагогического опыта;
- процесс разработки и внедрения методического обеспечения представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий, стимулирующих процессы саморазвития и самореализации педагогов с учетом их готовности к данной деятельности;
- разработка и внедрение методических документов осуществляется творческой группой опытных педагогов с учетом выявленного положительного педагогического опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, уточнить содержательные и процессуальные характеристики методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
2. Разработать критериально-диагностический аппарат изучения уровня сформированности у педагогов готовности к деятельности по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
3. Изучить состояние педагогической практики по проблеме методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
4. Внедрить в практику управления дошкольной образовательной организации методическое обеспечение деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность.
5. Определить динамику в уровне сформированности у педагогов готовности к деятельности по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации после реализации разработанного методического обеспечения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о работе с родителями (Т.Н. Доронова, А.А. Майер, Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева и другие);
- идеи об особенностях организации методической деятельности в системе образования (И.А. Мальковская, В.И. Зверева, С.А. Кузнецова, В.С. Безруковой, М.Б. Западаева);
- положения методической работы в дошкольной образовательной организации (Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевски, М.М. Поташником, B. А. Сластенин, В.И. Зверева, A.M. Моисеев);
- идеи методического сопровождения педагога (С.Н. Митин, П.И. Третьяков, Н.Н. Бояринцева);
- идеи о саморазвитии педагога (Т.Г. Браже, К.Я. Вазина, C. Г. Вершловский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка», в исследовании участвовало 10 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа. Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.). В данный период происходило изучение и анализ психолого-педагогической литературы, учебно-методической литературы по проблеме методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. На данном этапе так же была сформирована гипотеза, цель, задачи исследования. Составлена программа исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению уровня готовности по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Второй этап - экспериментальный (апрель 2019 г. - март 2020 г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы методиста по проблеме разработки и внедрения методического обеспечения педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Проводился психолого-педагогический эксперимент: была рассмотрена проблема теории и практики ДОО, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывалось и апробировалось методическое обеспечение деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организацию, проведен контрольный эксперимент с целью проверки эффективности методического обеспечения педагогов. Уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы. В течение этого периода продолжались публикации материалов исследования, участие автора в научно-практических конференциях, завершалось литературное оформление диссертации, определялись перспективы дальнейшего исследования.
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель - май 2020 г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования: получены новые данные о состоянии проблемы в науке и педагогической практике по проблеме исследования; определено методическое обеспечение педагогов по вовлечению родителей в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования: обосновано и охарактеризовано содержание методического обеспечения педагогов по вовлечению родителей в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации, уточнены компоненты и охарактеризованы уровни готовности педагогов к деятельности по вовлечению родителей в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования: заключается, в том, что в практике управленческой деятельности могут быть использованы разработанный критериально-диагностический аппарат изучения уровня сформированности готовности педагогов к деятельности по вовлечению родителей в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации; совокупность разработанных методических документов и комплекс мероприятий по их освоению и внедрению в практику коллективом дошкольной организации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались теоретическим обоснованием проблемы с опорой на концептуальные научные положения в области образования, менеджмента, педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментально-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2019 г., 2020 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Обновление подходов к работе с родителями определяется их вовлечением в образовательную деятельность ДОО. Эффективность данной деятельности определяется уровнем их готовности к ее осуществлению.
Готовность педагогов к вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОО определяется как личностное образование, включающее в себя способность педагогически мыслить, проектировать, организовывать, практически действовать, обеспечивая мотивацию и организацию участия родителей в образовательной работе с детьми. Компонентами данной готовности являются: когнитивный компонент (владение теоретическими знаниями форм, методов и особенностей планирования данного направления работы с родителями) деятельностный компонент (наличие умений и навыков в проектировании и реализации содержания и форм работы с родителей) мотивационно-ценностный компонент (осознание значимости данного направления деятельности и ответственности за результаты).
2. Методическое обеспечение определяется как организованная деятельность методиста образовательного учреждения по информационно-методическому обслуживанию деятельности педагога с целью повышения эффективности решения задач по определенному направлению деятельности. Содержательно методическое обеспечение представляет собой информацию, предоставленную в совокупности документов (методических материалов) для оказания целенаправленной методической помощи учителям в связи с возникающими у них проблемами в данном направлении деятельности.
Процессуально методическое обеспечение включает разработку необходимых методических материалов, консультационно-информационную деятельность, и практическую помощь воспитателям в овладении новыми разработками и их применению в работе.
3. Деятельность методиста образовательного учреждения по методическому обеспечению педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОО осуществляется поэтапно: проектировочно-организационный, деятельностно-обучающий этапы. Данные этапы предполагают решение методистом образовательного учреждения ряда взаимосвязанных задач по разработке необходимых методических материалов творческой группой педагогов и их последующему внедрению в практику деятельности малоопытных педагогов.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источников), 4 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 8 таблицами. Основной текст работы изложен на 81 странице.
1. Изучение и анализ психолого-педагогических исследований показало, что одним из важных направлений модернизации современного дошкольного образования является вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОО. Для эффективного осуществления данной деятельности у педагогов должна быть сформирована соответствующая готовность. Это в свою очередь требует наличия соответствующего методического обеспечения в ДОО.
2. Изучение исследований позволило выделить определить готовность педагогов к деятельности по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОО как личностное образование, включающее в себя компоненты: когнитивный компонент (знание специфики сотрудничества и особенностей его реализации в работе по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО; знание форм и методов вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО; знание особенностей планирования работы по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО); деятельностный компонент (умение выявлять положительный опыт семейного воспитания, интересы и желания родителей, которые могу быть использованы для вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО; умение осуществлять оптимальный выбор содержания, форм, методов и приемов вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОО; умения планировать работу с родителями по их вовлечению в образовательную деятельность ДОО; умения осуществлять методическую помощь родителям в выполнении поручений (заданий)при вовлечении их в образовательную деятельность; умение осуществлять оценку и рефлексию деятельности по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО; умение разрешать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия с родителями по вовлечению их в образовательную деятельность с детьми); мотивационно-ценностный компонент (осознание важности данной деятельности и проявление ответственности за результаты; осознание возможностей участия родителей в решении образовательных задач ДОО; проявление ответственности и инициативы в работе по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность; осознание собственных проблем и необходимость самообразования и самовоспитания).
3. Проведение на констатирующем этапе исследования диагностики уровня готовности педагогов к деятельности по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность и изучение имеющегося в ДОО методического обеспечения позволили установить имеющиеся проблемы и необходимость проведения соответствующей методической работы по их решению.
4. Формирующий эксперимент включал этапы (проектировочно-организационный, деятельностно-обучающий), которые предполагали реализацию функций методической работы и решения ряда взаимосвязанных задач и соответствующих скоординированных планов работы с двумя группами педагогов. С творческой группой разрабатывались образцы методических материалов, а затем обеспечивалось их освоение группой малоопытных педагогов и внедрение в практику их деятельности. Каждый педагог разработал и реализовывал собственную «Программу саморазвития готовности к деятельности по вовлечению родителей в образовательную деятельность», представив два уровня своих действий: самообразование (персональный) и участие в методической работе ДС (организационный).
Проведение повторной диагностики готовности педагогов к деятельности по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО показало значимую позитивную динамику. Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи исследования успешно решены, а результаты исследования подтверждают эффективность разработанного методического обеспечения и верность выдвинутой гипотезы.
1. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М. : Просвещение, 2003. 65 с.
2. Белая К. Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования. М. : АИСТ, 1997. 31 с.
3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М. : ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
4. Бондаренко А. К. Заведующая детским садом. М. : Просвещение, 1985. 87 с.
5. Васильева А. И. Воспитатель-методист детского сада. Минск : Народная асвета, 1975. 128 с.
6. Ганичева А. Н., Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее
воспитание: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
М. : Академия, 2000. 160 с.
7. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре: автореф. дис .... канд. пед. наук. М., 2003. 25 с.
8. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : Просвещение, 2002. 120 с.
9. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М. : Просвещение, 2005. 191 с.
10. Дуброва В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М. : Новая школа, 1995. 124 с.
11. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
12. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 320 с.
13. Зайцева И. К. Управление образовательными системами. М. : ИКЦ «МарТ», 2003. 464 с.
14. Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся // Новый свет. 2014. № 3. С. 110-119.
15. Зверева Н. Г. Личностно-ориентированный подход в воспитательно - образовательном процессе ДОО // Научный поиск. 2014. № 2. С. 26-27.
16. Зверева О. Л. Актуальные проблемы семейного воспитания. Учебно- методическое пособие. М. : МШУ, 2015. 80 с.
17. Зверева О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание. № 5. 2012. С. 70-75.
18. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100-110.
19. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями ДОУ. М. : АСТ, 2002. 132 с.
20. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2005. 80 с.
21. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: Монография. М. : НИИ школьных технологий, 2011. 82 с.
22. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. М. :ТЦ Сфера, 2009. 256 с.
23. 3верева О. Л. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями. Лекция. Учебно-методический комплекс Повышение квалификации на рабочем месте. М. : ТЦ Сфера, 2011. 241 с.
24. Курмакаева Г. С. Разработка и реализация методического обеспечения деятельности педагогов по вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОО // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно¬практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск.
25. Кузницова С. А. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС. М. : Научный поиск, 2014. 25 с.
26. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128 с .
27. Майер А. А. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 34 с.
28. Мальковская И. А. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2004. 144 с.
29. Маневцова Л. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. 245 с.
30. Моисеев A. M., Моисеева О. М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. М. : АСТ, 2004. 132 с.
31. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : Оникс, 2008. 245 с.
32. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. М. : Изд. центр «Скрипторий», 2011. 48 с.
33. Пенькова Л. А. Управление развитием ДОУ. Тольятти : ТГУ, 2012. 84 с.
34. Поздняк Л. В. Спецкурс: Основы управления дошкольным
образовательным учреждением. М. : АПО, 1994. 76 с.
35. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образованием. М. : AcademiA, 1999. 431 с.
36. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления. М. : Новый свет, 2002. 350 с.
37. Рожков М. И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. К. : Остров, 1987. 243 с.
38. Сертакова Н. И. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. М. : Учитель, 2015. 204 с.
39. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. М. : Издательство УЦ «Перспектива», 2012. 389 с.
40. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М. : ТЦ Сфера, 2007. 240 с.
41. Уровни управления в организации - менеджмент организации - Основы менеджмента организации [Электронный ресурс] : Образовательный сайт Викторовой Т.С. URL :http://viktorova-ts.ru/(дата обращения 18.05.2020).
42. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М. : Славянский Дом Книги, 2014. 269 с.
43. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания
[Электронный ресурс] : Опыт педагогической антропологии
http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy chelovek 1 .html(дата обращения: 12.08.2019).
44. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : АРКТИ, 2003. 214 с.
45. Фалюшина Л. И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. М. : Педагогическое общество России, 2003. 80 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г.
URL:http://fgos.ru/(дата обращения 17.09.18).
47. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 346 с.
48. Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. Волгоград: Учитель, 2011. 512 с.
49. Adams P. Facts for Life. UNICEF, UN Plaza - New York, 1994.
50. Bandura A., Walters R. Social Leming and Personality Development. N. Y., 1964.
51. Encyclopedia of psjchologi / H.J. Ejsenck, W. Arnold and R. Meili. N. Y., 1972. - Vol. 1.
52. Epstein, J. L., Simon, B. S., & Salinas K. Involving parents in homework in the middle grades. Research Bulletin, 1997. № 18 Р. 4.
53. Gale Encyclopedia of Psychology, 2nd ed. Gale Group, 2001.