Аннотация
Оглавление
Введение
Глава 1. Правовая регламентация отличительных атрибутов суверенитета Российской Федерации
1.1Понятие и история государственной символики
1.2Источники правового регулирования государственной символики
Глава 2. Государственные символы Российской Федерации
2.1Государственный флаг, гимн, герб и столица
2.2Порядок официального использования государственных символов
Глава 3. Некоторые проблемы использования государственных символов
3.1Проблемы использования государственного герба на печатях
3.2Проблемы неофициального использования государственного гимна
3.3Правонарушения, способствующие незаконному использованию
государственных символов
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений, поскольку в государственных символах отражается история нашего государства, насчитывающая не одно столетие. Двуглавый орел гордо расправляет крылья уже почти пять столетий, на гербе отражен путь России от обособленных русских княжеств к многонациональному и могучему государству. Бело-сине-красный триколор национального флага впервые был поднят на российских кораблях в период зарождения российского флота на Северном, Азовском и Балтийском морях, а мелодия современного гимна звучала во времена сражений с фашистами. Российские граждане должны помнить прошлое своей страны, каким бы оно не было, и учиться на многовековом опыте.
Государственные символы являются основным элементом конституционно-правового статуса государства, оскорбление
государственных символов всегда расценивается как тяжелейшее нарушение. Государственные символы нередко становятся объектом политической борьбы, происходит их смена. В силу указанных обстоятельств, российская государственная символика является важной сферой для научных изысканий, поскольку РФ относится к тем странам, в государственной символике которых произошли коренные изменения. По нашему мнению, приведенные выше обстоятельства свидетельствует об актуальности избранной для исследования темы.
Степень разработанности темы. На сегодняшний день довольно много научно-исследовательской литературы, посвященной происхождению государственной символики РФ, история которой привлекает внимание ученых с середины XIX века. На это есть несколько причин: во-первых, прошло довольно много времени и накоплен достаточный материал, позволяющий проследить эволюцию указанного института; во-вторых, особую актуальность указанная тематика приобрела в связи с модернизацией российского политического строя и изменения законодательства. Указанное подтверждает важность исследования, а также и то, что проблемы, возникающие в рамках использования государственных символов, занимают умы ученых-конституционалистов и специалистов в области интеллектуальной собственности довольно длительный период. Отдельные аспекты рассматриваемой тематики исследования, а именно вопросы о неофициальном использовании государственных символов, как на территории России, так и за рубежом исследовались в трудах И.А. Силонова.
Немаловажное значение имеет изучение нормативной базы, основанной на Конституции Российской Федерации, кодифицированных актах. В качестве официальных источников можно назвать: Федеральный Конституционный закон «О Государственном Гербе Российской федерации», Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О Государственном Гимне Российской Федерации». В качестве источников исследования выступают также акты субъектов Федерации, закрепляющие статус региональных символов власти. Таким образом, степень научной разработанности темы и ее актуальность позволяют определить цель, задачи, объект, предмет исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - комплексное изучение и анализ правового закрепления государственной символики, а также проблем реализации законодательства о государственных символах.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи:
-провести исследование государственных символов в исторической ретроспективе;
-проанализировать понятие, правовую природу и систему государственных символов;
-рассмотреть источниковую базу государственной символики;
-проанализировать особенности использования государственного герба, флага и гимна;
-рассмотреть проблемы использования государственной символики;
-разработать практические рекомендации по совершенствованию законодательства РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает государственные символы как элемент конституционно-правового статуса государства.
Предмет исследования: нормы российского законодательства,
закрепляющие общую характеристику государственной символики, порядок её использования и ответственность за нарушения порядка такого использования.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями. Были применены способы и правила толкования нормативных правовых и судебных актов, формальнологические приемы и правила, что в целом позволяет утверждать об использовании традиционного для догматической юриспруденции формально-юридического метода.
Научная новизна работы определяется подходом к исследованию. Это комплексная теоретико-практическая работа, посвященная исследованию государственной символики с позиций элемента конституционно-правового статуса государства.
Научно-практическая значимость исследования. Как теоретическое исследование дает возможность использования сформулированных в ней положений с целью получения целостного и взаимосвязанного представление о конституционных символах государства.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правоприменительной деятельности и в научных исследованиях, посвященных изучению проблем использования государственной символики.
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
В результате проведенного исследования можно определиться с выводами.
Во-первых, официальными символами государства являются флаг, герб, гимн и столица. В России эти неотъемлемые атрибуты власти формировались в результате синтеза многогранной исторической хронологии. Эволюция российских государственных символов весьма неоднозначная в связи с тем, что события с ней связанные, очень часто противопоставлялись друг другу. Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн и Столица являются составным элементом конституционно-правового статуса РФ. Указанные государственные символы являются атрибутами государственного суверенитета нашего государства
Во-вторых, использование государственного герба, флага и гимна регулируется Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами и рядом федеральных законов. Так, указания на использование государственных символов изложены в ст. 34 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ», согласно которой «на зданиях судов устанавливается Г осударственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний - устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации». Государственные символы являются атрибутами власти, имеющими неотъемлемый характер, выступают средством визуализации её авторитета, гарантией законности всего, отмеченного ими. В связи с этим, четкий порядок использования государственных символов в процессе деятельности государственных органов и иных субъектов имеет важное значение при определении легитимности исходящих от них документов.
В-третьих, используя государственную символику необходимо помнить о традициях международного протокола, национальных и государственных традициях.
Исследование показало наличие ряда проблем, прежде всего, с использованием государственных символов.
Считается, что изображение Государственного флага запомнить нетрудно. Тем не менее, с использованием этого государственного символа связано несколько резонансных событий. Так, в 2013 году здание ФСКН России было украшено «бело-красно-синим» флагом, а на Дне города Омска его название было размещено на «сине-бело-красном» флаге Республики Югославия. Должностные лица государственных органов также допускают ошибки в использовании государственного символа. Так, в Президиуме Верховного Суда Республики Карелия было рассмотрено дело о снятии дисциплинарного взыскания на появление в галстуке со вшитым флагом РФ. Известными случаями ошибок при использовании национального флага РФ является ошибка организаторов саммита G20, организованного в Санкт- Петербурге в 2013 году, во время проведения которого Невский проспект украсили «бело-красно-синими» флагами, а также ошибка, допущенная поисковой системой Google, когда в её тематическом логотипе, посвященном победе РФ в конкурсе за право проведения нынешнего чемпионата мира по футболу, российский флаг был также «бело-красно-синим», за что компания принесла официальные извинения. Государственный флаг, Государственный герб и изображения, схожие с ними до степени смешения не могут быть зарегистрированы в качестве.
В качестве еще одной проблемы использования государственных символов является использование национального герба России на печатях ОМСУ и юридических лиц, выполняющих государственные функции. В силу ст. 4 ФКЗ «О Государственном гербе РФ» указанный символ государственной власти помещается на печатях федеральных государственных органов, иных государственных органов, органов ЗАГС, печатях юридических лиц, осуществляющих государственно-властные функции. Тем не менее, в практической деятельности присутствует неоднозначное толкование указанной нормы, что привело к возникновению противоречивой судебной практики. При рассмотрении указанной категории дел, правоприменительные органы сталкиваются с проблемами и трудностями при квалификации правонарушения, и возникают вопросы проведения экспертизы. Насущной является проблема использования Государственного герба на печатях юридических лиц, в частности, автономных учреждений, поскольку именно у них указанная проблема чаще всего возникает. На наш взгляд, считаем возможным использование автономным учреждение печати с изображением Государственного герба РФ.
Сложности также возникают в связи с неофициальным использованием национального гимна за пределами РФ, поскольку исключить из объектов авторских прав национальный гимн на территории иностранного государства ст. 1259 ГК РФ не может. Статья 15 Конституции РФ закрепляет в качестве сферы действия российских законов только территорию РФ, поэтому исключение российского гимна из объектов авторских прав на территории иностранного государства может только законодательство этого государства. Отечественное законодательство не содержит норм, исключающих гимны иностранных государств из объектов авторских прав.
В заключении отметим, что рассмотренные нами государственные символы являются признаками РФ как суверенного государства: гимн прославляет государство, его историю, героев; герб является его официальной эмблемой и отличительным знаком, который изображается на флагах, денежных знаках и другой государственной атрибутике; флаг является отличительным знаком государства, а столица - главным консолидирующим городом. Тем не менее, остаются нерешенными некоторые проблемы, связанные с «отсутствием нормативного толкования символического значения государственных символов». Кроме этого, на законодательном уровне не установлена ответственность за надругательство над Государственным гимном РФ.
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // "Собрание
законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2.Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 52. Ст. 5020.
3.Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) "О Государственном гимне Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5022.
4.Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) "О Государственном гербе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5021.
5.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Российская газета", № 138 - 139, 23.07.1994.
6.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета", № 3, 06.01.1997.
7."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // "Российская газета", № 153-154, 12.08.1998.
8."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // "Российская газета", № 289, 22.12.2006.
9."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2018) // "Российская газета", № 256, 31.12.2001.
10."Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // "Российская газета", № 85-86, 0105.05.1999.
11."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 19.02.2018, с изм. от 25.04.2018) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
12."Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // "Российская газета", № 49, 13.03.1993.
13.Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об Общественной палате Российской Федерации" // "Российская газета", № 70, 07.04.2005.
14.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) // "Парламентская газета", № 186, 08.10.2003.
15.Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О политических партиях" // "Российская газета", № 133, 14.07.2001...