Адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Опорно-двигательный аппарат и его значение. Возрастные
анатомические особенности позвоночного столба в младшем школьном возрасте 8
1.2. Виды нарушения осанки. Сколиоз и степени его нарушения. Роль
занятий физическими упражнениями при нарушениях осанки 13
Выводы по главе 20
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
Выводы по главе 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Обоснование подобранных средств адаптивного физического
воспитания для девочек младшего школьного возраста 8-10 лет со сколиозом I-II степени 31
3.2. Исследование влияния подобранных средств адаптивного физического
воспитания на развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени 34
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Опорно-двигательный аппарат и его значение. Возрастные
анатомические особенности позвоночного столба в младшем школьном возрасте 8
1.2. Виды нарушения осанки. Сколиоз и степени его нарушения. Роль
занятий физическими упражнениями при нарушениях осанки 13
Выводы по главе 20
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
Выводы по главе 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Обоснование подобранных средств адаптивного физического
воспитания для девочек младшего школьного возраста 8-10 лет со сколиозом I-II степени 31
3.2. Исследование влияния подобранных средств адаптивного физического
воспитания на развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени 34
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность исследования. Состояние здоровья детского населения всегда было актуальной проблемой и такой же она сохраняется на сегодняшний день. Наиболее часто у детей в школьном возрасте встречаются патологии осанки, в том числе сколиоз. При этом известно, что осанка играет важное значение в физическом развитии детей, так как характеризует не только привычное положение тела, но и показатели здоровья человека.
В.Н. Кочаманов и Р.В. Калашникова [2016] в своей статье приводят данные из государственного доклада «Положение детей в Российской Федерации», где показывают, что у детей школьного возраста примерно у 40-50% наблюдаются хронические заболевания, у 40% диагностируются какие- либо функциональные отклонения и только 20% детей считаются практически здоровыми. Далее они отмечают, что диапазон патологий с нарушениями позвоночника составляет от 35 до 65% у школьников младших классов.
По данным ряда авторов дети с патологиями осанки отстают не только в физическом развитии, но также и в уровне физической подготовленности. Костюченкова В.Н. [2009] отмечает также, что у этих детей наблюдается повышенное утомление, снижена подвижность в суставах и выносливость мышц спины, ухудшение общего самочувствия. При этом у них может также страдать дыхательная и сердечно-сосудистая системы.
На основании выше сказанное мы можем говорить о необходимости занятий по адаптивному физическому воспитанию для детей, имеющих нарушения осанки, в особенности сколиоз I-II степени. Так как именно в процессе занятий физическими упражнениями можно укрепить мышечно-связочный аппарат, улучшить гибкость позвоночного столба, улучшить работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также улучшить развитие двигательных способностей.
В связи с выше сказанным, актуальным является определение форм организации занятий по адаптивному физическому воспитанию, а также подбор средств для детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени и, соответственно, определение их влияния на развитие двигательных способностей у данной категории детей.
Теоретическая база исследования:
- теоретические основы нарушений осанки и методик проведений лечебной и оздоровительной физической культуры [Белокрылов, Н. М., 2015; Кочоманов В.Н., Калашникова Р.В., 2016; Глазина Т. А., Кабышева М. И., 2017; Черапкина Л. П., 2017];
- возрастные основы анатомии и физиологии [Баёва Н.А., Погадаева О.В., 2003; Железнов Л.М., Попов Г.А., Ульянов О.В., Яхина И.М., 2013; Лысова Н. Ф., Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В.М., 2017; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2018; Тулякова О.В., 2020 и др.];
- теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры и адаптивного физического воспитания [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., Евсеев, С.П., 2016; Харченко, Л.В., 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019 и др.].
Объект исследования: педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию у детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
Предмет исследования: средства и формы организации адаптивного физического воспитания коррекционной направленности для девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
Цель исследования - улучшение двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Выявить развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
2. Подобрать средства и формы проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности для девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
3. Определить развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени в конце педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства и организация дополнительных внеурочных занятий по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени, будут способствовать улучшению у них двигательных способностей.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование подобранных средств и организации дополнительных внеурочных занятий по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени для улучшения у них двигательных способностей.
Практическая значимость исследовательской работы показывает, что целенаправленная работа по подбору средств адаптивного физического воспитания в рамках организации дополнительных внеурочных занятий позволили к концу проведения педагогического эксперимента улучшить развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени. Полученные данные будут полезны для педагогов и инструкторов, которые проводят урочные и внеурочные формы занятий по адаптивному физическому воспитанию с данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 14 рисунков, список используемой литературы в количестве 24. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
В.Н. Кочаманов и Р.В. Калашникова [2016] в своей статье приводят данные из государственного доклада «Положение детей в Российской Федерации», где показывают, что у детей школьного возраста примерно у 40-50% наблюдаются хронические заболевания, у 40% диагностируются какие- либо функциональные отклонения и только 20% детей считаются практически здоровыми. Далее они отмечают, что диапазон патологий с нарушениями позвоночника составляет от 35 до 65% у школьников младших классов.
По данным ряда авторов дети с патологиями осанки отстают не только в физическом развитии, но также и в уровне физической подготовленности. Костюченкова В.Н. [2009] отмечает также, что у этих детей наблюдается повышенное утомление, снижена подвижность в суставах и выносливость мышц спины, ухудшение общего самочувствия. При этом у них может также страдать дыхательная и сердечно-сосудистая системы.
На основании выше сказанное мы можем говорить о необходимости занятий по адаптивному физическому воспитанию для детей, имеющих нарушения осанки, в особенности сколиоз I-II степени. Так как именно в процессе занятий физическими упражнениями можно укрепить мышечно-связочный аппарат, улучшить гибкость позвоночного столба, улучшить работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также улучшить развитие двигательных способностей.
В связи с выше сказанным, актуальным является определение форм организации занятий по адаптивному физическому воспитанию, а также подбор средств для детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени и, соответственно, определение их влияния на развитие двигательных способностей у данной категории детей.
Теоретическая база исследования:
- теоретические основы нарушений осанки и методик проведений лечебной и оздоровительной физической культуры [Белокрылов, Н. М., 2015; Кочоманов В.Н., Калашникова Р.В., 2016; Глазина Т. А., Кабышева М. И., 2017; Черапкина Л. П., 2017];
- возрастные основы анатомии и физиологии [Баёва Н.А., Погадаева О.В., 2003; Железнов Л.М., Попов Г.А., Ульянов О.В., Яхина И.М., 2013; Лысова Н. Ф., Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В.М., 2017; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2018; Тулякова О.В., 2020 и др.];
- теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры и адаптивного физического воспитания [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., Евсеев, С.П., 2016; Харченко, Л.В., 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019 и др.].
Объект исследования: педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию у детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
Предмет исследования: средства и формы организации адаптивного физического воспитания коррекционной направленности для девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
Цель исследования - улучшение двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Выявить развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
2. Подобрать средства и формы проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности для девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени.
3. Определить развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени в конце педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства и организация дополнительных внеурочных занятий по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени, будут способствовать улучшению у них двигательных способностей.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование подобранных средств и организации дополнительных внеурочных занятий по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени для улучшения у них двигательных способностей.
Практическая значимость исследовательской работы показывает, что целенаправленная работа по подбору средств адаптивного физического воспитания в рамках организации дополнительных внеурочных занятий позволили к концу проведения педагогического эксперимента улучшить развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени. Полученные данные будут полезны для педагогов и инструкторов, которые проводят урочные и внеурочные формы занятий по адаптивному физическому воспитанию с данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 14 рисунков, список используемой литературы в количестве 24. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:
1. До начала педагогического эксперимента подобрали одинаковые группы экспериментальную и контрольную в зависимости от возраста, пола и развития двигательных способностей. Сравнение показателей двигательных способностей не выявили достоверных различий в пользу какой-либо из групп.
2. Подобрали средства по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности, направленных на развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени. В качестве формы проведения и организации адаптивного физического воспитания были предложены для девочек экспериментальной группы дополнительные внеурочные занятия.
3. Сравнение средних показателей двигательных способностей у девочек ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента показало достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы девочек по всем исследуемым тестам.
4. Выявили достоверный прирост показателей (p<0,05) двигательных способностей у девочек ЭГ. У контрольной группы также выявили положительное изменение показателей, но оно было достоверным лишь по трём тестовым заданиям «Удержание ног из исходного положения лёжа на спине под углом 45 градусов» (сек); «Удержание туловища лёжа на бёдрах на скамейке, руки за головой» (сек) и «Равновесие, стоя на одной ноге, другая стопой прижата к колену, руки в стороны» (сек). При этом, по перечисленным тестам у ЭГ показатели достоверно были лучше, чем у КГ.
1. До начала педагогического эксперимента подобрали одинаковые группы экспериментальную и контрольную в зависимости от возраста, пола и развития двигательных способностей. Сравнение показателей двигательных способностей не выявили достоверных различий в пользу какой-либо из групп.
2. Подобрали средства по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности, направленных на развитие двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени. В качестве формы проведения и организации адаптивного физического воспитания были предложены для девочек экспериментальной группы дополнительные внеурочные занятия.
3. Сравнение средних показателей двигательных способностей у девочек ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента показало достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы девочек по всем исследуемым тестам.
4. Выявили достоверный прирост показателей (p<0,05) двигательных способностей у девочек ЭГ. У контрольной группы также выявили положительное изменение показателей, но оно было достоверным лишь по трём тестовым заданиям «Удержание ног из исходного положения лёжа на спине под углом 45 градусов» (сек); «Удержание туловища лёжа на бёдрах на скамейке, руки за головой» (сек) и «Равновесие, стоя на одной ноге, другая стопой прижата к колену, руки в стороны» (сек). При этом, по перечисленным тестам у ЭГ показатели достоверно были лучше, чем у КГ.
Подобные работы
- Влияние оздоровительной аэробики на коррекцию двигательных способностей и сколиотической осанки у девочек 7-9 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка методики физического воспитания детей 6-7 лет в ДОУ на основе плантографии
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Влияние занятий по мини-футболу на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей 15-17 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика сколиоза у школьников младших классов средствами танцевальных движений
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Особенности организации физкультурно-спортивных занятий для гимнасток с нарушением осанки
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020



