Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика сколиоза у школьников младших классов средствами танцевальных движений

Работа №115292

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Общие положения о «нарушениях осанки» 7
1.2 Этапы и принципы реабилитации при сколиозе 177
1.3 Танцевально-двигательная терапия: понятие и функции 233
Выводы по главе 27
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 282
Выводы по главе 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1. Структура и содержание методики физической реабилитации с элементами танцевально-двигательной терапии
3.2 Результаты исследования показателей функционального состояния детей
младших классов 39
3.3 Результаты исследования эффективности методики физической
реабилитации с элементами танцевально-двигательной терапии для детей младших классов 45
Выводы по главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 492
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66


Основополагающими факторами полноценного развития ребёнка считается сохранение и укрепление его здоровья. В последнее время очень сильно возросла эмоциональная и психоэмоциональная нагрузка на школьников, и, к сожалению, забота об их здоровье отошла на второй план.
Актуальность темы исследования основана на том, что по данным ВОЗ за последнее десятилетие увеличилось число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз) на 36.2%.
Мы знаем, насколько важную роль играет правильная осанка в жизнедеятельности любого человека, особенно школьника. Именно на этапе формирования опорно-двигательного аппарата идёт закладка основных функциональных возможностей организма.
Основным средством формирования правильной осанки считается лечебная физическая культура (ЛФК). Ведь вокруг средств лфк постоянно проводились исследования, и все они признаны эффективными. Но даже этот факт не меняет сегодняшней ситуации по увеличению числа детей, имеющих нарушение осанки. Можно предположить, что у учащихся происходит потеря мотивации к двигательной деятельности лечебного характера из-за её однообразия.
В связи со сложившейся ситуацией приходится искать определённые подходы и эффективные средства физического воспитания, с помощью которых получится повысить интерес школьников к двигательной активности и тем самым повлиять на формирование правильной осанки.
В настоящее время, основополагаясь на опыт выдающихся российских педагогов в области танца (А.А. Сапогова, 2003; Ю.И. Громова, 2006 [115]), специалистов в области физической культуры (С.Б. Шарманова, 2001; О.С. Васильева, 2007), врачей-ортопедов (J.S. Hafiler, 2007), можно утверждать, что танцевально-хореографические упражнения оказывают большое воздействие на формирование осанки.
Предупреждение и устранение нарушений осанки является обязательным условием первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов.
Определение причин возникновения нарушения осанки и поиск эффективных средств и методов для её предупреждения являются основными задачами в сфере адаптивного физического воспитания, и в связи с этим тема выпускной квалификационной работы актуальна в настоящее время.
Объект исследования: процесс физической реабилитации детей с нарушением осанки (сколиоз).
Предмет исследования: методика реабилитации на основе средств ЛФК и танцевально-двигательной терапии.
Цель исследования - профилактика и коррекция нарушений осанки у детей младших классов с помощью средств ЛФК и танцевально-двигательной терапии.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Изучить особенности нарушений осанки у детей младших классов;
2. Выявить исходный уровень функционального состояния детей младших классов.
3. Разработать и апробировать эффективность программы физической реабилитации детей младших классов со сколиотической осанкой.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика физической реабилитации положительно повлияет на уровень физической активности детей, на их эмоциональную сферу, а главное поможет предупредить возникновение и прогрессирование заболеваний, связанных с нарушением осанки.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Методы соматоскопии;
3. Метод медико-биологического исследования (Приложения А);
4. Педагогическое тестирование;
5. Педагогический эксперимент;
6. Методы математической статистики;
Теоретическая значимость: В работе затронута актуальная тема поиска эффективных средств и методов для профилактики и коррекции нарушений осанки. Подробное изучение этой темы поможет педагогам обратить своё внимание на такой метод, как танцевально-двигательная терапия с целью профилактики сколиоза и в будущем найти широкое применение этому методу.
Практическая значимость: разработанные комплексы лфк и танцевально двигательной терапии могут быть использованы на уроках физической культуры в образовательных учреждениях, а так же в оздоровительных центрах с целью профилактики у детей нарушений осанки.
Исследование организованно на базе МБУ "Школа № 90 г.Тольятти.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 12 таблиц, 5 рисунков, списка использованных источников 43 и 3 приложений. Основной текст работы изложен на 67 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подробно изучив литературные источники по теме сколиоза, можно сделать вывод, что существует множество факторов, влияющих на развитие нарушений со стороны позвоночника и тяжесть этих нарушений варьируется от легкой до тяжелой степени. Поэтому очень важно предупреждение факторов риска, профилактика, ранняя диагностика и своевременно начатое лечение нарушений со стороны позвоночника.
Физическая реабилитация при нарушениях осанки включает в себя комплекс лечебной физической культуры, лечебное плавание, массаж, ортопедическую коррекцию и т.д., среди которых физические упражнения считаются в наибольшей степени эффективным и доступным средством, направленное на профилактику и лечение заболеваний сколиоза.
Профилактику сколиоза можно осуществлять не только с помощью физических упражнений, а так же с помощью танцевальных движений, в результате которых происходит оздоровление всего организма, а так же психической и эмоциональной сферы. ТДТ можно использовать при терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также при профилактике, коррекции различных патологий у детей школьного возраста.
После анализа научно-методической литературы была разработана методика с целью реабилитации и профилактики нарушений осанки у детей на основе средств ЛФК и танцевально-двигательной терапии. Данная методика включала в себя три периода реабилитации (начало, середину и конец). Далее на базе МБУ «Школа №90» был проведён эксперимент, в результате которого были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, в которые входили мальчики, имеющие 1 степень нарушения осанки. В ходе эксперимента контрольная группа занималась физической культурой по общеобразовательной программе 3 раза в неделю, а экспериментальная занималась по разработанной методике 3 раза в неделю. Далее проводился сравнительный анализ показателей до начала реабилитационных мероприятий и в конце эксперимента.
Анализ проведенного нами исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. После реабилитации в экспериментальной группе в два раза уменьшилось количество детей, при осмотре которых были выявлены такие нарушения, как асимметрия треугольников талии, асимметрия лопаток, асимметрия плеч и сутулость. В контрольной, группе, которая занималась физкультурой по общеобразовательной программе показатели тоже улучшились, но только на 10%.
2. После реабилитации в сравнении с контрольной группой, в которой только у двух из 6 детей уменьшился угол сколиоза на 1°, в экспериментальной у каждого из семерых детей уменьшился угол сколиоза на 1 °-2 °, что говорит об эффективности разработанной методики реабилитации.
3. Показатели динамометрии для правой руки после проведения реабилитационных мероприятий в значительной степени возросли в экспериментальной группе (средние показатели - от 10 до 13).
4. Для левой руки средние показатели варьируют в пределах 10-13 кг, тогда как на основном этапе эксперимента он составлял 9кг. Изменения более выражены у детей экспериментальной группы.
5. После реабилитации в экспериментальной группе в значительной степени улучшились результаты тестирования функциональной мышечной силы, что говорит об эффективности проводимых мероприятий в рамках программы физической реабилитации.
6. Улучшились показатели подвижности позвоночника в обеих группах. Но более выраженные результаты в экспериментальной группе, где значения приблизились к норме и составили 70% детей, тогда как до реабилитации значения были 30%. В контрольной группе показатели улучшились на 10%.



1. Алексеева, Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 208 с.
2. Авдеева, Т.Г, И.И.Бахрах. Детская спортивная медицина учеб. пособие - Ростов-н/Д: Феникс, 2017. - 320 с.
3. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/- М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2015. - 210 с.
4. Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое
воспитание: теория и технология. Научно-методические рекомендации / Под общ. ред. д. п. н., профессора Лубышевой Л.И. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2016 - 410 с.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 528 с.
6. Батыгин, Г.Г. Регистры по эндопротезированию тазобедренных суставов / Г.Г. Батыгин. - М.: Высшее Образование и Наука, 2016. - 485 с.
7. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 с.
8. Вербина, В. В. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями в состоянии здоровья / В.В. Вербина. - М.: Бибком, 2017. - 540 с.
9. Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. - 40 с.
10. Дехтяр, С.К., Смирнова, Т.Н., Поляков, В.Е. Деформации позвоночника у детей. // Детская хирургия - 2017 - №2. - С. 12-21.
11. Дзахов, С. Д. Оперативные методы коррекции длины ног у детей / С.Д. Дзахов. - М.: Медицина, 2016. - 224 с.
12. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы / С. П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2015. - 561 с.
13. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. Уч. пособие. Изд. гр. - М.: «ГЭОТАРМедиа», 2016 - 557 с.
14. Епифанов, А.В. Реабилитация в травматологии и ортопедии / А.В. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 212 с.
15. Епифанов, В. А. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника: моногр. / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов, А.Н. Баринов. - М.: МЕДпресс-информ, 2016. - 376 с.
16. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж: учеб. / В. А. Епифанов. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 528 с.
17. Икова, В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова В.В. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 2015. - 64 с.
18. Каплан, А. В. Закрытые повреждения костей и суставов / А.В. Каплан. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2014. - 418 с.
19. Картавцева, А. И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие / А.И. Картавцева, О.Э. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2015. - 156 с.
20. Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2018. - 649 с.
21. Колодницкий, Г.А., Кузнецов, В.С. Ритмические упражнения, хореографияи игры - М., 2015 - 189с.
22. Котешова, И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. - М.: ЭКСМО, 2015. - 207 с.
23. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров - М., 2015. - С. 21-23.
24. Кузьмищева, Л.Г., Трегубова, И.Л., Садовая, Т.Н. Некоторые аспекты диагностики и лечения сколиоза по материалам санаторной школы для больных сколиозом // Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 2016. - С. 84-85.
25. Кунчевская, С.А. Адаптивная физическая культура с детьми дошкольного возраста: моногр. / С.А. Кунчевская. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2015. - 745 c.
26. Кучма, В.Р., Сарнадский, В.Н., Стихин, Н.В., Чепрасов, В.В. Современные проблемы диагностики, коррекции, реабилитации, и профилактики отклонений осанки детей и подростков // Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам // Материалы научно-практической конференции. - М., 2015. -C. 89-91.
27. Мазуренко, С. О. Диагностика и лечение остеопороза в общей и клинической практике / С.О. Мазуренко. - М: Машиностроение, 2016. - 145 c.
28. Макарова, Г.А. Актуальные вопросы спортивной медицины: зарубежный опыт. Ежеквартальный реферативный сборник аннотированных переводов. - Калуга: Эконом, 2016. - 96 с.
29. Мельничук, Н.В., Корнилова, Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом // Биологическая обратная связь. - 2015. - №2. -C. 47.
30. Мирская, Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. - М.: Чистые пруды, 2015. - 30 с.
31. Орлов, Р.С., Ноздрачёв, А.Д. Нормальная физиология: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 688 с.
32. Поляев, Б.А. Основы общей физиотерапии. Учебно-методическое пособие. М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009. - 136 с.
33. Пономаренко, Г.Н. Медицинская реабилитация : учеб. для мед. вузов / Г.Н. Пономаренко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 360 с.
34. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. - М.: Academia, 2019. - 96 с.
35. Сапин, М.Р., Сивоглазов, В.И. Анатомия и физиология человека. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 448 с.
36. Солнцев, И.А. Значение спорта-М: Педагогика, 2015-2014 с.
37. Семенова, О. П. Реабилитация посттравматических больных / О.П. Семенова. - М: СИНТЕГ, 2017. - 240 с.
38. Серова, Н.Б. Повышение резерва здоровья учащихся средних классов средствами физической культуры / Н.Б. Серова. - М.: Знание, 2015 - 214 с.
39. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб - М.: Терра- Спорт, Олимпия Пресс, 2015. - 520 с.
40. Степкина, М.А., Жуков, С.Ю., Сарнадский, В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - СПб., 2016. - С. 175-176.
41. Фирилева, Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе - М., 2018 - 249с
42. Фомичев, Н.Г., Садовой, М.А., Сарнадский, В.Н. Система раннего скрининга и мониторинга деформаций позвоночника у детей // Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 2015. - С.145-146.
43. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. АСАДЕМА, 2015 - С. 333-335.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ