Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методики физического воспитания детей 6-7 лет в ДОУ на основе плантографии

Работа №96056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ПЛАНТОГРАФИИ КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 8
1.1. Анатомические, физиологические и психологические особенности
развития детей 6-7 лет 8
1.2. Стопа: строение и функции. Возрастные особенности детской стопы ... 11
1.3. Деформации стоп и их диагностика 16
1.3.1 Плоскостопие и вальгусная постановка стоп 19
1.3.2 Полая стопа 24
1.3.3 Варусная постановка стоп и косолапие 25
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 32
2.3. Содержание экспериментальной методики физического воспитания для детей 6-7 лет, разработанной посредством внедрения плантографического обследования 38
Выводы по главе 2 55
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 56
Выводы по главе 3 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ


Только та нация может надеяться на счастливое будущее, которая заботится о здоровье подрастающего поколения. Ведь именно здоровье детей определяет будущее страны, ее генофонд, потенциал общества и наряду с другими демографическими характеристиками показывает социально-экономическое развитие страны, эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а именно тогда, в дошкольном детстве, закладывается фундамент практически всех характеристик физической подготовленности взрослого человека, является наиболее важной задачей для современного общества.
В течение последних лет во множестве публикаций отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. И хотя количественные данные об отклонениях в состоянии здоровья дошкольников значительно варьируются [13,15], тем не менее, почти все авторы отмечают рост числа детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.
Неутешительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, возрастающий поток детей, страдающих хроническими патологиями и инвалидов, стали национальным бедствием для России. В последнее десятилетие педагоги, ученые, врачи, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья, двигательной подготовленности . В целом, по данным НИИ педиатрии, численность практически здоровых детей не превышает 10%, а у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения [38]. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита).
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую выносливость, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска. С этой целью организованные, т.е. посещающие детский сад, дети проходят ежегодно диспансеризацию, которая включает также осмотры врачей узких направленностей, таких как ортопед, хирург, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, педагог, психолог, логопед. Но чаще всего из-за большого потока детей и малого времени, которое отводится на их прием, такие осмотры проводятся достаточно поверхностно и не отражают всей полноты картины. Так, например, врачами ортопедами проводится лишь общий визуальный осмотр ребенка, при котором невозможно поставить такой диагноз как плоскостопие. Для подтверждения такого диагноза самым достоверным методом является рентгенография стоп стоя под нагрузкой, но можно воспользоваться и плантографическим исследованием отпечатков стоп. Сделав плантографию частью процесса мониторинга физического здоровья у воспитанников ДОУ, объединив при этом усилия медперсонала, педагогов, физкультурных работников и родителей, можно осуществлять профилактическую и коррекционную работу в рамках физического воспитания более личностно направленно.
Таким образом, рассматриваемая нами тема актуальна и дает возможность при более точной постановке диагноза у каждого ребенка подойти к разработке методики физического воспитания в ДОУ на основе этих данных более детально, соблюдая принципы доступности, индивидуализации, осознанности, систематичности и оздоровительной направленности.
На данный момент написана масса программ и методик, направленных на повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе существует большое количество методик лечебной и оздоровительной физической культуры для детей с нарушением сводов стопы. Но традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватными возможностями целенаправленной его организации. Педагоги не всегда располагают полной информацией о здоровье ребенка, а также не всегда могут грамотно преподнести родителям рекомендации по работе дома. Родители же не могут организовать физкультурное пространство и время для укрепления здоровья детей и совместной с детьми физкультурной и спортивной деятельности. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности воспитанников и современной системой образования и физического воспитания. Несмотря на широкую известность традиционных методик лечебной физической культуры, их эффективность не удовлетворяет специалистов - основная их масса направлена на профилактику и коррекцию плоской стопы и не учитывает другие стопные нарушения.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что нет теоретически разработанной и практически апробированной методики организации физкультурных занятий для детей дошкольного возраста, которой бы предшествовало проведение плантографического обследования воспитанников.
Объект исследования: методики физического воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние результатов плантографического исследования стоп на разработку методики физического воспитания детей 6 - 7 лет в ДОУ.
Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать, разработать методику физического воспитания детей 6-7 лет в ДОУ на основе плантографии и экспериментально проверить ее корректирующее воздействие на стопы воспитанников.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что возможно разработанная методика окажет эффективное влияние не только на процесс формирования и коррекции сводов стопы детей дошкольного возраста, но и улучшит показатели двигательной подготовленности детей.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы частные задачи исследования:
1. изучить педагогическую, научно-методическую литературу,
входящую в компетенцию исследования;
2. провести плантографическое исследование детей 6-7 лет, входящих в экспериментальную группу;
3. оценить плантограммы и выявить детей, имеющих стопные нарушения;
4. изучить причины и механизмы формирования деформаций стопы у детей 6 - 7 лет;
5. сравнить существующие комплексы упражнений при каждом виде стопных деформаций;
6. разработать и апробировать методику оздоровительной физической культуры формирования сводов стоп у детей старшего дошкольного возраста и оценить её эффективность.
Научная новизна проделанной работы заключается в том, что:
— обоснована необходимость применения плантографического исследования стопных деформаций у воспитанников ДОУ,
— разработана методика физического воспитания для детей с различными стопными деформациями,
— экспериментально доказана эффективность предлагаемой методики для коррекции стопных нарушений и роста двигательной подготовленности детей.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Материал ВКР изложен на 73 страницах. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из основных задач блока «Физическое воспитание» в любом детском саду является профилактика заболеваний и укрепление физического здоровья подопечных. Решение этой задачи требует постоянного анализа физического развития и состояния каждого ребенка. Модуль, отвечающий за корректное обследование здоровья детей и состояние их физического развития, определяет впоследствии все построение методики проведения физкультурно-оздоровительной работы и ее эффективность в ДОУ.
В настоящий момент обследование детей проходит в форме ежегодных диспансеризаций, которые чаще всего из-за большого потока детей и малого времени, которое отводится на их прием, не позволяют выявить некоторые заболевания в начальной стадии развития. Так, например, врачами ортопедами проводится лишь общий визуальный осмотр ребенка, который по литературным источникам считается малоинформативным, достаточно субъективным и его результат зависит от квалификации и опыта врача. В нашем случае по медицинским картам дети экспериментальной группы здоровы, т.е. не имеют нарушений опорно-двигательного аппарата. Проведенное на начальном этапе плантографическое исследование показало обратное. Стопные нарушения по анализу плантограмм составили 91,7%, в числе которых были не только плоскостопие первой степени, но и комбинированное плоскостопие, варусная постановка стоп и продольное плоскостопие II и III степеней. Нормальная стопа на начало эксперимента наблюдалась только у одного человека (8.3%).
Этот факт подтвердил необходимость внедрения плантографического исследования в процесс мониторинга детского здоровья и двигательной активности воспитанников ДОУ. Это позволило, при объединенных усилиях педагогического состава ДОУ, медперсонала и родителей, осуществить профилактическую и коррекционную работу в рамках физического воспитания более личностно направленно.
Анализ научно-методической литературы, исследовательских публикаций, касающихся проблемы повышения показателей физического развития и двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста с различными стопными нарушениями, и собственный опыт позволили подобрать наиболее оптимальные средства, благодаря комплексному использованию которых обеспечивается коррекция стоп и мышечного аппарата ног, улучшаются показатели двигательной подготовленности детей, меняется общий настрой на физкультурных занятиях.
Была разработана и апробирована методика физического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функционального состояния и деформациями стоп, включающая комплексы специальных упражнений на коррекцию каждого из видов стопных нарушений, подвижные игры, самомассаж, оказывающие положительное воздействие на двигательную подготовленность детей старшего дошкольного возраста.
Самый главный принцип, заложенный в нашей методике, это систематичность занятий. Мы считаем, что только ежедневные занятия, которые вошли в привычку у ребенка, также как умывание, чистка зубов, в достаточно короткий срок смогли дать такие результаты.
Разработанная методика позволила не только приостановить прогрессирование стопных нарушений, но и улучшить состояние стоп. На момент окончания исследования в экспериментальной группе увеличилось количество детей с нормальными стопами. В среднем показатель коэффициента, определяющего состояние среднего отдела стоп (К) у исследуемых детей снизился на 10,5% и, соответственно этому, изменилась степень продольного плоскостопия. Вовремя обнаруженная варусная постановка стоп в начальной стадии была полностью скорректирована.
В результате проведенного педагогического эксперимента наметилась положительная динамика и в двигательном развитии детей. Достоверно улучшились показатели проведенных двигательных тестов (бег на 30 м, челночный бег 3х10 и прыжок в длину с места), что подтверждает улучшение и функционального состояния стоп.



1. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду. Как работать по программе «Детство» [Текст]: Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 592 с.
2. Бабаева Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования переработанная в соответствии с ФГОС «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 528 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
4. Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования [Текст]: учеб.-метод. Пособие / М.М. Борисова. - М.: Обруч, 2014. - 256 с.
5. Волков М.В. Детская ортопедия [Текст] / М.В. Волков, В.Д. Дедова. - М.: Медицина, 1980. - 312 с.
6. Вихляев Ю.Н. Физическая реабилитация функциональных расстройств и деформаций стопы у детей [Текст]/ Ю.Н. Вихляев, А.Е. Ардашева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - №05. - с.3-8
7. Галанов А.С. Игры, которые лечат [Текст] / Галанов А.С. - М.: Сфера, 2009. - 96 с.
8. Гаськов А.В. Классификация методик коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры [Текст] / А.В. Гаськов, Н.В. Казанцева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - с. 59-62
9. Герасимова, Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры [Текст] / Т.В.
Герасимова // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. - 2009. - № 10. - С. 25-27
10. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин // Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- 176 с.
11. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Старший возраст [Текст] / Л.Д. Глазырина // Пособие для педагогов дошк. учреждений.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 264 с.
12. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования [Текст] / Л.Д. Глазырина // Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- 144 с.
13. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации: 2016 // Министерство труда и социальной защиты РФ. - М., 2017. - 313 с.
14. Дегтярев В.П. Нормальная физиология [Текст]: учебник для студентов высших мед. уч. заведений / В.П. Дегтярев, С.М. Будылина. - М.: Медицина, 2006. - 736 с.
15. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). - М., 2003, - 96 с.
16. Егорова С.А. Новый взгляд на причины плоскостопия и его профилактику средствами физической культуры [Текст] / С.А. Егорова, В.Г. Петрякова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - №1. - С.47-51.
17. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура [Текст] / В.А. Епифанов // Учебное пособие для вузов. М.: Издат. дом «ГЭОТААМЕД», 2002.- 125с.
18. Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология [Текст]: Уч. пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.:Высш. шк., 1985. - 384 с.
19. Ефименко Н.Н. Плантография - или о чем говорят отпечатки детских стоп [Текст] / Н.Н. Ефименко. - Таганрог: НП «ЦРЛ» , 2012. - 105 с.
20. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду.
Подготовительная к школе группа [Текст] / Е.Ф. Желобкович. - М.:
Скрипторий 2003, 2010. - 224 с.
21. Замараев В.А. Анатомия для студентов физкультурных ВУЗов и
факультетов [Текст]: Учебник и практикум для академического
бакалавриата/ В.А. Замараев, Е.З. Година, Д.Б. Никитюк. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 416 с.
22. Знатнова Е.В. Анализ состояния свода стопы и коррекционно- компенсирующих методик ее формирования у детей [Текст]/ Е.В.Знатнова// Весник МДПУ им. И.П. Шамякина. - 2014. - с. 24-30
23. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]:учебник для ВУЗов/В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. - СПб.:Питер, 2013. - 272 с.
24. Кенис В.М. Мобильное плоскостопие у детей (обзор литературы) [Текст] / В.М. Кенис, Ю.А. Лапкин, Р.Х. Хусаинов, А.В. Сапоговский // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста, том II. - 2014. - № 2. - С.44-54
25. Ким Т.К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Т.К.Ким// Учебное пособие для вузов. - М.:МПГУ, 2015. - 204 с.
26. Кирпиченков А.А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений [Текст] / А.А. Кирпиченков. - Смоленск: Спорт, 2012. - 21 с.
27. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при
нарушениях опорно-двигательного аппарата) [Текст] / О.В. Козырева // Пособие для инструкторов ЛФК, воспитателей и родителей. - М.:
Просвещение, 2003. - 96 с.
28. Комачева О.А. Коррекция плоскостопия у детей 5-7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода [Текст]: автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. - Смоленск, 2012. - 24 с.
29. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 238 с.
30. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии [Текст] / И.Д. Ловейко - Л.: Медицина, 1982. - 39 с.
31. Лукьяненко В.П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко, С.А. Егорова, В.Г. Петрякова. - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 118 с.
32. Мандриков, В.Б. Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата [Текст]: учебное пособие / В.Б. Мандриков, В.О Аристакесян , М.П. Мицулина. - Волгоград: ВолГМУ, 2013. - 205 с.
33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт,1991. - 543 с.
34. Мельников, В.С. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у студентов посредством физических упражнений [Текст] Методические указания / В.С. Мельников, Э.Н. Алексеева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 22 с.
35. Милюкова, И.В. Лечебная и профилактическая гимнастика: практическая энциклопедия [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. - М.: Эксмо, 2006. - 496 с.
36. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов педагогических ВУЗов / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1999. - 688 с.
37. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» [Текст] / авт.-сост. Е.Ю.Александрова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 151 с.
38. Параничева Т.М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.М. Параничева, Тюрина Е.В. // Новые исследования. - 2012, - №4. - С.68-78
39. Петрова Н.С. Экспресс-ортезирование в профилактике и комплексном лечении патологии опорно-двигательного аппарата и сосудистой системы нижних конечностей [Текст]: пособие для врачей / Н.С. Петрова, В.Я. Малый, А.Г. Баиндурашвили. - СПб.: СПбМАПО, 2008. - 204 с.
40. Пешкова, О.В. Физическая реабилитация при нарушениях осанки и плоскостопии [Текст]: метод. пособие / О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак. - Х.: СПДФЛ Бровин А.В., 2012. - 126 с.
41. Потапчук, А.А. Диагностика развития ребенка [Текст] / А.А. Потапчук. - СПб.: Речь, 2007. - 154 с.
42. Потапчук А.А. Лечебная физкультура в детском возрасте [Текст]/ А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь, 2007. - 268 с.
43. Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Н.В. Решетников, Ю.В. Лисицин. - М.: Академия, 2000. - 148 с.
44. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студетов ВУЗов / М.Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М.: Академия, 2004. - 448 с .
45. Семенова Г.А. Оздоровительные технологии физ. воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях [Текст]: учебник / Г.А.Семенова. - М.:ИНФРА-М, 2016. - 448 с.
46. Сергиенко К.Н. К вопросу о диагностике деформаций стоп [Текст]/ К.Н. Сергиенко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2002, - № 7. - С. 26 - 31.
47. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
48. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
49. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко. - М.: Академия, 1998. - 374 с.
50. Энциклопедия физической реабилитации [Текст]: лечебная физическая культура. Том IV. / А.И. Григорьев, А.Л. Турчак. - Кировоград: Имекс - ЛТД, 2009. - 896 с.
51. Физическая реабилитация [Текст]: уч. для студентов ВУЗов, обучающихся по ГРС «Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» / под ред. С.Н. Попова. - Ростов: Феникс, 2005. - 608 с.
52. Филиппова Т.А. Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /Т.А. Филиппова, А.С. Верба //Новые исследования. - 2014 - с. 145-158


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ