Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Организация и методы исследования воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 34
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 46
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 57
Актуальность исследования. На данном этапе развития дошкольного образования серьезной проблемой стало увеличение детей с задержкой психического развития. У таких детей существуют трудности адаптации, выражающиеся в очень низкой успеваемости, в затруднении взаимодействия с окружающими, в депривации от нормального поведения ребенка. Но новые преобразования в социальном мире требуют развития творческой личности, имеющей способность продуктивно и необычно решать новейшие жизненные проблемы.
Проблема развития воображения детей актуальна и тем, что данный психический процесс оказывается ведущим элементом в творческой деятельности ребёнка и его поведении, в общем. В данной проблеме появляется серьезная задача развития творческого потенциала подрастающих детей, а для ее решения необходимо усовершенствовать учебную деятельность, учитывая развитие всех познавательных процессов.
В дошкольном возрасте осуществляется всеобщее развитие детей и происходит начало этого развития, но наиболее стремительно проходит развитие познавательных процессов. Наши ученые Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин говорят, что воображение является необходимым при усвоении учебного материала.
К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь находить выход в таких обстоятельствах, в которых происходят разные изменения предметов, образов, знаков, и быть готовым к возможным изменениям. У детей с задержкой психического развития воображение отстает в развитии, и ребенок плохо усваивает учебный материал, ведь каждое учение требует сначала что- то представить, вообразить.
Материалы исследований, связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития, не до конца доработаны. Данных о воображении детей с задержкой психического развития мало, большинство иследований носят обобщающий характер (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпина, У.В. Ульенкова). Важен вопрос исследования развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития и создание для них условий, которые обеспечивают активацию у них данной психической функции.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие: между необходимостью развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий его развития.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет протекать эффективно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
• разработан и поэтапно реализован в коррекционно-развивающем процессе комплекс форм и методов работы по развитию показателей воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• обеспечено комплексное использование в коррекционно-развивающем процессе художественного слова и изобразительной деятельности.
В соответствии с выделенной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические основы проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, оценить их эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследования, посвященные изучению проблемы развития воображения у дошкольников Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко;
• исследования, посвященные изучению проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Е.А. Медведевой;
• исследования психолого-педагогических условий развития воображения у детей Е.А. Альбьевой, Е. Пороцкой, Е.С. Слепович, Г.С. Швайко.
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития воображенияи детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы психолого-педагогические условия развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которые могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития; в разработанных психолого-педагогических условий развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе детского сада № 187 «Солнышко» автономного некоммерческого объединения дошкольного образования «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Выборка состояла из 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), 15 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
Проблема развития воображения детей с задержкой психического развития актуальна, так как данный психический процесс оказывается ведущим в обучении таких детей. Необходимость развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития ставит перед дошкольными образовательными организациями важную задачу - усовершенствования учебно-воспитательного процесса.
На констатирующем этапе исследования была осуществлена диагностика уровня развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которая показала, что в экспериментальной и контрольной группе преобладает средний уровень его развития.
В формирующей части исследования решалась задача определения психолого-педагогических условий, направленных на развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. На основе анализа специальной литературы определены и реализованы следующие психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
• разработан и поэтапно реализован в коррекционно-развивающем процессе комплекс форм и методов работы по развитию показателей воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• обеспечено комплексное использование в коррекционно-развивающем процессе художественного слова и изобразительной деятельности.
По окончании формирующей части исследования был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали положительную динамику в уровне развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Количество детей в ЭГ с высоким уровнем развития воображения увеличилось, а детей с низким уровнем вовсе не выявлено.
Поставленная цель и задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Альбьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии [Текст] / Е.А. Альбьева. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 9с.
2. Бабаевой, Т.И. Игра и дошкольник [Текст]: учебное пособие / под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. - СПб: Детство-пресс, 2007. - 192 с.
3. Боровик, О.В. Развиваем воображение [Текст] / Л.И.Божович // Дошкольное образование. - 2011. - № 1. - С. 23-28.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Смысл, 2014. - 512 с.
5. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / А.Я. Дудецкий. - Смоленск: Практика, 2014. - 214 с.
6. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С. 24-32.
7. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2008. - 79 с.
8. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2007. - № 16. - С. 32-33.
9. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) [Текст]: учебное пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2002. - 123 с.
10. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст]: учебное пособие / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2004. - 70 с.
11. Кириллова, Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] / Г.Кириллова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12. - С. 26-30.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2000. - 41 с.
13. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст] / Е.Кравцова. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12. - С. 17-20.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
15. Менджерицкая, Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада [Текст] / Д.В. Менджерицкая. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
...