ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Организация и методы исследования воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 34
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 46
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 57
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Организация и методы исследования воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 34
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 46
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 57
Актуальность исследования. На данном этапе развития дошкольного образования серьезной проблемой стало увеличение детей с задержкой психического развития. У таких детей существуют трудности адаптации, выражающиеся в очень низкой успеваемости, в затруднении взаимодействия с окружающими, в депривации от нормального поведения ребенка. Но новые преобразования в социальном мире требуют развития творческой личности, имеющей способность продуктивно и необычно решать новейшие жизненные проблемы.
Проблема развития воображения детей актуальна и тем, что данный психический процесс оказывается ведущим элементом в творческой деятельности ребёнка и его поведении, в общем. В данной проблеме появляется серьезная задача развития творческого потенциала подрастающих детей, а для ее решения необходимо усовершенствовать учебную деятельность, учитывая развитие всех познавательных процессов.
В дошкольном возрасте осуществляется всеобщее развитие детей и происходит начало этого развития, но наиболее стремительно проходит развитие познавательных процессов. Наши ученые Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин говорят, что воображение является необходимым при усвоении учебного материала.
К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь находить выход в таких обстоятельствах, в которых происходят разные изменения предметов, образов, знаков, и быть готовым к возможным изменениям. У детей с задержкой психического развития воображение отстает в развитии, и ребенок плохо усваивает учебный материал, ведь каждое учение требует сначала что- то представить, вообразить.
Материалы исследований, связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития, не до конца доработаны. Данных о воображении детей с задержкой психического развития мало, большинство иследований носят обобщающий характер (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпина, У.В. Ульенкова). Важен вопрос исследования развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития и создание для них условий, которые обеспечивают активацию у них данной психической функции.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие: между необходимостью развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий его развития.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет протекать эффективно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
• разработан и поэтапно реализован в коррекционно-развивающем процессе комплекс форм и методов работы по развитию показателей воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• обеспечено комплексное использование в коррекционно-развивающем процессе художественного слова и изобразительной деятельности.
В соответствии с выделенной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические основы проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, оценить их эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследования, посвященные изучению проблемы развития воображения у дошкольников Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко;
• исследования, посвященные изучению проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Е.А. Медведевой;
• исследования психолого-педагогических условий развития воображения у детей Е.А. Альбьевой, Е. Пороцкой, Е.С. Слепович, Г.С. Швайко.
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития воображенияи детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы психолого-педагогические условия развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которые могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития; в разработанных психолого-педагогических условий развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе детского сада № 187 «Солнышко» автономного некоммерческого объединения дошкольного образования «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Выборка состояла из 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), 15 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
Проблема развития воображения детей актуальна и тем, что данный психический процесс оказывается ведущим элементом в творческой деятельности ребёнка и его поведении, в общем. В данной проблеме появляется серьезная задача развития творческого потенциала подрастающих детей, а для ее решения необходимо усовершенствовать учебную деятельность, учитывая развитие всех познавательных процессов.
В дошкольном возрасте осуществляется всеобщее развитие детей и происходит начало этого развития, но наиболее стремительно проходит развитие познавательных процессов. Наши ученые Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин говорят, что воображение является необходимым при усвоении учебного материала.
К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь находить выход в таких обстоятельствах, в которых происходят разные изменения предметов, образов, знаков, и быть готовым к возможным изменениям. У детей с задержкой психического развития воображение отстает в развитии, и ребенок плохо усваивает учебный материал, ведь каждое учение требует сначала что- то представить, вообразить.
Материалы исследований, связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития, не до конца доработаны. Данных о воображении детей с задержкой психического развития мало, большинство иследований носят обобщающий характер (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпина, У.В. Ульенкова). Важен вопрос исследования развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития и создание для них условий, которые обеспечивают активацию у них данной психической функции.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие: между необходимостью развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий его развития.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет протекать эффективно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
• разработан и поэтапно реализован в коррекционно-развивающем процессе комплекс форм и методов работы по развитию показателей воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• обеспечено комплексное использование в коррекционно-развивающем процессе художественного слова и изобразительной деятельности.
В соответствии с выделенной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические основы проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, оценить их эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследования, посвященные изучению проблемы развития воображения у дошкольников Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко;
• исследования, посвященные изучению проблемы развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Е.А. Медведевой;
• исследования психолого-педагогических условий развития воображения у детей Е.А. Альбьевой, Е. Пороцкой, Е.С. Слепович, Г.С. Швайко.
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития воображенияи детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы психолого-педагогические условия развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которые могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития; в разработанных психолого-педагогических условий развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе детского сада № 187 «Солнышко» автономного некоммерческого объединения дошкольного образования «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Выборка состояла из 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), 15 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
Проблема развития воображения детей с задержкой психического развития актуальна, так как данный психический процесс оказывается ведущим в обучении таких детей. Необходимость развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития ставит перед дошкольными образовательными организациями важную задачу - усовершенствования учебно-воспитательного процесса.
На констатирующем этапе исследования была осуществлена диагностика уровня развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которая показала, что в экспериментальной и контрольной группе преобладает средний уровень его развития.
В формирующей части исследования решалась задача определения психолого-педагогических условий, направленных на развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. На основе анализа специальной литературы определены и реализованы следующие психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
• разработан и поэтапно реализован в коррекционно-развивающем процессе комплекс форм и методов работы по развитию показателей воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• обеспечено комплексное использование в коррекционно-развивающем процессе художественного слова и изобразительной деятельности.
По окончании формирующей части исследования был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали положительную динамику в уровне развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Количество детей в ЭГ с высоким уровнем развития воображения увеличилось, а детей с низким уровнем вовсе не выявлено.
Поставленная цель и задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
На констатирующем этапе исследования была осуществлена диагностика уровня развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которая показала, что в экспериментальной и контрольной группе преобладает средний уровень его развития.
В формирующей части исследования решалась задача определения психолого-педагогических условий, направленных на развитие воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. На основе анализа специальной литературы определены и реализованы следующие психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
• разработан и поэтапно реализован в коррекционно-развивающем процессе комплекс форм и методов работы по развитию показателей воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• обеспечено комплексное использование в коррекционно-развивающем процессе художественного слова и изобразительной деятельности.
По окончании формирующей части исследования был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали положительную динамику в уровне развития воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Количество детей в ЭГ с высоким уровнем развития воображения увеличилось, а детей с низким уровнем вовсе не выявлено.
Поставленная цель и задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯНА КОРРЕКЦИОННЫХ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ПОСРЕДСТВОМ АЛГОРИТМОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи в процессе конструирования из бумаги
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КНИЖЕК-РАСКРАСОК
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЕРСТНИКОВ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СВЕРСТНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021





