Введение 6
Глава 1. Понятия «война» и «боевые действия» 9
1.1. Понятия «война» и «боевые действия» 9
1.2. Историческое развитие законов и обычаев войны 11
Глава 2. Законы и обычаи войны 244
2.1 Правовое регулирование средств и методов ведения войны 244
2.2. Средства и методы ведения войны, которые запрещаются или
ограничиваются международным правом 311
2.3. Участники вооруженных конфликтов и их статус в международном
праве 377
2.4 Законы и обычаи войны на защите раненых, больных, лиц потерпевших
кораблекрушение и военнопленных 39
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Ужасы Первой мировой войны, в том числе широкомасштабные нарушения ранее заключенных пактов, привели к мирным конференциям между двумя странами в отношении попыток предотвращения войны и ограничения негуманной тактики и оружия, но эти усилия увенчались лишь умеренным успехом.
Мировые войны I и II и их последствия привели к последующему развитию международного гуманитарного права, а так же законов и обычаев ведения войны.
В военной истории были ограничения на ведение войны. Эти ограничения сохраняются, хотя они часто нарушаются, часто без наказания. Степень, в которой страна соответствует им, - это то, в какой степени эта нация воспринимается как цивилизованная.
Актуальность работы состоит в том, что война, явление не новое, имеющее очень разнообразную историю, но на протяжении всех этих веков средства и методы войны менялись. Абсолютного права на использование любых методов без всяких ограничений никогда не было. Всегда было ограничение или с точки зрения используемых средств или сточки зрения широты его применения.
На современном этапе существования современного человеческого общества всему миру недостает силы регуляторов международных процессов, иногда складывается впечатление, что права есть, а прав нет. До сих пор на международной арене существует негласное право сильного, - стань сильным и ты будешь властвовать миром. Власть неотъемлемо связана с силой, оружием более совершенным, чем есть у других. Вот именно здесь и нужна объективная настойчивая воля большинства государств - всех как одного, для того, чтобы запретить, вышедшему за рамки дозволенного субъекту международного права, его действия по расшатыванию мира на планете в угоду себе.
Эффективность современных действующих механизмов сдерживания оставляет желать лучшего, но существует потребность ив коллективной воле, а не приспособленчеству. В мире современного оружия слабость и расслабленность многих может привести к плачевным последствиям для всех.
Нормы международного прав должны быть неотвратимыми, жесткими, именно они охраняют мир и покой народов на планете, а оказывается, что и здесь баланс сил меняется и чашки весов постоянно в движении, а нет ничего страшнее неустойчивого мира.
Законы войны - это нормы международного права, регулирующие ведение войны между национальными государствами, и в особенности они касаются того, разрешено ли применение силы, когда существует состояние войны, оружие и ведение войны, а также Лечение противников, заключенных, нейтральных и некомбатантов. Они применяются ко всем государствам путем принятия парламентом, президентом, министерством обороны и конкретными командирами, а также посредством ратификации договоров, в том числе Устава Организации Объединенных Наций, и посредством выполнения этих обязательств по установленным и общепризнанным международным принципам и нормам.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся на международной арене по реализации норм международного гуманитарного права.
Предмет исследования составляют особенности применения норм международного гуманитарного права в рамках предотвращения международных конфликтов.
Цель исследования состоит в анализе действия норм сдерживающих применение средств и методов ведения войны.
Цели определяют задачи, стоящие перед исследованием:
- дать определение понятия «война» и «боевые действия»;
- проанализировать историческое развитие законов и обычаев войны;
- рассмотреть и оценить правовое регулирование средств и методов ведения войны на современном этапе;
- исследовать средства и методы ведения войны, которые запрещаются или ограничиваются международным правом;
- изучить статус участников вооруженных конфликтов в международном праве;
- рассмотреть уровень защиты раненых, больных и военнопленных.
Правовой основой бакалаврской работы стали акты международного гуманитарного законодательства, законодательства Российской Федерации, исторические нормативно-правовые акты, а так же нормы обычного права.
Эмпирической основой исследования явились труды ученых-юристов, Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю., Александров В. В., Червонюк В.И., Даниленко Г. М., Талалаев А. Н. и других.
В ходе подготовки бакалаврской работы использовались методы сравнительно-правовой, логический, сравнительно-исторический, формально-юридический, системного анализа и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Несомненно, что война являлась в мировой истории двигателем гуманитарного права, ужаснувшись последствиям ведения войны, человечество спешит запретить непозволительные средства и методы ведения войны и защитить права не воюющего населения.
Подведём некоторые итоги работы:
Можно перечислить признаки войны: во-первых, это вооруженная борьба до победы; во-вторых, это применение оружия; в-третьих, участвующие в этом государства или народы, народность, или нации; в-четвертых, официальное начало боевых действий, когда одна сторона объявляет войну другой, нападает, то есть осуществляет агрессию по отношению к ней. Кроме того, есть признак, который говорит о том, что война должна вестись не просто между двумя враждующими нациями или государствами, а эти нации, народности должны рассматриваться как субъекты боевых действий, то есть они могут иметь комбатантов, то есть лиц, носящих официально оружие, служащих в официальном формировании, то есть армии этого государства или государственно подобного образования. Война обычно ведется не всем народом, она ведется через официально сформированные образования, так называемые войска или армию, то есть, по сути, разделение государства на классы одни - управляют, другие - воюют.
Театр боевых (военных) действий - это местность, на которой осуществляется война. Непосредственно территория соприкосновения, борьбы одной группировки с другой, борьбы одной армии с другой. В рамках военных (боевых) действий могут использоваться различные средства ведения войны, как беспилотники, так и аппараты пилотируемые. Следует различать «театр боевых действий» и «театр войны». Театр войны, гораздо более широкое понятие - это территория, на которой могут быть расположены вооруженные силы сопредельных государств, их военные склады, расположена техника, но театр боевых действий - это территория, на которой непосредственно происходит противостояние воюющих сторон.
Законы войны - это нормы международного права, регулирующие ведение войны между национальными государствами, и в особенности они касаются того, разрешено ли применение силы, когда существует состояние войны, оружие и ведение войны, а также Лечение противников, заключенных, нейтральных и некомбатантов. Они применяются ко всем государствам путем принятия парламентом, президентом, министерством обороны и конкретными командирами, а также посредством ратификации договоров, в том числе Устава Организации Объединенных Наций, и посредством выполнения этих обязательств по установленным и общепризнанным международным принципам и нормам.
В военной истории были ограничения на ведение войны. Эти ограничения сохраняются, хотя они часто нарушаются, часто без наказания. Степень, в которой страна соответствует им, - это то, в какой степени эта нация воспринимается как цивилизованная.
В древние времена война была не подлежавшей никакому контролю, помимо того, поддерживали сами воюющие стороны, и любые ограничения, которые они устанавливали на поле боя были из-за военной необходимости, а не из-за убеждения, что нападения на гражданских лиц или убийства военнопленных это не незаконно. Захватчиков викингов в 11 веке, например, в войне сопровождало понятие не защищать гражданское население от нападения или грабежа, и они, как правило, убивали, а не освобождали захваченных вражеских бойцов. И не было причин, по которым они должны были себя ограничивать: никаких договоров, запрещающих жестокие действия в бою не было заключено между государствами, не была еще разработана единая практика среди государств, которые считают себя цивилизованными, чтобы избегать такого поведения. Для того, чтобы международные гуманитарные нормы получили своё развитие, должны были прийти многие сотни лет и что бы это мнение стали разделять ряд Независимых Государств на международной арене, а так же, что некоторые ограничения должны быть размещены на методы и средства ведения войны между собой — особенно если войны будут вестись между христианскими государствами. (Крестовые походы против неверных не были подконтрольны любым аналогичным ограничениям.) В Средние века в Европе заповеди христианства начали оказывать смутные принципы поведения на поле боя. В 1625 г. Гуго Гроций писал о праве войны и мира, в которых он исследовал базовые принципы гуманного обращения с жертвами войны.
Современное право войны было изобретено в эпоху английских колоний в Северной Америке. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) голландский юрист и посол Гуго Гроций опубликовал «Закон о войне и мире», расширенный и систематический аргумент о том, что нации связаны естественным правом уважать другие народы, что они должны заниматься только Оправданными причинами, которые были бы удовлетворительными в качестве претензий в отношении юридически ощутимых вреда, и что они должны уважать права невоюющих. Этот аргумент получил большое внимание, но его медленное принятие.
Мировые войны I и II и их последствия привели к последующему развитию международного гуманитарного права, а так же законов и обычаев ведения войны.
Ужасы Первой мировой войны, в том числе широкомасштабные нарушения ранее заключенных пактов, привели к мирным конференциям между двумя странами в отношении попыток предотвращения войны и ограничения негуманной тактики и оружия, но эти усилия увенчались лишь умеренным успехом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Собрание законодательства РФ - 1994 г. - №1.- Ст.1.
2. Гаагская конвенция «О законах и обычаях сухопутной войны» 1907 года Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 575 - 587. (Извлечения)
3. Гаагская конвенция «Об открытии военных действий» 1907 года.
4. Протокол от 08.06.1977 года "Дополнительный протокол 1 к Женевским Конвенциям августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов ".
5. «Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов».
6. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий» Проект Федерального закона N 34763-3 "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий"(ред., внесенная в ГД ФС РФ)
7. Конвенция от 10.10.1980 (г. Женева) "Конвенция о запрещении или
ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие и протоколов к конвенции: протокола I о необнаруживаемых осколках, протокола III о зажигательном оружии и протокола IV об ослепляющем лазерном оружии"
8. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «Об обращении с военнопленными» Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 125 - 204, 279 - 280.
9. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М: Юридическая литература, 1990. С. 454 - 512.
10. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «Об улучшении участи
раненых и больных в действующих армиях» Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 71 - 100, 279.
11. IX Гаагская конвенция от 18 октября 1907 года «О бомбардировании морскими силами во время войны».
12. Гаагская Конвенция «О защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта». 1954 год. Сайт:
13. Устав ООН. ГЛАВА VII: «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».
14. «Уголовный кодекс Российской Федерации» статься 356. «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» №138 в редакции - 31.03.2015. Сайт: / http://www.consultant.ru/
15. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года. Сайт: /http://docs.cntd.ru/
16. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.
17. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.
18. Кодекс поведения должностных лиц от 17 декабря 1979 года по поддержанию правопорядка. Резолюция 34/169Генеральной Ассамблеи ООН.
19. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
20. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. Вступила в силу: 26 июня 1987 года в соответствии со статьей 27 (1).
21. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Приняты восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 года.
22. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 18, 27 июля 2006 г.)
23. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 21 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995 № 29. Ст. 2757.
Научная литература
24. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. 511 с.
25. Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. - М.: Международные отношения, 1989г., 365 с.
26. Васильев В.В. Нормы международного гуманитарного в области
ограничения способов (методов) и средств ведения боевых действий и проблемы их соблюдения в ходе ведения современных вооруженных конфликтов / Право и закон: история, теория, практика. Киселев С.Г., Телегина Н.М. и др. Коллективная монография. Под ред-й С.Г. Киселева. М. 2015. С. 226-247.
27. Военный устав 1716 года. Сайт: http://www.adjudant.ru/
28. Греций Г. О праве войны и мира. Три книги. М., 1956. 243 с.
29. Даниленко Г. М. Соотношение и взаимодействие международного права и международного обычая//СЕМП. 1983. М., 1984; СЕМП 1984 М., 1986.
30. Елисеев Р.А. История становления и развитие международного уголовного права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009. №3 С. 89-104.
31. Законы и обыча ведения войны //
http: //studbooks .net/1115035/pravo/zakony_obychai_vedeniya_voyny (дата
вхождения 25.05.2017 г.).
32.Законы и обычаи войны. Средства и способы ведения войны по международному праву. //
https://zakon.rU/discussion/2015/2/16/zakony_i_obychai_vojny(дата вхождения 25.05.2017 г.).
33. Иванов М.К. О последствиях договора международной организации для государств — ее членов // Правоведение. 1993. № 1. С 54—60.
34. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002. - 511 с.
35. Исторический и правовой аспекты участия СССР и РФ в локальных конфликтах во второй половине ХХ-начале XXI вв. / Материалы III- й межрегиональной научно -практической конференции, Санкт-Петербург, 16 декабря 2011 г. / ЛГУ им. А.С Пушкина; под ред-й В.Н. Скворцова. СПб, 2012
36. Князькина А.К. Запрещенные средства и методы ведения войны или законы и обычаи войны? / Актуальные проблемы российского права. 2007. № !. С. 521-528.
37. Колосов Ю. М. Международное право. Учебник. М.: «Международные отношения», 2000. 713 с.
38. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2- е, доп. и пререраб. - М.: Международные отношения, 1998г., 689 с.
39. Комментарий к Федеральному закону о международных договорах
Российской Федерации. М., 1996.
40. Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1990.
41. Лазарев М.И. “Теоретические вопросы современного международного морского права”. М.: 1983г. 214 с.
42. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, С.570-658.
43. Международное гуманитарное право в документах. МНИМП. М., 1996. С. 463 - 469.
44. Международное право в документах. М., 1982, с.751-772.
45. Научный коммунизм: Словарь / Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с.
46. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз. , Рос. фонд культуры. М. : Азъ, 1992 - 746с.
47.Остроухов Н.В. Основные международно-правовые режимы, применяемые в период вооруженного конфликта // Московский журнал международного права. 2009. №2 (74). С. 63-75.
48. Ромашкин П. С., Военные преступления империализма, М., 1953; Полторак А. И., Савинский Л. И., Преступная война, М., 1968; Курс международного права, т. 5, М., 1969. // Большая Советская Энциклопедия. // http://www.help- rus-student.ru/text/27/174.htm(дата вхождения 25.05.2017 г.).
49. Талалаев А. Н. Договоры с участием международных организаций. М., 1989.
50. Талалаев А. Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М., 1980.
51. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,1985.
52. Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. Пермь, 1976.
53. Херби П. 1997 год: будет ли подписан договор о запрещении
противопехотных мин? // Международный журнал Красного Креста. 1997. N 15. С. 222 - 223.