Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Работа №105772

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет навыков экспериментирования
1.1Проблема формирования навыков экспериментирования у детей 5-6 лет в современных исследованиях
1.2Обоснование и характеристика психолого-педагогических условий формирования навыков экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет навыков экспериментирования в созданных психолого-педагогических условиях
2.1Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет навыков экспериментирования
2.2Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет навыков экспериментирования
2.3Выявление динамики в уровне сформированности навыков
экспериментирования у детей 5-6 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у порастающего поколения активности, самостоятельности в познании, способности решать проблемы опытно-экспериментальным путем. В связи с этим, начиная с дошкольного детства осуществлять формирование у ребенка навыка экспериментирования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) одним из видов детской деятельности является познавательно-исследовательская. Её освоение предполагает формирование соответствующих умений, которые могут быть определены как навыки экспериментирования.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности (Н.Н. Поддъяков), а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами (Л.С. Выготский).
По мнению ряда исследователей, одним из универсальных средств для обнаружения скрытых (внутренних) связей являются практические действия, которые могут выступать в форме экспериментирования как разновидности познавательно-исследовательской деятельности (З.М. Богуславской, Л.А. Венгер, Т.В. Земцовой, О.Л. Князева, Л.Н. Меньшикова Н.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин и др.).
Различные аспекты формирования навыков поисковой деятельности, в том числе экспериментирования, представлена в исследованиях таких авторов, как Н.И. Апполонова, А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаева, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и другие.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочноисследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование позволяет ребенку осваивать предметы и явления глубоко, познавать скрытые от внешнего восприятия свойства объектов познания, связи между ними. Полученные знания в свою очередь более прочные и действенные.
Это обуславливает важность активного внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных образовательных организаций и в связи с этим реализации эффективных психологопедагогических условий формирования навыков экспериментирования детей .
В современных исследованиях проблема формирования умений и навыков деятельности рассматривается в русле развития самостоятельности детей. В связи с этим выделим необходимость опоры на представленный в современной отечественной психологии субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), положение о единстве сознания и деятельности (Л.А. Венгер).
В образовательной практике понятие условие связано с педагогическими и психологическими аспектами. Современные исследователи описывают педагогические условия как совокупность возможностей образовательной среды, направленной на решение поставленных задач педагогического воздействия (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева, и др.). О.В. Дыбина под педагогическими условиями понимает совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства, материально-пространственной среде, социальному окружению, а также эмоционально-личностному восприятию информации, благодаря мыслительным операциям, живым образцам-ориентирам и так далее.
В современных исследованиях, посвященных построению образовательной работы с детьми в области познавательного развития, выделяется необходимость создания различных условий, определяющих эффективность решения соответствующих задач: О.В. Дыбина
(формирование у дошкольников творчества в процессе ознакомления с предметным миром), В.И. Лозовая (формирование познавательной
активности дошкольников), Е.Э. Кригер (развитие познавательного интереса дошкольников), Т.В. Коломиец (развитие познавательной самостоятельности дошкольников), Н.Ю. Рекунова (формирование умения управлять своим поведением), А.Э. Санько (развития познавательной активности дошкольников), В.В. Щетинина (формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности) и др.).
Многие современные исследователи при определении условий освоения познавательно-исследовательской деятельности детей отмечают необходимость уточнения сущности формируемых умений и навыков , а при реализации образовательного процесса по их формированию на важность реализации проблемного обучения и личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алекееев, В.А. Петровский, Е.Н. Шиянов, Е.И. Русина, И.С. Якиманская и др.).
Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью
формирования навыков экспериментирования у детей 5-6 лет и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование навыков экспериментирования у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие
формирование навыков экспериментирования у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет навыков экспериментирования.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования навыков экспериментирования у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование навыков экспериментирования у детей 5-6 лет возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
-реализация комплекса поисковых заданий и способов руководства их выполнением, обеспечивающих освоение детьми всех навыков экспериментирования, выделенных с учетом этапов экспериментирования и операционального состава реализуемых действий;
-использование наглядных (условно-символических) моделей в качестве средства познания детьми собственной экспериментальной деятельности;
-реализация последовательности работы с детьми, учитывающей
следующую логику усложнения: в овладении экспериментальными
действиями от освоения ориентировочной основы каждого действия и их разнообразия к их вариативности, комплексированию и выстраиванию на их основе стратегии поиска; в освоении совокупностью умений от освоения отдельных умений к их применению при решении конкретных поисковых задач на разном содержании, в характере руководства педагогом деятельностью детей (от непосредственного обучающего воздействия педагога к опосредованному руководству и организации самостоятельной деятельности детей);
-представление в группе содержания микроцентра
экспериментирования, обеспечивающего применение детьми сформированных навыков экспериментирования в самостоятельной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1)раскрыть состояние исследуемой проблемы на современном этапе, проблемы в современных исследованиях, уточнить перечень навыков экспериментирования детей 5-6 лет;
2)выявить уровень сформированное™ у детей 5-6 лет навыков экспериментирования;
3)определить, обосновать и реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 5-6 лет навыков экспериментирования;
4)выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет навыков экспериментирования после реализации разработанных психологопедагогических условий.
Теоретические основы исследования:
-субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, Л.А. Вергер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
-положения о детском экспериментировании и его организации в работе с дошкольниками (Н.И. Апполонова, А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаева, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.);
-теория знаково-символической деятельности (Л.А. Венгер, Г.А. Глотова, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова и др.).
В исследовании были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; разработка гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
-эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлено состояние изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе; доказана возможность формирования навыков экспериментирования у детей 5-6 лет в созданных психолого-педагогических условиях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования навыков экспериментирования у детей 5-6 лет, уточнены критерии и показатели навыков экспериментирования у детей 5-6 лет, охарактеризованы их уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня сформированности навыков экспериментирования; содержание работы с детьми по формированию навыков экспериментирования при реализации разработанных психолого-педагогических условий.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась на базе АНО ДО «Планета детства «Лада»» детского сада №150 «Брусничка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа.
Структура диссертации. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и 2 приложений. Работа проиллюстрирована 16 таблицами и 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал важность и возможность овладения дошкольниками навыками экспериментирования. Мы выделили следующие навыки экспериментирования детей 5-6 лет: определять проблему и цель эксперимента; анализировать проблемную ситуацию, выделяя ее особенности; выдвигать предположения и формулировать гипотезу эксперимента; планировать свои действия по реализации плана по достижению цели; осуществлять действия по намеченному плану; фиксировать и представлять результаты, делать выводы; выполнять разнообразные практические действия обследовательского и преобразовательного характера с объектом познания, приводящих к получению новой информации
Анализ современных исследований и педагогической практики позволил выделить следующие психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет навыков экспериментирования:
-реализация комплекса поисковых заданий и способов руководства их выполнением, обеспечивающих освоение детьми всех навыков экспериментирования, выделенных с учетом этапов экспериментирования и операционального состава реализуемых действий;
-использование наглядных (условно-символических) моделей в качестве средства познания детьми собственной экспериментальной деятельности;
-реализация последовательности работы с детьми, учитывающей
следующую логику усложнения: в овладении экспериментальными
действиями от освоении ориентировочной основы каждого действия и их разнообразия к их вариативности, комплексированию и выстраиванию на их основе стратегии поиска; в освоении совокупностью умений от освоения отдельных умений к их применению при решении конкретных поисковых задач на разном содержании, в характере руководства педагогом
деятельностью детей (от непосредственного обучающего воздействия педагога к опосредованному руководству и организации самостоятельной деятельности детей);
- представление в группе содержания микроцентра экспериментирования, обеспечивающего применение детьми
сформированных навыков экспериментирования в самостоятельной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, который показал необходимость проведения более эффективной работы с детьми 5-6 лет по формированию навыков экспериментирования у детей. Мы выявили, что в экспериментальной группе высокий уровень составил 10% детей, средний - 65% детей, низкий уровень - 25% детей.
В формирующем эксперименте мы осуществляли формирование у детей 5-6 лет навыков экспериментирования при реализации психологопедагогических условий. Работа с детьми осуществлялась поэтапно: 1) мотивационный этап; 2) тренировочный этап; 3) действенно-обучающий этап; 4) этап реализации навыков экспериментирования в самостоятельной деятельности.
Поэтапное использование разработанных типовых заданий, условносимволических моделей (наглядный алгоритм проведения эксперимента, пиктограммы свойств материалов, экспериментальных действия на разных этапах экспериментирования) и методов проблемного обучения обеспечило достижение задач в реализованных психолого-педагогических условиях.
Проведение повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента показало, что количество детей с низким уровнем сформированности навыков экспериментирования снизилось на 20% и наблюдается у одного ребёнка (5%), количество детей со средним уровнем сформированности навыков экспериментирования осталось на том же уровне и количество детей с высоким уровнем сформированности навыков экспериментирования повысилось на 20% и наблюдается у 6 детей (30%).
Это свидетельствуют об эффективности реализации психолого-педагогических условий и доказывают верность выдвинутой гипотезы.


1.Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Министерство образования науки России от 17 октября 2013 года № 1155 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 14.11.2013; Российская газета. - 2013. - 14 ноя. - № 30384.
2.Абрамова, Я.А. Психолого-педагогические условия организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Я.А. Абрамова, М.В. Ефимочкина, А.В. Грибанова и др. - Кемерово, 2009. - 94 с.
3.Афанасьева, О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Афанасьева. - СПб, 2005. - 20 с.
4.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
B.П. Зинченко. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.
5.Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов // - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. - 180 с.
6.Галушкина, С.В. Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников [Текст] / С.В. Галушкина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - № 2. - 2012. -
C.123-125.
7.Деркунская, В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками [Текст] / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 60 с.
8.Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография [Текст] / О.В. Дыбина - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
9.Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
10.Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2014. - 192 с.
11.Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддьяков. Под ред. О.В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
12.Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. - Тольятти : Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. - 131 с.
13.Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А. И. Иванова. - Управление ДОУ. - 2004. - № 4. - С. 84-92.
14.Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н.В. Исакова // Детство-пресс 2013. - С. 68-74.
15.Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 86-93...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ