Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§1. Понятие логико -математического анализа содержания темы школьного курса математики (на примере темы «Квадратичная функция») 8
§2. Цели обучения теме «Квадратичная функция» в курсе математики основной школы 10
§3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Квадратичная функция» в курсе математики основной школы 12
§4. Анализ содержания теоретического материала по теме «Квадратичная функция» в курсе математики основной школы в учебниках алгебры 7-9 классов 13
§5. Анализ задачного материала по теме «Квадратичная функция» в курсе математики основной школы в учебниках алгебры 7-9 классов 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 25
§6. Формы, методы и средства обучения теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы 25
§7. Методические рекомендации по обучению теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы 28
§8. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 31
§9. Системы задач по теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы 36
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность темы. Квадратичная функция - это одно из основных понятий школьного курса математики. Задания по данной теме встречаются в ОГЭ. Но многим ученикам изучение функций даётся с трудом, в том числе и изучение квадратичной функции. При непонимании и возникновении трудностей, у учащихся пропадает интерес к данной теме. Поэтому преподавателю важно разработать методику обучения теме «Квадратичная функция», чтобы преподнести ученикам материал в доступной, понятной и интересной форме.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения учащихся теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся теме «Квадратичная функция» на уроках алгебры основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы и разработать системы заданий по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие логико -математического анализа содержания темы школьного курса математики (на примере темы «Квадратичная функция»).
2. Выявить основные цели и задачи обучения квадратичной функции в курсе математики основной школы.
3. Представить основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
4. Выполнить анализ содержания теоретического и задачного материала темы «Квадратичная функция» в учебниках алгебры 7-9 классов.
5. Выявить формы, методы и средства обучения теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
6. Представить методические рекомендации по обучению квадратичной функции в курсе алгебры основной школы.
7. Рассмотреть задачи ОГЭ по теме исследования.
8. Разработать системы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены системы задач по обучению учащихся квадратичной функции в курсе алгебры основной школы и методические рекомендации, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению учащихся квадратичной функции в курсе алгебры основной школы.
2. Системы задач по теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы раскрывает теоретические основы обучения теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
Выявлены основные цели и задачи обучения данной теме в курсе математики основной школы, определены требования к знаниям и умения учащихся по данной теме. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материалов по теме исследования.
В Главе II представлены методические основы обучения учащихся теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы. Выявлены формы, методы и средства обучения данной теме в курсе алгебры основной школы. Представлены методические рекомендации по обучению квадратичной функции в курсе алгебры основной школы. Рассмотрены задачи ОГЭ по данной теме исследования. Разработаны системы задач по обучению учащихся теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 48 наименований.
1. Разобрано понятие логико -математического анализа содержания темы «Квадратичная функция». Понятие было рассмотрено по версии Н.Л. Стефановой.
2. Выявлены основные цели и задачи обучения квадратичной функции в курсе математики основной школы.
3. Были обозначены основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Квадратичная функция» в курсе математики основной школы. Для выполнения данной задачи мы обратились к федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и сборнику рабочих программ по алгебре Т.А. Бурмистровой.
4. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материала темы «Квадратичная функция» в учебниках алгебры основной школы. Рассмотрены учебники 7-9 классов трёх авторов. Приведены типы заданий в учебниках и рассмотрены какие отличия теоретического материала у учебников разных авторов.
5. Выявлены формы, методы и средства обучения теме «Квадратичная функция» в курсе алгебры основной школы.
6. Представлены методические рекомендации по обучению квадратичной функции в курсе алгебры основной школы.
7. Были рассмотрены задачи ОГЭ по данной теме.
8. Разработана система задач по теме исследования для учащихся 9-х классов.
1. Агаханов, Н.Х. Квадратичная функция в задачах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике [Электронный ресурс] / Н.Х. Агаханов, О.К. Подлипский, Д.А. Терёшин // Математика в школе. - 2010. - № 9. - С. 60 - 66. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id= 15219101. - Последнее обновление 10.05.2018.
2. Аникина И.Е. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.16. [Электронный ресурс]. URL: http://e- koncept.ru/2016/46532.htm.
3. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Ми - шин. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
4. Богун, В.В. Применение динамической системы мониторинга дистанционных учебных проектов при решении совместных систем линейных алгебраических уравнений / В.В. Богун // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - С. 7 - 12.
5. Бурмистрова, Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организация/ Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
6. Виленкин Н.Я. Математический анализ. Учебное пособие для IX—X классов средних школ с математической специализацией [Текст]: учебное пособие/ Н.Я. Виленкин, С.И. Шварцбурд. - M.: Просвещение, 1969. - 341 с.
7. Воронина В.А. Функционально -графический метод решения уравнений и неравенств в школьном курсе алгебры средней школы [Электронный ресурс]. URL: http ://pandia. ru/text/78/500/39810. php
8. Горина, Л. Исследуем квадратичную функцию [Электронный ресурс] / Л. Горина // Математика. Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 23. - Режим доступа: https://elibrary. ru/item. asp?id=23577206. - Последнее обновление 10.05.2018.
9. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
10. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
11. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.
12. Евстафьева, Л.П. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы [Текст]: учеб. пособие / Л.П. Евстафьева, А.П. Карп. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
13. Евстафьева, Л.П. Алгебра. 8 класс. Дидактические материалы [Текст]: учеб. пособие / Л.П. Евстафьева, А.П. Карп. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
14. Жохов, В.И. Уроки алгебры в 8 классе [Текст]: кн. для учителя / В.И. Жохов, Г.Д. Картошева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
15. Жунусакунова, А.Д. Формы текстовых заданий на примере курса математики по теме «Квадратичная функция» (9 класс) [Электронный ресурс] / А.Д. Жунусакунова // Вестник Ошского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 220 - 225. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29028690. - Последнее обновление 18.05.2018.
...