Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов
1.1Особенности развития связной монологической речи у детей 5-6 лет
1.2Ассоциативные методы как средство развития связной монологической речи у детей 5-6 лет
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов
2.1Выявление уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет
2.2Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов
2.3Динамика уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты исследования уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет исследования на этапе констатации
Приложение Б Результаты исследования уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет на этапе контроля
Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников, особенно старшего возраста. Это обусловлено тем, что речь является важнейшей психической функцией человека. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, восприятие, память, мышление, воображение - опосредованы речью. Одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Монологическая речь, то есть развёрнутые, состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли; заложенные в дошкольном возрасте успехи детей в развитии связной речи способствуют эффективной коммуникативной деятельности, обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в дальнейшей учебе по всем предметам.
Развитие у детей 5-6 лет связной монологической речи является объектом большого числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Проблему развития монологической речи детей дошкольного возраста изучали такие исследователи, как М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Н.Н. Поддьяков, Б.И. Яшина.
Отметим, что огромное влияние на развитие у детей 5-6 лет связной монологической речи оказывают ассоциативные методы. Метод ассоциаций позволяет сопоставить различные предметы, информацию на основе образных представлений - ассоциаций (по сходству) на пути или в процессе обучения, развития, исследования. Проблему развития связной монологической речи детей дошкольного возраста посредством ассоциативных методов изучали такие исследователи, как Н.И. Кузина, М.А. Мартынова, Т.О. Ушакова. Однако в психолого-педагогической практике возможности ассоциативных методов в развитии связной монологической речи детей 5-6 лет недостаточно изучены.
На основании вышеизложенного, было установлено противоречие между необходимостью развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей ассоциативных методов в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности ассоциативных методов в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности ассоциативных методов в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет связной монологической речи.
Предмет исследования: ассоциативные методы как средство развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов будет возможным, если:
-подобрана картотека ассоциативных методов в соответствии с показателями связной монологической речи у детей 5-6 лет;
-включены ассоциативные методы в совместную деятельность педагога и детей 5-6 лет;
-организована работа с родителями в форме мастер-классов по применению ассоциативных методов в целях развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Задачи исследования.
1.Проанализировать теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов.
2.Выявить уровень развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
3.Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов.
4.Оценить динамику уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретической основой исследования являются:
-исследования особенностей развития связной монологической речи у
детей 5-6 лет (М.М. Алексеева, Т.В. Ахутина, В.К. Воробьева, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, В.П. Глухов, Т.С. Комарова,
Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Б.И. Яшина);
-исследования возможностей ассоциативных методов в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста (Н.И. Кузина, М.А. Мартынова, Т.О. Ушакова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей ассоциативных методов в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений о возможностях использования ассоциативных методов как средства развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, а также разработанное содержание работы могут использоваться воспитателями, педагогами-психологами при построении работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов.
Экспериментальная база исследования: детский центр «Яркий мир», г. Москва. В данном исследовании принимало участие 40 детей в возрасте 56 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 2 приложения. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 12 рисунками.
Монологическая речь с точки зрения педагогического подхода рассматривается в методике развития связной речи, потому как монолог является одной из ее форм. Монолог - длительное высказывание своих мыслей и чувств одним человеком, без участия собеседников. Монологической речи свойственна последовательность изложения и законченность высказываний. Следует отметить следующие черты речевого развития ребенка 5-6 лет: монологическая речь выступает объектом активности ребенка; грамматические навыки активно развиваются и совершенствуются; детям нравятся стихи и иные рифмы, ритмическая составляющая речи вызывает интерес; преобладает ситуативная речь при взаимоотношениях со сверстниками; при общении со взрослыми речь.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития связной монологической речи 45% детей, средним 55%, высокого уровня не выявлено. Дети составляют рассказ с помощью взрослого, фразовый ответ дается на вспомогательный вопрос, логически дети не связывают сюжеты картинок, либо связывают 1-2 картинки. Дети могут самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития и построить фразы, адекватные по содержанию предложенной картинке с помощью взрослого. Дети могут пересказывать знакомый текст, полно и точно отражать содержание текста с помощью наводящих вопросов взрослого. В контрольной группе выявлено, что 45% детей обладает низким уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов будет возможным, если:
-подобрана картотека ассоциативных методов в соответствии с показателями связной монологической речи у детей 5-6 лет;
-включены ассоциативные методы в совместную деятельность педагога и детей 5-6 лет;
-организована работа с родителями в форме мастер-классов по применению ассоциативных методов в целях развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня развития показателей связной монологической речи у детей 5-6 лет. Посредством контрольной диагностики было выявлено, что в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем развития связной монологической речи снизилось до 20%, а на констатирующем этапе он составлял 45%. Количество детей со средним уровнем выросло с 55% до 70%, с высоким уровнем до 10%.
Проведенное исследование позволило установить, что использование ассоциативных методов в ежедневной работе с дошкольниками является чрезвычайно результативным, к тому же, интересным способом саморазвития и развития речи детей. Анализ результатов показал, что развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством ассоциативных методов является возможным и успешным, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1.Алексеева М. М. Развитие связной речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. М : изд-во РАО, 2012. 116 с.
2.Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и средних дошкольников. М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. С. 4-16.
3.Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. М. : Просвещение, 2012. 255 с.
4.Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей. Учеб. Пособие. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига. 2016. 158 с.
5.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2. М. : Педагогика, 2012. 361 с.
6.Гавриш Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. 2013. № 12. С. 17-21.
7.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : АПН РСФСР,
2013.417 с.
8.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. 2-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ.
2014.168 с.
9.Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М. : Русский язык, 2012. 403 с.
10.Грабенко Т. М. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. Санкт-Петербург: Речь, 2015. 340 с.
11.Емельянова И. Д. Развитие и коррекция речи современных детей в условиях дошкольных образовательных учреждений разных видов // Мир образования- образование в мире. 2013. № 2. С. 85-91.
12.Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 126 с.
13.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Санкт-Петербург : Слово, 2016. 212 с.
14.Козырева О. А. Коррекционная работа по формированию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста // Практический психолог и логопед. 2014. № 1. С. 41-46.
15.Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. Санкт-Петербург.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014. 175 с...