Введение 3
Глава 1 Конституционное право граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь 7
1.1 Право на квалифицированную юридическую помощь как самостоятельное субъективное конституционное право гражданина 7
1.2 Бесплатная юридическая помощь как высшее благо 17
Глава 2 Действующее законодательство в сфере оказания бесплатной юридической помощи в гражданских правоотношениях 28
2.1 Федеральное законодательство о бесплатной юридической помощи, проблемы, пути решения 28
2.2 Проблемы действующего законодательства Самарской области в сфере оказания бесплатной юридической помощи 43
Глава 3 Основные участники системы бесплатной юридической помощи в гражданском судопроизводстве 63
3.1 Государственные органы как участники системы бесплатной юридической помощи. Конфликт интересов при реализации права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь 63
3.2 Государственные юридические бюро и адвокаты как основные участники системы бесплатной юридической помощи 76
Заключение 100
Список используемых источников 104
Актуальность исследования: В условиях развития современного общества, совершенствования в сфере правового законодательства, издания множества новых нормативно-правовых актов, одним из основных направлений политики государства РФ является развитие правовой грамотности населения и повышение уровня культуры правового сознания граждан.
Защита прав человека, отстаивание его законных прав и интересов является основополагающим ключевым фактором в динамически развивающемся гражданском обществе. Методы разрешения проблем граждан вне правового поля, фактически насильственные и варварские методы «силы», господствовавшие в период 90-х годов в России, практически изжили себя.
В современной России, в условиях непрерывно развивающейся правовой системы, с повышением общего уровня правосознания граждан, в обществе появилась и укрепилась тенденция защищать и восстанавливать нарушенные права граждан с помощью правовых рычагов. Об этом так же свидетельствуют статистические данные, согласно которым возросло количество обращений граждан для разрешения споров в судебном порядке.
Человек, взаимодействуя в обществе с другими субъектами права, реализуя свои права и исполняя свои обязанности, регулярно вступает в отношения, механизм регулирования которых лежит в правовой плоскости. Так что, в условиях современного гражданского общества, уже невозможно представить себе совершение каких-либо действий и разрешение повседневных задач без навыков и познаний в сфере юриспруденции.
Таким образом, гражданам жизненно необходимо иметь возможность реализовывать свое конституционное право на квалифицированную бесплатную юридическую помощь, поскольку оно является одним из основополагающим и первоочередных прав гражданина в современном обществе.
Президент Российской Федерации в лице Владимира Владимировича Путина считает, что «в современном мире юридическая грамотность или возможность в данном случае воспользоваться помощью специалистов чрезвычайно важны для людей для обеспечения своих интересов и законных прав» [48], в связи с чем необходимо развивать систему оказания бесплатной юридической помощи на всей территории Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы: С теоретической точки зрения право граждан на квалифицированную бесплатную юридическую помощь, как высшая конституционная ценность достаточно широко исследовано современными правоведами, например, данная тема освещена в работах Т.Д. Бутовченко, Н.А. Бобровой, Т.Д. Зражевской, В.Д. Мазаева, Н.С. Бондаря, О.Н. Бондарь, М.В. Баглая, О.Ю. Кривоносовой, А.С. Плетень, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.С. Попова, И.В. Поповой.
С практической же точки зрения проблема реализации конституционного права граждан на квалифицированную бесплатную юридическую помощь в системе Российской Федерации была освещена в публикациях, большая часть которых датирована 2011-2014 годами. Это работы Ю.С. Кручинина, В.В. Арапова, П.А. Зеленского, О.В. Чумаковой, Е.С. Резника.
Бесплатная квалифицированная юридическая помощь, стремительно развиваясь, начинает пользоваться высоким спросом в обществе. В связи с чем, на практике, участники системы бесплатной юридической помощи все чаще сталкиваются с новыми вопросами и проблемами правоприменения, которые требуют незамедлительного и неотложного принятия решений.
Таким образом, с развитием бесплатной юридической помощи формируется новая практика правоприменения, выявляются новые проблемы, которые ранее еще не были достаточно изучены.
Большинство научных работ датированы 2011-2014 годами, в период становления и формирования системы бесплатной юридической помощи, в силу чего некоторая информация в научных работах уже утратила свою актуальность и проблематику.
При этом в настоящий момент, с научной точки зрения, недостаточно изучены проблемы реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи на территории РФ, проблемы порядка оказания бесплатной юридической помощи, пробелы и коллизии в действующем законодательстве и проблемы правоприменения.
Таким образом, поскольку система бесплатной юридической помощи стремительно развивается и регулярно совершенствуется, а в законодательство о бесплатной юридической помощи регулярно вносятся изменения, в настоящее время возникает необходимость глубокого исследования темы «Конституционное право граждан на бесплатную юридическую помощь: правовое регулирование и проблемы правоприменения действующего законодательства», особенно с практической стороны возникающих правоотношений в системе бесплатной юридической помощи.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом и практическом исследовании конституционного права граждан на квалифицированную бесплатную юридическую помощь, выявлении проблем реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в современной системе бесплатной юридической помощи и разработке рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать действующую систему бесплатной юридической помощи в современной России, определить основных участников и круг субъектов; осуществить правовой анализ роли и места субъектов в системе бесплатной юридической помощи;
2. определить перспективы развития системы бесплатной юридической помощи в современной России;
3. выявить проблемы правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи: пробелы, коллизии, коррупциогенные факторы в сфере принятия и применения действующих правовых норм о бесплатной юридической помощи;
4. выявить современные проблемы, возникающие на практике при реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в гражданском судопроизводстве;
5. проанализировать особенности и проблемы действующего порядка оказания бесплатной юридической помощи гражданам государственными юридическими бюро и адвокатами;
6. выявить проблемы действующего регионального законодательства Самарской области в сфере бесплатной юридической помощи;
7. разработать рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства в сфере бесплатной юридической помощи.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с получением гражданами бесплатной квалифицированной юридической помощи.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие право гражданина на получение бесплатной юридической помощи, несовершенство действующего законодательства в сфере бесплатной юридической помощи, пробелы и коллизии в законодательстве.
Работа включает в себя введение, три главы, подразделенные на шесть параграфов, заключение и список используемых источников, состоящий из 66 наименований, в том числе на английском языке; содержит 110 страниц.
Проведенное исследование по теме «Конституционное право граждан на бесплатную юридическую помощь: правовое регулирование и проблемы правоприменения действующего законодательства» позволяет сделать следующие выводы. При достаточной разработанности темы всё же остается неразработанным вопрос реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь в связи с отсутствием единой системы законодательных требований, которые предъявляются к правозащитникам. Создание данной системы - долгий и трудоемкий процесс.
Действия законодателя направлены на ужесточение требований к правозащитникам (например, требование обязательного наличия высшего образования для участия в качестве представителя в судебном процессе). Законодатель, понимая всю важность принятия мер, необходимых для реального обеспечения квалифицированной юридической помощи, стремится постепенно воссоздать поэтапную систему квалификационных требований к правозащитникам. Однако практикующие юристы обоснованно опасаются, что подобные действия приведут к установлению адвокатской монополии.
Наиболее полно право на бесплатную юридическую помощь реализовано в рамках уголовного судопроизводства, поскольку бесплатный защитник положен каждому подозреваемому и обвиняемому вне зависимости от отношения к льготной категории граждан, наличия или отсутствия вины, а также гражданину гарантировано сохранение адвокатской тайны при получении данной помощи.
Система же бесплатной юридической помощи в гражданском судопроизводстве введена относительно недавно (чуть больше 10-ти лет назад) и заимствована у правовой системы Финляндии, при этом российская система имеет свои положительные и отрицательные аспекты.
В административном судопроизводстве бесплатная юридическая помощь гражданам вовсе не положена.
Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском судопроизводстве не принадлежит каждому гражданину, оно предусмотрено только в строго установленных случаях и исключительно льготным категориям граждан. Законодатель стремится к повышению доступности данного права, в т. ч. путем расширения категорий граждан и вопросов, по которым возможно получить юридическую помощь на региональном уровне.
Однако по причине недостаточного финансирования системы бесплатной юридической помощи, а также в силу того, что действующая система относительно молодая и еще претерпевает процесс изменения и становления, право граждан на получение бесплатной помощи все еще является затруднительным при реализации и доступно не всем лицам.
Только сейчас, спустя 10-ть лет, можно подводить некие итоги функционирования данной правовой системы и делать выводы об эффективности участников системы бесплатной юридической помощи.
Органы исполнительной власти, подведомственные им учреждения и органы управления государственных внебюджетных фондов, как участники бесплатной юридической помощи, не способны в полной мере обеспечить гражданам оказание независимой, объективной квалифицированной юридической помощи по причине возникающего конфликта интересов между личными интересами граждан и публичными интересами государства.
Одними из ключевых участников оказания бесплатной юридической помощи в исследуемой системе, безусловно, являются адвокаты и государственные юридические бюро. Преимуществом получения помощи у адвокатов является их большая независимость от государственных органов, что позволяет им защищать личные интересы гражданина вне зависимости от степени его вины, а также гарантировать сохранение адвокатской тайны.
Государственные же юридические бюро также зарекомендовали себя в системе как стабильный и эффективный инструмент для оказания гражданам бесплатной юридической помощи, преимуществом Госюрбюро перед адвокатами является большая доступность для заявителей ввиду наличия четко выстроенной системы, позволяющей оказывать большее количество правовых услуг заявителям.
Исходя из проведенного исследования действующей системы, считаю необходимым исключить государственные субъекты, органы исполнительной власти, подведомственные им учреждения и органы управления государственных внебюджетных фондов из числа субъектов оказывающих бесплатную юридическую помощь, в связи с неспособностью данных участников оказывать квалифицированную юридическую помощь заявителям. Финансирование из федерального бюджета направить на развитие системы государственных юридических бюро и адвокатов.
Предлагаю обратиться к опыту Финляндии и учредить государственные юридические бюро в каждом регионе, отнеся к компетенции госюрбюро в первую очередь оказание помощи в части устного консультирования граждан и составления простейших правовых документов, а в компетенцию адвокатов оказание помощи исключительно по делам, где необходима защита прав граждан в судебном порядке.
Также предлагаю увеличить штат и финансирование государственных юридических бюро, учредить выездные мобильные пункты оказания «скорой» юридической помощи, для того, чтобы обеспечить доступность такой помощи населению. Отнести госюрбюро к подведомственности Министерства юстиции Российской Федерации для исключения возникновения конфликта интересов.
Установить размер оплаты труда адвокатов соразмерно рыночной стоимости юридических услуг для привлечения большего количества правозащитников в государственную систему.
Упростить процедуру получения бесплатной юридической помощи от адвокатов, путем исключения государственных юридических бюро из системы оплаты, возложить функции по оплате труда адвокатов на Министерство финансов Российской Федерации.
В работе осуществлен подробный правовой анализ федерального законодательства в сфере гражданских правоотношений в части оказания бесплатной юридической помощи, а также анализ регионального законодательства, действующего на территории Самарской области.
Данный анализ выявил основные проблемы, правовые пробелы и противоречия, которые возникают на практике, в процессе правоприменения.
На основании данного правового анализа были разработаны рекомендации по разрешению проблем и сформированы конкретные предложения о внесении соответствующих изменений в нормативные акты, которые подробно описаны во второй главе магистерской диссертации.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система бесплатной квалифицированной юридической помощи стремительно развивается, начинает пользоваться высоким спросом в обществе.
Участники системы бесплатной юридической помощи все чаще сталкиваются с новыми вопросами и проблемами правоприменения, которые требуют незамедлительного и безотлагательного принятия решений. Однако действующее законодательство, являясь недостаточно совершенным, не всегда содержит необходимые ответы для разрешения правовых ситуаций.
Можно говорить о том, что действующее законодательство «не успевает» совершенствоваться и изменяться по мере необходимости для удовлетворения практических потребностей участников системы бесплатной юридической помощи.
Исходя из вышесказанного, проведенное исследование имеет важное значение: только при проведении регулярного анализа и формирования предложений по устранению законодательных пробелов, можно выстроить полностью функционирующую систему оказания бесплатной юридической помощи, сделав данное социальное благо более доступным и качественным для всех слоев населения.
1. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08.11.2012г. по делу № 33-10320/2012.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 22.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов.- 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
4. Бесплатная юридическая помощь в Финляндии [Электр. ресурс] https://oikeus.fi/ru/index/esitteitaoikeudellisistaasioista/informatsijaopravovojpom owi.html/ (дата обращения 18.09.2021).
5. Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 369 с.
6. Бондарь О.Н. Конституционное право на получение юридической помощи: сочетание материальных и процессуальных начал // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11. С. 11-13.
7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1997. 298 с.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля. N67.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 г. // N 51-ФЗ "Российской газете" от 8 декабря 1994 г. N 238-239, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188- ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
12. Закон Самарской области от 13.06.2012 N 51-ГД «О бесплатной юридической помощи в Самарской области» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13. Закон Финляндии от 5 апреля 2002 г. N 257 "О юридической помощи" // Suomen laki I. Helsinki. 2005. Talentum. Lakimiesliiton kustannus.
14. Закон Финляндии от 5 апреля 2002 г. N 258 "О государственных бюро юридической помощи" // Suomen laki I. Helsinki. 2005. Talentum. Lakimiesliiton kustannus.
15. Законопроект № 864463-7 о расширении перечня оснований на получение бесплатной юридической помощи и внесении изменений в ФЗ № 324-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
...