РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО¬КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий 11
1.1 Генезис пространственного мышления в дошкольном возрасте 11
1.2 Использование средств информационно-коммуникационных
технологий в развитии пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий 31
2.1 Выявление уровня развития пространственного мышления у детей
6-7 лет 31
2.2 Применение средств информационно-коммуникационных
технологий в развитии пространственного мышления у детей 6-7 лет .... 45
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий 11
1.1 Генезис пространственного мышления в дошкольном возрасте 11
1.2 Использование средств информационно-коммуникационных
технологий в развитии пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий 31
2.1 Выявление уровня развития пространственного мышления у детей
6-7 лет 31
2.2 Применение средств информационно-коммуникационных
технологий в развитии пространственного мышления у детей 6-7 лет .... 45
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложения
Актуальность исследования. Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений - одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой.
Психолого-педагогические исследования (В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и др.) показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве, что выступает необходимым компонентом формирования предпосылок учебной деятельности и одной из важных задач дошкольного образования. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Пространственное мышление является локальным образованием. Его формирование осуществляется в системе общего психологического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных связях. В ходе онтогенеза пространственное мышление проходит ряд закономерных этапов своего становления. Первоначально оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов.
Поскольку пространственное мышление формируется главным образом на наглядном материале, то многие исследователи относят его к разновидности «визуального» (образного) мышления (Р. Арнхейм, А. Родван, Д. Хебб и др.).
Основной оперативной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоотношение составляющих его элементов, расположение их на плоскости, в пространстве относительно любой заданной точки отсчёта. Этим пространственное мышление отличается от других форм образного мышления, где выделение пространственной характеристики не является центральным моментом.
Пространственное мышление - вид мышления, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению.
Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. Пространственные представления способствуют установлению более чёткой и точной взаимосвязи между реальным предметом и понятием, символом и образом.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления (О.М. Дьяченко, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина и др.). Однако проблема развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления специально не исследовалась, что определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Многочисленные исследования показывают, что развитие психических процессов детей во многом зависит от условий, в частности от содержания, методов и средств, используемых педагогами в образовательном процессе.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно-коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и дошкольной педагогике.
Отечественные и зарубежные работы по применению средств информационно-коммуникативных технологий, в основном, затронули школьное образование. Л.Л. Босова, В.И. Варченко, А.В. Горячев,
З.А. Зарецкая в своих трудах выделили, что педагоги начальной школы пользуются средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в большинстве случаев для того, чтобы контролировать знания и развивать репродуктивные навыки детей.
Ряд ученых (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Е.В. Зворыгина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку) в своих работах отметили, что применение средств информационно-коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании считается важным условием повышения продуктивности образовательного процесса.
Многочисленные исследователи подчеркивают, что приобщение к компьютеру, детей целесообразно реализовать в форме компьютерной игры (Ю.М. Горвиц, Л.А. Леонтьева, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков). В своих трудах, которые были посвящены обучению и развитию детей дошкольного возраста, Л.А. Венгер научно аргументировал и доказывал, что применение компьютера необходимо для умственного развития детей. Психологи - исследователи (Ю.М. Горвиц, Т.Д. Марцинковская, С.Л. Новоселова и др.) считают, что применение компьютерных игровых программ в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые похожи на интеллектуальную структуру игровой деятельности детей, является продуктивным.
В работе Л.А. Ягодиной (2010) исследованы методические подходы к обучению педагога-психолога применению информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании (в развитии речи, памяти, внимания, моторики и др.).
Компьютерные технологии помогут повысить эффективность развивающего процесса. Одним из главных преимуществ информационно-коммуникационных технологий является разнообразие предоставляемого материала. Важным направлением введения интерактивной доски в работу с детьми является использование разнообразных красочных игр и интересных упражнений, презентаций, разработанных с помощью программы PowerPoint, которые вызывают большой интерес и мотивацию у детей к образовательному процессу.
Т.о., можно обозначить актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне: разработка научно обоснованных способов развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления средствами информационно-коммуникационных технологий.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью развития у детей 6-7 лет пространственного мышления и недостаточным использованием средств информационно-коммуникационных технологий для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть методика развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникативных технологий?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методику работы по развитию пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой развитие пространственного мышления у детей 6-7 лет будет эффективным, если:
- процесс развития будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учётом выявленных особенностей пространственного мышления детей 6-7 лет;
- в образовательном процессе будет реализована целостная методика применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющая демонстрировать методы репрезентации пространственных отношений между объектами, что способствует сознательному освоению детьми пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления, на данной основе выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Провести анализ использования средств информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать в процессе экспериментальной работы методику развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
4. Уточнить показатели и охарактеризовать уровни развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
В исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);эмпирические методы (тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
- общепсихологические представления о мышлении, в частности о пространственном, его содержании и особенностях (Б.Г. Ананьев, А.И. Зотов, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.Н. Обухова, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманская);
- положения теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Т.А. Лавина, З.Ф. Мазур).
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2018-2019 гг.). Разработка и апробация методики работы по развитию у детей 6-7 лет пространственного мышления средствами информационно-коммуникационных технологий.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- установлено и охарактеризовано влияние средств информационно - коммуникационных технологий на процесс развития у детей 6-7 лет пространственного мышления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано теоретическое обоснование методики развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления средствами ИКТ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике:
- апробированных материалов по диагностике пространственного мышления детей 6-7 лет;
- разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по развитию у детей 6-7 лет пространственного мышления.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти, МБУ детский сад № 33 «Мечта» г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовали 40 детей 6-7 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Итоги и некоторые части исследования презентовались в рамках научно-методических семинаров, были отражены в отчетах по научно-исследовательской работе в процессе обучения, представлялись в докладах в рамках выступления на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» на ежегодной научно-практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ» (г. Тольятти 2018, 2019 гг.). Результаты диссертационного исследования были отражены в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Методика применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющая демонстрировать методы репрезентации пространственных отношений между объектами, что способствует сознательному освоению детьми пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
2. Показатели и уровни развития у детей 6-7 лет пространственного мышления, характеризующиеся ориентацией в двухмерном и трехмерном пространстве, оперированием геометрическими фигурами с учетом их свойств, преобразованием формы и пространственного расположения объектов.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 источник), 4 приложений. Текст содержит 18 таблиц, 1 рисунок. Диссертация изложена на 86 страницах, включая приложения.
Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений - одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой.
Психолого-педагогические исследования (В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и др.) показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве, что выступает необходимым компонентом формирования предпосылок учебной деятельности и одной из важных задач дошкольного образования. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Пространственное мышление является локальным образованием. Его формирование осуществляется в системе общего психологического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных связях. В ходе онтогенеза пространственное мышление проходит ряд закономерных этапов своего становления. Первоначально оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов.
Поскольку пространственное мышление формируется главным образом на наглядном материале, то многие исследователи относят его к разновидности «визуального» (образного) мышления (Р. Арнхейм, А. Родван, Д. Хебб и др.).
Основной оперативной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоотношение составляющих его элементов, расположение их на плоскости, в пространстве относительно любой заданной точки отсчёта. Этим пространственное мышление отличается от других форм образного мышления, где выделение пространственной характеристики не является центральным моментом.
Пространственное мышление - вид мышления, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению.
Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. Пространственные представления способствуют установлению более чёткой и точной взаимосвязи между реальным предметом и понятием, символом и образом.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления (О.М. Дьяченко, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина и др.). Однако проблема развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления специально не исследовалась, что определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Многочисленные исследования показывают, что развитие психических процессов детей во многом зависит от условий, в частности от содержания, методов и средств, используемых педагогами в образовательном процессе.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно-коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и дошкольной педагогике.
Отечественные и зарубежные работы по применению средств информационно-коммуникативных технологий, в основном, затронули школьное образование. Л.Л. Босова, В.И. Варченко, А.В. Горячев,
З.А. Зарецкая в своих трудах выделили, что педагоги начальной школы пользуются средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в большинстве случаев для того, чтобы контролировать знания и развивать репродуктивные навыки детей.
Ряд ученых (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Е.В. Зворыгина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку) в своих работах отметили, что применение средств информационно-коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании считается важным условием повышения продуктивности образовательного процесса.
Многочисленные исследователи подчеркивают, что приобщение к компьютеру, детей целесообразно реализовать в форме компьютерной игры (Ю.М. Горвиц, Л.А. Леонтьева, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков). В своих трудах, которые были посвящены обучению и развитию детей дошкольного возраста, Л.А. Венгер научно аргументировал и доказывал, что применение компьютера необходимо для умственного развития детей. Психологи - исследователи (Ю.М. Горвиц, Т.Д. Марцинковская, С.Л. Новоселова и др.) считают, что применение компьютерных игровых программ в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые похожи на интеллектуальную структуру игровой деятельности детей, является продуктивным.
В работе Л.А. Ягодиной (2010) исследованы методические подходы к обучению педагога-психолога применению информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании (в развитии речи, памяти, внимания, моторики и др.).
Компьютерные технологии помогут повысить эффективность развивающего процесса. Одним из главных преимуществ информационно-коммуникационных технологий является разнообразие предоставляемого материала. Важным направлением введения интерактивной доски в работу с детьми является использование разнообразных красочных игр и интересных упражнений, презентаций, разработанных с помощью программы PowerPoint, которые вызывают большой интерес и мотивацию у детей к образовательному процессу.
Т.о., можно обозначить актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне: разработка научно обоснованных способов развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления средствами информационно-коммуникационных технологий.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью развития у детей 6-7 лет пространственного мышления и недостаточным использованием средств информационно-коммуникационных технологий для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть методика развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникативных технологий?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методику работы по развитию пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой развитие пространственного мышления у детей 6-7 лет будет эффективным, если:
- процесс развития будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учётом выявленных особенностей пространственного мышления детей 6-7 лет;
- в образовательном процессе будет реализована целостная методика применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющая демонстрировать методы репрезентации пространственных отношений между объектами, что способствует сознательному освоению детьми пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления, на данной основе выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Провести анализ использования средств информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать в процессе экспериментальной работы методику развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
4. Уточнить показатели и охарактеризовать уровни развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
В исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);эмпирические методы (тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
- общепсихологические представления о мышлении, в частности о пространственном, его содержании и особенностях (Б.Г. Ананьев, А.И. Зотов, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.Н. Обухова, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманская);
- положения теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Т.А. Лавина, З.Ф. Мазур).
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2018-2019 гг.). Разработка и апробация методики работы по развитию у детей 6-7 лет пространственного мышления средствами информационно-коммуникационных технологий.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- установлено и охарактеризовано влияние средств информационно - коммуникационных технологий на процесс развития у детей 6-7 лет пространственного мышления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано теоретическое обоснование методики развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления средствами ИКТ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике:
- апробированных материалов по диагностике пространственного мышления детей 6-7 лет;
- разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по развитию у детей 6-7 лет пространственного мышления.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти, МБУ детский сад № 33 «Мечта» г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовали 40 детей 6-7 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Итоги и некоторые части исследования презентовались в рамках научно-методических семинаров, были отражены в отчетах по научно-исследовательской работе в процессе обучения, представлялись в докладах в рамках выступления на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» на ежегодной научно-практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ» (г. Тольятти 2018, 2019 гг.). Результаты диссертационного исследования были отражены в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Методика применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющая демонстрировать методы репрезентации пространственных отношений между объектами, что способствует сознательному освоению детьми пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
2. Показатели и уровни развития у детей 6-7 лет пространственного мышления, характеризующиеся ориентацией в двухмерном и трехмерном пространстве, оперированием геометрическими фигурами с учетом их свойств, преобразованием формы и пространственного расположения объектов.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 источник), 4 приложений. Текст содержит 18 таблиц, 1 рисунок. Диссертация изложена на 86 страницах, включая приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. Пространственные представления способствуют установлению более чёткой и точной взаимосвязи между реальным предметом и понятием, символом и образом.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления. Многочисленные исследования показывают, что развитие психических процессов детей во многом зависит от условий, в частности от содержания, методов и средств, используемых педагогами в образовательном процессе.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно - коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и дошкольной педагогике. В связи с этим в нашем исследовании в качестве ведущих в развитии пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем средства информационно-коммуникационных технологий.
Экспериментальное исследование было направлено на проверку положений гипотезы. В первом положении нашей гипотезы представлено предположение, что развитие у детей 6-7 лет пространственного мышления будет эффективным, если процесс развития осуществляется на основе дифференцированного подхода с учётом выявленных особенностей пространственного мышления детей 6-7 лет. Поэтому целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
При выделении критериев и показателей уровней развития пространственного мышления детей 6-7 лет мы опирались на исследования И.Я. Каплунович, А.И. Савенкова, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой, А.Э. Симановского.
Были подобраны диагностические методики для выявления: ориентации детей 6-7 лет в двухмерном и трехмерном пространстве, оперирования геометрическими фигурами с учетом их свойств, преобразования формы и пространственного расположения объектов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании у детей 6-7 лет экспериментальной выборки низкого (50%) и среднего (35%) уровней развития пространственного мышления.
Формирующий эксперимент доказал эффективность методики развития пространственного мышления у детей 6-7 лет с использованием программных средств ИКТ: интерактивных дидактических игр, интерактивных рабочих тетрадей, технологических карт, 3 D-книг.
На контрольном этапе мы отметили положительную динамику в развитии пространственного мышления у детей 6-7 лет за счет качественных изменений показателей у детей экспериментальной группы. Дети экспериментальной группы стали самостоятельно определять и называть пространственные направления, отношения между объектами в трехмерном и двухмерном пространстве; не испытывают трудностей в определении и назывании формы объектов и их частей, в расчленении объектов и воссоздании их из частей в реальном и мысленном плане, в обобщении объектов по форме и пространственному расположению.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенной методики развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами ИКТ. Цель исследования достигнута, задачи решены, положения, выносимые на защиту состоятельны.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. Пространственные представления способствуют установлению более чёткой и точной взаимосвязи между реальным предметом и понятием, символом и образом.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления. Многочисленные исследования показывают, что развитие психических процессов детей во многом зависит от условий, в частности от содержания, методов и средств, используемых педагогами в образовательном процессе.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно - коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и дошкольной педагогике. В связи с этим в нашем исследовании в качестве ведущих в развитии пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем средства информационно-коммуникационных технологий.
Экспериментальное исследование было направлено на проверку положений гипотезы. В первом положении нашей гипотезы представлено предположение, что развитие у детей 6-7 лет пространственного мышления будет эффективным, если процесс развития осуществляется на основе дифференцированного подхода с учётом выявленных особенностей пространственного мышления детей 6-7 лет. Поэтому целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
При выделении критериев и показателей уровней развития пространственного мышления детей 6-7 лет мы опирались на исследования И.Я. Каплунович, А.И. Савенкова, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой, А.Э. Симановского.
Были подобраны диагностические методики для выявления: ориентации детей 6-7 лет в двухмерном и трехмерном пространстве, оперирования геометрическими фигурами с учетом их свойств, преобразования формы и пространственного расположения объектов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании у детей 6-7 лет экспериментальной выборки низкого (50%) и среднего (35%) уровней развития пространственного мышления.
Формирующий эксперимент доказал эффективность методики развития пространственного мышления у детей 6-7 лет с использованием программных средств ИКТ: интерактивных дидактических игр, интерактивных рабочих тетрадей, технологических карт, 3 D-книг.
На контрольном этапе мы отметили положительную динамику в развитии пространственного мышления у детей 6-7 лет за счет качественных изменений показателей у детей экспериментальной группы. Дети экспериментальной группы стали самостоятельно определять и называть пространственные направления, отношения между объектами в трехмерном и двухмерном пространстве; не испытывают трудностей в определении и назывании формы объектов и их частей, в расчленении объектов и воссоздании их из частей в реальном и мысленном плане, в обобщении объектов по форме и пространственному расположению.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенной методики развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами ИКТ. Цель исследования достигнута, задачи решены, положения, выносимые на защиту состоятельны.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ 3Б-МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Развитие когнитивных функций детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018



