Введение
Глава 1 Документальный фильм как жанр телевизионной журналистики
1.1Современная жанровая специфика документального фильма
1.2Понятие «документальный образ» в телевизионной журналистике
Глава 2 Документальный фильм «Второе дыхание» на Youtube-канале молодежного медиахолдинга «Есть talk!»
2.1Анализ документальных фильмов
2.2Концепция документального фильма «Второе дыхание»
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Согласно стратегии государственной культурной политики РФ на период до 2030 года, культура является национальным приоритетом, важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации отношений в обществе [1]. Особенно остро проблема формирования культурной среды стоит в промышленных моногородах, в которых приоритет долгое время отдавался техносфере, а развитие культурного пространства являлось вторичным.
Именно эта тенденция на протяжении нескольких десятилетий была свойственна и для Тольятти. В 1960-х и 1970-х годах прошлого века в городе началось активное строительство ряда крупных предприятий - сначала Куйбышевского водохранилища, потом Волжского автомобильного завода, ряда крупных химических заводов и небольших промышленных предприятий. В город стали массово съезжаться молодые специалисты. В этот же период в Тольятти были построены и запущены в работу такие объекты культуры, как кинотеатр «Сатурн», театр «Колесо», Дворец культуры и техники ВАЗа, городские музеи и другие объекты. Однако городская политика была по- прежнему сконцентрирована на развитии промышленности.
Это во многом способствовало тому, что в начале XXI века люди начали покидать город в поисках более развитой культурной среды и перспективной работы. По заявлению областного правительства в 2015 году «на фоне нестабильной ситуации в городе активизировались миграционные потоки... разница между приехавшими и уехавшими составляет 5 тыс. человек в пользу последних». В результате по распоряжению Правительства РФ Тольятти был включен в список моногородов Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением [2].
«Городская среда составляет основу городской культуры, вершину ее существования, являясь одновременно и продуктом городской культуры» [3]. Выявлять продукты городской культуры и таким образом способствовать 4
формированию городской культурной среды могут средства массовой информации. Функция журналистики по формирования культурных ценностей и просвещения обозначается как приоритетная в работах ряда исследователей, среди них Е.П. Прохоров [35], Г.В. Чевозерова [50].
Для устойчивого развития города, оптимального информационного баланса городской среды средствам массовой информации необходимо уделять внимание как развитию городской техносферы, так и социосферы, которая включает культурную составляющую. Это позволит сформировать оптимальную для развития человека городскую среду, выявить талантливых деятелей искусства и культуры и, как следствие, привлечь в город необходимые инвестиции и сократить миграционные потоки молодых специалистов. Популяризация культуры - одна из ключевых задач информационной политики молодежного медиахолдинга Тольяттинского государственного университета «Есть talk!». Информационная площадка университета продолжает поиск идей, интересных для целевой аудитории, больший сегмент которой составляет молодежь.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена созданию проекта для телевизионной редакции медиахолдинга - документального фильма о людях, преданных Тольятти. Герои фильма так или иначе меняют городское пространство, зачастую используя творческий подход. Биография героев может служить примером для молодых людей, демонстрируя то, что для профессионального развития не обязательно жить в крупном мегаполисе, достаточно самостоятельно реализовывать значимые для города культурные проекты и формировать комфортную среду не только для себя, но и для других жителей города и региона. В этом состоит актуальность работы.
Объектом исследования является документальный фильм как жанр телевизионной журналистики.
Предметом исследования - документальный фильм «Второе дыхание» молодежного медиахолдинга «Есть talk!».
Цель выпускной квалификационной работы - создать документальный фильм «Второе дыхание» для молодежного медиахолдинга «Есть talk!» и разместить на YouTube-канале «ТОЛК ТВ» для формирования положительного образа города и активных деятелей культуры.
Задачи исследования:
1.Систематизировать научные представления о жанре документального фильма.
2.Систематизировать теоретический материал по теме создания документального образа в телевизионной журналистике.
3.Разработать концепцию и сценарий документального фильма «Второе дыхание».
4.Создать документальный фильм для YouTube-канала «ТОЛК ТВ» молодежного медиахолдинга «Есть talk!».
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили: журналистские материалы «Российской газеты» [36], «Известий» [9], BBC News [25], «ГОСТЕЛЕРАДИОФОНДА СССР» [38], [39], «ТОЛК ТВ» [41], [42], [43].
Хронологические рамки исследования включают период с 1 февраля 2020 года по 15 июня 2021 года. Данный период позволяет получить необходимую информацию об актуальности роли творческих людей в развитии города Тольятти.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды о жанровой специфике документального фильма на телевидении Бао И. [8], В. В. Егорова [15], Г. В. Кузнецова [23], Е. А. Мансковой [28]. Жанр документального фильма и его уникальность изучались по работам Э. А. Девликамовой [11], Г. С. Прожико [32], Е. Б. Футерман [48]. Понятие «формат» на телевидении рассматривалось на основе работы К. А. Шерговой [52]. Понятие «документальный образ» в телевизионной журналистике изучалось по работам В. А. Бабенко [4], А. Е. Базановой [5], М. И. Беспаевой [8], В. В. Егорова [16] и Т. Ю. Сериковой [37].
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора научных и учебных источников по теме исследования; метод критического изучения источников; метод проектирования - для разработки концепции проекта. Для реализации творческих задач работы были использованы метод наблюдения - для получения информации о внешних характеристиках героя, метод интервью - для получения информации о биографии, мировосприятии героя документального фильма и его творческих работах.
Практическая значимость: проект реализован по заказу молодежного медиахолдинга «Есть talk!». Выпускная квалификационная работа и документальный фильм могут быть использованы в учебном процессе подготовки бакалавров по направлению подготовки «Журналистика», на семинарах по журналистике, затрагивающих тему сохранения культурного наследия и теледокументалистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, обозначаются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, описываются теоретико-методологическая база, методы исследования, эмпирическая база исследования и практическая значимость работы и ее структура. В первой главе «Документальный фильм как жанр телевизионной журналистики» систематизированы теоретические представления о жанровой специфике документального фильма, его современном состоянии, а также рассматривается понятие «документальный образ» в телевизионной журналистике. Во второй главе «Документальный фильм “Второе дыхание” на Youtube-канале молодежного медиахолдинга “Есть talk!”» подробно рассматривается концепция документального фильма «Второе дыхание», описываются этапы работы над сценарием фильма. В заключении делаются выводы по итогам работы. Список используемой литературы включает 53 наименования. В приложении представлен сценарий документального фильма.
Телевидение в России в XXI веке все еще остается источником информации, обладающим высоким уровнем доверия у целевой аудитории. А документальный фильм - телевизионным жанром, который зрительская аудитория воспринимает как один из самых достоверных продуктов на телевидении. Качество документалистики создается за счет документальных образов, которые характеризуются наглядностью, точностью,
выразительностью. Действующим документалистам важно осознавать, какой вклад в культуру они вносят. Создавая недостоверные документальные образы, автор транслирует ложную - фейковую информацию, которая способствует потере доверия аудитории к документальному телевизионному творчеству.
Документальные телевизионные фильмы и передачи участвуют в формировании современной визуальной культуры. А нововведения (нестандартные сценарные решения в сочетании с необычными документальными образами и приемами монтажа), которые вводятся в документальных фильмах авторами/режиссерами/продюсерами, очень быстро становятся достоянием массовой культуры- а значит, и истории.
Современная документалистика продолжает трансформироваться, реагируя на вызовы времени, и не имеет четких, утвержденных жанровых и стилистических признаков. Принимая этот факт во внимание, стоит отметить, что некоторые исследователи телевидения все же предлагают принципы разделения документальных фильмов на виды, а также систему определения признаков через общие вопросы. Важно, что на изменения в сфере теледокументалистики заметно влияет изобретение новых форматов - систем, в которых входят содержательная составляющая фильма, а также технические составляющие процесса.
В соответствии с заказом телередакции молодежного медиахолдинга «Есть talk» ТГУ было проведено осмысление теоретического материала по 37
теме и анализ документальных аналогов - фильмов, освещающих аналогичные проблемы в других городах, несколько фильмов были посвящены непосредственно Тольятти.
В результате исследования были разработаны концепция и сценарий документального телевизионного фильма «Второе дыхание», определены его цель и задачи. Документальный фильм посвящен укреплению статуса города и университета в глазах горожан и приезжих через формирование у зрителей понимания важности сосуществования развитой промышленности и развитой культурной городской среды.
Также в процессе исследования (посредством проведения социологического опроса) была определена целевая аудитория медиапродукта. К ней относятся преимущественно молодые жители Тольятти, с неоконченным высшим и высшим образованием (до 25 лет), а также более взрослая аудитория (35+). Объединяющим фактором для обеих возрастных групп является неравнодушное отношение к проблемам города, его благоустройству.
В практической главе исследования была разработана содержательная модель, включающая в себя тему, идею, конфликт, документальные образы героев, сюжет, фабулу, структуру, жанровые и стилистические особенности, функции и особенности подачи, а также оформительскую и организационную модели.
Документальный фильм «Второе дыхание» через документальные образы героев позволил продемонстрировать, что творческим специалистам можно развиваться в Тольятти - город нуждается в преобразованиях, которые они предлагают.
1.Акопов А. И. Общий курс издательского дела. Воронеж :
Факультет журналистики ВГУ, 2004. 217 с.
2.Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ //
Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1998. № 3. С. 43-51.
3.Антонова Л. Ю. Влияние креативных составляющих на городскую культурную среду: региональный аспект // Вестник МГУКИ. 2018. № 6 (86). - С. 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kreativnyh-sostavlyayuschih- na-gorodskuyu-kulturnuyu-sredu-regionalnyy-aspek (дата обращения: 08.05.2021).
4.Бабенко В. А. Документальный образ как часть современной
визуальной культуры // Вестник ВУиТ. 2018. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy-obraz-kak-chast-sovremennoy- vizualnoy-kultury (дата обращения: 08.05.2021).
5.Базанова А. Е. Литературоведение и журналистика: использование
эмоционально-экспрессивных средств в медиатекстах // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/literaturovedenie-i-zhurnalistika-ispolzovanie- emotsionalno-ekspressivnyh-sredstv-v-mediatekstah (дата обращения:
08.05.2021).
6.Бао И. Определение документального фильма и его особенности //
Достижения науки и образования. 2018. № 6 (28). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-dokumentalnogo-filma-i-ego- osobennosti (дата обращения: 08.05.2021).
7.Бережная М. А. Социальная тележурналистика : учебно-
методическое пособие. Санкт-Петербург : Роза Мира, 2005. 217 с.
8.Беспаева М. И. Образ в документальном кино // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZobraz-v- dokumentalnom-kino (дата обращения: 11.05.2021).
9.В контексте: что смотрят, читают и слушают россияне на карантине // Известия : официальный сайт. URL: https://iz.ru/1001229/aigul- khabibullina/v-kontekste-chto-smotriat-chitaiut-i-slushaiut-rossiiane-na-karantine (дата обращения: 09.05.2021)
10.Даль В. И. Дополнительный иллюстррованный том толкового словаря живого великорусского языка / под редакцией В.П. Бутромеева. М. : «Белый город», 2005. 640 с.
11.Девликамова Э. А. Документальный фильм: концепция жанра //
Культурная жизнь Юга России. 2019. № 2 (73). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy-film-kontseptsiya-zhanra (дата
обращения: 08.05.2021).
12.Дзялошинский И. М. Концепция современного периодического
издания. М. : МедиаМир, 2012. 343 с.
13.Дзялошинский И. М. Формы и методы работы журналиста с
источником информации. М. : Пульс, 2001. 39 с.
14.Долгина Е. С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции //
Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 355-360.
15.Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М. : ИПКТВ, 1995. 92 с.