ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1.Психологическая характеристика профессиональной деятельности
следователя
1.2.Понятие, виды и общие правила производства следственных
действий
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ
2.1.Психологическое воздействие следователя при производстве следственных
действий
2.2.Использование следователем психологических знаний при производстве следственных действий
2.3.Психологические основы взаимодействия следователя при производстве следственных действий
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
3.1.Психологическая деятельность следователя при осмотре места
происшествия
3.2.Психологическая деятельность следователя при производстве
обыска и опознания
3.3.Психологическая деятельность следователя при проведении следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия, эксгумации
3.4.Проблемы психологической деятельности следователя при производстве допроса, очной ставки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования.
Изменения качественного и количественного уровня современной преступности повышают требования не только к профессиональному уровню следователя, профессиональная деятельность которого отличается экстремальным характером, но и к его личностным особенностям. Особое значение приобретает психологическая подготовленность следователей относительно как собственного поведения, так и при производстве следственных действий в ходе осуществления предварительного расследования в части использования психологических знаний при оказании психологического воздействия и взаимодействии с другими участниками следственных действий.
Актуальность темы настоящей магистерской диссертации «Особенности психологической деятельности следователя при производстве следственных действий», заключается в следующем.
Во-первых, одним из проблемных аспектов психологических знаний следователя при производстве следственных действий, является психологическое воздействие, которое направлено на разрешение уголовного дела, установление обстоятельств совершенного преступления, получение доказательств и установление истины по конкретному уголовному делу. Возрастает роль психологического воздействия следователя при производстве следственных действий при наличии противодействия со стороны не только подследственных, но и иных участников уголовного процесса, а также необходимостью восполнения недостаточной доказательственной базы или вообще ее отсутствием. При этом природа психологического воздействия не позволяет точно определить его пределы и параметры применения, что вызывает сложности, связанные с законностью и этичностью применяемого следователем психологического воздействия.
Кроме того, на практике большая часть следователей критически относятся к своим психологическим знаниям, испытывая затруднения в практике их применения и зачастую компенсируя их отсутствие опытом работы. Осложняется решение данного вопроса и отсутствием соответствующего методического материала, содержащего приемы психологического воздействия, который сопровождал бы деятельность следователя при производстве следственных действий. Существующая же литература по тактике производства конкретных видов следственных действий отражает лишь организационный процесс их производства. В связи с чем, вопросы допустимости, пределы и параметры применения психологического воздействия при производстве следственных действий, составляющие ядро тактической компетентности следователя, отдаются его субъективной компетенции.
Во-вторых, профессиональная сфера следователя предполагает наличие взаимодействия с различными категориями людей. Следственные действия, как многоплановый процесс совместной деятельности, направленной на установление и развитие контактов с людьми, в свое содержание включает такие элементы, как познание, обмен информацией и влияние на участников коммуникации для достижения поставленной цели. Общение допустимо рассматривать как элемент следственной деятельности, содержанием которой является организация и тактика взаимодействия следователя с участниками процесса на основе правоотношений, которые складываются в рамках уголовного судопроизводства.
На практике качественное решение задач, достижение целей производства следственных действий, а также полная реализация функций следователя в ходе конкретного следственного действия во многом определяются уровнем взаимодействия, установленным между следователем и остальными участниками, включая специалистов.
При этом, самостоятельное проведение следователем некоторых видов следственных действий, а также ненадлежащая организация процесса взаимодействия в ряде случаев приводят к таким негативным последствиям, как затягивание производства следственного действия; допущение ошибок в оценке научной обоснованности и целесообразности применения научнотехнических средств и методов при обнаружении, фиксации и изъятии доказательств; неточное описание в протоколе следственного действия индивидуализирующих признаков изъятых объектов. Указанные обстоятельства отрицательно сказываются на качестве досудебного производства и препятствуют решению задач уголовного процесса в целом. Еще в 1989 году И.Н. Сорокотягин отмечал необходимость и важность организации психологического взаимодействия между следователем и другими участниками следственного действия, без которого невозможно расследование и предупреждение преступлений[ Сорокотягин И.Н. Использование специальных познаний в проверочной и организационной деятельности следователя: учеб. пособие. - Свердловск, 1989. - С. 26.]. Данное утверждение ученого актуально и сегодня, так как успешное решение задач производства отдельных видов следственных действий зависит от организации взаимодействия членов следственно-оперативной группы.
Изложенное позволяют говорить о необходимости и важности научного исследования проблемы взаимодействия следователя с другими участниками следственно-оперативной группы, специалистами при производстве следственных действий. Данный факт является закономерным шагом в процессе поиска эффективного решения проблем, возникающих в связи с организацией и проведением следственных действий.
В-третьих, психологические особенности производства следственных действий зачастую сводятся к их юридической характеристике, тогда как каждое следственное действие необходимо рассматривать как целостное явление, включающее требования уголовно-процессуального законодательства, а также криминалистические и психологические знания, умения, навыки и компетенции следователя.
Таким образом, производство следственных действий на основе только уголовно-процессуальных и криминалистических знаний, является не достаточным без применения и использований психологических знаний, которыми должен обладать каждый следователь. Иными словами, при производстве следственных действий наблюдается процесс интеграции и дифференциации научного знания, обусловленный наличием комплексных проблем, требующих междисциплинарных исследований. При этом, несмотря на то, что криминалистика, как наука имеет интегративную природу, в то же время, изучение деятельности следователя при производстве следственных действий с психологической точки зрения способствует решению многочисленных проблем, связанных с ее практической организацией.
Все выше изложенное обуславливает актуальность и важность исследования психологических особенностей деятельности следователя при производстве следственных действий с учетом современных реалий и правоприменительной практики.
Степень научной разработанности темы магистерской диссертации.
Проблема психологической деятельности следователя при производстве следственных действий имеет междисциплинарный характер
Вопросам психологической характеристики профессиональной деятельности следователя уделяется достаточно много внимания в доктрине. Более того, данная проблема находится на стыке двух наук, таких, как юриспруденция и психология. С особой внимательностью психологический анализ профессиональной деятельности следователя изучается юридической психологией (В.Л. Васильев, В.В. Романов, Ю.В. Чуфаровский)[ См., например: Васильев В.Л. Юридическая психология: учебное пособие. - СПб., 2009. 624 с.; Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 1998. - 488 с.; Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: Проспект, 2011. - 472 с. и др.]. Предметом исследования ученых являются такие аспекты психологической деятельности следователя, как психология коммуникативной деятельности следователя (М.И. Еникеев[ Еникеев М.И. Психология коммуникативной деятельности следователя // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 3 - 7.]), мотивация его профессиональной деятельности (А.М. Багмет, Ю.А. Цветков)[ Багмет А.М., Цветков Ю.А. Мотивация профессиональной деятельности следователя // Юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 5 - 10.], профессионально-психологические типы следователей (Ю.А. Цветков)[ Цветков Ю.А. Профессионально-психологические типы следователей // Уголовное судопроизводство. - 2016. - № 1. - С. 21 - 32.]. Исследуются различные требования, предъявляемые к следователям (С.Д. Игнатов)[ Игнатов С.Д. Требования, предъявляемые к личности следователя // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2014. - № 2. - С. 133-141.].
В доктрине достаточно много внимания уделяется исследованию вопроса конфликтности в деятельности следователя. К примеру, С.Г. Еремеев исследовал особенности конфликтного поведения следователя с различными участниками уголовного судопроизводства, уделяя отдельное внимание к предрасположенности следователя к конфликтному поведению. Кроме того, автор разработал стратегии психологической защиты следователя в конфликтных ситуациях[ Еремеев С.Г. Правомерность и допустимость психологического воздействия следователя на участников уголовного судопроизводства: монография. - Омск, 2013. - 268 с.]. В.О. Зверев, О.Г. Половников и А.Б. Соколов, выявляя причины конфликтности в профессиональной деятельности следователя, указывают на их разрушающее воздействие на психику следователя и предлагают организационно-тактические способы конфликтного противодействия[ Зверев В.О., Половников О.Г., Соколов А.Б. Конфликтность в профессии следователя // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 2 (69). - С. 27-32.]. Проводится профессиографический анализ деятельности следователя[ Колосницына М.Ю., Кадацкая Е.А. Профессиография как основа профессионального отбора кадров специалистов юридического профиля // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2010. - № 586. - С. 131-144.] и многие другие вопросы.
Анализ научной литературы показал, что на современном этапе вопросам взаимодействия следователя со специалистами в ходе производства следственных действий уделено недостаточно внимания. В настоящее время различные аспекты взаимодействия следователя с участниками следственных действий рассматривались Т.Ф. Скогоревой, И.Н. Сорокотягиным, Н.В. Шепель и другими[ См., например: Скогорева Т.Ф. Правовые и информационно-коммуникационные основы организации
взаимодействия следователя, специалиста и эксперта при расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2008. - 156 с.; Сорокотягин И.Н. Криминалистические проблемы использования
специальных познаний в расследовании преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1992. - 419 с; Шепель Н.В. Взаимодействие следователя с сотрудником экспертно-криминалистического подразделения при раскрытии и расследовании преступлений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Омск, 2006. - 22 с. и др.].
Психологические проблемы производства следственных действий интересуют юридических психологов более века, однако часть работ утратили свою актуальность в силу изменения правовой базы, некоторые в силу изменения государственного строя и «идеологии» правоприменительной практики. Анализ современных исследований указывает на их теоретическую или общеюридическую направленность. Ведомственные ученые акцентируют свое внимание на отдельном следственном действии или на следственном действии в отношении отдельных участников уголовного судопроизводства.
Проблемой процессуальных и тактических особенностей производства следственных действий занимались М.В. Бочкарев, Н.Б. Вахмянина, А.В. Гришин, А.Г. Маркелов, Н.А. Моисеев, М.П. Оролбаев, О.И. Пигорев, В.С. Позий, А.П. Резван, И.Е. Реуцкая, А.А. Таганова, С.А. Тишков, А.А. Цыкора, Д.Ф. Флоря, В.Л. Шапошников. Общие вопросы юридической психологии, связанные с рассматриваемой темой, разрабатывали Д.С. Безносов, В.Н. Волков, И.Б. Лебедев, А.И. Ложкин, Т.В. Мальцева, В.М. Пашин, А.И. Петимко, Е.Ю. Суховецкая, Н.М. Филимонцев, Г.И. Уразаева, В.А. Юренкова. Психологические особенности производства отдельных следственных действий являлись научным интересом С.В. Матюшенко, Г.С. Помаз, И.Е. Реуцкая, Л.В. Чулкова.
Комплексному изучению проблемы психологии следственных действий не было посвящено ни одной современной работы, за исключением методических рекомендаций С.Г. Еремеева[ Еремеев С.Г. Психологические особенности производства следственных действий: методические рекомендации. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018.]. Имеются исследования, посвященные отдельным аспектам рассматриваемой проблемы, либо исследования смежных научных проблем.
Так, М.В. Бочкарев рассматривает проблему допроса лиц, страдающих нарушениями психики, при этом акцент делается на процессуальных и тактических аспектах организации и проведения рассматриваемого следственного действия. В качестве участников допроса М.В. Бочкарев рассматривает только подозреваемых и обвиняемых[ Бочкарев М.В. Тактика подготовки и проведения допроса подозреваемых (обвиняемых), страдающих нарушениями психики: методическое пособие. - Саратов, 2009.].
Еще одну частную проблему раскрывает в своей работе Н.Б. Вахмянина, которая провела научное исследование тактики производства следственных действий с участием защитника[ Вахмянина, Н.Б. Тактические особенности производства следственных действий с участием защитника: отчет о научно-исследовательской работе. - Екатеринбург, 2009.].
В развитие данного научного направления следует привести работу Г.С. Помаз, в которой предпринята попытка раскрыть психологические особенности допроса отдельных категорий участников уголовного судопроизводства (подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего)[ Помаз Г.С. Психологические аспекты допроса подозреваемых обвиняемых и потерпевших при расследовании преступлений: методические рекомендации. - Ростов-на-Дону, 2015.].
Психологическим аспектам предъявления для опознания было уделено внимание в исследовании Л.В. Чулковой[ Чулкова, Л.В. Психология предъявления для опознания: методические рекомендации. - Волгоград, 2009.].
Следует сделать вывод, что психологическая деятельность следователя при производстве следственных действий сложная, многогранная проблема, затрагивающая смежные с юридической психологии науки (криминалистика, уголовный процесс). Ее полное научное освещение не возможно в рамках проведения одного научного исследования. Психологическим аспектам производства следственных действий не посвящено ни одного комплексного современного исследования, представленные исследования носят фрагментарный характер. Кроме того, в научных работах отсутствует анализ возможностей применения правомерного и допустимого психологического воздействия в ходе производства следственных действий.
Цель магистерского исследования - провести комплексный теоретико-правовой анализ психологической деятельности следователя при производстве следственных действий.
Задачи исследования:
1)рассмотреть психологическую характеристику профессиональной деятельности следователя;
2)проанализировать понятие, виды и общие правила производства следственных действий;
3)исследовать психологическое воздействие следователя при производстве следственных действий;
4)рассмотреть особенности использования следователем психологических знаний при производстве следственных действий;
5)выявить психологические основы взаимодействия следователя с другими участниками при производстве следственных действий;
6)проанализировать психологическую деятельность следователя при производстве отдельных видов следственных действий (осмотр места происшествия, обыск, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте происшествия, эксгумация, допрос и очная ставка), выявить проблемы и наметить пути их решения.
Объект исследования - комплекс общественных отношений, возникающих в рамках предварительного расследования при производстве следователем следственных действий.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие порядок производства следственных действий, правоприменительная практика и доктринальные исследования.
Методология исследования. Комплексный и междисциплинарный характер темы магистерской диссертации предопределил целесообразность использования системного, структурно-функционального, сравнительноправового, институционального и других методологических приемов и подходов исследования.
Теоретическая основа исследования представлена в трудах следующих ученых: Т.В. Аверьяновой, А.С. Артемьевой, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, Н.В. Будько, И.Е. Быхрвского, В.Л. Васильева, И.Ф. Герасимова, Л.А. Дмитриевой, М.И. Еникеева, С.Г. Еремеева, Е.И. Замылина, А.Е. Кригера, С.В. Матюшенко, Н.А. Моисеева, В.Ю. Низамова, А.М. Столяренко, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, С.Б. Россинского, П.А. Савина, А.М. Сажаева, В.А. Семенцова, Е.В. Чернышева, Ю.В. Чуфаровского, С.А. Шейфер и др.
Эмпирическая база магистерского исследования представлена федеральным законодательством и судебной практикой.
Научная новизна исследования заключается в положениях, которые выносятся на защиту:
1.Было сформулировано определение следственных действий:
регламентированный Уголовно-процессуальным кодексом РФ
познавательный способ собирания доказательств, проводимый следователем в широком смысле слова, обеспечиваемый в установленных законом случаях государственным принуждением и направленный на установление обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Систему следственных действий, которые вправе проводить следователь, составляют: допрос, очная ставка, осмотр, обыск, выемка, следственный эксперимент, предъявление для опознания, проверка показаний на месте.
2.При исследовании психологической деятельности следователя при производстве следственных действий были установлены основные элементы психологической деятельности следователя, которые являются определяющими в выборе того или иного тактического приема производства конкретного следственного действия.
3.В ходе планирования следственных действий важно уделять внимание не только организационным и процессуальным аспектам, но и психологическому изучению участников следственных действий, а также правомерному и допустимому психологическому воздействию на них с целью активизации их мнемических процессов, стабилизации эмоциональной сферы или изменения занимаемой позиции
Научно-практическое значение магистерской диссертации заключается в разработанном алгоритме исследования следственных действий с точки зрения их юридической и психологической составляющих и представляющий интерес для студентов юридических вузов, практических работников и при изучении курсов «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Юридическая психология».
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает введение, три главы, девять параграфов, заключение и список использованных источников.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1.Профессиональная деятельность следователя является одной из самых сложных и психологически насыщенных. Психологическая характеристика деятельности следователя предполагает раскрытие ее психологической структуры, то есть определение составляющих ее компонентов, эффективность которых напрямую зависит от профессиональных качеств следователя. Такими обязательными компонентами, определяющими психологическую пригодность к профессии следователя, являются: познавательные качества, мотивационно-ценностные особенности, личностные особенности и коммуникативные качества.
2.Следственные действия - это регламентированный Уголовнопроцессуальным кодексом РФ познавательный способ собирания доказательств, проводимый следователем в широком смысле слова, обеспечиваемый в установленных законом случаях государственным принуждением и направленный на установление обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Систему следственных действий, которые вправе проводить следователь, составляют: допрос, очная ставка, осмотр, обыск, выемка, следственный эксперимент, предъявление для опознания, проверка показаний на месте.
3.Психологическое воздействие на стадии предварительного расследования является его атрибутивной составляющей и должно осуществляться строго в рамках действующего законодательства. В любой коммуникации, к которой относится предварительное расследование, будет существовать психологическое воздействие, поскольку в процессе коммуникации происходят субъективные изменения участников.
Основой задачей профессионально-психологического воздействия является изменение неблагоприятных позиций противодействующих расследованию лиц, т.е. ликвидация и нейтрализация мотивов противостояния и приведение лиц к содействию расследования преступлений.
4.Следователь при производстве следственных действий должен уметь
пользоваться следующими психологическими знаниями: психологическая наблюдательность, психологический реагент, умение управлять, организовывать, воздействовать, познавательная деятельность,
психологические аспекты следственных ситуаций.
5.Профессиональное умение общаться зависит не только от накопленного опыта работы, но и от обогащения такого опыта научными разработками в направлении прикладной психологии. Знание и учет таких информаций, а также свободное владение ними - все это сложные составляющие профессионального общения следователя на современном этапе следственной деятельности.
6.При исследовании психологической деятельности следователя при производстве следственных действий были установлены основные элементы психологической деятельности следователя при производстве отдельных видов следственных действий. Так, при производстве осмотра и обыска, осмотра места основными элементами психологической деятельности следователя являются познавательная, поисковая и мыслительная деятельность. Психологическая деятельность следователя при производстве опознания, следственного эксперимента включает познавательную, организационную и мыслительную деятельность. Познавательную, организационную и удостоверительную деятельность следователь осуществляет в процессе производства проверки показаний на месте. При производстве допроса следователь осуществляет познавательную, коммуникативную и мыслительную деятельность, а удостоверительную, коммуникативную и мыслительную - при производстве очной ставки.
В целом, психологические особенности деятельности следователя при производстве следственных действий заключаются в особенностях познавательной, поисковой, мыслительной, организационной,
удостоверительной и коммуникативной его деятельности, являющихся определяющими в выборе того или иного тактического приема производства конкретного следственного действия.
7.Производство следственных действий в большинстве случаев носит
проблемный характер как в юридическом, так и в психологическом плане. В психологическом контексте осложняет производство следственных действий недостаточная психологическая компетентность следователей,
разнонаправленный конфликтный характер взаимодействия с участниками уголовного судопроизводства, противодействие со стороны заинтересованных лиц с использованием как юридических, так и психологических методов, личностные особенности конкретного следователя.
8.При производстве следственных действий важно понимать психологическую природу используемых тактических приемов, учитывать психологические механизмы определяющие эффективность запоминания и воспроизведения информации, особенности мышления участников следственных действий, в том числе следователя.
9.В ходе планирования следственных действий важно уделять внимание не только организационным и процессуальным аспектам, но и психологическому изучению участников следственных действий, а также правомерному и допустимому психологическому воздействию на них с целью активизации их мнемических процессов, стабилизации эмоциональной сферы или изменения занимаемой позиции.
1.Правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 4921.
2.Специальная литература
1.Абдумаджидов Г.А. Расследование преступлений (процессуально -
правовое исследование). - Ташкент: Узбекистан, 1986. - 260 с.
2.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. - М.: Норма, 2007. - 970 с.
3.Алексеев Н.С, Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. - Воронеж: ВГУ, 1980. - 290 с.
4.Алонцева Е.Ю. Об использовании законодателем терминов «процессуальные действия» и «следственные действия» (сравнительно - правовой анализ законодательства России и иных стран СНГ) // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2016. - № 6. - С. 19-22.
5.Артемьев А.С. Характеристика конфликтов и проблема психологического воздействия в практической деятельности следователей // Вестник Московского университета МВД России. - 2012.
- № 11. - С. 95-99.
6.Багмет А.М., Цветков Ю.А. Мотивация профессиональной деятельности следователя // Юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 5 - 10.
7.Баев О.Я. Тактика следственных действий. - Воронеж, 1995. - 390 с.
8.Балашов А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1973. - 216 с.
9.Белкин Р.С. Нравственные начала деятельности следователя органов внутренних дел. - М., 1999. - 412 с.
10.Белкин Р.С. Профессия - следователь (введение в юридическую специальность). - М.: Юристъ, 1998. - 240 с.
11.Белозеров Ю.Н., Рябоконь В.В. Производство следственных действий: Учебное пособие. - М.: МССШМ МВД СССР, 1990. - 160 с.
12.Белоусов А.Д. Применение стилевого подхода к описанию интеллектуальной деятельности следователей и дознавателей // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 1(42). С. 106-109.
13.Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М.: Эксмо, 2008. - 290 с.