Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТНОМУ МИРУ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №105556

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения основ развития познавательного интереса к предметному миру у детей 3 -4 лет с общим недоразвитием речи 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития познавательного
интереса детей дошкольного возраста 9
1.2 Психофизиологические особенности детей 3-4 лет с общим
недоразвитием речи 17
1.3 Предметный мир как средство развития познавательного интереса у
детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи 24
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию познавательного интереса к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи 34
2.1 Выявление уровня развития познавательного интереса к
предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи 34
2.2 Содержание и методика работы по развитию познавательного
интереса к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи 43
2.3 Изучение динамики уровня развития познавательного интереса к
предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи 57
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение 71


Актуальность исследования. Проблема формирования и развития познавательных интересов в педагогике и психологии, как показывают исследования, рассматривалась с давних времен. Педагогическая практика постоянно подтверждает, что процесс воспитания и обучения проходит эффективнее, если дети проявляют познавательные интересы.
Исследования многих педагогов и психологов, таких как Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Т.А. Куликова и др. аргументировали, что познавательные интересы развиваются в социальных условиях и складываются в процессе жизнедеятельности человека.
В настоящее время современное общество диктует направление движения педагогических и психологических наук, создающих такую атмосферу деятельности педагога, в которой он не может обучать и воспитывать, не добиваясь интересов от своих воспитанников, их творческого подхода к деятельности. Все это говорит об актуальности проблемы развития познавательных интересов в ходе построения современного образовательного процесса. Уже в дошкольном возрасте можно привить детям стремление к постоянному самостоятельному пополнению знаний, воспитывать их внутренние побуждения расширять свой кругозор. Сформированные в дошкольном возрасте интересы к познанию позволят развить способности, которые в будущем, в любых условиях, помогут идти в ногу со временем, с наукой и культурой.
Анализируя федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо выделить один из важнейших принципов - развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка происходит в различных видах деятельности, прежде всего, в форме игры или в процессе реализации деятельности познавательного и исследовательского характера [1].
Нарушения в речевом развитии детей, такие как фонетико-фонологическое недоразвитие и общее недоразвитие речи чаще всего рассматриваются, как нарушение в общении, однако данные отклонения в речевом развитии накладывают отпечаток на формировании всей психической жизни ребенка, в том числе и на развитие познавательной деятельности, которая неосуществима без речевого сопровождения. Необходимость поиска путей решения наталкивает на обращение внимания к первичному окружению, с которым знакомится ребенок, именно поэтому большое внимание уделяется миру предметов, который окружает ребенка с рождения.
Познавая и исследуя мир, ребенок-дошкольник делает массу открытий, проявляет интересы к разным сферам окружающей действительности. Существенным центральным звеном знаний об окружающей действительности являются знания о предметном мире. Содержание таких знаний имеет большое значение в социализации личности. Предметный мир самый близкий, доступный и интересный для детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с предметным миром ребенок развивается, совершенствуется духовно и физически. Кроме того, предметный мир - это своеобразный, характерный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, он обладает широкими возможностями для формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому мы считаем, что на фоне современных тенденций развития дошкольного образования и требований государственного образовательного стандарта, проблема формирования познавательных интересов к предметному миру представляется особенно актуальной.
Проблема развития познавательных интересов у детей с общим недоразвитием речи получило обширное распространение среди исследователей, таких как: Л.М. Маневцева, Л.Н. Вахрушева, И.С. Фрейдкин, Г.И. Петку и др., но проблема развития познавательных интересов к 5
предметному миру у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в настоящее время мало изучена, недостаточно методических разработок для воспитателей детских садов по данной проблеме.
Необходимость решения проблемы развития познавательных интересов у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с предметным миром обусловлена следующими противоречиями:
- между возрастающей потребностью общества в развития познавательных интересов у детей с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью теоретических, научно-методических основ развития познавательных интересов у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с предметным миром;
- между необходимостью развития познавательных интересов у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с предметным миром и реальным состоянием практики осуществления данного процесса.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили общую проблему исследования: каково влияние ознакомления с предметным миром детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи на развитие у них познавательных интересов?
На основе научной и теоретической значимости проблемы, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние разработанного комплекса мероприятий на процесс развития познавательных интересов к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития познавательных интересов у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - педагогический процесс развития познавательных интересов к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи.
Поставленные цель, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой разработанный комплекс мероприятий окажет положительное влияние на процесс развития познавательных интересов у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с предметным миром, если:
- при организации мероприятий будет учтен уровень общего недоразвития речи детей и индивидуальные особенности детей 3 -4 лет;
- поэтапно будет меняться содержание взаимодействия взрослого и ребенка: от совместного со взрослым познания предметного мира до включения ребенка с специально организованную среду для самостоятельного познания и овладения действиями с предметами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательных интересов к предметному миру у детей 3-4 лет.
2. Выявить уровень развития познавательного интереса к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по развитию познавательного интереса к предметному миру у детей 3 -4 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения: о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (О.С. Ушакова, Л.Г. Парамонова, А.М. Алексеева, В.И. Яшина); о нарушениях речевого развития (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева); о развитии познавательных интересов у дошкольников (Т.А. Куликова, Е.В. Коротаева, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, В.А. Филиппова, Г.И. Щукина); об ознакомлении детей с предметным миром (О.В. Дыбина, С.А. Козлова, М.В. Крулехт и др.).
В соответствии с данными задачами были использованы следующие методы исследования: теоретические: сравнительный и сопоставительный анализы психолого-педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, анализ и прогнозирование; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, методы статистической обработки фактического материала исследования.
Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 «Куколка» г.о. Тольятти. Всего в эксперименте приняло участие 66 детей в возрасте 3-4 лет.
Новизна исследования заключается в возможности осуществления процесса развития у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи познавательных интересов к предметному миру.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы этапы ознакомления детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи с предметным миром.
Практическая значимость исследования подтверждается использованием полученных результатов в массовой педагогической практике, методической работе, направленной на повышение готовности педагогов к развитию познавательного интереса к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи. В практику работы дошкольной образовательной организаций внедрена методика развития познавательного интереса к предметному миру у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (36 источников) и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении представлены основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
1. Многоаспектный анализ понятия «интерес» (философский, психологический, педагогический) и различных подходов к его определению позволил рассматривать познавательный интерес как ценное личностное образование, представляющее собой динамическую интегративную совокупность интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных и творческих процессов, степень проявления которых определяется особенностями информации (новизна, сложность, когнитивный конфликт) и характером деятельности (проблемность, практическая направленность).
2. Проведенное исследование позволило определить потенциальные особенности, обеспечивающие развитие у детей 3-4 лет с ОНР познавательного интереса на основе ознакомления с предметным миром.
3. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у детей 3-4 лет с ОНР отсутствует направленность на предметное окружение, не проявляют интерес к предметам прошлого, эмоционально-положительного отношения к ним; пони характеризуются познавательной инертностью в ситуации объяснения выбора объекта.
4. Формирующий эксперимент доказал возможность использования разработанного комплекса мероприятий, которые в процессе развития познавательных интересов у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с предметным миром. При организации мероприятий учтены уровни общего недоразвития речи детей и индивидуальные особенности детей 3-4 лет. Значение в работе имело поэтапное изменение содержания взаимодействия взрослого и ребенка: от совместного со взрослым познания предметного мира до включения ребенка с специально организованную среду для самостоятельного познания и овладения действиями с предметами.
Контрольный этап эксперимента свидетельствует о выражение детьми интереса в действиях с предметом; проявление активности, направленной на его познание, а также желание реализовывать знания о предметах в собственной деятельности.
Достигнутая позитивная динамика развития познавательного интереса детей с общим недоразвитием речи к предметному миру доказывает эффективность организации проведенных мероприятий на основе выделенных нами этапов.
Проведенное исследование доказывает выдвинутую гипотезу.



1. Венгер, Л. А. Развитие [Текст] : Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Гном, 2000. - 164 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1966. - 116 с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, JI. М. Орлова. - М. : Пед. Общество России, 2003. - 512 с.
4. Гризик, Т.И. Познаю мир: Знаки и символы: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Гризик. - М. : Просвещение, 1999. - 39 с.
5. Гризик, Т.И. Познаю мир: Предметы вокруг нас: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Гризик. - М. : Просвещение, 1999. - 23 с.
6. Дыбина, О.В. Игра - путь к познанию предметного мира [Текст] / О.В. Дыбина// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-28.
7. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 128с.
8. Дыбина, О.В. Методика формирования творчества у детей средствами предметного мира // Научное мнение. 2014. № 2. С. 99-103.
9. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учебное пособие [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
10. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 162 с.
11. Дыбина, О.В. Социокультурная среда дошкольника: Учебно-методическое пособие для студентов и воспитателей [Текст] / О.В. Дыбина, И.В. Руденко, О.А. Сергеева. - Тольятти, 2001. - 63 с.
12. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : 2001. - С. 144-202.
13. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - М. , Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000 - 516 с.
14. Значимость игры в развитии человека [Текст]: Подборка материалов// Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 2-37.
15. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : Диагностика. Планирование. Конспекты занятий / под ред. А.И. Савенкова. - М.: Учитель, 2006. - 240 с.
16. Инновационные концепции современного образования: новый взгляд на образование / ФГНУ «Институт художественного образования» РАО; [ред.-сост. Л.Г. Савенкова]. - Москва: Интеллект-Центр, 2014. - 160 с.
17. Куликовская, И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира дошкольников [Текст] / И.Э. Куликовская. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
18. Куликовская, И.Э., Ильина Л.Т. Ребёнок в пространстве и времени сказки [Текст] / И.Э. Куликовская. - Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. - 285 с.
19. Левин, Р.Е. О генезе нарушения письма у детей с ОНР. Вопросы логопедии [Текст] / Р.Е. Левин. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 26с.
20. Леонтьев, А.Н. Психологическая основа дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Собр. соч.: - М. : 1996. - № 3. - 68 с.
21. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А.А. Люблинская - М. : Просвещение, 2001. - С. 144 - 160.
22. Матюшкин, A.M. Мышление, обучение, творчество [Текст] /
A. М. Матюшкин. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЕК», 2003. - 720 с.
23. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004 - С. 77-175.
24. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
25. Ожегов, С.И. толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Шведова Н.Ю. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнение. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
26. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Е.А. Пожиленко. - М.: КАРО, 2013. - 102 с.
27. Резниченко, Т.С, Ларина, О.Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. [Текст] : Альбом для педагога / Т. С. Резниченко, О.Д. Ларина. - М.: Владос, 2012. - 96с.
28. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] /
B. И. Селиверстов. - М.: Академия, 2014. - 112 с.
29. Сергеев, Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] / Ф.П. Сергеев. - Волгоград: Учитель, 2012. - 96с.
30. Ткаченко, Т.А. Если ребёнок плохо говорит [Текст] /
Т.А. Ткаченко. - СПб. Дельта, 2013. - 115 с.
31. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] /
О.С. Ушакова. - М.: Издательство института психотерапии, 20 13. - 240с.
32. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: Избранное [Текст] / сост., вступ. статья С.Ф. Егорова / К.Д. Ушинский - М. : Издательский Дом «Карапуз», 2000. - 256 с.
33. Филичева, Т.Б., Соболева, А.Р. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. - Екатеринбург: АРГО, 2014. - 80 с.
34. Флоренская. Ю.А. Избранные работы по логопедии [Текст] / Ю.А. Флоренская. - М.: Каро, 2013. - 112 с.
35. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Академия, 2014. - 124с.
36. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г.С. Швайко. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 104 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ