Введение 3
1 Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров 9
1.1 Нормативно-правовая база деятельности многофункциональных центров 9
1.2 Функции и полномочия многофункциональных центров 16
2 Анализ деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район 24
2.1 Краткая характеристика МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район 24
2.2 Анализ основных показателей деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район по государственному заданию 27
2.3 Анализ основных показателей деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район по внебюджетной деятельности 35
3 Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров 40
3.1 Проблемы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров 40
3.2 Разработка процесса оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров 48
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность выбранной темы. В настоящее время в повседневную работу большинства государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, которые работают с государственным заказом по исполнению запросов граждан и организаций, входит предоставление государственных и муниципальных услуг. Каждый гражданин хотя бы раз обращался за предоставлением государственной или муниципальной услуги, именно поэтому основной задачей в этой сфере является повышение качества и доступности предоставления этих услуг, а также преодоление административных барьеров, которые возникают на пути их предоставления.
Долгое время процесс оказания государственных и муниципальных услуг представлял собой долгий и трудоемкий процесс, который подразумевал самостоятельный сбор заявителем информации и документов, обращение за первичной и вторичной документацией в органы власти, самостоятельное взаимодействие с государственными органами в определенное время, которое самостоятельно было установлено тем или иным органом власти. Главным барьером была необходимость сбора промежуточных документов, которые могут насчитывать десяток бумаг, которые необходимо было заказывать в органе власти, забирать, предоставлять в другой орган власти, причем срок действия справочной информации в большинстве случаев ограничено.
В условиях развития общества и технического прогресса остро встала проблема оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощение процесса для заявителей, сокращение времени на сбор межведомственной информации. Необходимо было качественно изменить систему взаимодействия государства и населения, повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг.
Комплексное совершенствование структуры государственной власти началось с принятия Указа Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2010 годах». Данная административная реформа направлена на повышение качества предоставления государственных услуг населению. На основании Концепции административной реформы главным направлением совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг стало создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). В общем виде МФЦ представляет собой помещение или комплекс помещений с обученными сотрудниками для помощи гражданам и организациям со сбором и передачей документов в органы власти, в том числе запрос межведомственной информации. Важной составляющей в работе МФЦ является его информатизация, которая на сегодняшний день представлена различным программным обеспечением, в том числе Автоматизированная информационная система МФЦ (далее - АИС МФЦ).
В 2010 году был принят ФЗ-210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который фундаментально изменил организационное и правовое поле предоставления государственных и муниципальных услуг. В тексте закона представлено развернутое определение государственной услуги и его существенные отличия от понятия государственной функции. Также ставится акцент на повышении доступности и качества оказания государственных и муниципальных услуг, представлен перечень требований к функционированию МФЦ.
Однако, несмотря на существенные изменения системы предоставления государственных и муниципальных услуг, при введении структуры МФЦ в данную схему возникли и другие проблемы, в том числе кадровая, программная, коррупционная и прочее. Эти барьеры откатывают систему предоставления государственных и муниципальных услуг на начальные несовершенные уровни, когда заявители были вынуждены подстраиваться под органы власти, а не наоборот. Именно эти проблемы являются основными предпосылками исследования в данной работе, поскольку доступность и высокое качество предоставления государственных и муниципальных услуг напрямую влияет на качество жизни населения. Актуальность исследования обусловлена множеством накопившихся проблем, которые являются барьерами для совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг.
Степень разработанности научной проблемы. К настоящему времени определенный задел в развитии теории государственных и муниципальных услуг создан такими отечественными авторами, как Байдаков С.Л., Бойков B. А., Большаков А.С., Большаков С.Н., Гладская И.Г., Добролюбова Е.И., Згонник Л.В., Зыбуновская Н.В., Иванов С.А., Калинин А.М., Кирсанов С.А., Лавренченко С.А., Мау В.А., Малышева Н.А., Мироненко Н.В., Неделько C. И., Ничипоренко В.П., Носко Б.П., Огнева В.В., Озеров Г.М., Покида А.Н., Савельев О.Ю., Саломатин Д.Ю., Харитонов И.Н., Храмцов А.Б., Чуев А.В., Южаков В.Н. и другие.
Целью работы является совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ и разработка мер по совершенствованию этой системы.
На основании цели выделены следующие задачи исследования:
• изучение теоретической основы системы предоставления государственных и муниципальных услуг;
• анализ показателей деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район по государственному заказу и по внебюджетной деятельности;
• определение проблем в системе предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ и формирование системы мер по решению данных проблем.
Объектом исследования является МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район.
Предмет исследования - предоставление государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.
Гипотеза исследования состоит в том, что оптимизация государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров приведет к повышению эффективности процесса управления государственными и муниципальными услугами, а также к повышению качества обслуживания населения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: исследования, научные разработки и труды отечественных и зарубежных ученых, рассматривающие организационно-экономические аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг, а также функционирование МФЦ.
Информационную базу работы составляют отчетность структурных отделов МФЦ, информация на официальных сайтах органов власти, а также печатные периодические издания.
Базовыми для настоящего исследования явились также: нормативно-правовые акты в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Методы исследования: математические при расчете показателей динамики и структуры, анализ документов, в том числе нормативных правовых актов, анализ статистических данных, анкетный опрос, а также графические методы в целях наглядного представления данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район.
Теоретическая значимость исследования определяется концептуальными положениями, методическими рекомендациями и выводами, позволяющими существенно расширить комплекс представлений об организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций по оптимизации эффективности процесса предоставления государственных и муниципальных услуг при разработке специализированной нормативно-правовой документации, программ развития МФЦ, при проектировании объемов и структуры спроса на услуги МФЦ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• нормативно-правовой документацией и отчетностью МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в проведении анализа предоставления государственных и муниципальных услуг в МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район.
В работе используются такие методы как изучение теоретического материала, анализ показателей деятельности, опрос, анализ опросных данных, составление аналитических диаграмм, планирование, анализ эффективности.
Научная новизна исследования заключается в оптимизации государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров.
К научным результатам, выносимым на защиту, относятся:
• на основе подходов различных авторов, уточнено понятие государственной (муниципальной) услуги;
• предложен процесс оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров за счет внедрения института наставничества и формирования открытой системы KPI, назначения ответственного лица для учета ТМЦ, обновления и контроля работоспособности программного обеспечения.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: "Экономика и социум" N9(88) 2021.
В структуру работы входит введение, три главы исследования, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
В первой главе раскрыты теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров: изучена нормативно-правовая база деятельности многофункциональных центров, функции и полномочия многофункциональных центров.
Во второй главе исследования проведен анализ деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район: дана краткая характеристика МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район , проведен анализ основных показателей деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район по государственному заданию, дан анализ основных показателей деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район по внебюджетной деятельности.
В третьей главе представлены пути совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров: раскрыты проблемы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, а также перспективы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров.
В процессе написания работы была изучена теоретическая основа деятельности МФЦ, в том числе функции, полномочия, методы и принципы. Самый главный принцип работы многофункциональных центров - принцип «одного окна». Данный принцип подразумевает единоразовое обращение заявителя в одно окно МФЦ по всем интересующим его вопросам. Такой принцип эффективно экономит время заявителя и облегчает его взаимодействие с органами власти через МФЦ. Однако, в настоящее время в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, согласно внутренним приказам МФЦ и Указам Губернатора Мурманской области, запрещено одному заявителю находиться в окне специалиста более одного часа. Таким образом, на сегодняшний день принцип «одного окна» работает не в полном объеме. Однако, причины этому объективные.
Также в ходе работы проанализированы понятие и ключевые характеристики МФЦ, параметры оценки эффективности деятельности МФЦ. Рассмотрена деятельность МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район и содержание государственных и муниципальных услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам. Проведена оценка эффективности деятельности МКУ МФЦ. Составлены предложения по оптимизации работы МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район
Анализ практики деятельности МФЦ показывает, что существующие регламенты содержат ряд недоработок. Во-первых, в регламентах приводится не полный перечень нормативных правовых актов, регулирующих сферу предоставления услуги. Во-вторых, отсутствует полный и закрытый перечень государственных органов и организаций, участвующих в предоставлении услуги. В-третьих, не установлен закрытый перечень необходимых для получения услуги документов вместе с их формами и способами получения. В-четвертых, не указываются максимальные сроки прохождения административных процедур и административных действий. В-пятых, не оптимизирован перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, что содержит предпосылки для проявления коррупции. В-шестых, не приводятся блок-схемы алгоритма прохождения административной процедуры.
Основным средством взаимодействия органов публичной власти и подведомственных им организаций между собой остаются бумажные документы. Это приводит к технологическим разрывам в единой цепочке последовательности предоставления каждой конкретной услуги. Не налажен автопроцессинг. В связи с этим качество предоставляемых услуг остается по- прежнему низкой.
Низкое качество услуг зависит от субъективных факторов. Во-первых, заявители необоснованно привлекаются к процессам сбора различных документов и справок. При этом число бумажных форм документов избыточно. Во-вторых, последовательность процедур предоставления услуг не оправданная, что приводит к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей. В-третьих, требуется многократное личное взаимодействие сотрудников органов публичной власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителями. В-четвертых, присутствует низкая межведомственная согласованность между органами публичной власти и подведомственных им организаций. Отсутствует юридически оформленный порядок их взаимодействия. В -пятых, графики работы различных структур и организаций не согласованы. Заявители теряют время при получении услуг.
Еще одна серьезная проблема заключена в нежелании российских государственных ведомств делиться информацией друг с другом и предоставлять к ней публичный доступ. Это связано с тем, что государственные структуры не хотят, чтобы появилась возможность внешнего контроля и оценки эффективности работы. Это приводит к тому, что важная информация доводится до сотрудников МФЦ слишком поздно. Бывают ситуации, когда с 1 числа вводятся новые нормы, касающиеся оплаты госпошлины, а до сотрудников МФЦ информируют об этом спустя время.
Все проблемы взаимосвязаны. Их решение возможно только при реализации комплекса организационных, информационных, нормативно-методических и технических мероприятий по принципу «одного окна».
Для выявления эффективности деятельности МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район проведено исследование. Использованы методы: анализ документов и опрос сотрудников МФЦ. Была проанализирована внутренняя документация, информационные источники, сайт, опросные данные сотрудников.
Для выявления факторов, стимулирующих эффективность услуг, использовались обработанные данные анкеты для специалистов. Анализ информационных документов (СМИ, Интернет) показал необходимость формирования постоянного информационного потока, который позволит создать образ МКУ МФЦ как эффективной организации, имеющую единую систему.
По итогам проведенного анализа эффективности деятельности МКУ МФЦ подготовлены рекомендации: внедрение института наставничества, формирование открытой системы KPI, назначение ответственного лица для учета ТМЦ, обновление и контроль работоспособности программного обеспечения и многое другое.
При проведении оценки эффективности предложенных мер было выявлено, что внедрение института наставничества не потребует дополнительных затрат бюджета, а эффект от такой меры имеет большое социальное и организационное значение. В первую очередь, повысится удовлетворенность сотрудниками условиями труда, сохранение рабочих мест, общего дохода и уровня жизни специалистов. При повышении мотивации сотрудников к работе, повышается эффективность их деятельности, что, в свою очередь, приводит к повышению удовлетворенности населения работой МФЦ и государственной власти в целом.
Открытая система премирования с визуализацией премиальных баллов по итогам работы на досках информации гораздо выгоднее, чем поиск новых сотрудников, так как, по результатам опроса специалистов МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район, наиболее частая причина мыслей об увольнении - закрытая и несправедливая система распределения премиальной части заработной платы.
В целом почти все проблемы в оптимизации МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район связаны с проблемой некачественного и несвоевременного обучения сотрудников отделов.
1. Аджубей, Р. В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению [Электронный ресурс] / Р. В. Аджубей. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/37885/
2. Билоган, В.Я. О некоторых аспектах правового регулирования деятельности многофункциональных центров [Электронный ресурс] / В. Я. Билоган. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36493238
3. Вестник электронного Правительства [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://e-govs.ru/
4. Винокурцева, Е. А. Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.
5. Гулян, Г. К. Практика предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления [Текст] / Г.К. Гулян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — Т. 8.
6. Дербенов, Ч. Ю., Босхомджиева, Д. Б. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Молодой ученый. — 2019. — №27.2. — С. 11-12.
7. Зайнашева, З.Г. Зарубежный опыт повышения качество и доступности предоставления государственных услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1 (15). С. 38-44.
8. Зарубежный опыт представления госуслуг. Обзор госуслуг 20 стран. Статья. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://bagalau.kz/ru/evaluation-system/world/ i3212 (дата обращения: 18.09.2021).
9. Зенин, С. С. Правовые формы оказания государственных и муниципальных услуг [Текст] / С.С. Зенин // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 7.
10. Красова, Е. М. Критерии оценки качества услуг // Молодой ученый. — 2020. — №11. — С. 128-130.
11. Лукьянов, А.С. Анализ оценки показателей государственных услуг в электронном информационном пространстве // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2017. № 1 (20). С. 44-46.
12. Малик, Е. Н. Деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ: институциональные основы и перспективы [Электронный ресурс] / Е. Н. Малик. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/96159.htm
13. Михалева, О.М., Матюшкина, И.А. Концепция новых государственных услуг в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8
14. Новикова, И.Ю., Хазанова, Д.Л. Обзор методик оценки качества государственных услуг // Вестник научных конференций. 2019. № 5-5 (9). С. 285-287
15. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
...