ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ УМЕНИЯ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 8
1.1 Формирование у старших дошкольников умения соблюдать правила поведения в природе как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Природоохранительная деятельность детей как средство экологического образования дошкольников 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 23
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе 23
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 35
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдения правила поведения в природе 43
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 8
1.1 Формирование у старших дошкольников умения соблюдать правила поведения в природе как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Природоохранительная деятельность детей как средство экологического образования дошкольников 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 23
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе 23
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 35
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдения правила поведения в природе 43
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Дошкольное детство является периодом активного освоения окружающего мира, первоначального развития механизмов поведения не только в обществе, но и в природе.
Взаимосвязь природы и человека очень велика, поэтому нужно закладывать с младенчества правильное поведение в ребёнке. В процессе общения с миром дети должны соблюдать правила поведения в нём. Благодаря своей многообразности, яркости и динамичности природа оставляет большой след, в душе ребёнка воздействуя на все его чувства. Ребёнок любознателен, поэтому он активно осваивает объекты природы, воздействуя на них. Если дитё не будет знать безопасные правила поведения в природе, то сможет принести вред себе и окружающему миру. Исходя из этого, главной задачей экологического образования детей является формирование умения соблюдать правила в природе:
Важную роль умственного развития К.Д. Ушинский отводит знакомству с природой, считая, что логика природы - самая доступная для понимания детей. Знакомясь с окружающим миром,развивается умение наблюдать окружающую жизнь, содействуя логическому мышлению и воображения, возбуждая внимание и любознательность, изгоняет суеверия и предрассудки.
В работах Л.В. Артемовой, Н.Н. Вересова, С.Д. Дрябо, Т. Зениной и др. в центре внимания формирование наблюдения основной метод ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных знаний о природе. Исследование Т. Зениной, было посвящено ознакомлению дошкольников с птицами - оно показывало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы. Продуманное наблюдение даёт детям много впечатлений, которые преобразуется в конкретные и обобщённые представления.
Анализ научных исследований и педагогической практики, позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе и недостаточным использованием возможностей природоохранительной деятельности.
Проблема исследования: Каковы возможности природоохранительной деятельности в формировании у детей 5 -6 лет умения соблюдать правила поведения в природе?
Цель исследования: Выявить возможности природоохранительной деятельности в формировании у детей 5-6 лет умения соблюдать правила в природе.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет умения соблюдать правила в природе посредством природоохранительной деятельности.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе, возможно посредством природоохранительной деятельности если:
• разработаны различные формы активности детей по вовлечению их в природоохранительную деятельность с учётом возрастных возможностей детей;
• определён и реализован комплекс заданий природоохранительного характера, обеспечивающих освоение детьми правил поведения в природе и умения их соблюдать.
Задачи исследования:
1) выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе;
3) разработать и апробировать этапы и содержание работы с детьми по формированию у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности;
4) выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе.
Теоретические основы исследования:
• теория развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);
• теория сенситивности дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.);
• психолого-педагогические концепции, раскрывающие роль природы в формировании личности ребёнка (О. Горшкова, Л.И. Егоренков, Т. Зерщикова);
• теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников (Л.А. Каменева, С.Н. Николаева, А.К. Матвеева, Н. А. Рыжова и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
• эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявления степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования умения соблюдать правила в природе у детей 5-6 лет посредством природоохранительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы показатели сформированности умения соблюдать правила поведения в природе у детей 5-6 лет, охарактеризованы уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня сформированности умения соблюдать правила поведения в природе; комплекс заданий по природоохранительной деятельности детей.
Экспериментальная база исследования:АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад №127 «Гуси-лебеди» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие детей 5-6 лет, 4 педагога.
Структура и объём работы: Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 наименований). Текст иллюстрирован 4 рисунками, 7 таблицами.
Взаимосвязь природы и человека очень велика, поэтому нужно закладывать с младенчества правильное поведение в ребёнке. В процессе общения с миром дети должны соблюдать правила поведения в нём. Благодаря своей многообразности, яркости и динамичности природа оставляет большой след, в душе ребёнка воздействуя на все его чувства. Ребёнок любознателен, поэтому он активно осваивает объекты природы, воздействуя на них. Если дитё не будет знать безопасные правила поведения в природе, то сможет принести вред себе и окружающему миру. Исходя из этого, главной задачей экологического образования детей является формирование умения соблюдать правила в природе:
Важную роль умственного развития К.Д. Ушинский отводит знакомству с природой, считая, что логика природы - самая доступная для понимания детей. Знакомясь с окружающим миром,развивается умение наблюдать окружающую жизнь, содействуя логическому мышлению и воображения, возбуждая внимание и любознательность, изгоняет суеверия и предрассудки.
В работах Л.В. Артемовой, Н.Н. Вересова, С.Д. Дрябо, Т. Зениной и др. в центре внимания формирование наблюдения основной метод ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных знаний о природе. Исследование Т. Зениной, было посвящено ознакомлению дошкольников с птицами - оно показывало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы. Продуманное наблюдение даёт детям много впечатлений, которые преобразуется в конкретные и обобщённые представления.
Анализ научных исследований и педагогической практики, позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе и недостаточным использованием возможностей природоохранительной деятельности.
Проблема исследования: Каковы возможности природоохранительной деятельности в формировании у детей 5 -6 лет умения соблюдать правила поведения в природе?
Цель исследования: Выявить возможности природоохранительной деятельности в формировании у детей 5-6 лет умения соблюдать правила в природе.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет умения соблюдать правила в природе посредством природоохранительной деятельности.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе, возможно посредством природоохранительной деятельности если:
• разработаны различные формы активности детей по вовлечению их в природоохранительную деятельность с учётом возрастных возможностей детей;
• определён и реализован комплекс заданий природоохранительного характера, обеспечивающих освоение детьми правил поведения в природе и умения их соблюдать.
Задачи исследования:
1) выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе;
3) разработать и апробировать этапы и содержание работы с детьми по формированию у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности;
4) выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет умения соблюдать правила поведения в природе.
Теоретические основы исследования:
• теория развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);
• теория сенситивности дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.);
• психолого-педагогические концепции, раскрывающие роль природы в формировании личности ребёнка (О. Горшкова, Л.И. Егоренков, Т. Зерщикова);
• теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников (Л.А. Каменева, С.Н. Николаева, А.К. Матвеева, Н. А. Рыжова и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
• эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявления степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования умения соблюдать правила в природе у детей 5-6 лет посредством природоохранительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы показатели сформированности умения соблюдать правила поведения в природе у детей 5-6 лет, охарактеризованы уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня сформированности умения соблюдать правила поведения в природе; комплекс заданий по природоохранительной деятельности детей.
Экспериментальная база исследования:АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад №127 «Гуси-лебеди» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие детей 5-6 лет, 4 педагога.
Структура и объём работы: Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 наименований). Текст иллюстрирован 4 рисунками, 7 таблицами.
В современных условиях, проблем экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
В настоящее время экологическое образование в ДОО рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, которая выражается в восприятии дошкольником себя как неотъемлемой части окружающего природного мира, эмоционально-положительном отношении к природе, соблюдении экологических правил и норм поведения. В связи с этим важной задачей экологического образования детей является формирование умения соблюдать правила поведения в природе.
Мы определили показатели умения соблюдать правила поведения в природе: эмоциональное отношение ребёнка к нарушению правил поведения в природе; желание участвовать в делах по сохранению;осознание необходимость беречь и сохранять природу; представления о правилах поведения «не загрязнять природу»;представления о правилах поведения «не уничтожать природу»; представления о правилах поведения «не истощать природу»;природоохранная направленность действий с объектами природы; полнота реализуемых правил и их осознанность.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 5-6 лет: высокий уровень выявлен только у 10% детей, а низкий уровень показали 40% детей.
Образовательная работа с детьми осуществлялась в 2 этапа: мотивационно-когнитивный и действенно-практический. Мотивационно-когнитивный этап был направлен на формирование у детей 5 -6 лет представления о правилах поведения на природе и стимулировать стремление соблюдать правила. Действенно -практический этап был направлен на формирование у детей умения регулировать своё поведение в природе в соответствии с усвоенными правилами поведения. На данном этапе мы реализовали в образовательной работе с детьми комплекс заданий, предполагающих сохранение природы и обеспечивающих формирование умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности.
Эффективность формирующего эксперимента доказали результаты повторной диагностики детей. В экспериментальной группе была выявлена положительная динамика в уровне сформированности умений соблюдать правила поведения в природе: высокий уровень вырос на 20% и составил 30%, низкий уровень уменьшился на 25% и составил 15%.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объёме, цель достигнута, гипотеза нашла своё практическое подтверждение.
В настоящее время экологическое образование в ДОО рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, которая выражается в восприятии дошкольником себя как неотъемлемой части окружающего природного мира, эмоционально-положительном отношении к природе, соблюдении экологических правил и норм поведения. В связи с этим важной задачей экологического образования детей является формирование умения соблюдать правила поведения в природе.
Мы определили показатели умения соблюдать правила поведения в природе: эмоциональное отношение ребёнка к нарушению правил поведения в природе; желание участвовать в делах по сохранению;осознание необходимость беречь и сохранять природу; представления о правилах поведения «не загрязнять природу»;представления о правилах поведения «не уничтожать природу»; представления о правилах поведения «не истощать природу»;природоохранная направленность действий с объектами природы; полнота реализуемых правил и их осознанность.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности 5-6 лет: высокий уровень выявлен только у 10% детей, а низкий уровень показали 40% детей.
Образовательная работа с детьми осуществлялась в 2 этапа: мотивационно-когнитивный и действенно-практический. Мотивационно-когнитивный этап был направлен на формирование у детей 5 -6 лет представления о правилах поведения на природе и стимулировать стремление соблюдать правила. Действенно -практический этап был направлен на формирование у детей умения регулировать своё поведение в природе в соответствии с усвоенными правилами поведения. На данном этапе мы реализовали в образовательной работе с детьми комплекс заданий, предполагающих сохранение природы и обеспечивающих формирование умения соблюдать правила поведения в природе посредством природоохранительной деятельности.
Эффективность формирующего эксперимента доказали результаты повторной диагностики детей. В экспериментальной группе была выявлена положительная динамика в уровне сформированности умений соблюдать правила поведения в природе: высокий уровень вырос на 20% и составил 30%, низкий уровень уменьшился на 25% и составил 15%.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объёме, цель достигнута, гипотеза нашла своё практическое подтверждение.





