Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррупция и конфликт интересов на государственной службе

Работа №105495

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы91
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Понятие коррупции и конфликта интересов в системе государственной службы 6
1.1 Сущность, содержание и правовая природа коррупции в системе государственной службы 6
1.2 Конфликт частных и публичных интересов как основа коррупционных нарушений 19
Глава 2 Административно-правовой механизм противодействия коррупции и конфликту интересов на государственной службе 29
2.1 Механизм правового регулирования личной заинтересованности государственного служащего как основы конфликта интересов 29
2.2 Система действий по предупреждению возникновения конфликта интересов и коррупционных проявлений 40
2.3 Содержание механизма урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции 52
Глава 3 Совершенствование правового регулирования противодействия коррупции и конфликта интересов на государственной службе 64
3.1 Проблема родственных связей в системе государственной службы и пути ее преодоления для предотвращения конфликта интересов 64
3.2 Проблема совершенствования способов выявления ранних проявлений коррупции и конфликта интересов 67
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 86

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена самым широким вниманием к вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, которое проявляется в настоящее время со стороны как государственных органов, так и гражданского общества. Коррупция является серьезным препятствием для развития общества и государства, о чем неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ. Несмотря на то, что в настоящее время ведется активная борьба с коррупцией, причем значительно более активная, чем в предыдущие годы, нерешенных проблем еще очень много.
Приведенные факты свидетельствуют о необходимости смещения акцента с вопроса борьбы с коррупцией на реализацию действий, предупреждающих коррупционные проявления. В частности, речь идет о применении административно-правовых мер, а также об актуализации работы по противодействию коррупции, прежде всего, на региональном уровне.
Современное состояние российского антикоррупционного законодательства позволяет в целом говорить о высоком уровне юридической техники законодателя и субъектов антикоррупционной деятельности, о соответствии используемых ими документов нормам международного права и действующего законодательства Российской Федерации, о постоянных изменениях, адекватных развитию коррупции в стране. Содержание российского антикоррупционного законодательства отражает приоритетные направления российской антикоррупционной политики и международного сотрудничества в соответствующей сфере.
Степень разработанности проблемы, рассматриваемой в выпускной квалификационной работе, является достаточно высокой. Изучению вопросов сущности коррупции и противодействия ее распространению посвящены работы А.В. Куракина, М.И. Левина, В.В. Лунеева, Г.А. Сатарова, Э.В Талапиной, Ю.А. Тихомирова, Е.Н. Трикоз, А.М. Цирина, В.Н. Южакова и других авторов. Однако вопросы противодействия коррупции остаются, в большей степени, открытыми и требуют дальнейшего тщательного исследования.
Цель работы - исследование институциональных основ и основных направлений противодействия коррупции в органах государственной власти.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач исследования:
• рассмотреть сущность, содержание и правовую природу коррупции в системе государственной службы;
• исследовать конфликт частных и публичных интересов как основу коррупционных нарушений;
• изучить механизм правового регулирования личной заинтересованности государственного служащего как основу конфликта интересов;
• исследовать систему предупреждающих действий в отношении возникновения конфликта интересов и коррупционных проявлений;
• изучить содержание механизма урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции;
• исследовать проблему родственных связей в системе государственной службы и пути ее преодоления для предотвращения конфликта интересов;
• проанализировать возможность совершенствования способов выявления ранних проявлений коррупции и конфликта интересов.
Методами подготовки и написания настоящей работы выступили: диалектический метод научного познания, логический метод работы с информацией, к которому можно отнести: анализ, аналогию и синтез, системный и формально-юридический метод.
Теоретическую основу написания выпускной квалификационной работы составили труды российских авторов по административному праву, вопросам государственной службы.
В качестве нормативно-правовой основы выпускной квалификационной работы выступили положения следующих международных и национальных актов: Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенции против транснациональной организованной преступности, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции», а также иных нормативные акты.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения в области противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют теоретические и практические аспекты противодействия коррупции в органах государственной власти.
Теоретическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в работе выводы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при исследовании административно-правовых мер противодействия коррупции в органах государственной власти.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы сводится к возможности использования в законотворческой и правоприменительной деятельности основных положений и выводов о содержании и развитии административно-правовых мер противодействия коррупции в органах государственной власти.
В структуру работы вошли следующие составные части: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках проведенного исследования был проведен перечень действий, сформулирован следующий перечень выводов, которые могут рассматриваться как научные результаты проведенной работы.
Проведен анализ различных подходов к понятию коррупции, содержащихся в действующем законодательстве и специальных научных трудах. Несмотря на наличие легального определения, в большей степени открытым остается вопрос касательно получения благ, прямо не связанных с обогащением, - речь идет о лоббизме, покровительстве на основе личных связей, незаконном поощрении и т.д.; тем самым, представляется возможным утверждать, что легальное определение коррупции является достаточно узким.
Узость легального определения коррупции обусловила появление значительного числа научных исследований, авторы которых отмечают некорректность трактовки понятия коррупции аналогично понятию взяточничества и вырабатывают собственные подходы к определению. В научной литературе сложились «узкий» и «широкий» подходы к определению термина коррупции.
Согласно «узкому» подходу, коррупция представляет собой совокупность составов правонарушений, характеризующихся наличием квалифицирующего признака - использования должностным лицом своего положения в целях получения определенных выгод. Таким образом, сущность «узкого» подхода к определению понятия коррупции заключается в том, что под коррупцией следует понимать, прежде всего, продажность должностного лица, т.е. злоупотребление положением в целях приобретения незаконного преимущества, и возможность его подкупа, т.е. предоставление ему этого незаконного преимущества.
Критики же данной точки зрения высказывали замечания о том, что коррупцию не следует сводить к взяточничеству и материальному подкупу; по их мнению, понятие коррупции гораздо шире, оно включает в свой состав и иные правонарушения, такие, как коррупционный лоббизм и фаворитизм, незаконное распределение ресурсов и благ, вымогательство, характерный для России «блат» и другие явления.
Таким образом, феномен коррупции, по мнению автора настоящей работы, должен рассматриваться в более широком аспекте. Ученые, являющиеся приверженцами «широкого» подхода к определению понятия коррупции, определяют данное явление как противоправное использование должностным лицом своего служебного положения в целях получения определенных выгод, а также осуществление содействия совершению подобных деяний. Таким образом, сущность коррупции, согласно данному подходу, выражается, прежде всего, в злоупотреблении служебным положением из корыстных побуждений.
Автор настоящей работы также склоняется к «широкому» подходу к определению понятия коррупции, поскольку полагает, что коррупция не сводится к одному лишь взяточничеству либо коммерческому подкупу; однако, с другой стороны, крайне трудно приять во внимание все возможные коррупционные элементы в рамках одного понятия; к тому же, явление коррупции подвержено видоизменению в ходе развития общественных отношений. Тем самым, в целях дальнейшего проведения исследования целесообразным будет восприятие в качестве коррупционных проявлений злоупотреблений служебным положением со стороны государственных гражданских служащих в целях получения различного рода благ и материальной выгоды, а также незаконных действий физических и юридических лиц по предоставлению указанной выгоды. Выявлены недостатки антикоррупционной политики в Российской Федерации, обусловливающие низкую эффективность ее реализации: отсутствие согласованности и встроенности в общую систему стратегического планирования страны и приверженность репрессивным методам противодействия коррупции.
Опираясь на проведенное исследование, в соответствии с вышеуказанными принципами, автор работы предлагает следующие меры, направленные на совершенствование механизмов управления административной этикой:
• Повышение престижа государственной службы в общественном сознании. Для этого недостаточно лишь мер материально-стимулирующего характера, хотя фактор заработной платы чиновников, социальных льгот и т.п. нельзя не учитывать. Не менее важным направлением повышения престижа госслужбы является комплекс пропагандистских мер, направленных на возвышение образа честного и компетентного чиновника в глазах людей.
• Предлагается провести комплексное социально-психологическое исследование внутри системы государственной службы, которое позволило бы выявить реальные масштабы этических проблем в этой сфере, показать взаимосвязь между уровнем и характером этих проблем, а также конкретным слоем государственных служащих.
К сожалению, в современной России и у научной общественности и у политических элит отсутствует адекватное представление о реальном состоянии этических стандартов системы государственной службы. В частности, оценки уровня госаппарата в большинстве своем основываются на экспертных опросах или на политически ангажированных рейтингах, объективность которых весьма сомнительна.
Без осуществления данных исследований невозможно диагностировать, в частности, реальный уровень коррупции и выявлять реальные центры коррупции. Предпосылкой этого является доступ научных сообществ к прямому исследованию установок государственных служащих (специалистам в этой сфере хорошо известно насколько сложно ученому социологу или психологу провести массовое исследование в рамках конкретных государственных структур на федеральном и региональном уровнях).
• Необходимо совершенствование непрерывной профессиональной социализации государственных служащих. Без улучшения довузовского уровня профессиональной социализации становление адекватных этических норм будущего чиновничества крайне затруднено. Предлагается осуществить меры по созданию системы до вузовской подготовки будущих государственных служащих и усилению взаимодействия между средней школой и вузовскими кафедрами, отвечающими за профессиональную подготовку будущих госслужащих. Кроме того, стоит усилить роль династических факторов на вузовском этапе профессиональной социализации госслужащих.
Таким образом, представляется возможным утверждать, что внедрение указанных рекомендаций будет в значительной степени способствовать совершенствованию борьбы с коррупцией в органах государственной власти, а также оптимизации антикоррупционной политики в России в целом.


1. Агеев В.Н., Бикмухаметов А.Э., Кабанов С.В., Матковский П.А. Принципы организации производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в современной России // Следователь. 2010. № 2. - С. 6-10
2. Алакшина И.С. Коррупция как элемент социальной действительности современного российского общества (концептуальный анализ) // Теория и практика общественного развития. 2005. № 1. - С. 6-27.
3. Андреева Л.А. Криминологический аспект региональной безопасности// Адвокатская практика. 2008. № 1. - С. 16-21.
4. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты. Монография. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 255 с.
5. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. М.: Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2011. - 276 с.
6. Балашова Н.Т. Меры противодействия коррупции // Наука. Культура. Общество. 2007. № 4. - С. 82-89.
7. Белова С.В., Алексеева Л.Г. Соблюдение законодательства о борьбе с коррупцией // Законность. - 2011. - № 8. - С. 30-33.
8. Будатаров С.М. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов: понятие, порядок проведения: Науч.-практ. пособие. Томск, 2015. - С. 201-211.
9. Валиев Р.Г. К вопросу о дискреционных нормах российского права // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 154. Книга 4. Казань. 2012. - С. 7-15.
10. Волженкин Б.В. Коррупция // СПб: Питер. - 2010. - 318 с.
11. Волович В.Ф. Правовые проблемы борьбы с коррупцией (вопросы теории): Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей. Часть 37 / Под ред. В.Ф. Воловича, А.М. Барнашова, В.М. Зуева. Томск: ООО «ДиВо», 2007. - С. 29-30.
12. Воронина Ю.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство противодействия коррупции в современной России: теоретико- правовой аспект // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3. - С. 74-79.
13. Вязгина Я.А. Коррупция в системе гражданской государственной службы: исторический и сравнительно-правовой анализ. Механизмы противодействия // Следователь. 2014. № 12. - С. 2-6.
14. Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. - 2016. - № 2. - С. 41-43.
15. Гета Ю.Р. Теоретические аспекты лицензирования в сфере административно-правового регулирования экономики в России // Вестник МИЭП. 2014. № 2. - С. 35-42.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ