ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
1.1 Проблема эмоционального благополучия в дошкольном возрасте
в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Обеспечение эмоционального благополучия детей 5-6 лет в условиях
дошкольной образовательной организации
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации
2.1 Выявление уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей 5-6 лет
2.3 Выявление динамики уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
1.1 Проблема эмоционального благополучия в дошкольном возрасте
в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Обеспечение эмоционального благополучия детей 5-6 лет в условиях
дошкольной образовательной организации
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации
2.1 Выявление уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей 5-6 лет
2.3 Выявление динамики уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В современной психолого-педагогической науке одной из актуальных проблем является создание условий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, «так как положительное эмоциональное состояние относится к числу основных условий развития личности. Зачастую, в дошкольном возрасте под влиянием многих негативных факторов социально-педагогического и психологического характера, страдает эмоциональная сфера ребенка» [4]. Такие отечественные и
зарубежные психологи, как У. Кеннон, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, К. Изард, и др. рассматривали эту проблему в своих исследованиях. Однако на современном этапе развития психолого-педагогической науки наблюдается определенный спад научного интереса к изучению этой проблемы. «Но целый спектр её аспектов остаётся ещё недостаточно изученным. Так не в полной мере разработаны сущностные характеристики негативных эмоциональных переживаний и не намечены пути формирования позитивных эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста» [4].
«Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), которые имеют существующие или возможные в его жизни ситуации» [18, с. 165]. У человека эмоции порождают переживания, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов, таких как: удовольствие, неудовольствие, беспокойство, страх, робость и т. п. «Важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности» [18].
Каждый педагог дошкольной образовательной организации (далее ДОО) каждый день встречается с проблемой развития у детей эмоциональной сферы. В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования «образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения» [1]. «Показателями этого являются: жизнерадостное, активное,
эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация к школьному обучению. У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психологопедагогических условий эмоционального благополучия дошкольников.
Следовательно» [1], «под эмоциональным благополучием
(неблагополучием) ребенка дошкольного образа рассматривается субъективная характеристика для качественной оценки его эмоционального состояния в частности его эмоциональных переживаний» [1].
Эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.
Выделяют смешанные эмоциональные переживания, «когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки» [17]. Так же эмоциональные переживания различаются по длительности: оперативные (мимолетные), текущие (длительные),
перманентные (хронические).
Проблему эмоционального благополучия (неблагополучия) у детей дошкольного возраста изучали в своих работах А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, М. Мюррей, А.М. Прихожан, Л.В. Макшанцева, Р.С. Немов, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и др.
Положительные эмоции, как и отрицательные эмоции, сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Важно обратить внимание на то, что для психического здоровья детей необходим баланс положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающий поддержание их душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения - то есть эмоционального благополучия. Нарушение эмоционального баланса может повлечь за собой возникновение эмоциональных расстройств и привести к отклонению в развитии личности ребенка, в частности, к нарушению его социальных контактов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы создания психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
Анализ исследований позволил нам выявить следующее
противоречие: между необходимостью создания эмоционального
благополучия в дошкольной образовательной организации и разработанностью обоснованных психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия для детей 5-6 лет.
Проблема исследования заключается в определении и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - эмоциональная сфера личности детей 5-6 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий:
- обеспечение актуализации и проживания негативных эмоциональных переживаний детей в ходе специально разработанных занятий тренингового характера, в основе которых лежит содержание сказок;
• использование на занятиях тренингового характера упражнений на снятие у детей эмоционально-психического и телесного напряжения;
• применение различных эмоционально насыщенных педагогических техник, обеспечивающих положительные эмоциональные переживания детей.
В соответствие с целью и гипотезой были определены задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
4. Выявить динамику уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теория психического развития Д.Б. Эльконина, определяющая психологический возраст через единство социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных новообразований;
• теория дифференциальных эмоций, С. Томкинса и К. Изарда, устанавливающая факт существования ряда частных эмоций, каждая из которых отдельно от другой рассматривается, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс;
• положение теории деятельности А.Н. Леонтьева о деятельностной природе психических явлений;
• биологическая теория эмоций П.К. Анохина, рассматривающая эмоции как биологический продукт эволюции;
• теоретические положения концепции А.В. Запорожца о развитии эмоциональной сферы и генезисе эмоциональных процессов;
• теоретические положения А.Д. Кошелевой о том, что природа развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте социально обусловлена;
• теоретические положения Л.С. Выготского, В.С. Мухиной,
Д.Б. Эльконина о влиянии взрослого на развитие личности ребенка.
В соответствии с предметом, целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогических исследований по проблеме исследования; эмпирические: беседа, анализ, обобщение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Новизна исследования состоит в следующем: определены и обоснованы психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны показатели и дана качественная характеристика уровней эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами ДОО с целью решения задач по обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие 20 детей старшей группы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 1 рисунком.
зарубежные психологи, как У. Кеннон, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, К. Изард, и др. рассматривали эту проблему в своих исследованиях. Однако на современном этапе развития психолого-педагогической науки наблюдается определенный спад научного интереса к изучению этой проблемы. «Но целый спектр её аспектов остаётся ещё недостаточно изученным. Так не в полной мере разработаны сущностные характеристики негативных эмоциональных переживаний и не намечены пути формирования позитивных эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста» [4].
«Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), которые имеют существующие или возможные в его жизни ситуации» [18, с. 165]. У человека эмоции порождают переживания, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов, таких как: удовольствие, неудовольствие, беспокойство, страх, робость и т. п. «Важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности» [18].
Каждый педагог дошкольной образовательной организации (далее ДОО) каждый день встречается с проблемой развития у детей эмоциональной сферы. В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования «образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения» [1]. «Показателями этого являются: жизнерадостное, активное,
эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация к школьному обучению. У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психологопедагогических условий эмоционального благополучия дошкольников.
Следовательно» [1], «под эмоциональным благополучием
(неблагополучием) ребенка дошкольного образа рассматривается субъективная характеристика для качественной оценки его эмоционального состояния в частности его эмоциональных переживаний» [1].
Эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.
Выделяют смешанные эмоциональные переживания, «когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки» [17]. Так же эмоциональные переживания различаются по длительности: оперативные (мимолетные), текущие (длительные),
перманентные (хронические).
Проблему эмоционального благополучия (неблагополучия) у детей дошкольного возраста изучали в своих работах А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, М. Мюррей, А.М. Прихожан, Л.В. Макшанцева, Р.С. Немов, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и др.
Положительные эмоции, как и отрицательные эмоции, сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Важно обратить внимание на то, что для психического здоровья детей необходим баланс положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающий поддержание их душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения - то есть эмоционального благополучия. Нарушение эмоционального баланса может повлечь за собой возникновение эмоциональных расстройств и привести к отклонению в развитии личности ребенка, в частности, к нарушению его социальных контактов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы создания психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
Анализ исследований позволил нам выявить следующее
противоречие: между необходимостью создания эмоционального
благополучия в дошкольной образовательной организации и разработанностью обоснованных психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия для детей 5-6 лет.
Проблема исследования заключается в определении и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - эмоциональная сфера личности детей 5-6 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий:
- обеспечение актуализации и проживания негативных эмоциональных переживаний детей в ходе специально разработанных занятий тренингового характера, в основе которых лежит содержание сказок;
• использование на занятиях тренингового характера упражнений на снятие у детей эмоционально-психического и телесного напряжения;
• применение различных эмоционально насыщенных педагогических техник, обеспечивающих положительные эмоциональные переживания детей.
В соответствие с целью и гипотезой были определены задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
4. Выявить динамику уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теория психического развития Д.Б. Эльконина, определяющая психологический возраст через единство социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных новообразований;
• теория дифференциальных эмоций, С. Томкинса и К. Изарда, устанавливающая факт существования ряда частных эмоций, каждая из которых отдельно от другой рассматривается, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс;
• положение теории деятельности А.Н. Леонтьева о деятельностной природе психических явлений;
• биологическая теория эмоций П.К. Анохина, рассматривающая эмоции как биологический продукт эволюции;
• теоретические положения концепции А.В. Запорожца о развитии эмоциональной сферы и генезисе эмоциональных процессов;
• теоретические положения А.Д. Кошелевой о том, что природа развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте социально обусловлена;
• теоретические положения Л.С. Выготского, В.С. Мухиной,
Д.Б. Эльконина о влиянии взрослого на развитие личности ребенка.
В соответствии с предметом, целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогических исследований по проблеме исследования; эмпирические: беседа, анализ, обобщение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Новизна исследования состоит в следующем: определены и обоснованы психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны показатели и дана качественная характеристика уровней эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами ДОО с целью решения задач по обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие 20 детей старшей группы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 1 рисунком.
Проблема обеспечения эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста, является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Ее исследованию посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов (У. Кеннон, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.М. Якобсон,
А.В. Запорожец, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский и др.).
Изучению особенностей развития эмоциональной сферы личности ребенка посвящены работы Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, А.Д. Кошелевой, П.В. Симонова, Н.В. Пожиткиной, К. Изарда и др.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.
По мнению А.Д. Кошелевой, для эмоционального благополучия «детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения» [14]. Преобладание негативных эмоциональных переживаний «способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов» [14].
Необходимо отметить, что в современной психолого-педагогической науке изучение данной проблемы сопряжено с определенными трудностями, определяющимися специфическим и порой неоднозначным содержанием понятия «эмоциональное благополучие», которое вкладывают в него исследователи. Мы сформулировали определение эмоционального благополучия (неблагополучия) как субъективную характеристику качественной оценки эмоционального состояния человека.
Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильноположительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению.
Поэтому необходимо уделять особое внимание организации психологопедагогических условий эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента мы условно разделили всех детей на 3 группы, по уровню эмоционального благополучия. К низкому уровню эмоционального благополучия мы условно отнесли 10 детей, что составило 50%, к среднему уровню мы условно отнесли 6 детей, что составило 30%, к высокому уровню эмоционального благополучия мы условно отнесли 4 ребенка, что составило 20%.
Основываясь на данных констатирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что необходима специально организованная и целенаправленная работа по реализации ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие у детей 5-6 лет.
Содержанием работы по реализации данных условий было: разработка и проведение цикла из 10 тренинговых занятий, в основу которых было положено содержание сказок. Занятия тренингового характера строились с использованием развивающих психогимнастических упражнений и следующих педагогических техник: сказкотерапия; драмотерапия: игры драматизации; психогимнастика: этюды, упражнения; игротерапия:
дидактические игры, подвижные игры; арттерапия; музыкотерапия. Занятия тренингового характера были направлены на преодоление негативных эмоциональных переживаний у детей; на развитие коммуникативных навыков; на актуализацию чувств: радости, страха, гнева; стабилизацию нервных процессов; на снятие у детей эмоционально-психического и телесного напряжения.
При разработке занятий тренингового характера мы учитывали следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей; принцип поэтапной организации занятий; принцип мультимодального подхода; принцип дифференцированного подхода.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет. Количество детей, условно отнесенных к низкому уровню эмоционального благополучия, снизилось на 25%; количество детей, условно отнесенных к среднему уровню эмоционального благополучия, повысилось на 15%, количество детей, условно отнесенных к высокому уровню эмоционального благополучия, повысилось на 10%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирующая работа по реализации обоснованных нами психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия у детей 5-6 лет оказалась эффективной. Гипотеза исследования подтвердилась.
Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций. Отдельные игры и упражнения рекомендованы родителям, чтобы в условиях семьи продолжалась работа по обеспечению эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
А.В. Запорожец, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский и др.).
Изучению особенностей развития эмоциональной сферы личности ребенка посвящены работы Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, А.Д. Кошелевой, П.В. Симонова, Н.В. Пожиткиной, К. Изарда и др.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.
По мнению А.Д. Кошелевой, для эмоционального благополучия «детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения» [14]. Преобладание негативных эмоциональных переживаний «способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов» [14].
Необходимо отметить, что в современной психолого-педагогической науке изучение данной проблемы сопряжено с определенными трудностями, определяющимися специфическим и порой неоднозначным содержанием понятия «эмоциональное благополучие», которое вкладывают в него исследователи. Мы сформулировали определение эмоционального благополучия (неблагополучия) как субъективную характеристику качественной оценки эмоционального состояния человека.
Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильноположительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению.
Поэтому необходимо уделять особое внимание организации психологопедагогических условий эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента мы условно разделили всех детей на 3 группы, по уровню эмоционального благополучия. К низкому уровню эмоционального благополучия мы условно отнесли 10 детей, что составило 50%, к среднему уровню мы условно отнесли 6 детей, что составило 30%, к высокому уровню эмоционального благополучия мы условно отнесли 4 ребенка, что составило 20%.
Основываясь на данных констатирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что необходима специально организованная и целенаправленная работа по реализации ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие у детей 5-6 лет.
Содержанием работы по реализации данных условий было: разработка и проведение цикла из 10 тренинговых занятий, в основу которых было положено содержание сказок. Занятия тренингового характера строились с использованием развивающих психогимнастических упражнений и следующих педагогических техник: сказкотерапия; драмотерапия: игры драматизации; психогимнастика: этюды, упражнения; игротерапия:
дидактические игры, подвижные игры; арттерапия; музыкотерапия. Занятия тренингового характера были направлены на преодоление негативных эмоциональных переживаний у детей; на развитие коммуникативных навыков; на актуализацию чувств: радости, страха, гнева; стабилизацию нервных процессов; на снятие у детей эмоционально-психического и телесного напряжения.
При разработке занятий тренингового характера мы учитывали следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей; принцип поэтапной организации занятий; принцип мультимодального подхода; принцип дифференцированного подхода.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет. Количество детей, условно отнесенных к низкому уровню эмоционального благополучия, снизилось на 25%; количество детей, условно отнесенных к среднему уровню эмоционального благополучия, повысилось на 15%, количество детей, условно отнесенных к высокому уровню эмоционального благополучия, повысилось на 10%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирующая работа по реализации обоснованных нами психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия у детей 5-6 лет оказалась эффективной. Гипотеза исследования подтвердилась.
Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций. Отдельные игры и упражнения рекомендованы родителям, чтобы в условиях семьи продолжалась работа по обеспечению эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.





