Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №105248

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
1.1 Проблема эмоционального благополучия в дошкольном возрасте
в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Обеспечение эмоционального благополучия детей 5-6 лет в условиях
дошкольной образовательной организации
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации
2.1 Выявление уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей 5-6 лет
2.3 Выявление динамики уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

В современной психолого-педагогической науке одной из актуальных проблем является создание условий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, «так как положительное эмоциональное состояние относится к числу основных условий развития личности. Зачастую, в дошкольном возрасте под влиянием многих негативных факторов социально-педагогического и психологического характера, страдает эмоциональная сфера ребенка» [4]. Такие отечественные и
зарубежные психологи, как У. Кеннон, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, К. Изард, и др. рассматривали эту проблему в своих исследованиях. Однако на современном этапе развития психолого-педагогической науки наблюдается определенный спад научного интереса к изучению этой проблемы. «Но целый спектр её аспектов остаётся ещё недостаточно изученным. Так не в полной мере разработаны сущностные характеристики негативных эмоциональных переживаний и не намечены пути формирования позитивных эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста» [4].
«Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), которые имеют существующие или возможные в его жизни ситуации» [18, с. 165]. У человека эмоции порождают переживания, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов, таких как: удовольствие, неудовольствие, беспокойство, страх, робость и т. п. «Важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности» [18].
Каждый педагог дошкольной образовательной организации (далее ДОО) каждый день встречается с проблемой развития у детей эмоциональной сферы. В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования «образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения» [1]. «Показателями этого являются: жизнерадостное, активное,
эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация к школьному обучению. У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психолого­педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников.
Следовательно» [1], «под эмоциональным благополучием
(неблагополучием) ребенка дошкольного образа рассматривается субъективная характеристика для качественной оценки его эмоционального состояния в частности его эмоциональных переживаний» [1].
Эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.
Выделяют смешанные эмоциональные переживания, «когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки» [17]. Так же эмоциональные переживания различаются по длительности: оперативные (мимолетные), текущие (длительные),
перманентные (хронические).
Проблему эмоционального благополучия (неблагополучия) у детей дошкольного возраста изучали в своих работах А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, М. Мюррей, А.М. Прихожан, Л.В. Макшанцева, Р.С. Немов, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и др.
Положительные эмоции, как и отрицательные эмоции, сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Важно обратить внимание на то, что для психического здоровья детей необходим баланс положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающий поддержание их душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения - то есть эмоционального благополучия. Нарушение эмоционального баланса может повлечь за собой возникновение эмоциональных расстройств и привести к отклонению в развитии личности ребенка, в частности, к нарушению его социальных контактов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы создания психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
Анализ исследований позволил нам выявить следующее
противоречие: между необходимостью создания эмоционального
благополучия в дошкольной образовательной организации и разработанностью обоснованных психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия для детей 5-6 лет.
Проблема исследования заключается в определении и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - эмоциональная сфера личности детей 5-6 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий:
- обеспечение актуализации и проживания негативных эмоциональных переживаний детей в ходе специально разработанных занятий тренингового характера, в основе которых лежит содержание сказок;
• использование на занятиях тренингового характера упражнений на снятие у детей эмоционально-психического и телесного напряжения;
• применение различных эмоционально насыщенных педагогических техник, обеспечивающих положительные эмоциональные переживания детей.
В соответствие с целью и гипотезой были определены задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
4. Выявить динамику уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теория психического развития Д.Б. Эльконина, определяющая психологический возраст через единство социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных новообразований;
• теория дифференциальных эмоций, С. Томкинса и К. Изарда, устанавливающая факт существования ряда частных эмоций, каждая из которых отдельно от другой рассматривается, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс;
• положение теории деятельности А.Н. Леонтьева о деятельностной природе психических явлений;
• биологическая теория эмоций П.К. Анохина, рассматривающая эмоции как биологический продукт эволюции;
• теоретические положения концепции А.В. Запорожца о развитии эмоциональной сферы и генезисе эмоциональных процессов;
• теоретические положения А.Д. Кошелевой о том, что природа развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте социально обусловлена;
• теоретические положения Л.С. Выготского, В.С. Мухиной,
Д.Б. Эльконина о влиянии взрослого на развитие личности ребенка.
В соответствии с предметом, целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогических исследований по проблеме исследования; эмпирические: беседа, анализ, обобщение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Новизна исследования состоит в следующем: определены и обоснованы психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны показатели и дана качественная характеристика уровней эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами ДОО с целью решения задач по обеспечению эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие 20 детей старшей группы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 1 рисунком.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема обеспечения эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста, является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Ее исследованию посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов (У. Кеннон, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.М. Якобсон,
А.В. Запорожец, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский и др.).
Изучению особенностей развития эмоциональной сферы личности ребенка посвящены работы Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, А.Д. Кошелевой, П.В. Симонова, Н.В. Пожиткиной, К. Изарда и др.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.
По мнению А.Д. Кошелевой, для эмоционального благополучия «детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения» [14]. Преобладание негативных эмоциональных переживаний «способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов» [14].
Необходимо отметить, что в современной психолого-педагогической науке изучение данной проблемы сопряжено с определенными трудностями, определяющимися специфическим и порой неоднозначным содержанием понятия «эмоциональное благополучие», которое вкладывают в него исследователи. Мы сформулировали определение эмоционального благополучия (неблагополучия) как субъективную характеристику качественной оценки эмоционального состояния человека.
Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно­положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению.
Поэтому необходимо уделять особое внимание организации психолого­педагогических условий эмоционального благополучия детей 5-6 лет.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента мы условно разделили всех детей на 3 группы, по уровню эмоционального благополучия. К низкому уровню эмоционального благополучия мы условно отнесли 10 детей, что составило 50%, к среднему уровню мы условно отнесли 6 детей, что составило 30%, к высокому уровню эмоционального благополучия мы условно отнесли 4 ребенка, что составило 20%.
Основываясь на данных констатирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что необходима специально организованная и целенаправленная работа по реализации ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие у детей 5-6 лет.
Содержанием работы по реализации данных условий было: разработка и проведение цикла из 10 тренинговых занятий, в основу которых было положено содержание сказок. Занятия тренингового характера строились с использованием развивающих психогимнастических упражнений и следующих педагогических техник: сказкотерапия; драмотерапия: игры драматизации; психогимнастика: этюды, упражнения; игротерапия:
дидактические игры, подвижные игры; арттерапия; музыкотерапия. Занятия тренингового характера были направлены на преодоление негативных эмоциональных переживаний у детей; на развитие коммуникативных навыков; на актуализацию чувств: радости, страха, гнева; стабилизацию нервных процессов; на снятие у детей эмоционально-психического и телесного напряжения.
При разработке занятий тренингового характера мы учитывали следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей; принцип поэтапной организации занятий; принцип мультимодального подхода; принцип дифференцированного подхода.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня эмоционального благополучия у детей 5-6 лет. Количество детей, условно отнесенных к низкому уровню эмоционального благополучия, снизилось на 25%; количество детей, условно отнесенных к среднему уровню эмоционального благополучия, повысилось на 15%, количество детей, условно отнесенных к высокому уровню эмоционального благополучия, повысилось на 10%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирующая работа по реализации обоснованных нами психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия у детей 5-6 лет оказалась эффективной. Гипотеза исследования подтвердилась.
Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций. Отдельные игры и упражнения рекомендованы родителям, чтобы в условиях семьи продолжалась работа по обеспечению эмоционального благополучия у детей 5-6 лет.


1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
2. Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. - М., 1984. - 173 с.
3. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков. - М. : Ось-89, 2007. - 144 с.
4. Выготский, Л.С. Учения об эмоциях [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Книга по Требованию, 2012. - 160 с.
5. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгинидзе, Н.М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
6. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного. образования [Текст] : Монография / И.В. Дубровина. - М. : Некоммерческое. образовательное учреждение высшего профессионального образования. «Московский психолого-социальный университет», 2014. - 464 с.
7. Жавнерко, А.П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.П. Жавнерко // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 685-687. // URL https://moluch.ru/archive/108/26216/
8. Запорожец, А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / А.В. Запорожец // Эмоционально-личностное развитие дошкольника [Текст] : хрестоматия / сост. Е.К. Ягловская. - М. : АНО ПЭБ, 2008. - С. 187-209.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2006. - 140 с.
10. Изард, К.Е. Психология эмоций [Текст] / К.Е. Изард. - СПб. : Питер, 2003. - 464 с. (Серия книги: Мастера психологии).
11. Ильин, Е.П. Психология страха [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2017. - 384 с.
12. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск, 1969. - С. 65.
13. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы [Текст] / Л.Д. Короткова. - М. : ЦГЛ, 2005. - 124 с.
14. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М. : Академия, 2003. - 168 с.
15. Кудзилов, Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] / Д.Б. Кудзилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2003. - 146 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ