РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТАБЛИЦ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц 8
1.1 Особенности развития связной монологической речи у детей
пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Потенциальные возможности мнемотаблиц в развитии связной
монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной
монологической речи у детей пятого жизни с общим
недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц 23
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи у детей
пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 23
2.2 Содержание и формы работы по развитию связной монологической
речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц 35
2.3 Выявление динамики развития связной монологической речи у
детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 56
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц 8
1.1 Особенности развития связной монологической речи у детей
пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Потенциальные возможности мнемотаблиц в развитии связной
монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной
монологической речи у детей пятого жизни с общим
недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц 23
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи у детей
пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 23
2.2 Содержание и формы работы по развитию связной монологической
речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц 35
2.3 Выявление динамики развития связной монологической речи у
детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 56
В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о потребности раннего выявления и преодоления речевых нарушений и других отклонений в развитии детей. Своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребенка имеет особое значение для формирования его личности.
Успешность коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит от уровня профессиональной подготовки педагога, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы, т.е. лексики, грамматики, фонетики. При этом отклонения проявляются в смысловой и произносительной сторонах речи.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, но с другой стороны подтверждающих, что дети с общим недоразвитием речи III уровня не имеют психических отклонений.
Исследованием речевого развития занимались Л.С. Выготский, A. В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин. Особенности формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня отражены в исследованиях B. К. Воробьёвой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и т.д.
Не смотря на большое количество исследований в области развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, стоит отметить, что исследований по использованию нетрадиционных методов работы, а именно мнемотаблиц недостаточно.
Мнемотаблицы - эффективное средство развития связной монологической речи, которые обогащают словарь, упражняют в составлении связных высказываний, т.е. помогают выделить в предметах существенные признаки. Они учат фиксировать полученный результат в доступной для детей схематичной форме.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием мнемотаблиц для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности мнемотаблиц в развитии связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из вышесказанного, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: мнемотаблицы как средство развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: развитие связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц будет эффективным, если:
- подобраны мнемотаблицы для развития связной монологической речи с учетом особенностей детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- организована поэтапная работа по развитию связной монологической речи посредством мнемотаблиц от знакомства с простыми средствами мнемотехники до применения мнемотаблиц;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда картотекой мнемотаблиц в соответствии с показателями развития связной монологической речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи у детей пятого года жизни лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание и формы работы по развитию связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц.
4. Выявить динамику развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования - анализ педагогической литературы; эмпирические методы исследования - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных; методы качественной и количественной обработки данных.
Теоретические основы исследования:
- положения о единстве мышления и речи, соотношения языка и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия);
- теории о компенсации нарушенных функций (Л.С. Выготский, B. Штерн, Т. Липпс, А. Адлер);
- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Г.В. Ахудина, А.Р. Лурия К.Д. Ушинский, C. Л. Рубинштейн, Л.П. Федоренко);
- научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова);
- концепция о системности языка (В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина).
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности мнемотаблиц для развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: уточнены содержательные характеристики уровней развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что мнемотаблицы могут быть использованы в практической деятельности педагогами и учителями-дефектологами ДОУ для развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ СОШ СПДС «Росинка» села Тимофеевки. В эксперименте принимало участие 10 детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (34 источника), 11 таблиц, 6 приложений. Работу иллюстрируют 2 рисунка.
Успешность коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит от уровня профессиональной подготовки педагога, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы, т.е. лексики, грамматики, фонетики. При этом отклонения проявляются в смысловой и произносительной сторонах речи.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, но с другой стороны подтверждающих, что дети с общим недоразвитием речи III уровня не имеют психических отклонений.
Исследованием речевого развития занимались Л.С. Выготский, A. В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин. Особенности формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня отражены в исследованиях B. К. Воробьёвой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и т.д.
Не смотря на большое количество исследований в области развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, стоит отметить, что исследований по использованию нетрадиционных методов работы, а именно мнемотаблиц недостаточно.
Мнемотаблицы - эффективное средство развития связной монологической речи, которые обогащают словарь, упражняют в составлении связных высказываний, т.е. помогают выделить в предметах существенные признаки. Они учат фиксировать полученный результат в доступной для детей схематичной форме.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием мнемотаблиц для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности мнемотаблиц в развитии связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из вышесказанного, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: мнемотаблицы как средство развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: развитие связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц будет эффективным, если:
- подобраны мнемотаблицы для развития связной монологической речи с учетом особенностей детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- организована поэтапная работа по развитию связной монологической речи посредством мнемотаблиц от знакомства с простыми средствами мнемотехники до применения мнемотаблиц;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда картотекой мнемотаблиц в соответствии с показателями развития связной монологической речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи у детей пятого года жизни лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание и формы работы по развитию связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством мнемотаблиц.
4. Выявить динамику развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования - анализ педагогической литературы; эмпирические методы исследования - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных; методы качественной и количественной обработки данных.
Теоретические основы исследования:
- положения о единстве мышления и речи, соотношения языка и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия);
- теории о компенсации нарушенных функций (Л.С. Выготский, B. Штерн, Т. Липпс, А. Адлер);
- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Г.В. Ахудина, А.Р. Лурия К.Д. Ушинский, C. Л. Рубинштейн, Л.П. Федоренко);
- научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова);
- концепция о системности языка (В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина).
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности мнемотаблиц для развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: уточнены содержательные характеристики уровней развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что мнемотаблицы могут быть использованы в практической деятельности педагогами и учителями-дефектологами ДОУ для развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ СОШ СПДС «Росинка» села Тимофеевки. В эксперименте принимало участие 10 детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (34 источника), 11 таблиц, 6 приложений. Работу иллюстрируют 2 рисунка.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Исследованием речевого развития занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубенштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, и др. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Для диагностики уровня развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня были выделены следующие показатели их развития:
- умение составлять законченное высказывание на уровне фразы;
- умение устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания;
- умение воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст;
- умение составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов;
- умение составлять рассказ-описание.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области. Они обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в развитии связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня, так как большинство таких детей характеризуются низким уровнем развития связной монологической речи.
В соответствии с анализом полученных результатов констатирующего этапа и на основе теоретического исследования развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с ОНР III уровня посредством мнемотаблиц определена логика формирующего этапа эксперимента:
- подбор мнемотаблиц для развития связной монологической речи с учетом особенностей детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- организована поэтапная работа по развитию связной монологической речи посредством мнемотаблиц от знакомства с простыми средствами мнемотехники до применения мнемотаблиц;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда картотекой мнемотаблиц в соответствии с показателями развития связной монологической речи.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем развития связной монологической речи увеличилось на 40%. Количество детей со средним уровнем развития монологической речи составило 50%. Уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень развития монологической речи на 50%.
Таким образом, реализация работы по развитию связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня оказалась эффективной. Соответственно, гипотеза исследования получила свое подтверждение, цель работы достигнута, задачи решены.
Для диагностики уровня развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня были выделены следующие показатели их развития:
- умение составлять законченное высказывание на уровне фразы;
- умение устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания;
- умение воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст;
- умение составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов;
- умение составлять рассказ-описание.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области. Они обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в развитии связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня, так как большинство таких детей характеризуются низким уровнем развития связной монологической речи.
В соответствии с анализом полученных результатов констатирующего этапа и на основе теоретического исследования развития связной монологической речи у детей пятого года жизни с ОНР III уровня посредством мнемотаблиц определена логика формирующего этапа эксперимента:
- подбор мнемотаблиц для развития связной монологической речи с учетом особенностей детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- организована поэтапная работа по развитию связной монологической речи посредством мнемотаблиц от знакомства с простыми средствами мнемотехники до применения мнемотаблиц;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда картотекой мнемотаблиц в соответствии с показателями развития связной монологической речи.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем развития связной монологической речи увеличилось на 40%. Количество детей со средним уровнем развития монологической речи составило 50%. Уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень развития монологической речи на 50%.
Таким образом, реализация работы по развитию связной монологической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня оказалась эффективной. Соответственно, гипотеза исследования получила свое подтверждение, цель работы достигнута, задачи решены.



