Введение
1 Теоретические аспекты государственного заказа
1.1 Государственный заказ: сущность, понятие, объективная
необходимость формирования
1.2 Нормативно-правовое регулирование государственного заказа
2 Исследование практики размещения и реализации государственного заказа
(на примере Самарской области)
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития Самарской
области
2.2 Практика размещения и реализации государственного заказа на
территории Самарской области
2.3 Контроль за размещением государственного заказа в Самарской области
3 Направления совершенствования государственного заказа и механизма его
реализации в Самарской области
3.1 Основные проблемы осуществления государственного заказа в
Самарской области
3.2 Перспективы развития государственного заказа в Самарской области
3.3 Рекомендации по совершенствованию государственного заказа на территории Самарской области
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность темы исследования заключается в том, что экономика любого государства, региона, муниципального образования стремится к росту и развитию. Также экономика каждого отдельно взятого субъекта обладает индивидуальными особенностями и характеристиками. При этом каждая экономика любого субъекта направлена на его социально-экономическое развитие, потому что именно человек и его благополучие являются основным индикатором, характеризующим стабильное развитие экономики. Экономическое развитие охватывает все элементы человеческой жизни, имея при этом положительное направление. Развитие экономики должно происходить как в количественном, так и в качественном направлении, а для этого необходимо правильно ею управлять.
В условиях рыночных отношений особое значение приобретает проблема разработки и внедрения новых методов государственного и муниципального управления. Одним из таких методов, позволяющих наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами, является муниципальный заказ, дающий возможность внедрить конкурсные начала в процесс осуществления расходов муниципальных образований. В то же время ключевой проблемой применения муниципального заказа становится его правовое обеспечение. Соблюдение юридических процедур формирования и размещения заказов в виде муниципальных закупок, их прозрачность напрямую связаны с эффективностью муниципального управления и целевым расходованием бюджетных средств, и вместе с тем являются действенными мерами противодействия коррупции, которая в последнее время разгулялась по стране.
Постоянное внесение изменений в основной закон о закупках, увиливание заказчиков и исполнителей от ответственности, отсутствие единой трактовки говорит о его не совершенности, что подтолкнуло автора к изучению данной проблемы.
Целью исследования является изучение и совершенствование механизмов реализации государственного заказа в рыночных условиях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
• изучить структуру государственного заказа и исследовать его нормативно-правовое регулирование;
• исследовать практику формирования и развития государственного заказа на примере Самарской области;
• выявить основные направления совершенствования процесса размещения и реализации государственного заказа;
• предложить пути решения проблем, связанных с формированием и развитием государственного заказа.
Объектом исследования выступает Самарская область, в которой размещен и реализуется муниципальный заказ.
Предметом изучения являются отношения и проблемы, с которыми сталкивается регион в процессе формирования и развития государственного заказа.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты размещения и реализации государственного заказа отражены в исследованиях авторов: А.Н. Асаул, В.Е. Белов, Ю.Н. Васильев., В.П. Грахов, А.А. Демин, Н.К. Демина, В.А. Кощеев, В.В. Кохан, Н.А. Мамедова, О.Т. Поздеева, А.Ю. Рыманов, Д.А. Уймина и др.
Гипотеза исследования: механизм реализации государственного заказа в рыночных условиях представляет собой процесс взаимодействия всех его элементов, каждый из которых имеет свой функционал.
Теоретико-методическую основу исследования составили нормативноправовые акты в области реализации государственного заказа, а также научные труды ведущих ученых.
Базовыми для настоящего исследования явились также данные статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования: исследование
проводилось на базе Самарской области.
Информационной базой исследования выступают: нормативноправовые акты Российской Федерации и Самарской области, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, материалы специальных периодических изданий, Интернет-ресурсы.
Методическая основа исследования. Для решения поставленных задач использованы общенаучные методы: сравнительно-правовой - в процессе анализа основных нормативно-правовых актов системы образования и их влияния на формирование государственной политики в области образования; диалектический - при подготовке конкретных рекомендаций в сфере образования; статистических наблюдений - при выяснении динамических характеристик развития образования; анализа и синтеза - для исследования конкретных факторов, обусловливающих современное состояние городской системы образования; системного анализа количественной оценки предмета исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы и законодательные акты, так и вторичный анализ результатов экономического исследования.
Научная новизна исследования состоит в совершенствовании модели реализации государственного заказа в рыночных условиях.
На защиту выносятся следующие пункты научной новизны:
• уточнена авторская трактовка категории «государственный заказ»;
• разработана модель механизма реализации государственного заказа в рыночных условиях, представленная в виде процесса взаимодействия всех его элементов, каждый из которых имеет свой функционал;
• разработан комплексный подход к совершенствованию государственного заказа Самарской области и предложены пути и способы его реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании отдельных положений в области реализации
государственного заказа.
Практическая значимость: выводы, содержащиеся в работе, дают комплексное представление о муниципальных закупках Самарской области, о возможных направлениях по улучшению ситуации в части формирования закупок и их размещения, а также нахождению путей решений проблем,
связанных с ними.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: данными статистики РФ и Самарской области.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в анализе практики размещения и реализации государственного заказа в Самарской области.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: «Экономика и социум» №12(91) 2021.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемых источников.
Первый раздел исследования посвящена теоретическим и методическим
аспектам изучения государственного заказа.
Второй раздел посвящен исследованию практики размещения и реализации государственного заказа на территории Самарской области, а также изучена технология реализации государственного заказа и выделены основные тенденции социально-экономического развития.
В третьем разделе рассмотрены основные направления совершенствования процесса размещения и реализации государственного
заказа Самарской области и предложены пути решения, связанных с этим проблем
В данной работе были изучены основы формирования и особенности организации государственного заказа в Самарской области и на этой основе сформулированы предложения по ее развитию.
Государственный заказчик - это Государственный орган или казенное учреждение, действующие от имени государственного образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени государственного образования и осуществляющие закупки.
Для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или государственных нужд (далее - размещение заказа) определен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Под размещением заказов понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Контрактная система в сфере государственного заказа является важной составляющей для совершения покупок товаров, работ или услуг во всех государственных и муниципальных учреждениях. Все процедуры закупочной деятельности имеют важную роль и влияние на общую систему, которая оказывает правовое регулирование на финансовую деятельность организаций. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Реализация контрактной системы требует объединение в контрактной службе компетенции различных служб, которые раньше были лишь частично связаны с закупочным процессом. Основными принципами создания и функционирования контрактной службы является достижение Заказчиком заданных результатов и обеспечения государственных и муниципальных нужд, привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями и навыками в сфере закупок, заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При формировании контрактной системы важным становится не количество потраченных бюджетных средств при осуществлении закупочной деятельности учреждения, а полученный результат после ее размещения. Для этого способствует регулирование всего закупочного цикла. До вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулировался только сам процесс определения поставщика, теперь же, после создания контрактной системы, планирование, публикация закупки, исполнение контрактов, аудит закупочной деятельности, контроль в сфере закупок, мониторинг закупок, что характеризуется полноценной структурой контрактной системы.
Самарская область является одним из развитых регионов в России. Для реализации системы закупок в Самарском регионе принята государственная программа «Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Самарской области до 2024 года». В ней утверждаются основные цели и задачи, а главным приоритетом государственных закупок определяется эффективное расходование бюджетных средств. Органом, реализующим настоящую государственную программу, назначен Департамент государственных закупок Самарской области. Он является уполномоченным органом на определение поставщиков для заказчиков Самарской области.
В России демонстрируется децентрализованный подход к определению политики государственных закупок. Регионы самостоятельно определяют свои механизмы. Отдельные регионы выбирают более централизованный подход на своей территории: создают уполномоченные органы, сопровождают закупки муниципальных образований. Однако такой механизм распространен не повсеместно, и муниципальные органы работают по своим закупкам самостоятельно, что также порождает новые механизмы закупок.
Контроль в сфере закупок осуществляется на двух основаниях. Принято различать органы, осуществляющие контроль в сфере закупок (контроль в сфере закупок), и органы, осуществляющие финансовый контроль в сфере закупок (финансовый контроль в сфере закупок).
В качестве основных проблем организации и проведении закупок в государственных (муниципальных) учреждениях можно выделить:
• перегруженность и тяжесть в понимании Федерального закона № 44- ФЗ;
• отсутствие органа власти, официально наделенного полномочиями по разъяснению законодательства о контрактной системе;
• постоянное применение механизмов обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения контракта, а также обеспечение гарантийных обязательств;
• недостаточное обучение и информированность заказчиков о проведении государственных и муниципальных закупок;
• отсутствие достаточного правового регулирования стадии контроля качества и приемки товара, работы, услуги заказчиком;
- осуществление более половины всех государственных и муниципальных закупок не конкурентным способом.
Для решения указанных проблем необходимо увеличить масштаб централизации закупок, которая позволит большему количеству заказчиков проводить более «качественные» процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Одновременное использование максимальной централизации закупок и грамотного регулирования законодательства о контрактной системе в сфере закупок приведет не только к развитию конкуренции в закупках, но и наиболее эффективному расходованию бюджетных средств. Нужно упростить и систематизировать процедуру участия в конкурентных закупках и для заказчиков, и для участников закупок.
1. Ахатова А.М. Перспективы и тенденции развития федеральной контрактной системы / А.М. Ахатова, А.М. Бреслер // Молодой ученый. -
2019. - № 25 (263). 266-270 с.
2. Бокач Е.Б. Проблемы и пути совершенствования гражданско- правового регулирования заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг / Е.Б. Бокач // Симбирский научный вестник. - 2020. - № 3-4 (41-42). 70-74 с.
3. Бородач М.В. Муниципальное право России : учебник для бакалавриата / М.В. Бородач, Г.Н. Чеботарев. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 416 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Департамент государственных закупок Самарской области.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://webtorgi.samregion.ru/site/Menu/Page/307
6. Дуканова И.В. Эффективность управления социальноэкономическим развитием административно-территориальных образований : монография / И.В. Дуканова, В.И. Терехина. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 315 с.
7. Зандер Е.В. Мониторинг социально-экономических процессов как инструмент регионального управления и территориального планирования : монография / Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сибир. федер. ун-т. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. - 280 с.
8. Зандер Е.В. Региональное управление и территориальное планирование : учебное пособие / Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова - Краснояр.: СФУ, 2018. - 282 с.
9. Зыкова А.А. Пути совершенствования контрактной системы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд / А.А. Зыкова // Молодой ученый. - 2020. - № 44 (334). 207-210 с.
10. Каменских Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития: учебное пособие / Н.А. Каменских. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 127 с.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Королева М.А. Контрактная система в сфере закупок : учебное пособие / М.А. Королева, Е.С. Кондюкова, Л.В. Дайнеко, М.Ф. Власова, В.А. Ларионова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 164 с.
13. Кузнецова А.Ю. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства / А.Ю. Кузнецова // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. - 541-545 с.
14. Мамедова Н.А. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / Н.А. Мамедова, А.Н. Байкова, О.Н. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт,
2020. - 421 с.
15. Мельников И.Н. Актуальные вопросы совершенствования контрактной системы государственных закупок в Российской Федерации на современном этапе / И.Н. Мельников, А.Ю. Климова // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - 217-220 с...