Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок
|
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игр-головоломок 8
1.1 Особенности формирования интеллектуальной готовности
к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Игры-головоломки как средство формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок 20
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальной
готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок 34
2.3 Определение динамики уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей экспериментальной группы 58
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 59
Приложение В Картотека игр-головоломок 60
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 66
1.1 Особенности формирования интеллектуальной готовности
к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Игры-головоломки как средство формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок 20
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальной
готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок 34
2.3 Определение динамики уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей экспериментальной группы 58
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 59
Приложение В Картотека игр-головоломок 60
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 66
Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы - формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
В ходе работы решаются задачи изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработки и апробации содержания и организации работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр- головоломок.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 4 приложений. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие детей не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, счету, письму, так как они живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Для успешной учебы им необходимо обладать развитым логическим мышлением, устойчивым вниманием, концентрацией, зрительно-моторной координацией.
Одним из компонентов психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность - это наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.
Интеллектуальная готовность также подразумевает правильное развитие речи, формирование у ребенка начальных навыков в области учебной деятельности.
Проблемой диагностики и формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе занимались такие педагоги и психологи как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А. Керн, А.Р Лурия, М.С. Пчелина, Е.Н. Ращикулина, Е.О. Смирнова.
Исследования в области логопсихологии показывают, что нарушение речи накладывает отпечаток на формирование интеллектуальной сферы у детей. Дети с нарушениями речи характеризуются сниженным уровнем общей осведомленности об окружающем мире, недостаточным уровнем развития познавательных процессов, их непроизвольностью,
неустойчивостью внимания, при относительно сохранной смысловой памяти у детей снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Имея предпосылки для овладения мыслительными операциями, они отстают в развитии словесно-логического мышления.
Одним из средств развития интеллекта у детей дошкольного возраста являются игры-головоломки. Игры-головоломки требуют усидчивости и использования мыслительных процессов. Игра - это естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, усваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, воображение, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, впитывая при этом бесценный опыт общения.
Разработкой игр-головоломок и особенностями их применения в дошкольной педагогике занимались О.В. Бурачевская, М.В. Ибрагимова, З.А. Михайлова, Б.П. Никитин, Е.Н. Ращикулина.
На основании вышеизложенного было установлено противоречие между необходимостью формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием игр-головоломок в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: каковы возможности игр- головоломок в формировании интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок возможно, если:
- подобраны игры-головоломки в соответствии с показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе;
- включены игры-головоломки в совместную деятельность педагога и детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- проведена для педагогов презентация современных игр-головоломок как средства развития интеллекта у детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
2. Выявить уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования проблемы интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- исследования формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей посредством игр-головоломок (И.И. Казунина, В.И. Красноухов, З.А. Михайлова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 203 «Алиса» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнена качественная характеристика уровней сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что картотека игр-головоломок, направленных на формирование
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использована педагогами в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 13 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы - формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
В ходе работы решаются задачи изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработки и апробации содержания и организации работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр- головоломок.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 4 приложений. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие детей не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, счету, письму, так как они живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Для успешной учебы им необходимо обладать развитым логическим мышлением, устойчивым вниманием, концентрацией, зрительно-моторной координацией.
Одним из компонентов психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность - это наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.
Интеллектуальная готовность также подразумевает правильное развитие речи, формирование у ребенка начальных навыков в области учебной деятельности.
Проблемой диагностики и формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе занимались такие педагоги и психологи как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А. Керн, А.Р Лурия, М.С. Пчелина, Е.Н. Ращикулина, Е.О. Смирнова.
Исследования в области логопсихологии показывают, что нарушение речи накладывает отпечаток на формирование интеллектуальной сферы у детей. Дети с нарушениями речи характеризуются сниженным уровнем общей осведомленности об окружающем мире, недостаточным уровнем развития познавательных процессов, их непроизвольностью,
неустойчивостью внимания, при относительно сохранной смысловой памяти у детей снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Имея предпосылки для овладения мыслительными операциями, они отстают в развитии словесно-логического мышления.
Одним из средств развития интеллекта у детей дошкольного возраста являются игры-головоломки. Игры-головоломки требуют усидчивости и использования мыслительных процессов. Игра - это естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, усваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, воображение, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, впитывая при этом бесценный опыт общения.
Разработкой игр-головоломок и особенностями их применения в дошкольной педагогике занимались О.В. Бурачевская, М.В. Ибрагимова, З.А. Михайлова, Б.П. Никитин, Е.Н. Ращикулина.
На основании вышеизложенного было установлено противоречие между необходимостью формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием игр-головоломок в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: каковы возможности игр- головоломок в формировании интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок возможно, если:
- подобраны игры-головоломки в соответствии с показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе;
- включены игры-головоломки в совместную деятельность педагога и детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- проведена для педагогов презентация современных игр-головоломок как средства развития интеллекта у детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
2. Выявить уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования проблемы интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- исследования формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей посредством игр-головоломок (И.И. Казунина, В.И. Красноухов, З.А. Михайлова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 203 «Алиса» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнена качественная характеристика уровней сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что картотека игр-головоломок, направленных на формирование
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использована педагогами в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 13 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема изучения формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, является актуальной.
Мы изучили различные подходы к определению понятия «интеллектуальная готовность». В нашем исследовании интеллектуальная готовность рассматривается как «зрелость всех познавательных психических процессов, соответствующих возрастному уровню, а именно: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь». Характеристикой интеллектуальной готовности детей к школе является способность будущего ученика овладевать такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация.
У ребенка с ОНР III уровня, уровень сформированности компонентов интеллектуальной готовности, а именно развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, речи и познавательной готовности, значительно ниже, чем у ребенка с нормативным развитием.
На констатирующем этапе для выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе, нами была проведена диагностика. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Высокий уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе выявлен у 1 человека, что составило 10%. Средний уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе выявлен у 4 человек, что составило 40%. Низкий уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у 5 человек, что составило 50%.
В процессе формирующего эксперимента нами были подобраны игры- головоломки в соответствии с показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе, включены игры-головоломки в деятельность педагогов и детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, проведена презентация современных игр-головоломок, как средства развития интеллекта у детей для педагогов.
На этапе контрольного эксперимента после проведенной нами работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, произошли качественные изменения. Количество детей с высоким уровнем сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 20%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 40%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Мы изучили различные подходы к определению понятия «интеллектуальная готовность». В нашем исследовании интеллектуальная готовность рассматривается как «зрелость всех познавательных психических процессов, соответствующих возрастному уровню, а именно: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь». Характеристикой интеллектуальной готовности детей к школе является способность будущего ученика овладевать такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация.
У ребенка с ОНР III уровня, уровень сформированности компонентов интеллектуальной готовности, а именно развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, речи и познавательной готовности, значительно ниже, чем у ребенка с нормативным развитием.
На констатирующем этапе для выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе, нами была проведена диагностика. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Высокий уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе выявлен у 1 человека, что составило 10%. Средний уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе выявлен у 4 человек, что составило 40%. Низкий уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у 5 человек, что составило 50%.
В процессе формирующего эксперимента нами были подобраны игры- головоломки в соответствии с показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе, включены игры-головоломки в деятельность педагогов и детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, проведена презентация современных игр-головоломок, как средства развития интеллекта у детей для педагогов.
На этапе контрольного эксперимента после проведенной нами работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, произошли качественные изменения. Количество детей с высоким уровнем сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 20%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 40%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Содержание бакалаврской работы - Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок
Выдержки из бакалаврской работы – Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок



