Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства) и место внешнего управления в конкурсном процессе хозяйственных обществ 7
1.1 Становление и развитие института несостоятельности (банкротства) 7
1.2 Правовые основы внешнего управления в процедурах несостоятельности
(банкротства) 17
Глава 2. Применение процедуры внешнего управления в отношении неплатежеспособных должников-хозяйственных обществ 24
2.1 Порядок проведения внешнего управления 24
2.2 Особенности процедуры внешнего управления в отношении отдельных
категорий должников 38
Глава 3. Практика применения законодательства о банкротстве, регулирующего проведение внешнего управления 44
3.1 Особенности законодательства стран, применяющих реабилитационные процедуры в делах о банкротстве, и его рецепция в российский правопорядок
44
3.2 Некоторые проблемы применения законодательства, регламентирующего порядок восстановления платежеспособности должника и пути их решения 51
Заключение 58
Список используемых источников 61
Актуальность исследования не вызывает сомнений, поскольку законодательство в сфере правового регулирования несостоятельности (банкротства) на сегодняшний день одно из самых динамично развивающихся направлений, и в этом плане взгляды как ученых, так и практикующих специалистов схожи. В поле зрения законодателя находятся не конкретные вопросы правового регулирования банкротства, а масштабный круг проблем, требующих законодательного регулирования и практического исследования, как-то: проблемы трансграничного банкротства, проблемы ответственности контролирующих должника лиц, проблемы совершенствования института арбитражных управляющих. На сегодняшний день на формирование института внешнего управления как процедуры несостоятельности (банкротства) влияет как правовое регулирование, так и юридическая практика применения законодательства, и в некоторых моментах происходит явное между ними противоречие, накладывающее отпечаток на достижение целей, стоящих перед исследуемым институтом. В этих условиях необходим системный, взвешенный подход к процессу совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также его разумное сочетание с правоприменительной практикой.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании внешнего управления и его места в конкурсном процессе хозяйственных обществ.
В рамках достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть развитие института внешнего управления в исторической ретроспективе;
- рассмотреть внешнее управление в качестве одного из способов восстановления платежеспособности должника;
- рассмотреть особенности проведения внешнего управления в отношении отдельных категорий должников;
- проанализировать особенности законодательства стран, применяющих реабилитационные процедуры в делах о банкротстве;
- рассмотреть проблемы российского законодательства,
регламентирующего применение мер по восстановлению
платежеспособности должника и пути их решения;
- предложить меры по совершенствованию действующего законодательства в сфере внешнего управления.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм института внешнего управления.
Предмет исследования - нормы российского и зарубежного законодательства, лежащие в основе реабилитационных процедур, и в частности, института внешнего управления.
Новизна исследования заключается в том, что в ходе работы выявлена необходимость разработки научной концепции внешнего управления с целью создания эффективного функционирования всего института
несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации.
Кроме этого, научная новизна исследования заключается в следующих научных положениях и результатах исследования, выносимых на защиту:
Во-первых, внешнее управление является процедурой банкротства, которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности, которая считается восстановленной при отсутствии не исполненных более 3-х месяцев обязательств. От других процедур ее отличает активный характер, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов и специальные основания введения.
Во-вторых, в нормативном регулировании внешнего управления есть некоторые пробелы, вызванные, например, невозможностью его введения по желанию должника, поэтому считаем необходимым изменить пункт 1 статьи 93 и изложить его в следующей редакции: «Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, в том числе, принятого по результатам рассмотрения ходатайства должника о введении процедуры внешнего управления».
В-третьих, при рецепции норм иностранного законодательства о реабилитационных процедурах, к которым относится российский институт внешнего управления, необходимо принимать во внимание контекст и принципы юридической техники. Инкорпорируя иностранные нормы в российские акты, российскому законодателю следует учитывать, что детальное регулирование может существенно исказить результат, к которому приводит применение первоисточника, если для аналогичного вопроса в используемом в качестве образца источнике установлено рамочное регулирование. С этой целью в российском законодательстве нужно определить цель и принципы правового регулирования банкротства.
Методы проведения исследования. В основу исследования положены общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный, системный и другие.
Теоретическая, научная, практическая значимость исследования. Исследование имеет важное теоретическое, научное и практическое значение, поскольку в рамках его проведения определены особенности внешнего управления как правового института и общественных отношений, складывающихся при применении норм этого института, его место в системе конкурсного процесса с учетом современного состояния законодательства и общественных отношений.
Научная обоснованность положений диссертационной работы подтверждается привлечением большого массива научных публикаций по тематике исследования, как отечественных, так и зарубежных авторов, данных судебной практики, статистических данных. Достоверность научных результатов, полученных в результате исследования, подтверждается использованием современных теоретических, методологических и методических приемов.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выносимые на защиту, прошли успешную апробацию в рамках научной конференции и при написании научной статьи.
Структура и объем магистерской диссертации. Структура работы соответствует цели и задачам исследования, включает введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Во-первых, институт несостоятельности (банкротства) прошел в своем развитии сложный и длинный путь, насчитывающий не одно столетие. Проведенный анализ показывает, что на протяжении всего периода российской истории предпринимались попытки выработать адекватное регулирование отношений несостоятельности: на основании систематизации причин банкротства законодателем определялись последствия для участников общественных отношений.
Во-вторых, процедура внешнего управления имеет длительную историю, и на сегодняшний день является восстановительной процедурой, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности. От других процедур ее отличает активный характер, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов и специальные основания введения. Внешнее управление является процедурой банкротства, которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности, которая считается восстановленной при отсутствии не исполненных более 3-х месяцев обязательств.
В-третьих, внешнее управление не применяется в отношении таких должников, как кредитные организации, граждане, ликвидируемые или отсутствующие должники. Кроме этого, рассматриваемая процедура не применяется при добровольном объявлении о несостоятельности.
В-четвертых, при рецепции норм иностранного законодательства о реабилитационных процедурах, к которым относится российский институт внешнего управления, необходимо принимать во внимание контекст и принципы юридической техники: российскому законодателю следует учитывать, что детальное регулирование может существенно исказить результат, к которому приводит применение первоисточника, если для аналогичного вопроса в последнем установлено рамочное регулирование. С этой целью в российском законодательстве нужно определить цель и принципы правового регулирования банкротства.
В-пятых, в нормативном регулировании внешнего управления есть некоторые пробелы, вызванные, например, невозможностью его введения по желанию должника, поэтому считаем необходимым изменить пункт 1 статьи 93 и изложить его в следующей редакции: «Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, в том числе, принятого по результатам рассмотрения ходатайства должника о введении процедуры внешнего управления».
В-шестых, особое внимание заслуживает п. 5 ст. 61.10 закона о банкротстве, содержащий норму, согласно которой арбитражный суд может признать лицо контролирующим и по иным основаниям, к которым, в частности ФНС России в одном из своих писем, относит «любые неформальные личные отношения»,.. .длительную совместную служебную деятельность, совместное обучение, причем и в этом письме перечень не является исчерпывающим. Например, суды признали лиц контролирующими, поскольку они являлись лицами, на которых законом была возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета должника . В связи с вышеуказанным, представляется необходимым исключение п. 5 ст. 61.10 из текста закона о банкротстве.
В-седьмых, стоит отметить пока не регламентированный в российском законодательстве институт - продажу должника как юридического лица вместе с имущественными правами и имуществом, которая схожа с продажей имущества должника и продажей имущественного комплекса должника.
Таким образом, подводя итог изложенному в работе, отметим, что развитие общественных отношений требует соответствующего правового регулирования, и институт внешнего управления в этом плане не является исключением, поэтому нельзя недооценивать значение систематизации законодательства о несостоятельности, поскольку это существенно влияет и на практику его применения, и на качество толкования норм о банкротстве.
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) Российская газета, № 256, 31.12.2001.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) "Об исполнительном производстве" // Российская газета. № 223. 06.10.2007.
5. Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" // "Российская газета", № 162, 27.07.2011.
6. Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.09.2019).
7. Распоряжение Правительства РФ от 24.07.2014 № 1385-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)" // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4440.
8. Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-18/16148@ "О
применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный. Дата обновления 17.09.2019.
9. Вексельный устав 1729 года [Электронный ресурс] //
https://unotices.com/book.php?id=305374&page=13 (дата обращения:
05.11.2019) (утратил силу).
10. Декреты Советской власти. T.I. - М., Гос. изд-во полит.
литературы, 1957. - C. 85. 53 Название государства на территории России с 1 сентября 1917 г. по 25 октября 1917 г. 54 Декреты Советской власти. T.I. - М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. C. 85 (утратил силу).
11. Псковская судная грамота, перевод [Электронный ресурс] // https://diletant.media/articles/38915864/ (дата обращения: 05.11.2019) (утратил силу).
12. Русская Правда (пространная редакция), перевод [Электронный
ресурс] // http: //drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/russkaya-pravda-
prostrannaya/russkaya-pravda-prostrannaya.htm (дата обращения: 05.11.2019) (утратил силу).
13. Постановление ВЦИК от 10.07.1923 (ред. от 28.02.1930) "О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р." (вместе с "Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный. Дата обновления 17.09.2019 (утратил силу).
14. Постановление ВЦИК от 10.07.1923 (ред. от 28.02.1930) "О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р." (вместе с "Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный. Дата обновления 17.09.2019 (утратил силу).
15. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 "О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р." (вместе с "Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.") [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный. Дата обновления 17.09.2019 (утратил силу).
16. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 28.11.1927 "О дополнении Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р. главой 37" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный. Дата обновления 17.09.2019 (утратил силу).
17. Устав о банкротах от 19 декабря 1800 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: локальный. Дата обновления 17.09.2019 (утратил силу).
18. Устав о торговой несостоятельности: высочайше утвержден 25 июня 1832 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: локальный. Дата обновления 17.09.2019 (утратил силу).
Специальная литература:
19. Halen, Christine. «Centre of main interests» a New Concept in European Insolvency Law». Lund University, Faculty of Law, Spring 2002 http://www.jur.lu.se/Internet/english/essay [Электронный ресурс] // Дата обращения 17.10.2019.
...