ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в дошкольной образовательной организации 8
1.1 Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы развития творческого воображения у детей 6-7 лет 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в дошкольном образовательном учреждении 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в ДОО 19
2.1 Исследование уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет 19
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в ДОО 37
2.3 Выявление динамики в развитии творческого воображения у детей 6-7 лет 42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 57
Актуальность исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё сложнее. Время требует от нас чего-то нового, креативного и творческого. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой человек создаёт новое, оригинальное, проявляя свое воображение и реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство его воплощения.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты ориентируют образовательную программу дошкольного образования на подготовку творческих активных детей. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Характерная черта изобразительного творчества - создание выразительного изображения. Изобразительная деятельность приобретает творческий характер только тогда, когда у детей не только развивается эстетическое восприятие, образное мышление и воображение, но тогда, когда они овладевают необходимыми навыками и умениями в изобразительной деятельности.
Для раскрытия творческого воображения детей воспитателю важно создать атмосферу комфортности, свободы и увлеченности, создать такие условия, при которых ребенок сумел бы познать «радость успеха».
Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко и др. раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между:
• необходимостью развития творческого воображения у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью в педагогической практике психолого-педагогических условий, обеспечивающих это развитие;
• психолого-педагогическими условиями развития творческого воображения и недостаточной представленностью сюжетного рисования в этом процессе.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным способом выявить влияние психолого-педагогических условий на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в ДОО.
Объектом исследования является процесс развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования будет возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования, в соответствии с показателями и возрастными особенностями детей;
• включены родители в совместную деятельность с ДОО с целью создания ситуаций успеха дошкольника не только перед другими детьми, но и перед родителями;
• обогащена предметно-развивающая среда группы дидактическими материалами для развития творческого воображения посредством сюжетного рисования.
Задачи исследования
1. На основе анализа проблемы развития творческого воображения у детей 6-7 лет, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования.
4. Экспериментально проверить влияние разработанных психолого-педагогических условий на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредствам сюжетного рисования; анализ проведенной работы и результатов исследования;
• эмпирические: беседа; диагностическое обследование, анализ продуктов деятельности, проведенной работы и результатов исследования.
Новизна исследования заключается в разработке психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании развития творческого воображения у детей 6-7 лет, в анализе различных подходов и психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования.
Практическая значимость исследования: разработанный и апробированный комплекс мероприятий, направленный на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования может быть использован в практической деятельности педагогами других ДОО.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г. Жигулевск. В исследовании принимали участие дети 6-7 лет. Экспериментальная группа - 15 дошкольников. Контрольная группа - 15 дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (24 источника), 16 приложений. Работа содержит 12 рисунков, 14 таблиц.
Теоретический анализ исследований по проблеме развития творческого воображения, позволил нам констатировать, что особым видом воображения является творческое воображение. Этот вид воображения направлен на создание новых общественно значимых образов, которые являются основой самого творчества.
Творческое воображение невозможно без развития таких ее показателей, как: оригинальность, креативность, невербальная фантазия, творческие умения, инициатива и воображение, что и было использовано для выявления уровня развития творческого воображений у детей 6-7 лет на констатирующем этапе эксперимента.
На констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе было выявлено преобладание низкого уровня развития творческого воображения у 6 (40%) детей, а в контрольной группе - среднего уровня 7 (46%) таких детей. Это обуславливает необходимость разработки и проведения мероприятий, направленных на развитие творческого воображения у детей экспериментальной группы.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и реализован план мероприятий по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сюжетного рисования. Работа состояла из трех циклов, к в соответствии с гипотезой нашего исследования: это работа с детьми, работа с родителями и параллельно проводилась работа по обогащению предметно-развивающей среды ДОО.
Контрольный этап показал, что после апробирования разработанных мероприятий у детей в экспериментальной группе получена положительная динамика в развитии творческого воображения более чем у половины детей этой группы. Детей с высоким уровнем развития творческого воображения стало на 20% больше, со средним - на 13%, а с низким - уменьшилось на 33% по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. В то время как в контрольной группе эти уровни практически не изменились.
Следовательно, делаем вывод о том, что сюжетное рисование имеет положительное влияние на процесс развития творческого воображения у детей 6-7 лет, это подтверждает выдвинутую гипотезу. Таким образом, цель достигнута, а задачи - решены.
1. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. - М.: Просвящение. - 2008. - 235 с.
2. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение. - 2010. - 106 с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М. : Академия. - 2012. - 240 с.
4. Виленчик, С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей [Текст] / С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - 2005. - № 3. - 44 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение. -2014. - 92 с.
6. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М. : Академия. - 2010. - 205с.
7. Друкаревич, М.З. Лекции по характерологии [Текст] / М.З. Друкаревич. - М. : МПСИ. - 2006. - 174 с.
8. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирования (методическое пособие) [Текст] / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера. - 2009. - 130 с.
9. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С.Комарова. - М.: Педагогика. - 2014. - 24 с.
10. Крулехт, М.В. Качество дошкольного образования как актуальная педагогическая проблема [Текст] / М.В. Крулехт // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 26 - 28.
11. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. - М. : Просвещение. - 2013. - 253 с.
12. Любимова, Т.Г. Развиваем творческую активность: Игры и упражнения для детей и взрослых [Текст] / Т.Г. Любимова. - Чебоксары. - 2011. - 253 с.
13. Лилов, А. Природа художественного творчества [Текст] / А. Лилов. - М.: Издательство: «Искусство». - 2013. - 255 с.
14. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Владос. - 2007. - 480 с.
15. Немов, Р.С. Общая психология: Учеб.для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2008. - 400 с.
...