Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой

Работа №96084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКОЙ 6
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Возможности занятий бумагопластикой в развитии творческого
воображения у детей 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ
БУМАГОПЛАСТИКОЙ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66

Актуальность проблемы развития творческого воображения у дошкольников заключается в том, что данный психический процесс представляет собой необъемлемую составляющую любой формы творчества ребенка. Развитие творческого воображения является одной из важнейших задач современной педагогики. Воображение - это один из наиболее важных психических процессов, которое играет существенную роль при формировании познавательной сферы человека.
Решать данную проблему следует именно в дошкольном возрасте. При отсутствии целенаправленной работы по развитию воображения в дошкольном возрасте, в дальнейшем данная функция быстро теряет свою активность.
В рамках дошкольного учреждения творческое воображение детей развивается посредством игры, рисования, лепки, конструирования. Одним из эффективных средств развития творческого воображения является бумагопластика. В ее основе лежит художественное конструирование из такого пластичного и доступного материала, как бумага. Бумагапластика объединяет в себе различные виды творческой деятельности: на основе оригами могут применяться аппликация,
рисование, конструирование из бумаги, квиллинг и др. Это способствует пробуждению у детей интеллектуальной и творческой активности, обучению планирования своей деятельности, освоению новых способов изготовления поделок.
Анализ методической литературы по теме исследования позволил выделить противоречие: между возможностями занятий бумагопластикой в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методического сопровождения этого процесса на практике.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая состоит в поиске путей развития творческого воображения у старших дошкольников на занятиях бумагопластикой в условиях ДОО.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников на занятиях бумагопластикой.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников на занятиях бумагопластикой.
Задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить возможности занятий бумагопластикой в развитии творческого воображения у детей.
4. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей на занятиях бумагопластикой.
Теоретическая база исследования:
- основные положения о развитии воображения в исследованиях отечественных (Л.С. Выготский, П.В. Симонов, П.К. Анохин, А.Р. Лурия,
A. В Запорожец, Я.З. Неверович, В.Я. Ляудис, Н.Ю. Посталюк, Г.К. Середа,
B. А Тюрина, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие) педагогов и психологов;
• работы А.В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, А.А. Венгера, Г.А.Урунтаевой о значении занятий художественной деятельностью в развитии творческого воображения у детей;
• методические разработки по организации детского изобразительного творчества Г.А. Урунтаевой, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Рождественской, Л.Ю. Субботина, Н.П. Сакулиной.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, анализ документов, содержательная интерпретация и анализ результатов исследования) и эмпирических (наблюдение, опросный метод-беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей, педагогическое проектирование, методы графической обработки результатов диагностики).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного. Предложенный комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МАДОУ «Детство» детский сад № 75
«Солнечный луч» комбинированного вида город Нижний Тагил.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были решены поставленные задачи.
1. Раскрыто содержание понятия «творческое воображение». Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. В процессе творческого воображения самостоятельно формируются различные образы, которые необходимы для реализации в индивидуальных продуктах деятельности. Данный вид воображения - обязательная составляющая любого творчества. Формирование творческого воображения происходит в несколько этапов: накопление опыта, процесс переработки воспринятого материала, ассоциация и комбинирование.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются том, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Специфика воображения в старшем дошкольном возрасте состоит в следующем: произвольный характер, развитие особой деятельности - фантазирования; освоение приемов и средств для создания образов; переход воображения во внутренний план. К 6-7 годам достигается наибольшая активность воображения, что связано с расширением круга замещаемых предметов, а также с совершенствованием операции замещения. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, что способствует появлению творческого воображения. Процесс накопления опыта практических действий начинает носить более обширный характер. Ребенок может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. Именно в этот период закладываются уникальные возможности, наверстать которые в дальнейшем будет очень сложно или даже невозможно.
3. Определены возможности занятий бумагопластикой в развитии творческого воображения у детей. Бумагопластика как вид художественного конструирования, представляет собой эффективное средство развития творческих способностей детей. Бумажная пластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисования и конструирования из бумаги. В процессе развития творческого воображения с использованием элементов бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Также эта работа удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления, ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Он получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.) и особенностях ее использования в творческой деятельности.
4. Проведена диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Были выделены следующие показатели оригинальность, гибкость, разработанность. Исследование проводилось с использованием диагностической методики «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко). В ходе анализа результатов диагностики было выявлено, что у старших дошкольников преобладает средний уровень развития воображения. Рисунки детей в большинстве случаев были схематичными, с небольшим количеством деталей. Высокий уровень, также как и низкий был отмечен только у одного ребенка. Большая часть рисунков соответствует общепринятым идеям, новые решения дети выдвигают неуверенно. Большое количество рисунков не оригинальные, они повторяются либо самим ребенком, либо другими детьми в группе. В рисунках дети используют только необходимые детали, которые нужны для того, чтобы отличить один предмет от другого. В связи с этим был сделан вывод о необходимости проектирования содержания работы по развитию воображения у старших дошкольников.
5. Разработан и частично апробирован комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей на занятиях бумагопластикой, включающий 24 тематически подобранных занятия по бумагопластике. В ходе работы использовались такие техники, как аппликация, квилинг, оригами и т.д. Дети положительно проявили себя в ходе апробации комплекса занятий: активно участвовали в беседах, рассказах, творчески подходили к придумыванию сказок, активно участвовали в обсуждении готовых работ. С интересом открывали для себя новые техники работы с бумагой и обогащали опыт работы со знакомыми техниками бумагопластики.
Для развития творческого воображения по выделенным показателям использовались следующие методы и приемы: создание проблемных ситуаций, составление рассказов, сказок, рассказов в ходе выполнения работы и по ее окончании, беседы по выполненным работам, рассматривание иллюстраций, показ образца последовательности работ, работа по схеме, обсуждение готовых работ.


1. Агапова, И. А. 100 лучших оригами для детей: [Текст] / И. А. Агапова, М. А Давыдова. - М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010
2. Алябьева, Е. А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. :ТЦ Сфера, 2009. - 128с.
3. Ануфриева, Г. А. Воображение и творчество [Текст] / Г. А. Ануфриева, С. В. Вдовкина, О. П. Огородникова, // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - 120с.
4. Ашиков, В. М. Ещё раз о воспитании [Текст] / В. М. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.3-5
5. Бобкова, Т И. Художественное развитие детей 6 - 7 лет [Текст] / Т И. Бобкова, В. Б. Красносельская, Н. Н. Прудыус. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 182с.
6. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст]/
А. К. Бондаренко, А. И Матусик. - М. : Просвещение, 2010. - 147 с.
7. Борисова, Е. И. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании [Текст] / Е. И. Борисова// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С.2-6.
8. Васильева, К. В. Бумагопластика как средство развития креативных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / К. В. Васильева, Д. А. Гусев // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 8. - С. 78-81.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2009. - 220 с.
10. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С.568-569.
11. Грирорьева, Г. Г. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. - М. : Просвещение, 2001. - 253с.
12. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160с.
13. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги [Текст] /
Г. И. Долженко. - Ярославль : Академия развития, 2002. - 180с.
14. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития
воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2007. - №16
15. Дьяченко, О. М. Развиваем воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ