Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации
1.1. Понятие «лидер» в научной литературе
1.2 Психолого-педагогические особенности процесса формирования лидерских качеств у подростков
1.3. Моделирование процесса формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию лидерских качеств обучающихся в детской общественной организации
2.1. Выявление уровня сформированности лидерских качеств обучающихся
2.2. Разработка и внедрение программы внеурочной деятельности, направленной на формирование лидерских качеств у подростков
2.3. Результаты опытно экспериментальной работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Лидер
РДШ - лидер навсегда!»
Приложение Б Содержание курса внеурочной деятельности
Сегодня в условиях трансформации современного общества человеку необходимо уметь быстро адаптироваться к периодическим экономическим, социальным и социально-политическим изменениям, которые происходят все в более быстром темпе. При этом человек должен быть не только готов к этим изменениям, но и обладать способностью продуцировать и внедрять их, управлять ими. Это, в свою очередь, требует наличия у него лидерских качеств, наиболее благоприятным периодом для развития которых являются школьные годы. В образовательной среде современной школы обучающиеся приобретают опыт общественной деятельности, управления и самоуправления, определяют свой дальнейший путь в жизни, формируют культуру общения, как со сверстниками, так и с социальным окружением в целом. Именно поэтому особенно актуальной сегодня является проблема развития лидерских качеств подростков.
Между специалистами, до сих пор продолжается дискуссия на тему, являются ли лидерские качества и способности врожденными или они приобретаются в процессе развития человека. Некоторые уверены в том, что кто-то, от рождения обладает некой «исключительной особенностью», которая делает его лидером, в это же время другие утверждают, что при условии сочетании правильного образования, подготовки и имеющегося опыта - лидера можно сформировать.
Социум предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Сегодня в педагогике особенно остро стоит проблема поиска эффективных методов формирования личности и лидерских качеств, воспитание социально активной молодежи, быстро и эффективно интегрирующихся в общество. Г осударство нуждается в гражданах, которые способны по-новому взглянуть на решение насущных проблем и смогут повести за собой. Именно поэтому особое место занимает вопрос изучения лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте формируется лидерский потенциал, который будет раскрыт в будущем.
Феномен лидерства осмысливается и исследуется на протяжении всей истории человечества. Чем сложнее становятся отношения между людьми, тем глубже становится феномен лидерства. По этому поводу Б. Басс в своем фундаментальном исследовании лидерства утверждает, что «изучение сущности лидеров и лидерства началось одновременно с возникновением цивилизации» [28].
Проблеме изучения лидерства посвящены научные труды психологов (Т. В. Бендас, Б. Д. Парыгин, Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис, H. К. Радина, Ш. Тейлор и другие) и педагогике (Д. В. Алфимов, И. Ф. Драч, С. М. Калашникова, А. Г. Романовский, Г. Сопивник, В. Ягодникова и другие).
В педагогических работах активно исследуется проблема развития лидерских качеств у респондентов разного возраста: у детей
(М. А. Викулина, И. В. Пескова, Л. И. Уманский), в частности, школьников (Д. В. Алфимов, Т. Е. Вежевич, Н. Сушик, А. Хворостова), подростков (В. Сбитнева, Т. Хацкевич). Вопросы развития лидерства в подростковом возрасте привлекают пристальное внимание таких ученых, как: Г. С. Абрамов, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, Г. И. Щукина и другие.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречий:
• понимание важности процесса формирования лидерских качеств у подростков и отсутствием целенаправленной работы по их формированию в деятельности детской общественной организации;
• накопленным опытом и значительными возможностями детских общественных организаций и преобладанием в деятельности детских общественных организациях традиционных форм работы формального характера.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: как организовать деятельность детской общественной организации для обеспечения эффективности процесса формирования лидерских качеств.
Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств.
Предмет исследования: детско-юношеская общественная
организация как среда формирования лидерских качеств.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность процесса формирования лидерских качеств в деятельности детской общественной организации «Российское движение школьников».
Исходя из сформулированных проблемы, объекта, предмета и цели была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования лидерских качеств у активистов детской общественной организации «Российское движение школьников» будет эффективным, если:
• разработана модель процесса формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации;
• разработана программа внеурочной деятельности, ориентированная на формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации;
• выделены критерии, показатели и уровни сформированности лидерских качеств.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью уточнения содержания понятия «лидер», «лидерские качества»;
• определить критерии, показатели и уровни сформированности лидерских качеств среди подростков;
• теоретически обосновать и реализовать на практике модель процесса формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации;
• разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации;
• обработать и обобщить результаты опытно-экспериментального этапа исследования процесса формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации «Российское движение школьников».
Теоретической основной исследования являются:
• работы посвященные проблеме лидерства в психологии: Б. Д. Парыгин, Л. Г. Почебут, А.Н. Леонтьев [29], И. А. Мейжис, Л.П. Понаморенко [40], С. Л. Рубинштейн [42], H. К. Радина, Ш. Тейлор;
• работы посвященные проблеме лидерства в педагогике: Д. В. Алфимов; И. Ф. Драч, С. М. Калашникова, А. Г. Романовский;
• работы посвященные исследованию сущности понятий «лидер», и
«лидерские качества»: Р. Л. Кричевский, М.А. Комарова [21],
Д. В. Ольшанский, Е. О. Гондусова, Ю. П. Платонов, И. А. Фирсов, Е. Д. Трушкин, Л. И. Уманский, Е. С. Великжаниной,
У. Ю. Емельяновой, С. А. Гармаш, Л. В. Валяева, А. Н. Лутошкин, М. И. Рожкова, Н. А. Зеленцова, О. Г. Груздова, А. А. Исламова, И. А. Руднева, А. В. Салагина Э. Богардус, Р. Мертон, У. Беннис, Л. Холлон, Н. Фонда, Л. Картер, Р. Кантер;
• научные труды, посвященные особенностям развития лидерских
качеств у подростков: Т.П. Бакурова [3], Г.Ф. Биктагирова [4], Л. С. Выготский, Н.А. Вдовина [8], Ж.В. Дрожжина [13], Е.М. Волошина [10], И.Н. Жимонова [15], Г. С. Абрамов, В. В. Давыдов, И. С. Кон [22], А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. В. Мудрик,
А. Б. Орлов, Г. И. Щукина, Д. И. Фельдштейн.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы, интерпретация,
сравнение и обобщение исследовательских данных, моделирование;
• эмпирические: педагогический эксперимент, педагогическое
наблюдение, опрос, тестирование;
Экспериментальной базой исследования стало первичное отделение детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе МБУ «Гимназия №39» г. о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 55 обучающихся 8-11 классов.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы с целью уточнения понятий «лидер» и «лидерские качества», и определения психолого-педагогических особенностей формирования
лидерских качеств у подростков. Определялись цели, задачи, объект, предмет, выдвигалась гипотеза исследовательской работы.
На втором этапе были определены критерии уровня сформированности лидерских качеств подростков, был осуществлен подбор диагностических методик для определения уровня сформированности лидерских качеств, согласно этим критериям. Также была разработана модель процесса формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации, которая состоит из четырех взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочнорезультативный) и разработана программа внеурочной деятельности социальной направленности «Лидер РДШ - лидер навсегда!», содержание которой, направленно на формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации.
На третьем этапе была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлена обработка, систематизация и обобщение полученных результатов по формированию лидерских качеств подростков в детской общественной организации, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что:
• систематизированы психолого-педагогические подходы к понятиям «лидер», «лидерские качества»;
• определены и описаны критерии, показатели и уровни сформированности лидерских качеств подростков;
• разработана модель процесса формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены теоретические подходы к проблеме формирования лидерских качеств подростков в детских общественных организациях, обоснованы формы и методы организации деятельности педагогов и обучающихся в детской общественной организации, что является вкладом в развитие педагогики детских общественных объединений.
Практическая значимость состоит в том, что:
• разработанные модель процесса формирования лидерских качеств подростков в детских общественных организациях и программа внеурочной деятельности «Лидер РДШ - лидер навсегда!» могут быть рекомендованы для использования в работе кураторов первичных отделений организации «Российское движение школьников»;
• выделенные критерии и уровни сформированности лидерских качеств подростков можно применять для диагностики лидерских качеств у обучающихся.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась с помощью анализа психолого-педагогической литературы; определялась использованием совокупности методов, соответствующих цели, объекту, предмету и задачам исследования; проверялась с помощью экспериментальной работы для проверки эффективности разработанной модели и программы внеурочной деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась с помощью публикаций в научных журналах: «Психолого-педагогические особенности
формирования лидерских качеств у подростков» в научном журнале «Инновации. Найка. Образование» (2021г.); «Развитие лидерских качеств обучающихся в деятельности организации Российское движение школьников» в журнале «Научный альманах» (2021г.); также результаты исследования докладывались на педагогических советах в МБУ «Гимназия №39» (2019-2021гг.), на международной научно
практической конференции: «Современное общество, образование и наука» г. Тамбов (2021г.), на профессиональном нетворкинге «Воспитание! Воспитание? Воспитание...» в «Доме ученых» в Тольяттинском государственном университете.
Внедрение результатов исследования осуществлялось через реализацию модели процесса формирования лидерских качеств подростков на занятиях по специально разработанной программе «Лидер РДШ - лидер навсегда!» на базе первичного отделения детской общественной организации «Российское движение школьников» на базе МБУ «Гимназия №39».
По проблеме исследования опубликовано 2 статьи.
Положения, выносимые на защиту:
• модель процесса формирования лидерских качеств обучающихся в детской общественной организации, которая включает в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;
• программа внеурочной деятельности «Лидер РДШ - лидер навсегда!» социальной направленности содержание которой направлено на формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации;
• критерии уровня сформированности лидерских качеств подростков - когнитивный, мотивационно-эмоциональный, деятельностный соответствующие им показатели, а также высокий, средний и низкий уровни, которые дают возможность провести диагностику уровня сформированности лидерских качеств и становятся одним из инструментов управления процессом формирования лидерских качеств подростков.
Личное участие автора состоит в изучении теоретического и практического состояния проблемы процесса формирования лидерских качеств; организации и проведении опытно-экспериментальной работы; разработке и апробации модели процесса формирования лидерских качеств и программы внеурочной деятельности социальной направленности «Лидер РДШ - лидер навсегда», содержание которой направленно на формирование коммуникативных и организаторских качеств лидера; разработке диагностической карты исследования уровня сформированности лидерских качеств подростков; обработке и интерпретации результатов и формулировании выводов исследования.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (56 источника), двух приложений. Содержит 3 рисунка, 17 таблиц. Основной текст работы
изложен на 74 страницах.
В исследовательской работе на основании анализа и теоретического обобщения психолого-педагогической литературы были определены сущность понятия «лидер» и выделены основные лидерские качества. Установлено, что «лидер» - это авторитетная личность в группе, которая благодаря своим личностным качествам играет главную роль в различных моральных, социальных и других ситуациях, совместной деятельности членов группы, имеет значительное влияние на них, принимает решения в значимых для группы ситуациях и несет за них ответственность.
Среди лидерских качеств личности подростка можно выделить: уверенность в себе, коммуникабельность, умение слушать, критическое мышление, креативность, организаторские способности, внутренняя харизма, стрессоустойчивость, позитивное мышление, аналитическое мышления, активность, инициативность, способность обучаться и
самосовершенствоваться, стремление к изменениям, ответственность.
В исследовательской работе обосновано, почему подростковый возраст наиболее эффективный и плодотворный для развития лидерских качеств. Потребность подростка в самоопределении, самовыражении, в признании взрослыми его активности реализуется через специально созданную общественно-полезную деятельность, которая соответствует мотивационной сфере личности ученика.
В работе определены и описаны критерии лидерских качеств подростков:
• когнитивный - соответствие личностного смысла объективному значению деятельности, выражается в теоретической подготовленности к деятельности);
• мотивационно-эмоциональный - готовность обучающегося к реализации себя в качестве лидера, проявляется потребность быть лидером;
• деятельностный - умение решать проблемы, влиять на окружающих, работать в группе и обладает организаторскими способностями.
И соответствующие им уровни развития лидерских качеств, а также определены методики, с помощью которых можно определить достоверность данных о происходящих изменениях в уровне сформированности лидерских качеств и получить объективную информацию об эффективности опытно- экспериментальной работы.
В ходе исследования доказано положительное влияние спроектированной модели процесса формирования лидерских качеств подростков в детской общественной организации, состоящих из взаимосвязанных компонентов:
• Целевой компонент опирается на социальный заказ: приоритет образования на формирования лидерских качеств у подростков, что позволило определить цель - создание необходимых условий для выявления и формирования лидерских качеств подростков, которые позволят им стать более активными и ответственными, будут способствовать использованию ребятами полученного опыта в реальной социально значимой деятельности.
• Содержательный компонент, который представлен программой внеурочной деятельности «Лидер РДШ - лидер навсегда!» социальной направленности.
• Организационно-деятельностный компонент отражает формы, методы и средства, с помощью которых осуществляется реализация программы внеурочной деятельности, направленная на формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации.
• Оценочно-результативный компонент отражает характеристику уровня сформированности лидерских качеств. Данный компонент позволяет провести диагностику и скорректировать деятельность для наиболее эффективного достижения поставленной цели.
Модель способствует достижению положительной динамики в процессе формирования лидерских качеств у подростков в детской общественной организации и эффективно действует в выделенных педагогических условиях.
Во второй главе описаны результаты констатирующего эксперимента. Определены и описаны критерии уровня сформированности лидерских качеств, а также подобранны методики, с помощью которых можно проверить подлинность данных о происходящей динамике в процессе развития лидерских качеств и получить объективную оценку эффективности опытно-экспериментальной работы. Опираясь на разработанную диагностическую карту, исследования был проведен констатирующий эксперимент, который помог выявить исходный уровень сформированности лидерских качеств подростков, определить экспериментальную и контрольную группы.
На этапе формирующего эксперимента была представлена программа внеурочной деятельности «Лидер РДШ - лидер навсегда!», направленная на формирование лидерских качеств у активистов детской общественной организации на базе МБУ «Гимназия №39».
Входящие в состав программы занятия проводились в форме лекций, в форме деловой игры, тренинга или творческого задания, проигрывания ситуаций, дискуссии, а также встречи со специалистами и интересными людьми. Предложенные формы эффективны для восприятия и усвоения информации. Активисты в благоприятной атмосфере развивали коммуникативные качества и получали навыки организаторской деятельности.
Применяя, различные формы работы развивались не только организаторские способности, но и коммуникативные, так же формировались навыки работы в команде, организации и руководство коллективом. Программа оказала положительно влияние на обучающихся, она помогла им раскрыться, повысить свой статус в обществе, стимулировала развитие их лидерских качеств.
На заключительном этапе научно-исследовательской работы была выявлена эффективность разработанной программы, проанализированы и подведены итоги опытно-экспериментальной работы. Сравнительный анализ полученных данных позволяет сделать вывод о положительной динамике в процессе формирования лидерских качеств у подростков в детской общественной организации.
Таким образом, проведенное исследование показало эффективность внедренной программы «Лидер РДШ -лидер навсегда!», что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования. В связи с чем можно сделать вывод, что эффективности процесса формирования лидерских качеств способствуют: учет возрастных особенностей подростков; создание преподавателем воспитывающей среды в коллективе; развитие творческого потенциала, через участие в детской общественной организации. Кроме всего перечисленного, деятельность общественной организации должна быть разнообразной и с привлечением различных форм и методов работы.
1. Абраамян Л. Г. Особенности развития лидерских качеств подростка //В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. 2020. С. 202-204.
2. Алфимов Д. В. Теория и методика воспитания лидерских качеств личности в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук : 13.00.07. Д., 2012. 40 с.
3. Бакурова Т. П., Кривко Ю.И. Работа специалиста над развитием лидерских качеств подростков и молодёжи // В сборнике: Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения. 2017. С. 190-197.
4. Биктагирова Г. Ф. Программа формирования лидерских качеств подростков в клубах по месту жительства // В сборнике: Приоритетные направления развития психолого-педагогической деятельности в современных условиях. 2018. С. 22-27.
5. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. М.: Академия, 2008. 210 с.
6. Бугославская А. В., Шеенкова К.В. Социальная активность подростков // В сборнике: Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект. 2018. С. 45-48.
7. Валяева Л. В., Михайлова Т. А. Роль системы дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков // Социальные отношения. 2018. № 1 (24). С. 70-79.
8. Вдовина Н. А., Семочкина П. Ю. Исследование и развитие лидерских качеств подростков // В сборнике: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. 2019. С. 71-76.
9. Великжанина Е. С. Формирование лидерских качеств у подростков // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2017. № 7. С. 482-484.
10. Волошина Е. М. Помощь подросткам в развитии лидерских качеств // В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям. 2018. С. 2830.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
12. Гондусова Е. О. Феномен лидерства и необходимые лидерские качества в подростком возрасте // Вестник современных исследований. 2018. № 11.3 (26). С. 27-29.
13. Дрожжина Ж. В. Тренинг развития лидерских качеств у подростков //В сборнике: Современные тренды непрерывного образования: методология и практика становления лицейских классов в пространстве университета. 2019. С. 252-257.
14. Емельянова У. Ю. Диагностика развития лидерских качеств подростков // В сборнике: Наука и образование: теоретический и практический потенциал. 2021. С. 99-100.
15. Жимонова И. Н. Личностные характеристики лидеров в подростковом возрасте // В сборнике: Синтез науки и образования как механизм перехода к постиндустриальному обществу. 2020. С. 285-288...