Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №104639

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Теоретике - методологические подходы развития логического компонента инновационного мышления
1.1 Формирование инновационного мышления как проблема современной педагогики
1.2 Сущность и структура инновационного мышления личности
1.3 Проектирование модели развития логического компонента инновационного мышления
Глава II Экспериментально - исследовательская работа по развитию логического компонента инновационного мышления
2.1 Организация экспериментальной деятельности по развитию логического компонента инновационного мышления младших школьников
2.2 Особенности реализации модели развития логического компонента
инновационного мышления обучающихся начальных классов условиях применения нестандартных математических задач
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы по развитию логического компонента инновационного мышления младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Модуль рабочей программы по математике «Нестандартные задачи»

Научно - технический прогресс и нанотехнологии уверенно вошли в современный быт человека. Они не только преобразовали уклад жизни в целом, но и оказали влияние на изменения личности в частности. Множество однообразных и рутинных процессов стали компьютеризированы и автоматизированы. В связи с этим кардинально изменилась роль личности: основной деятельностью человека становится не только обслуживание технического процесса, но и усовершенствование технологических операций.
Для полноценного проявления личностных способностей, индивид, помимо профессионального образования и качеств, должен обладать рядом личностных компетенций, востребованных современным обществом. Умение решать сложные задачи по средствам нестандартных логических суждений, принимать рациональные скоростные уникальные решения, обладать творческим, критическим мышлением, креативностью, когнитивной гибкостью - это лишь те немногие качества, овладение которыми необходимо для успешного функционирования в мировом сообществе.
Умение гибко и своевременно реагировать на изменения в социальной , бытовой, промышленных сферах деятельности, побуждают личность проявлять свои приобретённые качества: оригинальность, индивидуальность, рациональность, неклишированность. Индивиду, обладающему уникальным набором качеств, открывается возможность выбора во многих сферах деятельности, с перспективами профессионального вертикального и горизонтального карьерного роста.
Качественные изменения в социальных и промышленных сферах влечёт появление адаптированной личности, способной генерировать оригинальные идеи, учитывать возможности и ограниченность ресурсов, представлять нестандартные и рациональные решения, востребованных и имеющих ценность в социуме. Такая интеллектуальная детальность получила название «инновационное мышление» (innovation|iin9,veij'n| инновация, новшество, нововведение, новаторство, начинание). В 1993 году на Всемирном философском конгрессе термин «инновационное мышление» приобрёл актуальность.
Инновационное мышление направлено на исследование, отбор и создание нового интеллектуального или материального продукта в сферах жизнедеятельности индивида или реконструкцию, усовершенствование уже созданных. Развивая существенно новый вид мышления, специалист может находить современные, оригинальные, уникальные решения
профессиональных задач.
Интеграция инновационных процессов и сфер жизнедеятельности повлияло на образование в целом, и образовательные процессы в частности. Подготовка кадров, обладающих конкурентоспособным набором качеств личности - стала одной из главных целей образования. Исходя их этого, одной из основных образовательных задач является подготовка подрастающего поколения к деятельности в перспективе и к реализации новых возможностей, предоставляемых жизнью, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. Реализация способностей требует от человека нестандартного мышления.
Для успешной реализации индивидуальных задатков необходимо уделять внимание развитию способностей личности с раннего возраста. Сенситивным периодом для развития умения нестандартно мыслить является младший школьный возраст. Потому что именно в данный возрастной период ведущей деятельностью выступает учебная деятельность. Осознанность, позитивное восприятие учения, заинтересованность в применении полученных знаний, радость от достижения целей благоприятно влияют на развитие инновационного мышления.
Эксперты Международных независимых исследовательских организаций разных стран мира, занимающиеся проверкой, оценкой умения применять знания на практике, констатировали тот факт, что с одной стороны - российские школьники занимают первое место в мире, оставив позади Сингапур, Финляндию и ряд других стран, по ретрансляции полученных знаний, а с другой стороны, обучающиеся начальных классов показали «недостаточную сформированность использования нестандартных решений в условиях, близких к реальным». Дисбаланс, зарубежные эксперты, связывают с особенностью организации учебного процесса, с ориентированием российских педагогов на предметное овладение знаниями и решением преимущественно стандартных задач.
Такой вывод подтверждается и тем, что зачастую текстовые задания программного материала учебной литературы не способствуют вариативности способов решения. Большой объём программного материала характеризуется как обучающий, тренировочный, закрепляющий, что способствует совершенствованию алгоритмического способа решения, чем тормозит развитие логического мышления младших школьников. Ежегодный анализ результатов внешней экспертизы, показал, что выпускники начальных классов демонстрируют высокий уровень качества знаний, полученный за счёт выполнения заданий базового уровня, который, как правило, достигается по средствам предложенных решений на основе отработанных моделей, шаблонов, алгоритмов действий. Задания повышенного уровня сложности, требующие большей интеллектуальной нагрузки, остаются нерешёнными или решены неверно. Причём пропуск задач повышенного уровня сложности, а именно требующих нестандартного мышления осознанно. Если же младшие школьники приступают к решению, то оно зачастую осуществляется способом подбора, что сводится к алгоритмическим действиям.
В связи с требованиями, предъявляемыми к обучающимся начальных классов, недостаточность сформированности инновационного мышления в целом, и логического компонента в частности, оказывают негативное влияние на успешное становление личности. В результате чего, обучающиеся демонстрируют снижение познавательной активности, отрицательную динамику развития учебной мотивации, отсутствие желания саморазвития и самосовершенствования.
Вместе с тем, можно однозначно утверждать, что образовательные программы по предметным областям способны оказать огромное положительное влияние на развитие инновационного мышления младших школьников лишь при включении в образовательную деятельность заданий на развитие логического мышления, задач требующих нестандартного решения. Включение в программу по учебным предметам и предметным линиям элементов, расширяющих границы традиционного курса, даёт обучающимся возможность присвоения знаний, демонстрирующих вариативность принимаемых решений.
Актуальность темы на теоретическом уровне включает в себя исследовательскую деятельность, направленную на изучение теоретических аспектов инновационного мышления с целью его анализа и создания модели, реализующей развитие логического компонента инновационного мышления личности.
На практическом уровне необходимость разработки темы состоит в процессе включения педагогом модуля в программу образовательной организации разного типа, направленного на ликвидацию проблемы по развитию логического компонента инновационного мышления младших школьников с учётом прогнозирования и выявления возможных трудностей, возникших в процессе реализации модели.
На социальном уровне востребованность данной темы продиктована потребностью общества в личности, способной нестандартно мыслить, предлагать рациональные решения, умеющей совершенствовать и ориентироваться в инновационных идеях, презентовать собственные разработки, отличающиеся экономичностью ресурсов и эргономичность личностных затрат, востребованные в обществе.
Проблема формирования инновационного мышления личности разработана не в полном объёме, что подтверждается рядом недостатков:
• отсутствием разработанной модели, целью которой является развитие инновационного мышления личности;
• необходимостью корректировки рабочих программ по учебным предметам по средствам включения модуля, направленного на развитие инновационного мышления личности;
• не разработанностью критериев и уровней сформированности логического компонента инновационного мышления младших школьников.
Выявленные недостатки определили следующие противоречия между:
• сложившейся системой требований к успешному современному выпускнику и системой, в которой уделяется недостаточное внимание условиям развития логического компонента инновационного мышления школьников;
• необходимостью развития логического компонента
инновационного мышления и отсутствием разработанной модели, влияющей на формирование нестандартно мыслящей личности;
• преобладание стандартных, традиционных форм обучения носящих характер тренингов над обучением, с использованием инновационных форм и методов работы, развивающих логический компонент инновационного мышления.
В связи с этим определена проблема исследования: как развить логический компонент инновационного мышления младших школьников?
Недостаточная разработка проблемы определили тему исследования: «Развитие логического компонента инновационного мышления младших школьников».
Объект - образовательный процесс на ступени начального общего образования.
Предмет - развитие логического компонента инновационного мышления младших школьников на основе решения нестандартных математических задач.
Цель: разработать и реализовать модуль образовательной программы, способствующий развитию логического компонента инновационного мышления младших школьников и проверить его эффективность.
Гипотеза исследования базируется, на том, что процесс развития инновационного мышления младших школьников будет эффективным, если:
• рассмотреть сущность и обосновать структуру инновационного мышления, которая раскрывает взаимосвязь компонентов, влияющих на развитие способностей обучающегося, как нестандартно - мыслящей личности;
• спроектировать и реализовать модель развития логического компонента инновационного мышления младших школьников на основе проверенных и результативных инновационных практик;
• разработать модуль рабочей программы, ориентированный на развитие логического компонента инновационного мышления личности, внедрение которого будет осуществляться на основе решения нестандартных математических задач.
Для достижения цели и проверки гипотезы, определены задачи исследования:
1. Провести анализ литературы и обобщить сведения о развитии инновационного мышления личности.
2. Изучить сущность и структуру инновационного мышления обучающихся.
3. Спроектировать модель развития логического компонента инновационного мышления младших школьников.
4. Разработать и внедрить модуль рабочей программы начального общего образования «Нестандартные задачи».
5. Провести эксперимент по внедрению модели в образовательный процесс и осуществить проверку эффективности разработанного модуля рабочей программы.
Теоретико - методологическую основу исследования составили:
• теоретические подходы к понятию «инновационное мышление», характеристика компонентов инновационного мышления и условия их формирования, которые освещаются в работах отечественных и зарубежных исследователей: В.П. Делия [17], Г.В. Ахметжанова [4], Т.В. Емельянова [4], О.В. Гаврилина, Н.Ф. Газизуллин [12], Ф.Г. Газизуллин [12], Л.С. Османова [29], Л.Ф. Убова [29], Ю.П. Саламов [33];
• вопросы, раскрывающие условия развития логического компонента инновационного мышления младших школьников, а именно включение нестандартных задач различного типа и уровня сложности в учебную деятельность начальной школы рассматривались в работах Р.И. Гафаровой [13], О.Н. Глушковой [14], З.И. Калмыковой [21], Б.А. Кордемского [23], Е.Е. Останиной [30], а также в трудах зарубежных учёных: AJ. Bishop [42], Y. Abtahi [41], A. Andersson [44].
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании, использован комплекс методов теоретического и эмпирического характера с учетом специфики каждого этапа работы:
• анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• изучение и обобщение опыта развития инновационного мышления;
• разработка модуля программы обучения решению нестандартных математических задач в связи с обозначенной в теме исследования целью и последующей ее коррекцией на основе практических выводов;
• тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ письменных работ обучающихся;
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки результатов эксперимента.
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет:
На первом (подготовительном) этапе (2019 год) изучались теоретические подходы к проблеме развития инновационного мышления, выявлялись компоненты и их признаки. Изучались публикации по теме исследования, анализировались программные документы, утверждённые на федеральном и региональном уровне, конкретизировалась проблема и тема, уточнялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования. Разрабатывалась методика экспериментально - исследовательской работы, используемая в последующей работе.
На втором (теоретико - проектировочном) этапе (2020 год) изучалась научно - методическая, педагогическая литература по проблеме диссертационного исследования, рассматривались теоретическо -
методологические подходы к проблеме, проверялась гипотеза исследования, разрабатывалась и апробировалась модель развития логического компонента инновационного мышления обучающихся, презентовались материалы исследования.
На третьем (экспериментально - обобщающем) этапе (2021 год) проводилась экспериментально - исследовательская работа,
анализировались, обобщались и оценивались результаты педагогического эксперимента; формулировались выводы, производилось оформление диссертационных материалов, выявлялись перспективы исследования проблемы.
Опытно - экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей №76 имени В.Н. Полякова».
Образовательная организация обладает техническими, кадровыми и методическими возможностями для проведения исследования. В эксперименте приняли участие 113 обучающихся. Все педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность в классах, участвующих в эксперименте имеют высшую квалификационную категорию. Педагогический состав в процессе проведения исследования стабилен, учителя владеют и применяют на практике современные образовательные технологии.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
• разработана модель развития логического компонента инновационного мышления младших школьников, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностный, оценочно - аналитический и результативный компоненты;
• реализация созданной модели ориентирована на достижение высокого уровня развития у участников исследования логического компонента инновационного мышления;
• создан модуль рабочей программы по математике в начальной школе «Нестандартные задачи», направленный на развитие логического компонента инновационного мышления младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• спроектирована теоретически модель развития логического компонента инновационного мышления младших школьников и теоретически обоснованы её компоненты.
Практическая значимость исследования представлена:
• моделью развития логического компонента инновационного мышления, позволяющей дополнить существующую практику ориентирами, направленными на развитие предметных умений и активизацию познавательной активности младших школьников;
• апробированным модулем программы, способствующего повышению уровня сформированности логического компонента инновационного мышления обучающихся младших классов;
• универсальностью модули, дающей возможность использовать её материалы при организации учебной деятельности в различных типах образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: методологией исследования; использованием данных
современной психолого - педагогической науки и практики; целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, взаимодополняющих и проверяющих друг друга; применением методик, адекватных предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой основных выводов диссертации; значительным объемом экспериментальных данных; использованием научно - обоснованных критериев оценки результатов экспериментальной работы.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в систематизации научного материала по теме исследования, определении условий, проектировании модуля, способствующего развитию логического компонента инновационного мышления младших школьников и апробированию его в общеобразовательной организации, в проведении анализа показателей и обобщении результатов эксперимента, оформлении диссертационного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность понятия «инновационное мышление», его компонентов: исследовательский, логический, творческий, коммуникативный, транскультурный, и их характеристик есть уровневая система знаний, эффективное использование которых способствует развитию логического компонента инновационного мышления личности, определяя тем самым успешный вектор функционирования индивида в социально - бытовых условиях современного общества.
2. Модель, развития логического компонента инновационного
мышления младших школьников, представленная целевым,
содержательным, деятельностным, оценочно-аналитическим компонентами. Целостность модели выдержана за счёт единства структурных компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости. Модель предусматривает возможность организовать образовательную среду, обеспечивающую развитие инновационного мышления обучающихся начальных классов.
3. Модуль рабочей программы по дисциплине «Математика» начального общего образования, включающий нестандартные математические задачи разного уровня сложности,
активизирующий мыслительную деятельность обучающихся и стимулирующих их познавательные способности.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит рисунки и таблицы, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Высокий темп развития сфер жизнедеятельности стимулирует прогресс конкуренции по средствам генерирования оригинальных, рациональных, рентабельных по своей сущности идей. Данный процесс провоцирует личность на развитие уникальных умственных способностей таких, как умение переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько идей одновременно, анализировать существенные признаки объекта и устанавливать взаимосвязи между объектами различных видо-родовых групп. Умение широко, оригинально и нестандартно мыслить в условиях открытого, поливариантного мира, предоставляет личности возможность, проявлять себя, оставаясь успешным во многих сферах жизни. По этой причине изменились требования к личности выпускника. Наряду с профессиональными умениями ценность приобрели и личностные качества: не шаблонность мыслительных процессов, рациональность распределения ресурсов умственной деятельности, экономия личностных затрат при высокой эффективности труда. В связи с этим целью диссертационной работы стала разработка и обоснование содержания модели развития логического компонента инновационного мышления младших школьников.
Для достижения поставленной цели были изучены теоретические подходы к понятию «инновационное мышление», выявлены структурные компоненты и определены их сущность. В результате чего сделан вывод, о возможности положительного влияния на развитие инновационного мышления личности младшего школьника по средствам изменений внесённых в образовательную деятельность, влияющих на формирование логического компонента. Практическая деятельность была направлена на выявление и анализ условий, влияющих на развитие инновационного мышления личности, спроектирована модель развития логического компонента инновационного мышления младшего школьника. В рамках модели определены механизмы, направления, достижения результата
развития логического компонента как одного из составляющих частей инновационного мышления. Разработан и апробирован модуль рабочей программы по математике «Нестандартные задачи», в качестве одного из условий способствующих развитию логического компонента инновационного мышления младших школьников.
Разработанные теоретические положения, результаты опытно-экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы.
Инновационное мышление представляет собой развивающееся мышление, способствующее созданию нового продукта, или его преобразованию, усовершенствованию, с целью успешного функционирования, приносящего пользу окружающим. Развитие инновационного мышления оказывает положительное влияние на личность, позволяя своевременно реагировать на изменения в промышленной и социально - бытовой сферах, ориентироваться в современных направлениях деятельности и проявлять себя как уникальную индивидуальность.
Возможность развития логического компонента инновационного мышления предоставляется педагогу с раннего возраста обучающегося. Формирование данного типа мышления осуществляется в соответствии с соблюдением ряда условий: модернизированной образовательной
деятельности, по средствам создания целостной, систематической образовательной среды, сочетающей деятельностный подход, последовательное усложнение учебного материала, учитывающий индивидуальные и возрастно-психологические особенности личности.
Созданная модель развития логического компонента инновационного мышления включает взаимосвязанные составляющие: целевой компонент - выявляет дефициты государства, социума в нестандартно - мыслящей личности, определяет мотивацию индивида, стимулирующую к самообразованию и саморазвитию; содержательный компонент представлен теоретическим материалом, раскрывающим содержание изменения условий педагогической деятельности и образовательной среды; организационно - деятельностный компонент определяет деятельность педагога по развитию логического компонента инновационного мышления, раскрывающий формы работы системы «педагог - обучающийся», процесс саморазвития и самообразования педагогов; оценочно - аналитический компонент представлен внешней экспертизой, оценкой и самооценкой деятельности педагогических работников образовательной организации, аналитической работой показателей по выявленным направлениям обучения, анализом эффективности выбранных средств и методов педагогической деятельности, направленных на достижение положительной динамики результатов по развитию логического компонента инновационного мышления младших школьников.
Эффективность развития логического компонента инновационного мышления младших школьников обеспечивается за счёт внесения педагогических инноваций в образовательную деятельность, использования инновационных технологий в профессиональной деятельности педагогом и изменения образовательных условий по средствам включения модуля в рабочую программу учебного предмета. Данный факт подтверждён результатами эксперимента. Анализ качественных данных продемонстрировал положительную динамику развития компонентов логического мышления в экспериментальной группе по следующим показателям: понятийное мышление на 32 %, символическое мышление на 6%, логическое мышление на 31 %. При этом отмечается переход обучающихся от ригидного к лабильному способу мышления. Аналитическая обработка данных контрольной группы выявила повышение результатов по следующим показателя: понятийное мышление на 8%, символическое мышление на 16%, логическое мышление на 18%. При этом у обучающихся сохранилось ригидность мыслительных процессов.
Усовершенствование методики преподавания образовательных предметов по средствам включения нестандартных заданий, в образовательный процесс повлекло активизацию познавательной деятельности обучающихся. В свою очередь, регулярное включение нестандартных задач в учебную деятельность способствует формированию рационального и нестандартного мышления, применение уникальных способностей, направленных на преобразование, изменение и изобретение новых востребованных интеллектуальных и материальных продуктов, применяемых в современной жизни.
Успешность педагогической деятельности направленной на формирование логического компонента инновационного мышления возможна при непрерывности и систематичности всей профессионально­педагогической деятельности.
Анализ результатов проведенного исследования подтвердили гипотезу, выявил перспективы дальнейшего изучения проблемы и определил направления разработки педагогической деятельности направленной на формирование логического компонента инновационного мышления младших школьников.


1. Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д. Классификация инноваций в педагогике // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 (92). 66 с.
2. Астафьева Е.Н. Инновации и традиции в практике образования. Взгляд историков педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании. Москва, 2019. №3 (63) . С. 49 - 52.
3. Ахметжанова Г.В. Инновационный концепт «Траектория развития - креативное мышление детей - образовательная среда» // Professional Culture of the Specialist of the Future. 19th PCFS 2019. P. 124 - 128.
4. Ахметжанова Г.В., Емельянова Т.В. Транскультурный компонент инновационного мышления будущих педагогов: к определению дефиниции / Transcultural component of innovative thinking of future pedagogues definition // Norwegian journal of development of the Internation Science. № 42/2020. Pp. 96 - 102.
5. Аюпов Д.Р. Инновационные технологии в педагогической деятельности // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. Издательство «Наука и просвещение». Пенза, 2019. С. 54 - 56.
6. Батоврина Е.В., Блохина М.С. Развитие инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2017. № 4 (48). С. 126 - 134.
7. Безенкова Е.В. Нестандартные задачи в начальном курсе математики // Санкт - Петербургский образовательный вестник. 2018. 29 с.
8. Безукладникова Н.И. Шаг за шагом к успеху - или как научить решать нестандартные задачи младших школьников // International Scientific Review, 2018. № 2 (12). С. 199 - 205.
9. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьеав Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: «Совершенство», Москва, 1998. С.107 - 109.
10. Бочарова А.Е., Бочарова О.Е. Инновации в педагогике // Педагогика сегодня: традиции, инновации. Волгоград. 2019. С. 29 - 32.
11. Вечтомов Е.М. Решение логических задач как основа развития мышления // Научно - методический электронный журнал «Концепт», 2018. № 8. С. 51 - 59. URL: https://e-koncept.ru/2018/16700.htm (дата обращения: 22.03.2021).
12. Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Ф.Г. Структурообразующие элементы формирования современного мышления //Философия ценностей. 2017. № 8. С. 40 - 43.
13. Гафарова Р.И. Развитие коммуникативных УУД младших школьников посредством решения нестандартных задач // Вестник современных исследований. 2018. № 4.2 (19). С. 85 - 87.
14. Глушкова О.Н. Нестандартные задачи как средство развития логического мышления младших школьников на уроках математики // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 8. С. 218 - 220.
15. Грецкая А.Н., Бронникова Л.М. Потенциал инновационной деятельности в образовании // Международная научно - практическая конференция. Педагогика. Проблемы, перспективы, инновации. Казань. 2020. С. 55 - 58...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ