ГЛАВА 1. Понятие и перспективы развития действующего миграционного законодательства Российской Федерации 13
1.1. Понятие и система действующего миграционного законодательства
Российской Федерации 13
1.2. Современные перспективы развития миграционного законодательства в
Российской Федерации 26
ГЛАВА 2. Административно-правовой механизм реализации миграционного законодательства Российской Федерации 36
2.1. Понятие и система административно-правового механизма реализации
миграционного законодательства Российской Федерации 36
2.2. Основные формы реализации административно-миграционного
законодательства Российской Федерации 44
ГЛАВА 3. Обеспечение законности реализации административно- миграционного законодательства Российской Федерации 59
3.1. Проблемы и перспективы обеспечения законности реализации
административно-миграционного законодательства РФ 59
3.2. Административно-правовые средства реализации миграционного
законодательства 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
Актуальность темы исследования. В современном российском государстве проблемы миграции имеют ярко выраженный характер и стоят весьма остро, что непосредственно связано с неэффективностью реализации миграционного законодательства Российской Федерации1, отсутствия его должной систематизации и кодификации. Миграционная сфера урегулирована в большей степени подзаконными нормативно-правовыми актами, которые зачастую противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, и в ряде случаев не имеют практической согласованности. Помимо того, что на сегодняшний день массив МЗ РФ составляет более восьмисот нормативных актов, это количество продолжает расти, причем в значительной мере хаотично, тем самым «засоряя» действующее законодательство и усложняя задачу правоприменителя, что зачастую приводит к нарушениям прав мигрантов и граждан РФ, а также противоречию интересам государства в целом.
Данная ситуация негативно влияет не только на состояние системы законодательства в России, но и на состояние законности, поскольку если правоприменителю порой сложно разобраться в таком изобилии нормативно - правовых актов, то иностранным гражданам, прибывшим в нашу страну, данная задача представляется непосильной. Поэтому неэффективная система реализации МЗ РФ и отсутствие должного информирования как иностранных граждан, прибывших на территорию России, о законодательных предписаниях, обязательных к выполнению, так и граждан РФ о миграционной обстановке в стране, по нашему мнению, являются важными причинами ежегодного роста правонарушений в миграционной сфере и увеличению социальной напряженности в стране.
Существующая в настоящее время система реализации МЗ РФ, обеспечения законности, контроля и надзора, правового мониторинга в этой сфере не получили должного научного изучения и, как следствие, не имеют концептуальной основы дальнейшего совершенствования. Применительно к данной проблематике, в правовой науке справедливо обозначено, что право не эффективно, если его положения не находят должной реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Потому тема данного исследования представляется весьма актуальной, поскольку проблема реализации, систематизации и кодификации МЗ РФ не просто требует «теоретического» изучения, но и скорейшего «практического» усовершенствования действующего законодательства.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы миграции являются одним из актуальных и активно исследуемых объектов научно- правового поля, причем как на монографическом уровне (например, в монографиях Д.К. Бекяшева и Д.В. Иванова «Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции» (М, 2013); А.Н.
Овчинниковой и Г.Ю. Малумова «Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства» (М., 2009); Т.Я. Хабриевой «Миграционное право России: теория и практика» (М., 2008, и др.), так и в периодической печати и средствах массовой информации.
В сферу исследовательского интереса попадает весьма широкий спектр сегментов миграционной плоскости, включающий:
- и общие проблемы миграции (например, миграционной политики (Е.П. Сигарева, Т.А.Фадеева), применения норм международного права по обеспечению прав мигрантов (А.И. Федосеев), истории становления и практики правового регулирования миграционных процессов в России (Прудникова Т.А.), управления миграционными процессами (С.А. Трыканова, П.Б. Музыченко), интеграции мигрантов (Т.С. Просянникова, В.В. Бессонова, М.С. Кошелев), правового положения мигрантов (И.Ю. Лупенко), и др.);
- и более частные вопросы, например, противодействия незаконной миграции (А.Н. Сухаренко, С.В. Айрапетян), правонарушений МЗ РФ (А.В.
Литвиненко), прокурорского надзора за исполнением МЗ РФ (А.С. Трухин, Д.Г. Ковыльченко, В.Г. Бессарабов, А.В. Паламарчук), трудовой миграции (А.Г. Гришанова, Е.С. Красинец, М.Ф. Ткаченко, А.А. Тер-Акопов, А.Н. Рыжкова), возвращения незаконно полученных пособий (Н.А. Боброва, В.Н. Сидоров), отмены решения о предоставлении гражданства бывшим мигрантам, совершившим после предоставления гражданства РФ преступления террористического характера и т.п.
Однако специального комплексного исследования, посвященного изучению проблем реализации МЗ РФ посредством административно-правовых средств и способов (механизма), нами выявлено не было, что свидетельствует о необходимости проведения исследования такого рода.
Целью исследования, исходя из теоретической и практической значимости изучаемой темы и степени ее разработанности, является комплексное исследование теоретических и практических проблем реализации МЗ РФ, разработка предложений по его совершенствованию, а также рассмотрение эффективности функционирования соответствующих органов исполнительной власти РФ в миграционной сфере.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и систему действующего миграционного законодательства в РФ;
- охарактеризовать современные перспективы развития миграционного законодательства в РФ;
- проанализировать понятие и систему административно-правового механизма реализации миграционного законодательства РФ
- рассмотреть формы реализации административно-миграционного законодательства РФ;
- исследовать проблемы и перспективы обеспечения законности реализации административно- миграционного законодательства РФ;
- охарактеризовать административно-правовые средства реализации миграционного законодательства РФ;
- внести предложения по совершенствованию действующего законодательства в области правового мониторинга административно - миграционного законодательства РФ2.
Объектом исследования являются практические и теоретические проблемы реализации МЗ РФ, а также миграционные правоотношения, складывающиеся в сфере реализации органами исполнительной власти РФ МЗ РФ.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регламентирующие вопросы административного урегулирования миграционных правоотношений, а также соответствующие нормативно-правовые акты, в том числе и организационно-правовая деятельность органов исполнительной власти по реализации МЗ РФ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (формальная и диалектическая логика, системный анализ, исторический, сравнительный методы, и др.), а также специальные методы исследования (конкретно-социологический, сравнительного правоведения, моделирования и др.). Использование данных методов в общей их совокупности позволило провести комплексный, всесторонний анализ предмета исследования, а также разработать теоретические и практические рекомендации по реализации действующего АМЗ РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных специалистов в области изучения рассматриваемой проблематики, как: В.Б. Аверьянов; С.В. Айрапетян; Н.А. Балашова; В.М. Баранов; И.Л. Бачило; В.П. Беляев; Д.К.Бекяшев; В.В. Бессонова; В.Г. Бессарабов; Ф.П. Васильев; В.А. Волох; А.Г. Гришанова; Р.С. Гусейнов; А.В. Демидов; А. В. Дмитриев; Л.М. Дроздова; А.Н. Жеребцов; Н.Н. Зинченко; Д.В. Иванов; В.А. Ионцев; А.Н. Конев; М.С. Кошелев; О.Е. Кутафин; Е.С. Красинец; Д.Г. Ковыльченко; А.В. Литвиненко; И.Ю. Лупенко; Г.Ю. Малумов; Т.В. Милушева; А.В. Морин; В.И. Мукомель; П.Б. Музыченко; М.В. Немытина; А.Н. Овчинникова; Т.А. Прудникова; А.В. Паламарчук; Т.С. Просянникова; С.В. Рязанцев; Т.М. Регент; Ю.В. Рощин; Л.Л. Рыбаковский; А.Н. Рыжкова; Ю.Н. Старилов; Е.П. Сигарева; А.Н. Сухаренко; А.Н. Спиридонов; И.С. Суровцев; Н.В. Тарасова; М.Ф. Ткаченко; С.А. Трыканова; А.С. Трухин; Н.Н. Тоцкий; М.Л. Тюркин; А.В. Филатова; Т.А. Фадеева; А.И. Федосеев; Т.Я. Хабриева; Т.Н. Юдина, а также других ученых, в том числе их работ на иностранных язвах .
Нормативной основой исследования послужили международно-правовые акты и соглашения, Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов государственной власти, материалы судебной практики, а также иные документы, относящиеся к теме данного исследования.
На защиту выносятся следующие основные положения, которые обладают элементами научной новизны:
1. Определено, что под системой МЗ РФ следует понимать иерархичную и соподчиненную совокупность нормативно-правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой, регулирующих общественные отношения в сфере миграции, где системообразующим фактором является предмет миграционно-правового регулирования. Сделан также вывод о том, что систему миграционного законодательства РФ, можно подразделять на две части: административно-миграционный нормативный массив, состоящий из норм административно-миграционного законодательства, и миграционный законодательный комплекс, состоящий из норм конституционного, международного, уголовного, трудового и
некоторых других отраслей российского права. А также сделан вывод, что целесообразно разработать Концепцию развития системы МЗ РФ, определяющую направления развития вышеуказанных его частей.
2. Обосновано, что одной из основных проблем, препятствующих эффективной реализации МЗ РФ, является отсутствие его систематизации и кодификации. Поэтому перспективным направлением преодоления этой проблемы видится принятие Миграционного кодекса Российской Федерации4, а также дальнейшая работа по разработке адекватных нормативно-правовых актов, реализующих основные положения различных существующих Концепций в сфере миграции.
Доказано, что реализацией МЗ РФ является практическое воплощение в жизнедеятельность содержащихся в нем установлений в интересах урегулированности миграционных правоотношений, которые зависят в определённой степени от качества правового поля, регламентирующего МЗ РФ соответствующими средствами административно-правового механизма.
Уровень развития МЗ РФ по нашему мнению во многом зависит от того на сколько действующее законодательство адаптировано к современным реалиям и на сколько оно принимается своевременно, а также большое значение имеет уровень научного изучения вопросов МЗ РФ и теоретических разработок, которые в полследующем могут войти в основной состав действующего законодательства и устранить многие теоретические пробелы.
3. Сделан вывод о том, что с учетом сложности и многообразия
правовых норм миграционного законодательства РФ помимо
общепризнанных форм реализации возникают новые, за счет расширения уже укрепившихся классических форм, что в полной мере позволяет говорить о дополнительных формах и подформах его реализации.
4. Приведена классификация форм реализации административно-миграционного законодательства РФ, которая в значительной степени систематизирована в зависимости от стадий правоприменительного процесса
и может быть представлена следующим образом: а) на стадии
правотворчества - внешняя и внутренняя формы; б) на стадии воздействия правовых предписаний - информационная форма, различающаяся по субъектному составу; в) на стадии непосредственно самой реализации - в формах соблюдения (пассивного воздержания и активного действия), исполнения, использования и правоприменения (фактического правоприменения); г) на стадии международно-правового регулирования - формы осуществления, признания и международного сотрудничества; д) на стадии реализации государственного принуждения - форма государственного (административно-правового) принуждения двух уровней (где первый содержит нормативные и организационные формы реализации общих мер административно-правового принудительного воздействия, выраженные в материальной и процедурной форме; а второй включает комплекс конкретных индивидуализированных (адресных) административно¬
предупредительных, административно-пресекательных, административно-восстановительных мер и меры административной ответственности); е) по критерию структурно-содержательной характеристики процесса реализации - формы простой и сложной реализации; ж) в связи с отсутствием надлежащей систематизации и кодификации миграционного законодательства РФ в настоящее время можно говорить и о форме реализации в виде его систематизации и кодификации.
5. Определено, что правоприменение как особая форма реализации административно-миграционного законодательства является формой оперативно-исполнительной и правоохранительной государственно-властной управленческой деятельности, реализуемой уполномоченными органами исполнительной власти. Суть этой формы состоит в особом переводе общих нормативно-правовых предписаний и принципов в юридически значимое поведение конкретных субъектов миграционных правоотношений, посредством синхронизации поведения участников правоприменительного миграционного процесса и итоговым принятием соответствующего индивидуально-властного акта.
6. Установлено, что для осуществления эффективного правоприменения административно-миграционного законодательства РФ необходимо наличие следующих элементов:
а) четкого разграничения полномочий по правоприменению в миграционной сфере в соответствии с компетенцией определенных уполномоченных государственных органов, с равномерным распределением праворименительных функций;
б) расширения полномочий ФМС РФ, что позволит оперативно (в
рамках системы одного государственного органа) принимать соответствующие управленческие решения, направленные на усовершенствование МЗ РФ, позволит эффективно преодолеть
бюрократические барьеры, мешающие реализации миграционных правовых норм, повлиять на скорость соответствующих принимаемых решений должностными лицами и уровень ответственности за принимаемые решения компетентными органами в сфере осуществления МЗ РФ, а не перекладывать эти полномочия с одного ведомства на другое;
в) рационализации правоприменительного процесса миграционно-правовых норм;
г) использования в правоприменительном процессе современных научно-технических средств и положительного зарубежного опыта (например, достигнутых результатов по кодификации миграционного законодательства Азербайджанской Республики);
д) соответствующей компетенции, квалификации, правовой культуры должностных лиц, осуществляющих правоприменение МЗ РФ;
е) процедурной детализации полномочий органов исполнительной власти, выраженной в соответствующих административных регламентах, с расширением их перечня и увеличения объема административных процедур;
ж) тщательной проверки деятельности правоприменяющих лиц со стороны компетентных органов власти в порядке контроля и надзора, чтобы исключить некачественное осуществление реализации административно- миграционного законодательства РФ.
7. Обосновано, что для обеспечения законности при реализации норм миграционного законодательства РФ в целом, и административно-миграционного законодательства в частности, необходимо устранить противоречия при толковании базовых категорий, путем их унификации и разработки понятийного аппарата, который в настоящее время является одним из основных несогласованных аспектов в миграционном законодательстве РФ.
8. Сделан вывод, что для эффективного обеспечения законности при реализации административно-миграционного законодательства РФ необходимо:
а) унифицировать, систематизировать и кодифицировать действующее миграционное законодательство РФ, устранить пробелы и коллизии, с установлением четких дефиниций базовых категорий, а также согласовать региональное и федеральное миграционное законодательство РФ;
б) ужесточить контроль за нелегальной миграцией, чтобы преодолеть дисбаланс в политической и социально-экономической обстановке в стране;
в) разработать четкие правила постановки иностранных граждан на миграционный учет и усовершенствовать систему их регистрации;
г) обеспечить равный доступ мигрантов к получению соответствующих социальных услуг в соответствии с их местом нахождения в целях предотвращения социально-экономической напряженности, профилактики деликтности и распространению болезней на территории РФ;
д) повысить уровень информированности мигрантов о возможностях приоритетного трудоустройства при переезде в менее густонаселенную и нуждающуюся в рабочей силе местность;
е) предоставить мигрантам необходимую поддержку, в целях получения ими возможности пройти советующее переобучение согласно тем профессиям, которые наиболее востребованные российскими работодателями;
ж) создать более доступный комплексный механизм «обратной связи», основанный на международно-правовых нормах, обеспечивающих защиту прав мигрантов.
Теоретическая значимость исследования. Теоретические разработки данного исследования могут быть использованы для более детального научного изучения вопросов усовершенствования модели миграционного законодательства РФ и его реализации, формирования концепции миграционного права РФ, определения направлений дальнейшего совершенствования государственного управления в рассматриваемой сфере.
Практическая значимость исследования выражается в возможности дальнейшего использования полученных результатов и сделанных выводов:
- в целях оптимизации разграничения полномочий органов исполнительной власти РФ в сфере миграции;
- для совершенствования содержания, структуры и системы миграционного законодательства РФ и процесса его реализации;
- при разработке и совершенствовании курсов лекций по учебным курсам «Административное право РФ», «Конституционное право РФ»; «Проблемы конституционного права», «Правовое регулирование миграционных процессов в РФ»; «Государственная безопасность» и др.;
- при подготовке методических материалов для студентов юридических вузов и практических работников;
- при проведении курсов повышения квалификации сотрудников органов исполнительной власти по вопросам эффективности реализации миграционного законодательства РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В заключение исследования можно сформулировать следующие выводы:
Под системой МЗ РФ следует понимать иерархичную и соподчиненную совокупность нормативно-правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой, регулирующих общественные отношения в сфере миграции, где системообразующим фактором является предмет миграционно-правового регулирования.
Современную систему МЗ РФ, для более упрощенного ее понимания, следует разделить на две части: первую часть - административно-миграционный нормативный массив, состоящий из норм административно- МЗ РФ, и вторую часть - миграционный законодательный комплекс, состоящий из норм конституционного, международного, уголовного и трудового права. Несомненно, следует также разработать концепцию системы МЗ РФ, состоящую из вышеуказанных двух частей.
Следует принять в нашей стране в сфере миграции соответствующий специализированный, кодифицированный правовой акт - МК РФ (Миграционный кодекс), который включит в себя, вместо значительного множества самостоятельных актов, весь административно-миграционный правовой массив нормативно-правовых актов. Однако, вероятно, что при регулировании, например, вопросов трудовой миграции, вряд ли удастся четко разграничить административно-регулирующую составляющую и иное отраслевое регулирование. Поэтому МК РФ будет занимать определенное место и в структуре административно-миграционного правового массива, и в структуре институционального миграционного нормативного комплекса.
Одной из основных проблем, препятствующих эффективной реализации МЗ РФ, является отсутствие его систематизации и кодификации. Поэтому в качестве перспективного направления преодоления этой проблемы видится принятие МК РФ, а также дальнейшая работа по разработке адекватных нормативно-правовых актов, реализующих основные положения различных существующих ныне концепций в сфере миграции.
МЗ субъектов РФ необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством, путем его пересмотра и отмены устаревших нормативных актов и положений, устранения противоречий, принятия новых законов, соответствующих современным реалиям миграционной сферы. Также предлагается разграничить полномочия РФ и ее субъектов посредством рамочного МЗ, с закреплением права субъектов РФ устанавливать соответствующую административную ответственность в случаях нарушения правовых миграционных норм регионального законодательства. Что же касается органов местного самоуправления, то в настоящей диссертации их предлагается наделить полномочиями, совместно с органами государственной власти, осуществлять миграционный контроль за теми миграционными процессами, которые происходят непосредственно на территории соответствующих органов местного самоуправления.
В-третьих, приоритетным направлением реализации МЗ РФ является, на взгляд автора настоящей диссертации, создание информационных баз мигрантов РФ, а также надлежащее информирование:
- всех жителей РФ - о достоверной миграционной ситуации,
- мигрантов - о требованиях, предъявляемым к ним, а также об основных правилах временного пребывания на территории РФ.
Такое информирование предполагает обеспечение граждан доступными печатными материалами (например, в виде тематических брошюр), а также создание специализированных информационных сайтов.
В-четвертых, одним из важнейших направлений совершенствования миграционной политики является соблюдение системного контроля за работодателями, осуществляющими массовый набор трудовых мигрантов, в том числе - аудит их деятельности на предмет соответствия установленных трудовых отношений с мигрантами имеющимся нормативным требованиям. При этом, соответственно, одним из перспективных направлений деятельности Правительства РФ в сфере регулирования миграционных процессов должно стать развитие программ, направленных на формирование модели социально ответственного бизнеса среди работодателей, активно привлекающих иностранную рабочую силу. Для этого необходимо принятие соответствующих законов или программ, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, которые бы способствовали более успешной адаптации мигрантов в принимающий социум.
Доказано, что реализацией МЗ РФ является практическое воплощение в жизнедеятельность содержащихся в нем установлений в интересах урегулированности миграционных правоотношений, которые зависят в определённой степени от качества правового поля, регламентирующего МЗ РФ соответствующими способами и средствами административно-правового механизма.
Уровень развития МЗ РФ, по нашему мнению, во многом зависит от того, насколько действующее законодательство адаптировано к современным реалиям и насколько оно принимается своевременно, а также большое значение имеет уровень научного изучения вопросов МЗ РФ и теоретических разработок, которые в последующем могут войти в основной состав действующего законодательства и устранить многие теоретические и нормативные пробелы.
Практический аспект непосредственной реализации МЗ РФ, на наш взгляд, представляется особенно актуальным аспектом исследования, поскольку он имеет конкретно-определённую воплощённость в жизнь правовых норм, реализуемых уже субъектами правоприменениия, т.е. лицами, применяющими правовые нормы в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Особенно острыми и дискуссионными вопросами всегда были правоотношения, касающиеся прав и защиты человека и гражданина, так как именно такая концепция прав человека закреплена в Основном законе нашей страны. Однако в миграционных правоотношениях не все так просо, помимо того, что они касаются прав человека, они также затрагивают и непосредственно интересы государства и всего российского общества, поэтому здесь необходимо соблюсти баланс интересов.
Реализацией миграционного законодательства РФ является практическое воплощение в жизнедеятельность содержащихся в нем установлений в интересах урегулированности миграционных правоотношений. При этом важно учитывать, что: во-первых, реализация значительной части норм МЗ РФ является сложным многоаспектным процессом, осуществляющимся при помощи средств и способов (элементов) административно-правового механизма; а, во-вторых, динамика социального развития требует постоянного научно-практического внимания не только к самому процессу, но и к элементам административно-правового механизма реализации МЗ РФ в целях обеспечения их эффективности и соответствия современным реалиям.
Административные правонарушения в сфере миграции можно классифицировать по объекту правонарушения: первая группа включает правонарушения, касающиеся несоблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства правил въезда или пребывания на территории РФ; вторая группа - деяния, связанные с нарушением правил привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Административный штраф представляет собой денежное наказание, назначаемое лицам, нарушающим административно-правовые нормы, юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, установленных законодательством. Данный вид
административного наказания предусмотрен за все правонарушения, связанные с нелегальной миграцией.
Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан через Г осударственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан из Российской Федерации.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и применяется в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности.
Предлагаем внести изменения в отдельные нормы КоАП РФ, связанные с нелегальной миграцией: положение о том, что не устанавливается в качестве меры административного наказания административное выдворение, если иностранный гражданин или лицо без гражданства добровольно прибыло для исполнения обязанности покинуть территории РФ; положение о том, что иностранные граждане или лица без гражданства, заявившие об убежище на территории РФ, освобождаются от ответственности за совершение отдельных правонарушений.
Административно-правовые средства противодействия нелегальной миграции представляют собой закрепленные в КоАП РФ и иных нормативно¬правовых актах и применяемые уполномоченными органами и должностными лицами методы воздействия к лицам, допускающим противоправное поведение в данной сфере, с целью выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере миграционных отношений, а также их предупреждения.
Правоприменение, как особая форма реализации миграционного законодательства представляет собой одну из форм, оперативно-исполнительной и правоохранительной государственно-властной управленческой деятельности, реализуемая особыми уполномоченными на это законом органами государственной власти, которая представляет собой особый перевод общих нормативно-правовых предписаний и принципов в юридически значимое поведение конкретных субъектов миграционных правоотношений, целью которого является синхронизации поведения участников правоприменительного миграционного процесса и завершается принятием соответствующего индивидуально-властного акта.
Правоприменение АМЗ осуществляется в отношении конкретных видов мигрантов на конкретно определенной стадии реализации миграционного законодательства, зависящей непосредственно от их вида, а также стадий процесса государственного управления миграционными процессами.
3) Для эффективного осуществления правоприменения МЗ РФ, необходимо наличие следующих элементов:
а) четкого разграничения полномочий по правоприменению в миграционной сфере в соответствии с компетенцией определенных уполномоченных государственных органов, с равномерным распределением праворименительных функций;
б) расширения полномочий ФМС РФ, что позволит оперативно (в рамках системы одного государственного органа) реагировать на изменение миграционной обстановки в стране, устранить излишние бюрократические процедуры, ускорить принятие отдельных решений, повысить ответственность данного органа за реализацию государственной миграционной политики в РФ, а не перекладывать эти полномочия с одного ведомства на другое;
в) рационализации правоприменительного процесса миграционно-правовых норм;
г) использования в правоприменительном процессе современных научно-технических средств и положительного зарубежного опыта (например, достигнутых результатов по кодификации миграционного законодательства Азербайджанской Республики);
д) соответствующей компетенции, квалификации, правовой культуры должностных лиц, осуществляющих правоприменение миграционного законодательства РФ;
е) процедурной детализации полномочий органов исполнительной власти, выраженной в соответствующих административных регламентах, с расширением их перечня и увеличения объема административных процедур;
ж) тщательной проверки деятельности правоприменяющих лиц со стороны компетентных органов власти в порядке контроля и надзора, чтобы исключить некачественное осуществление реализации административно- миграционного законодательства РФ.
Основными направлениями совершенствования административно-правовых средств противодействия нелегальной миграции являются следующие:
- интенсификация процесса формирования многофункциональных миграционных центров во всех субъектах Российской Федерации;
- разработка и принятие федерального закона «О миграции», в котором необходимо определить основные направления миграционной политики Российской Федерации, принципы миграции, ключевые понятия в данной сфере, права и обязанности мигрантов (в том числе трудовых);
- законодательное закрепление конкретных и четких критериев, позволяющих должностным лицам МВД России устанавливать наличие оснований для применения в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства) принятия решения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации;
- всестороннее исследование, с выходом на положительное решение, вопроса о возможности применения миграционной амнистии.
Международные акты
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
2. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) //
Гражданин и право. 2002. - №6.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) Текст. // Российская газета. 1995. - 23 июня.
Конституция Российской Федерации. Федеральные законы
4. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. и доп., внесенными указами Президента Российской Федерации от 9 янв. 1996 г. №20; 10 февр.1996 г. №173; 9 июня 2001 г. №679; 25 июля 2003 г. №841; федер. конституц. законами от 25 марта 2004 г. №1-ФКЗ ; 14 окт. 2005 г. №6-ФКЗ ; 12 июля 2006 г. №2-ФКЗ; 30 дек. 2006 г. №6-ФКЗ ; 21 июля 2007 г. №5-ФКЗ; 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ, №7-ФКЗ ; 5 февр. 2014 г. №2-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - 25 дек. - № 237 ; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - №3.- Ст. 152, №7. - Ст. 676 ; 2001. - №24. - Ст. 2421 ; 2003. - №30. - Ст. 2143 ; 2004. - №13. - Ст. 1110 ; 2005. - №42. - Ст. 4212 ; 2006. - №29. - Ст. 3119 ; 2007. - №1(ч.1). - Ст.1, №30. - Ст. 3745 ; 2009. - №1. - Ст.1, 2 ; 2014. - № 6. - Ст. 548; 2014. - № 31. - Ст. 4398.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ : в ред. от 3 февраля 2014 г. №15-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст. 1 ; 2013.-№6.-Ст. 566.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : в ред. от 21.07.2014 г. № 105-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; 2014. - № 19. - Ст. 2310.
7. О вынужденных переселенцах: закон Рос. Федерации от 19 февр. 1993 № 4530 1: в ред. от 23 июля 2008 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 52. - Ст. 5110; 2008. - № 30 (ч. 2).-3616.
8. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 22.12.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 12. - Ст. 425; Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 52. - Ч. I. - Ст. 7557
9. О государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 7 03.07.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594; Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1. - Ч. I. - Ст. 88.
10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 12.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2016. № 20. Ст. 2820.
11. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2754; 2016. - № 15. - Ст. 2071.
12. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114 - ФЗ: в ред. от 09 марта 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 1996. -№ 34. Ст. 4029; Рос. газ. -№ 51.-10 марта 2010.
13. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62 ФЗ: в ред. от 28 июня 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 22. - Ст. 2031; 2009. — № 26.-Ст. 3125.
14. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: федер. закон от 10 августа 1993 г. № 5242-1 // Российская газета. 1993. 10 августа.
15. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ
16. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2754; 2016. - № 15. - Ст. 2071.
17. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г.№ 156 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 15. - Ст. 2071.
18. О миграционной карте: Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 (ред. от 06.05.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3553; 2006. - № 19. - Ст. 2092.
...