Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы сбора просроченной задолженности заемщиков банков (на примере Банка ВТБ (ПАО))

Работа №104530

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Методы сбора просроченной задолженности заемщиков российских и
зарубежных коммерческих банков 7
1.1 Просроченная задолженность заемщиков коммерческого банка: причины
и последствия 7
1.2 Отечественный и зарубежный опыт урегулирования просроченной
задолженности заемщиков коммерческих банков 11
1.3 Методика анализа просроченной задолженности 21
2 Анализ состояния просроченной задолженности заемщиков Банка ВТБ
(ПАО) 26
2.1 Характеристика Банка ВТБ (ПАО) 26
2.2 Анализ просроченной задолженности заемщиков банка 31
2.3 Оценка существующих методов управления просроченной
задолженностью заемщиков Банка ВТБ (ПАО) 36
3 Разработка методов совершенствования сбора просроченной
задолженности заемщиков Банка ВТБ (ПАО) 42
Заключение 54
Список используемой литературы 59
Приложения

Главной целью любого коммерческого банка, как и любой коммерческой организации является получение прибыли. Одна из важных функций осуществляемой коммерческим банком это кредитование физических и юридических лиц.
В сложившейся экономической обстановке Российской Федерации большинство кредитных организаций подвержены негативных воздействиям со стороны различного рода факторов. Наиболее опасный их них - ухудшение качества кредитных портфелей банков. Первоочередное влияние на это оказывает нарастающее количество невозвратных ссуд, что произошло из-за падения кредитоспособности и платежеспособности многих заемщиков.
Последние годы коммерческие кредитные организации столкнулись с проблемой увеличивающейся просроченной задолженности своих заемщиков. Данная тенденция крайне отрицательно сказывается на рейтинге, финансовой репутации, да и финансовом состоянии коммерческого банка в целом. Проблема связанная с невозвратом заемных средств в настоящее время и в ближайшем будущем будет являться наиболее актуальной.
Кредитная организация, которая хочет стабильно и самое главное эффективно функционировать на финансовом рынке должна качественно осуществлять работу по регулированию и управлению просроченной задолженностью своих заемщиков. Неоспоримым фактом является то, что абсолютно любой коммерческий банк не застрахован от появления просроченной задолженности и в связи с этим наиболее актуальным вопросом кредитной политики, проводимой банком является квалифицированный и компетентный подход к реализации работы по управлению задолженностью и ее взысканию у должников, что в свою очередь подтверждает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
В отечественной и зарубежной научно-исследовательской литературе теоретическим аспектам формирования проблемной задолженности уделяется достаточно много внимания. Кроме того, подробно рассматриваются различные методы и инструменты взыскания просроченной задолженности. Но при этом в исследованиях и статьях по изучаемому вопросу практически отсутствует описание подходов к совершенствованию системы урегулирования просроченной задолженности заемщиков коммерческих банков, в том числе, например, не акцентируется необходимость применения различных программных продуктов. Поэтому выбранная тема выпускной квалификационной работы позволит в какой-то мере заполнить имеющийся пробел в исследованиях в области просроченной задолженности.
Объект исследования: деятельность коммерческого Банка ВТБ (ПАО).
Предмет исследования: деятельность по урегулированию просроченной задолженности заемщиков Банка ВТБ (ПАО).
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию работы коммерческого банка с просроченной задолженностью на основании анализа его деятельности в данной области.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- исследовать причины и последствия просроченной задолженности заемщиков коммерческого банка;
- изучить отечественный и зарубежный опыт урегулирования просроченной задолженности;
- проанализировать динамику просроченной задолженности заемщиков коммерческого Банка ПАО «ВТБ»;
- ознакомиться с применяемыми в банке методами урегулирования просроченной задолженности;
- разработать рекомендации по совершенствованию сбора просроченной задолженности заемщиков Банка ПАО «ВТБ».
Хронологические рамки исследования - 2016-2018 гг.
Методологической основой исследования в данной выпускной квалификационной работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как методы описания, сравнения, систематизации, графический метод, метод сбора фактов.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, периодические издания, отечественные и зарубежные исследования по изучаемой теме.
Практическая значимость исследования заключается в улучшении и повышении эффективности работы Банка ВТБ (ПАО) в области взыскания просроченной задолженности своих заемщиков в случае реализации предложенных мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава содержит теоретический аспект проблемной задолженности, причины и последствия ее возникновения для коммерческих банков. Кроме того, в главе рассмотрен отечественный и зарубежный опыт урегулирования проблемной задолженности. Во второй главе рассмотрена деятельность коммерческого Банка ВТБ (ПАО), в частности - деятельность по взысканию просроченной задолженности заемщиков. Третья глава посвящена формированию предложений по совершенствованию работы Банка ВТБ (ПАО) в области урегулирования проблемной задолженности с обоснованием их внедрения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для повышения и управления качественными характеристиками кредитного портфеля любому коммерческому банку необходимо грамотно и эффективно организовать процесс управления просроченной задолженностью. Просроченная задолженность в упрощенном виде представляет собой неисполнение заемщиком обязательств по погашению долга в полном объеме и в срок в рамках действующего договора.
Отсутствие грамотного алгоритма управления просроченной задолженностью и эффективных механизмов взыскания проблемных долгов может привести к негативным последствиям: снижению показателей деятельности коммерческого банка, ухудшению финансового состояния и увеличению вероятности банкротства. Наиболее распространенные причины возникновения проблемных долгов - ухудшение финансового положения заемщика и человеческий фактор при обслуживании долга, так как со стороны банка их практически невозможно объективно спрогнозировать. Выявление причин возникновения фактов неплатежей по кредитным обязательствам в дальнейшем подразумевает выбор методов и инструментов для работы с имеющейся просроченной задолженностью.
В отечественной и зарубежной банковской практике сформировалось достаточно большое количество методов и инструментов по взысканию просроченной задолженности заемщиков коммерческих банков. В целом все методы работы с просроченными кредитами можно разбить на три направления: самостоятельная работа банков, сотрудничество с коллекторскими агентствами, продажа долгов третьим лицам. Наиболее распространенным методом урегулирования просроченной задолженности является реструктуризация долга. Реструктуризация универсальна, то есть пригодна для использования в кредитовании как физических, так и юридически лиц. Однако при применении того или иного метода взыскания просроченной задолженности важно учитывать характерные для них недостатки.
В мировой практике для успешной реализации алгоритмов взыскания просроченной задолженности разрабатываются рекомендации для коммерческих банков по урегулированию проблемной задолженности. Кроме того, в европейских странах имеется опыт функционирования организаций, специализирующихся на оказании консультаций населению по вопросам проблемной задолженности в кредитных организациях и выработке мер по ее ликвидации, что способствует снижению вероятности возникновения просроченной задолженности.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена деятельность коммерческого Банка ВТБ (ПАО).
Группа ВТБ (ВТБ (ПАО)) является российской финансовой группой, включающей в себя более 20 кредитных и финансовых организаций, функционирующих в различных сегментах финансового рынка. Деятельность Банка ВТБ (ПАО) в большей степени направлена на взаимодействие с юридическими лицами. В структуре кредитного портфеля и средств клиентов преобладает именно данная категория. Показатели эффективности и рентабельности имеют тенденцию ежегодного роста. Банк ВТБ (ПАО) имеет перечень конкурентных преимуществ, позволяющих поддерживать и укреплять рыночные позиции (известный бренд, широкая региональная сеть, крупнейший банк в стране).
Общий объем просроченной задолженности заемщиков Банка ВТБ (ПАО) имеет динамику сокращения. По результатам анализа проблемной задолженности выявлено, что наибольшую долю просроченных платежей имеют кредиты, выданные физическим лицам. Просроченная задолженность заемщиков банка, являющихся юридическими лицами, не превышает 5% в общем объеме и ежегодно снижается. При этом в Банке ВТБ (ПАО) отмечается увеличение уровня просроченных процентов по кредитам. Складывающаяся динамика не способствует динамичной работе банка.
Просроченная задолженность заемщиков Банка ВТБ (ПАО) характеризуется преобладанием проблемных долгов с длительными сроками просрочки (свыше 180 дней). Такое преобладание длительных проблемных долгов негативно сказывается на деятельности Банка ВТБ (ПАО), так как обычно чем больше срок непогашенной задолженности, тем меньше шансов у банка ее взыскать.
Комплекс мероприятий по сбору просроченной задолженности заемщиков Банка ВТБ (ПАО) возложен на отдел сбора, который входит в организационную структуру кредитного департамента банка. В Банке ВТБ (ПАО) существуют два основных направления устранения проблемной задолженности - реструктуризация кредитной задолженности и рефинансирование кредита, взятого в другом банке. Кроме того банк практикует введение режима долговой амнистии для определенных категорий своих заемщиков. В случае невозможности самостоятельного взыскания просроченной задолженности Банк ВТБ (ПАО) прибегает к услугам коллекторских агентств.
Банк ВТБ (ПАО) использует достаточно широкий спектр методов по взысканию просроченной задолженности. Но учитывая, что в банке наблюдаются негативные тенденции в секторе проблемных долгов (например, рост просроченных кредитов со значительным периодом просрочки), можно сказать, что система работы Банка ВТБ (ПАО) по взысканию долгов имеет недостатки.
На основании выявленных проблемных моментов в работе Банка ВТБ (ПАО) по взысканию просроченной задолженности сформированы предложения по его совершенствованию.
Так были предложены организационно-структурные преобразования деятельности кредитного департамента Банка ВТБ (ПАО), а именно перевод одного из подразделений в департамент клиентского обслуживания для укрепления роли маркетинга в процессе взыскания просроченной задолженности. Предлагаемые изменения организационных условий и коррекция элементов корпоративной культуры способны усилить роль маркетинга при взыскании просроченных долгов и повысить эффективность сбора долгов, снизить издержки негативного влияния на имидж Банка ВТБ (ПАО).
Кроме этого одним из актуальных мероприятий по совершенствованию методов взыскания просроченной задолженности заемщиков Банка ВТБ (ПАО) является внедрение современных программных продуктов в данной области. Несмотря на широкий спектр программного обеспечения, работа с просроченной задолженностью в Банке ВТБ (ПАО) программно организована не достаточно эффективно, так как в банке отсутствует единый комплексный продукт, который бы обеспечивал программную поддержку всех этапов и областей в работе банка с проблемными долгами.
В связи с этим достаточно актуальным для Банка ВТБ (ПАО) будет являться внедрение нового программного комплекса. По результатам анализа предлагаемых программных решений в рассматриваемой области выбор был сделан в пользу QUALCO.
Интуитивно понятное программное обеспечение QUALCO и встроенный аналитический блок оптимизируют деятельность банков по сбору и взысканию долгов, улучшают процесс реабилитации заемщиков и оценивают долговой портфель банковских структур на высоком уровне точности. При внедрении программного продукта будет структурирована информация о заемщиках, появится возможность формирования статистики обзвона должников и результативности телефонных звонков, создания рейтинга заемщиков по уровню кредитного риска, базы должников для реструктуризации долгов, будет оптимизирована работа с коллекторскими агентствами.
Внедрение данного программного продукта позволит сократить просроченную задолженность в среднем на 15-20%.
Эффективность предлагаемого мероприятия составляет 36,5 млн. руб. Следовательно, предлагаемые мероприятия по совершенствованию методов сбора просроченной задолженности заемщиков Банка ВТБ (ПАО) являются экономически целесообразными и могут быть приняты к реализации.
Следовательно, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены



1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51- ФЗ (в ред. от 03.08.2018 г.) // Консультант Плюс.
2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»: Приказ Минфина РФ от 02.08.2001 г. № 60н // Консультант Плюс.
3. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: Положение Центрального банка РФ от 26 марта 2004 г. № 254-П // Консультант Плюс.
4. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности
коммерческого банка: учебник и практикум для академического
бакалавриата / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 545 с.
5. Группа ВТБ [Электронный ресурс] / ВТБ. - Режим доступа:
https://www.vtb.ru/o-banke/gruppa-vtb/skhema-gruppy/. - Дата доступа:
03.02.2019.
6. Грязнова, М.Н. Проблемная задолженность по кредитованию: системный анализ путей минимизации / М.Н. Грязнова // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 8-14.
7. Дегтерева, К.В. Оптимизация процесса управления кредитной
задолженностью клиентов банка / К.В. Дегтерева // Научный потенциал молодежи - будущему Беларуси: материалы XI международной молодежной научно-практической конференции. Ч.1 / Министерство образования
Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. - Пинск:
ПолесГУ, 2017. - С. 18-20.
8. Джурбина, Е.М. Организация деятельности коммерческого банка: учебное пособие / Е.М. Джурбина, С.Е. Грицай, В.П. Юрина. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 178 с.
9. Долговая амнистия в ВТБ как способ рассчитаться с долгами [Электронный ресурс] / О банках. - Режим доступа:https://obankax.com/o-banke/dolgovaya-amnistiya-vtb-24-otzyvy.html.- Дата доступа: 04.02.2019.
10. Жукова, Я.Э. Методический аспект процесса возврата просроченной задолженности по кредитам / Я.Э. Жукова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №4 (44). - С. 28-31.
11. Казаков, Р.И. Управление просроченной задолженностью коммерческого банка / Р.И. Казаков // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - № 1. - С. 36-39.
12. Конорев, В.В. К вопросу о формировании кредитных рисков и просроченной задолженности в современных банках / В.В. Конорев // Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 3(20). - С. 10-18.
13. Конорев, В.В. Причины возникновения и особенности формирования просроченной задолженности в коммерческих банках / В.В. Конорев // Политика, экономика и инновации. - 2017. - № 4(14). - С. 1-6.
14. Мазурин, В.В. Механизм работы с просроченной задолженностью в розничном кредитном портфеле российских банков / В.В. Мазурин // Вестник университета. - 2016. - № 6. - С. 119-125.
15. Рефинансирование [Электронный ресурс] / ПАО «ВТБ». - Режим доступа:https: //www.vtb .ru/personal/kredit-nalichnymi/refinansirovanie/#tab_0#. - Дата доступа: 04.02.2019.
16. Сведения о размещенных и привлеченных средствах [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/pdko/sors/.- Дата доступа: 01.03.2019.
17. Юсупова, О.А. Управление проблемными кредитами в портфеле коммерческого банка // Инновационная экономика и общество - 2016. - №2(12). - С. 81-88.
18. Appendix II. Glossary of Terms [Electronic resource] / International Monetary Fund. - Mode of access: https://www.imf.org/External/pa4158/fsi-guides/Glossary_of_Terms.pdf. - Date of access: 29.01.2019.
19. Bank nonperforming loans to total gross loans [Electronic resource] / The World Bank. - Mode of access: https://data.worldbank.org/indicator/FB.AST.NPER.ZS. - Date of access: 01.03.2019.
20. Debt management plan [Electronic resource] / StepChange Debt Charity.
- Mode of access: https://www.stepchange.org/how-we-help/debt-management-plan.aspx. - Date of access: 29.01.2019.
21. Donnery, S. Resolving Non-Performing Loans in Ireland: 2010-2018 / S. Donnery, T. Fitzpatrick, D. Greaney. - Dublin: Central Bank of Ireland, 2018. - 70 p.
22. Framework on Arrears Management [Electronic resource] / Central Bank of Cyprus - Mode of access: http://www.sgcyprus.com/ContentFiles/1927file.PDF.
- Date of access: 01.02.2019.
23. Guidance to banks on non-performing loans. - Frankfurt: European Central Bank, 2017. - 131 p.
24. Important information for Consumers about Arrears [Electronic resource] / Cooperatieve Rabobank U.A. - Mode of access: https://www.accloanmanagement.ie/ important-information-for-consumers-about-arrears/. - Date of access: 29.01.2019.
25. Kang, T. Credit card lending distress in Korea in 2003 / T. Kang, G. Ma // Bis Papers. - 2017. - № 46. - P. 95-106.
26. The Debt Portfolio Blueprint. - EU: QUALCO, 2018. - 30 p.
27. Thomas, L.C. Modelling LGD for unsecured personal loans: Decision
tree approach [Electronic resource] / L.C. Thomas, C. Mues, A. Matuszuk // Semantic Scolar. - Mode of access:
https://pdfs.semanticscholar. org/71 c8/7745dd4e968371427bb81bcfe078dce722ef.pdf. - Date of access: 30.01.2019.What Caused the Mortgage Crisis? [Electronic resource] / The Balance. - Mode of access: https://www.thebalance.com/mortgage-crisis-overview-315684. - Date of access:
02.03.2019.
28. What we do [Electronic resource] / StepChange Debt Charity. - Mode of access: https://www.stepchange.org/about-us/what-we-do.aspx. - Date of access: 29.01.2019.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ