ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 7
1.1 Психолого-педагогические основы гуманного отношения к природе у
детей дошкольного возраста в научных исследованиях 7
1.2 Психолого-педагогические условия развития гуманного отношения к
природе у детей 5-6 лет 13
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 23
2.1 Выявление уровня развития гуманного отношения к природе у детей
5-6 лет 23
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития гуманного
отношения к природе у детей 5-6 лет 43
2.3 Выявление динамики в развитии гуманного отношения к природе у
детей 5-6 лет 58
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложения 77
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 7
1.1 Психолого-педагогические основы гуманного отношения к природе у
детей дошкольного возраста в научных исследованиях 7
1.2 Психолого-педагогические условия развития гуманного отношения к
природе у детей 5-6 лет 13
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 23
2.1 Выявление уровня развития гуманного отношения к природе у детей
5-6 лет 23
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития гуманного
отношения к природе у детей 5-6 лет 43
2.3 Выявление динамики в развитии гуманного отношения к природе у
детей 5-6 лет 58
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложения 77
Дошкольный возраст - начальный этап в развитии экологической культуры человека. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, формирование гуманного отношения к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Исследования Н.Ф. Виноградовой, В.Н. Мясищева, С.Н. Николаевой показывают, что именно гуманное отношение к живой природе является основным регулятором экологического поведения людей, т. е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.
Исследования Н.Ф. Виноградовой, С.Н. Николаевой, В.Г. Фокиной и др. показали, что развитие гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста будет возможно только в том случае, если оно строится на основе таксации жизненно важных потребностей живого организма, понимания самоценности и хрупкости жизни. Причастность ребенка к природе можно охарактеризовать в целостности таких сторон, как эмоциональной, интеллектуальной и практической, последняя в свою очередь должна создавать условия для полноценного общения детей с природой.
Педагогическая наука должна решить глубокую проблему, которая связана со становлением не только с гармонически развитой, но и экологически направленной личности. Когнитивная сфера ребенка формируется в процессе эмоционально-чувственного освоения детьми окружающего мира. Правильно организованный образовательный процесс по формированию экологической культуры детей должен быть основан на по планомерном погружении ребенка в окружающую природную среду, для того чтобы подвести его к углубленному эстетическому восприятию природы, гармонии с внешним миром.
На протяжении долгого времени достаточно большое количество известных педагогов и философов, таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, Л.К. Шлегер, В.А. Сухомлинский и др., обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Проблема нравственно-экологического воспитания детей отражена в работах и исследованиях Н.А. Рыжовой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, Л.С. Римашевской, Е.И. Тихеевой, С.Н. Николаевой и др.
Но все-таки в целом вопросы развития гуманного отношения к природе у детей представляются еще недостаточной мере освещенными. Трудность в том, что с 5-6 лет закладывается фундамент гуманного отношения детей к природе, осознание природы как исключительной важности через познавательную деятельность. В старшем дошкольном возрасте в наибольшей степени проявляется чувствительность к приобщению детей к разным формам экологической деятельности.
Анализ научных исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие: между возможностями дошкольного образовательного учреждения по развитию у детей гуманного отношения к природе и недостаточной разработанностью условий по эффективному их развитию.
В связи с этим появилась необходимость выявить условия, направленные на осуществление процессов становления экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях на научной основе.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к живой природе.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе?
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 гуманного отношения к природе.
Гипотеза исследования. Динамика в развитии гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет будет иметь место, если:
- учтены возрастные и психологические особенности детей;
- осуществлено тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества;
- разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию педагогических условий развития гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста;
- создана эколого-развивающая пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития у дошкольников 5-6 лет гуманного отношения к природе.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в развитии у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях в ДОУ наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы) методы обработки результатов (анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Буре Р.С., Ушинского К.Д. и других) о развитии гуманного отношения к живой природе у детей и результаты исследований педагогов в области экологического образования дошкольников, таких как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Б.Ф. Терентьева, О.В. Дыбина, Н.Н. Кондратьева и другие.
Новизна исследования: определено содержание и формы работы с дошкольниками в условиях ДОУ по развитию у них гуманного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием потенциальных возможностей психолого-педагогических условий влиять на развитие у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня развития гуманного отношения к природе, а также комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 21 структурного подразделения «Детский сад №39» г. Сызрани. В эксперименте приняли участие 16 воспитателей и 24 воспитанника 5-6 лет, 22 родителя.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Исследования Н.Ф. Виноградовой, В.Н. Мясищева, С.Н. Николаевой показывают, что именно гуманное отношение к живой природе является основным регулятором экологического поведения людей, т. е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.
Исследования Н.Ф. Виноградовой, С.Н. Николаевой, В.Г. Фокиной и др. показали, что развитие гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста будет возможно только в том случае, если оно строится на основе таксации жизненно важных потребностей живого организма, понимания самоценности и хрупкости жизни. Причастность ребенка к природе можно охарактеризовать в целостности таких сторон, как эмоциональной, интеллектуальной и практической, последняя в свою очередь должна создавать условия для полноценного общения детей с природой.
Педагогическая наука должна решить глубокую проблему, которая связана со становлением не только с гармонически развитой, но и экологически направленной личности. Когнитивная сфера ребенка формируется в процессе эмоционально-чувственного освоения детьми окружающего мира. Правильно организованный образовательный процесс по формированию экологической культуры детей должен быть основан на по планомерном погружении ребенка в окружающую природную среду, для того чтобы подвести его к углубленному эстетическому восприятию природы, гармонии с внешним миром.
На протяжении долгого времени достаточно большое количество известных педагогов и философов, таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, Л.К. Шлегер, В.А. Сухомлинский и др., обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Проблема нравственно-экологического воспитания детей отражена в работах и исследованиях Н.А. Рыжовой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, Л.С. Римашевской, Е.И. Тихеевой, С.Н. Николаевой и др.
Но все-таки в целом вопросы развития гуманного отношения к природе у детей представляются еще недостаточной мере освещенными. Трудность в том, что с 5-6 лет закладывается фундамент гуманного отношения детей к природе, осознание природы как исключительной важности через познавательную деятельность. В старшем дошкольном возрасте в наибольшей степени проявляется чувствительность к приобщению детей к разным формам экологической деятельности.
Анализ научных исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие: между возможностями дошкольного образовательного учреждения по развитию у детей гуманного отношения к природе и недостаточной разработанностью условий по эффективному их развитию.
В связи с этим появилась необходимость выявить условия, направленные на осуществление процессов становления экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях на научной основе.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к живой природе.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе?
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 гуманного отношения к природе.
Гипотеза исследования. Динамика в развитии гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет будет иметь место, если:
- учтены возрастные и психологические особенности детей;
- осуществлено тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества;
- разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию педагогических условий развития гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста;
- создана эколого-развивающая пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития у дошкольников 5-6 лет гуманного отношения к природе.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в развитии у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях в ДОУ наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы) методы обработки результатов (анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Буре Р.С., Ушинского К.Д. и других) о развитии гуманного отношения к живой природе у детей и результаты исследований педагогов в области экологического образования дошкольников, таких как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Б.Ф. Терентьева, О.В. Дыбина, Н.Н. Кондратьева и другие.
Новизна исследования: определено содержание и формы работы с дошкольниками в условиях ДОУ по развитию у них гуманного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием потенциальных возможностей психолого-педагогических условий влиять на развитие у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня развития гуманного отношения к природе, а также комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 21 структурного подразделения «Детский сад №39» г. Сызрани. В эксперименте приняли участие 16 воспитателей и 24 воспитанника 5-6 лет, 22 родителя.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Осуществив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Гуманное отношение к живой природе является первоэлементом экологического поведения людей, их поступков, которые связаны с пользованием и охраной природы. Изучение вопроса развития гуманного отношения к природе у детей дошкольного возраста в настоящее время необходимо, так как в 5-6 лет закладывается основа гуманного отношения детей к природе, осознание природы как исключительной важности.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что 5 воспитанников данной группы (20%) по результатам диагностики можно отнести к высокому уровню развития гуманного отношения к природе; 13 детей (55%) - к среднему уровню развития гуманного отношения к природе; 6 детей (25%) - к низкому уровню. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию навыков гуманного отношения к природе детей 5-6 лет.
Динамика развития гуманного отношения к природе детей была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента уровень у всех 6 респондентов, имеющих низкий уровень по результатам констатирующего эксперимента, повысился, у 2 воспитанников он повысился с низкого до высокого.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе у детей 5¬6 лет продуктивен. Данные занятия способствуют повышению гуманного отношения к природе детей, увеличению знаний детей о природе, об экологии, учат, как проявлять заботу к объектам природы, побуждают у детей интерес к совместной экологической деятельности.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что 5 воспитанников данной группы (20%) по результатам диагностики можно отнести к высокому уровню развития гуманного отношения к природе; 13 детей (55%) - к среднему уровню развития гуманного отношения к природе; 6 детей (25%) - к низкому уровню. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию навыков гуманного отношения к природе детей 5-6 лет.
Динамика развития гуманного отношения к природе детей была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента уровень у всех 6 респондентов, имеющих низкий уровень по результатам констатирующего эксперимента, повысился, у 2 воспитанников он повысился с низкого до высокого.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе у детей 5¬6 лет продуктивен. Данные занятия способствуют повышению гуманного отношения к природе детей, увеличению знаний детей о природе, об экологии, учат, как проявлять заботу к объектам природы, побуждают у детей интерес к совместной экологической деятельности.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.



