Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Работа №104527

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 7
1.1 Психолого-педагогические основы гуманного отношения к природе у
детей дошкольного возраста в научных исследованиях 7
1.2 Психолого-педагогические условия развития гуманного отношения к
природе у детей 5-6 лет 13
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет 23
2.1 Выявление уровня развития гуманного отношения к природе у детей
5-6 лет 23
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития гуманного
отношения к природе у детей 5-6 лет 43
2.3 Выявление динамики в развитии гуманного отношения к природе у
детей 5-6 лет 58
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложения 77

Дошкольный возраст - начальный этап в развитии экологической культуры человека. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, формирование гуманного отношения к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Исследования Н.Ф. Виноградовой, В.Н. Мясищева, С.Н. Николаевой показывают, что именно гуманное отношение к живой природе является основным регулятором экологического поведения людей, т. е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.
Исследования Н.Ф. Виноградовой, С.Н. Николаевой, В.Г. Фокиной и др. показали, что развитие гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста будет возможно только в том случае, если оно строится на основе таксации жизненно важных потребностей живого организма, понимания самоценности и хрупкости жизни. Причастность ребенка к природе можно охарактеризовать в целостности таких сторон, как эмоциональной, интеллектуальной и практической, последняя в свою очередь должна создавать условия для полноценного общения детей с природой.
Педагогическая наука должна решить глубокую проблему, которая связана со становлением не только с гармонически развитой, но и экологически направленной личности. Когнитивная сфера ребенка формируется в процессе эмоционально-чувственного освоения детьми окружающего мира. Правильно организованный образовательный процесс по формированию экологической культуры детей должен быть основан на по планомерном погружении ребенка в окружающую природную среду, для того чтобы подвести его к углубленному эстетическому восприятию природы, гармонии с внешним миром.
На протяжении долгого времени достаточно большое количество известных педагогов и философов, таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, Л.К. Шлегер, В.А. Сухомлинский и др., обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Проблема нравственно-экологического воспитания детей отражена в работах и исследованиях Н.А. Рыжовой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, Л.С. Римашевской, Е.И. Тихеевой, С.Н. Николаевой и др.
Но все-таки в целом вопросы развития гуманного отношения к природе у детей представляются еще недостаточной мере освещенными. Трудность в том, что с 5-6 лет закладывается фундамент гуманного отношения детей к природе, осознание природы как исключительной важности через познавательную деятельность. В старшем дошкольном возрасте в наибольшей степени проявляется чувствительность к приобщению детей к разным формам экологической деятельности.
Анализ научных исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие: между возможностями дошкольного образовательного учреждения по развитию у детей гуманного отношения к природе и недостаточной разработанностью условий по эффективному их развитию.
В связи с этим появилась необходимость выявить условия, направленные на осуществление процессов становления экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях на научной основе.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к живой природе.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе?
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 гуманного отношения к природе.
Гипотеза исследования. Динамика в развитии гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет будет иметь место, если:
- учтены возрастные и психологические особенности детей;
- осуществлено тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества;
- разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию педагогических условий развития гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста;
- создана эколого-развивающая пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития у дошкольников 5-6 лет гуманного отношения к природе.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в развитии у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях в ДОУ наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы) методы обработки результатов (анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Буре Р.С., Ушинского К.Д. и других) о развитии гуманного отношения к живой природе у детей и результаты исследований педагогов в области экологического образования дошкольников, таких как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Б.Ф. Терентьева, О.В. Дыбина, Н.Н. Кондратьева и другие.
Новизна исследования: определено содержание и формы работы с дошкольниками в условиях ДОУ по развитию у них гуманного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием потенциальных возможностей психолого-педагогических условий влиять на развитие у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня развития гуманного отношения к природе, а также комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 21 структурного подразделения «Детский сад №39» г. Сызрани. В эксперименте приняли участие 16 воспитателей и 24 воспитанника 5-6 лет, 22 родителя.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осуществив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Гуманное отношение к живой природе является первоэлементом экологического поведения людей, их поступков, которые связаны с пользованием и охраной природы. Изучение вопроса развития гуманного отношения к природе у детей дошкольного возраста в настоящее время необходимо, так как в 5-6 лет закладывается основа гуманного отношения детей к природе, осознание природы как исключительной важности.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты психолого-педагогических условий развития гуманного отношения к природе у детей 5-6 лет.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что 5 воспитанников данной группы (20%) по результатам диагностики можно отнести к высокому уровню развития гуманного отношения к природе; 13 детей (55%) - к среднему уровню развития гуманного отношения к природе; 6 детей (25%) - к низкому уровню. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию навыков гуманного отношения к природе детей 5-6 лет.
Динамика развития гуманного отношения к природе детей была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента уровень у всех 6 респондентов, имеющих низкий уровень по результатам констатирующего эксперимента, повысился, у 2 воспитанников он повысился с низкого до высокого.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе у детей 5¬6 лет продуктивен. Данные занятия способствуют повышению гуманного отношения к природе детей, увеличению знаний детей о природе, об экологии, учат, как проявлять заботу к объектам природы, побуждают у детей интерес к совместной экологической деятельности.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.



1. Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 3-е изд., доп. и испр. [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера,
2016.- 160 с.
2. Долженко, Е.А и др. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры [Текст] / Е.А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. - 124 с
3. Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
[Текст] / М.Н.Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной
научно-практической конференции; сост. Минчинская М.В. - Томск: ТОИПКРО, 2016. - 207 с. - С.15 - 16.
4. Борисова, М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / М.М.Борисова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.- 48 с.
5. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Р.С.Буре. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.
6. В помощь старшему воспитателю [Текст] / Книга 1: Планирование и контроль. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
7. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. - 80 с.
8. Волгина, В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / В.С.Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. - Н. Новгород, БИКАР, 2015. - 236 с. - C.44 - 48.
9. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: Учитель, 2006. - 128 с.
10. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет [Текст] / Н.Ф.Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
11. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.
12. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей и начальных классов [Текст] / Л.И.Егоренков. - М.: АРКТИ, 2001. - 128 с.
13. Каменева, Л.А. и др. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педагогических училищ [Текст] / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратова, Л.М. Маневцова; под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с., ил.
14. Колобанова А.И. и др. Педагогические советы: профессиональное партнерство. Совершенствование методического мастерства [Текст] / А.И. Колобанова и др. - Волгоград: Учитель, 2016. - 127 с.
15. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С.Комарова. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
16. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 96 с.
17. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 3-е, испр. и доп. [Текст] / Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
18. Комарова, Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
19. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 80 с.
20. Крюкова, С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет [Текст] / С.В.Крюкова. - М.: «Генезис», 2002. - 144 с.
21. Кудряшова, Т.А. Роль совместных походов и прогулок в экологическом
воспитании детей [Текст] / Т.А.Кудряшова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост.
М.В. Минчинская- Томск: ТОИПКРО, 2016. - 207 с. - С.31 - 33.
22. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: МЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
23. Лапшина, Г.А. Праздники в детском саду (спортивные, сезонные и
тематические праздники, вечера-развлечения, музыкально-сюжетные игры) [Текст] / Г.А Лапшина. - Изд. 4-е. - Волгоград: Учитель, 2014. - 238 с.
24. Леонтьева, Е.Л. Формирование основ экологической безопасности детей через сюжетно-ролевые игры в условиях ФГОС ДО [Текст] / Е.Л. Леонтьева // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, сост. Минчинская М.В. - Томск: ТОИПКРО, 2016. - 207 с. - С.46 - 49.
25. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / Н.В. Лободина, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Волгоград: Учитель, 2015. - 399 с.
26. Миронова, Н. Как оживает природа на страницах книг К.Г.Паустовского [Текст] / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №5 - С. 44 - 50.
27. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 186 с.
28. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: 2010. - 84 с.
29. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
30. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам [Текст] /С.Н. Николаева. - М.: Мозаика- Синтез, 2003. - 112 с.
31. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева. - Изд. 3-е перераб. - М.: Изд. центр Академия, 2005. - 224 с.
32. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /С.Н. Николаева. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
33. Нисканен, Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения [Текст] / Л.Г. Нисканен. - М.: МГПУ, 2011. - 167 с. - С. 51-63.
34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
35. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 4-7 лет [Текст] / Л.Ю. Павлова. - М.: Мозайка-Синтез, 2015г. - 80 с.
36. Прокопова, А.В. Формирование у старших дошкольников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: дис.... канд. пед. наук [Текст] / А.В. Прокопова. - М., 2011. - 207 с.
37. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2005. - 432 с.
38. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2017 - 224 с.
39. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом - природа»: Блок занятий «Я и Природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005. - 192 с.
40. Кожокарь, С. Играющий в прятки. Как комнатные растения получили свои бытовые названия [Текст] / С. Кожокарь // Дошкольное воспитание. -
2016. №6 - С.15 - 24.
41. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Авт.- сост. Э.Я. Степаненкова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 144 с.
42. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
43. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928с.
44. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа [Текст] / О.А.Соломенникова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 96 с.
45. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. - 3 издание [Текст] /
О.А. Соломенникова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 112с.
46. Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий [Текст] / М.А. Фисенко. - Волгоград: Корифей, 2007. - 95 с.
47. Цквитария, Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда [Текст] / Т.А.Цквитария. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
48. Шорыгина, Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера 2015г. - 96 с.
49. Шорыгина, Т.А. Беседы о том, кто где живет [Текст] / Т.А. Шорыгина// Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2015г. - 80 с.
50. Экологическое образование в дошкольном учреждении [Текст] / из опыта инновационной работы ДУ № 28 г. Новополоцка. - Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2012. - 74 с.
51. Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы [Текст]// Материалы научно-практической конференции. - Н. Новгород, БИКАР, 2015. - 236 с.
52. Ягушевская, В.Л. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через ознакомление с природой [Текст] / В.Л. Ягушевская // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции // сост. Минчинская М.В. - Томск: ТОИПКРО, 2016. - 207 с. - С.109 - 111.
53. Cohen, Stewart &Horm-Wingerg, D. (1993). Children and the environment: Ecological awareness among preschool children. Environment and Behavior, 25(1), 103-120
54. Wilson, Ruth A. (1996). Starting Early Environmental Education During the Early Childhood Years (ERIC Digest). Columbus, OH: ERIC Clearinghouse for Science, Mathematics and Environmental Education (ERIC Identifier ED 402147).
55. Chawla, L., & Flanders Cushing, D. (2007). Education for strategic
environmental behaviour. Environmental Education Research, 13(4), 437-452.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ