Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №104480

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у младших школьников 8
1.1 Понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогические условия развития логического мышления у младших школьников 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления у младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по внеурочной деятельности для развития логического мышления у младших школьников 34
2.3 Анализ и обобщение результатов 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение 51

Начальное общее образование нацелено помогать педагогу реализовывать способности каждого ученика и создавать такие условия, в которых развитие младших школьников осуществлялось бы в индивидуальном порядке.
Разнообразие образовательного процесса очень важно в начальной школе, ведь, чем обширнее выбор заданий, игр, задач, упражнений, тем легче раскрывать индивидуальность личности ребенка, для того что бы в дальнейшем можно было направить и скорректировать его дальнейшее развитие с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, делая упор на природную активность.
Для детей в начальной школе характерен наглядно-образный тип мышления. Под этим подразумевается выполнение каких-то практических заданий, действий с предметом, визуальное восприятие картинок и моделей в прочих наглядных пособиях. В возрасте 8-10 лет, дети постепенно овладевают навыками абстрактного мышления.
Проблемами мышления у детей младшего школьного возраста: Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.
Проблема заключается в том, что ученикам уже в 1-м классе для наиболее полного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Но исследования показывают, что даже во 2-м классе приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий, владеет очень маленький процент учащихся.
В начальной школе учителя чаще всего используют задания тренировочного типа, суть которых основывается на подражании, не требующая мышления. В данных условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий, составляющих для развития логического мышления детей.
Благодаря педагогическим исследованиям таких знаменитых педагогов, как: Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистой, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М. Монтессори, И.Л. Никольской и др., мы видим, что при организации систематического педагогического подхода для развития логического мышления данные интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Ученые отмечают, что для того чтобы развить логическое мышление у младших школьников, следует проводить целенаправленную работу, которая будет нести систематичный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). Исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Цель: развитие логического мышления у младших школьников.
Объект: процесс внеурочной деятельности
Предмет: развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности
Гипотеза исследования: изучив литературу по данной проблеме, мы предполагаем, что развитие логического мышления в процессе внеурочной деятельности младшего школьника будет успешным, в случае если:
- будут выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;
• структура и содержание игр младших школьников будут направлены на - определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника;
• разработан комплекс развивающих занятий по внеурочной деятельности, направленный на развитие логического мышления у младших школьников.
Исходя из этого, нами был поставлен рад задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у младших школьников.
2. Определить уровень развития логического мышления у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс развивающих занятий, направленный на развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
База исследования: МБУ «Школа №45» г. о. Тольятти, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса.
Практическая значимость: разработанная развивающая программа по внеурочной деятельности, может быть использована учителем начальных классов, для наиболее эффективного развития логического мышления у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания нашей работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по проблеме развития логического мышления у младших школьников.
Анализ теоретической психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что мышление - это высший, более обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, определяющий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Мы убедились в том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в отношении развития логического мышления, так как это возраст отмечается многими психологами, как сензитивный и наиболее восприимчивый к любым изменениям. Нами были выделены различные методы и приемы развития логического мышления у младших школьников, сформулированные многими известными авторами и методистами, были проанализированы их классификации и различные формы.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБУ «Школа №45» г. о. Тольятти, эмпирическую выборку составили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Мы определили 2 «Б» класс как экспериментальный, а 2 «А» как контрольный.
На основании исследований многих научных методистов и деятелей мы выделили 6 компонентов логического мышления, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и абстрагирование, опираясь на которые мы подобрали необходимые диагностические методики: «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий» и «Сравнение понятий».
Анализ и интерпретация данных подобранных диагностических методик позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень развития логического мышления у младших школьников. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития логического мышления у учащихся, а в контрольной средний и низкий уровни.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили комплекс развивающих занятий по внеурочной деятельности для младших школьников.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила повышение уровня развития логического мышления у младших школьников в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса развивающих занятий.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.


1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыс-лительных навыков младших школьников/ М. К. Акимова, В.Т. Козлова— Обнинск, 2013.
2. Артемов, А.К. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников/ А.К. Артемов - Самара: Изд-во СГПУ, 2015.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Берн Э. — М., 2008.
4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. / А. Валлон. — М.: Просвещение, 2010.
5. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психи-ческих процессов/ Л.М. Веккер. — М.: Смысл, 2011.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1/ Л.М. Веккер. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2007.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М. В. Гамезо и др. — М., 2004.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.,1991.
9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию/ П. Я. Гальперин. — М., 2000.
10. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я. Гальперин. //Вопросы психологии. — 2000. — № 1.
11. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В. Давыдов. — М., 2013.
12. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464с.
13. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ/ Г. Доман. — М., 2005.
14. Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. — Екатеринбург, 2005.
15. Кабанова-Меллер, Е. П. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся/ Е. П. Кабанова -Меллер. — М.: Просвещение, 1968.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ