Развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у младших школьников 8
1.1 Понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогические условия развития логического мышления у младших школьников 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления у младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по внеурочной деятельности для развития логического мышления у младших школьников 34
2.3 Анализ и обобщение результатов 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение 51
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у младших школьников 8
1.1 Понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогические условия развития логического мышления у младших школьников 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления у младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по внеурочной деятельности для развития логического мышления у младших школьников 34
2.3 Анализ и обобщение результатов 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение 51
Начальное общее образование нацелено помогать педагогу реализовывать способности каждого ученика и создавать такие условия, в которых развитие младших школьников осуществлялось бы в индивидуальном порядке.
Разнообразие образовательного процесса очень важно в начальной школе, ведь, чем обширнее выбор заданий, игр, задач, упражнений, тем легче раскрывать индивидуальность личности ребенка, для того что бы в дальнейшем можно было направить и скорректировать его дальнейшее развитие с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, делая упор на природную активность.
Для детей в начальной школе характерен наглядно-образный тип мышления. Под этим подразумевается выполнение каких-то практических заданий, действий с предметом, визуальное восприятие картинок и моделей в прочих наглядных пособиях. В возрасте 8-10 лет, дети постепенно овладевают навыками абстрактного мышления.
Проблемами мышления у детей младшего школьного возраста: Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.
Проблема заключается в том, что ученикам уже в 1-м классе для наиболее полного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Но исследования показывают, что даже во 2-м классе приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий, владеет очень маленький процент учащихся.
В начальной школе учителя чаще всего используют задания тренировочного типа, суть которых основывается на подражании, не требующая мышления. В данных условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий, составляющих для развития логического мышления детей.
Благодаря педагогическим исследованиям таких знаменитых педагогов, как: Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистой, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М. Монтессори, И.Л. Никольской и др., мы видим, что при организации систематического педагогического подхода для развития логического мышления данные интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Ученые отмечают, что для того чтобы развить логическое мышление у младших школьников, следует проводить целенаправленную работу, которая будет нести систематичный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). Исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Цель: развитие логического мышления у младших школьников.
Объект: процесс внеурочной деятельности
Предмет: развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности
Гипотеза исследования: изучив литературу по данной проблеме, мы предполагаем, что развитие логического мышления в процессе внеурочной деятельности младшего школьника будет успешным, в случае если:
- будут выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;
• структура и содержание игр младших школьников будут направлены на - определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника;
• разработан комплекс развивающих занятий по внеурочной деятельности, направленный на развитие логического мышления у младших школьников.
Исходя из этого, нами был поставлен рад задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у младших школьников.
2. Определить уровень развития логического мышления у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс развивающих занятий, направленный на развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
База исследования: МБУ «Школа №45» г. о. Тольятти, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса.
Практическая значимость: разработанная развивающая программа по внеурочной деятельности, может быть использована учителем начальных классов, для наиболее эффективного развития логического мышления у младших школьников.
Разнообразие образовательного процесса очень важно в начальной школе, ведь, чем обширнее выбор заданий, игр, задач, упражнений, тем легче раскрывать индивидуальность личности ребенка, для того что бы в дальнейшем можно было направить и скорректировать его дальнейшее развитие с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, делая упор на природную активность.
Для детей в начальной школе характерен наглядно-образный тип мышления. Под этим подразумевается выполнение каких-то практических заданий, действий с предметом, визуальное восприятие картинок и моделей в прочих наглядных пособиях. В возрасте 8-10 лет, дети постепенно овладевают навыками абстрактного мышления.
Проблемами мышления у детей младшего школьного возраста: Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.
Проблема заключается в том, что ученикам уже в 1-м классе для наиболее полного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Но исследования показывают, что даже во 2-м классе приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий, владеет очень маленький процент учащихся.
В начальной школе учителя чаще всего используют задания тренировочного типа, суть которых основывается на подражании, не требующая мышления. В данных условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий, составляющих для развития логического мышления детей.
Благодаря педагогическим исследованиям таких знаменитых педагогов, как: Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистой, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М. Монтессори, И.Л. Никольской и др., мы видим, что при организации систематического педагогического подхода для развития логического мышления данные интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Ученые отмечают, что для того чтобы развить логическое мышление у младших школьников, следует проводить целенаправленную работу, которая будет нести систематичный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). Исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Цель: развитие логического мышления у младших школьников.
Объект: процесс внеурочной деятельности
Предмет: развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности
Гипотеза исследования: изучив литературу по данной проблеме, мы предполагаем, что развитие логического мышления в процессе внеурочной деятельности младшего школьника будет успешным, в случае если:
- будут выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;
• структура и содержание игр младших школьников будут направлены на - определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника;
• разработан комплекс развивающих занятий по внеурочной деятельности, направленный на развитие логического мышления у младших школьников.
Исходя из этого, нами был поставлен рад задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у младших школьников.
2. Определить уровень развития логического мышления у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс развивающих занятий, направленный на развитие логического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
База исследования: МБУ «Школа №45» г. о. Тольятти, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса.
Практическая значимость: разработанная развивающая программа по внеурочной деятельности, может быть использована учителем начальных классов, для наиболее эффективного развития логического мышления у младших школьников.
В ходе написания нашей работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по проблеме развития логического мышления у младших школьников.
Анализ теоретической психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что мышление - это высший, более обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, определяющий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Мы убедились в том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в отношении развития логического мышления, так как это возраст отмечается многими психологами, как сензитивный и наиболее восприимчивый к любым изменениям. Нами были выделены различные методы и приемы развития логического мышления у младших школьников, сформулированные многими известными авторами и методистами, были проанализированы их классификации и различные формы.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБУ «Школа №45» г. о. Тольятти, эмпирическую выборку составили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Мы определили 2 «Б» класс как экспериментальный, а 2 «А» как контрольный.
На основании исследований многих научных методистов и деятелей мы выделили 6 компонентов логического мышления, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и абстрагирование, опираясь на которые мы подобрали необходимые диагностические методики: «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий» и «Сравнение понятий».
Анализ и интерпретация данных подобранных диагностических методик позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень развития логического мышления у младших школьников. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития логического мышления у учащихся, а в контрольной средний и низкий уровни.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили комплекс развивающих занятий по внеурочной деятельности для младших школьников.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила повышение уровня развития логического мышления у младших школьников в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса развивающих занятий.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.
Анализ теоретической психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что мышление - это высший, более обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, определяющий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Мы убедились в том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в отношении развития логического мышления, так как это возраст отмечается многими психологами, как сензитивный и наиболее восприимчивый к любым изменениям. Нами были выделены различные методы и приемы развития логического мышления у младших школьников, сформулированные многими известными авторами и методистами, были проанализированы их классификации и различные формы.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБУ «Школа №45» г. о. Тольятти, эмпирическую выборку составили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Мы определили 2 «Б» класс как экспериментальный, а 2 «А» как контрольный.
На основании исследований многих научных методистов и деятелей мы выделили 6 компонентов логического мышления, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и абстрагирование, опираясь на которые мы подобрали необходимые диагностические методики: «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий» и «Сравнение понятий».
Анализ и интерпретация данных подобранных диагностических методик позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень развития логического мышления у младших школьников. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития логического мышления у учащихся, а в контрольной средний и низкий уровни.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили комплекс развивающих занятий по внеурочной деятельности для младших школьников.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила повышение уровня развития логического мышления у младших школьников в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса развивающих занятий.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020





