Математические игры и конкурсы как средство активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы математических игр и конкурсов как средства активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников 12
1.1 Учебно-познавательная деятельность обучающихся старших
классов и способы её активизации 12
1.2 Понятие и виды математических игр и конкурсов для
старшеклассников 21
Глава 2 Методические основы активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников посредством математических игр и конкурсов 32
2.1 Методические рекомендации по организации и проведению
математических игр и конкурсов для старшеклассников 32
2.2 Занимательные задачи как средство организации математических игр
и конкурсов для старшеклассников 61
2.3 Конкурс «История математических идей и открытий» 89
2.4 Описание педагогического эксперимента и его результаты 92
Заключение 98
Список используемой литературы
Глава 1 Теоретические основы математических игр и конкурсов как средства активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников 12
1.1 Учебно-познавательная деятельность обучающихся старших
классов и способы её активизации 12
1.2 Понятие и виды математических игр и конкурсов для
старшеклассников 21
Глава 2 Методические основы активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников посредством математических игр и конкурсов 32
2.1 Методические рекомендации по организации и проведению
математических игр и конкурсов для старшеклассников 32
2.2 Занимательные задачи как средство организации математических игр
и конкурсов для старшеклассников 61
2.3 Конкурс «История математических идей и открытий» 89
2.4 Описание педагогического эксперимента и его результаты 92
Заключение 98
Список используемой литературы
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Отношение обучающихся к той или иной дисциплине зависит от различных факторов: особенностей самого предмета и характера деятельности при его изучении, методики его преподавания, и, конечно, от индивидуальных особенностей и способностей личности.
По отношению к математике учащихся условно можно разделить на три категории: 1) учащиеся, которые проявляют повышенную заинтересованность к предмету; 2) учащиеся, которые занимаются ею по мере необходимости; 3) учащиеся, которые не заинтересованы в изучении данной дисциплины и не проявляют к ней особенного интереса. Поэтому возникает необходимость совершенствования содержания обучения и организации такой методики, которая способствовала привлечению внимание и интереса к математике всех групп обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей и отношения к данному предмету, используя различные формы обучения.
Для развития учебно-познавательного интереса обучающихся к предмету «Математика» способствует хорошо организованная внеклассная работа, которая призвана решать одну из главных задач обучения - развитие познавательной активности учащихся, используя разнообразные формы ее проведения. «...Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра» [24, С. 3].
Организация и проведение внеклассной работы по математике способствует решению трех основных задач:
1) «повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
2) способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды «любителей математики»;
3) организовать досуг учащихся в свободное от учебы время» [2, с. 5].
Математическая игра является одной из таких форм внеклассной работы, оказывающей значительное влияние на деятельность обучающихся. Использование игровых методов и форм в обучении математике способствует развитию мыслительной деятельности, повышает интерес и мотивацию к изучению данного предмета.
«Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной и игровой. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, причем на различных этапах обучения, для различных возрастов - различные. Игра, как вид творческой деятельности, помогает интересно и увлекательно провести любое начинание, является важным средством всестороннего развития личности, имеет большое образовательное значение» [2, с. 6-7].
Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны такими классиками педагогики, как К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым и другими.
Многие учёные давно сошлись во мнении, что активизация познавательной деятельности не имеет смысла или совсем не эффективна, если с начала не пробудить у учеников познавательный интерес. В том случае познавательная деятельность и познавательный интерес «работают» в совокупности.
Таким образом, тема диссертационного исследования «Математические игры и конкурсы как средство активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников» актуальна в наши дни, как никогда. Если представить себе обычных учеников в старших классах, то любой учитель отметит, что дети все разные и их отличие не только в знаниях по математике, но и в отношении к учёбе и в разной ориентированности на будущее. Кто-то из них уже с пятого класса знает какую профессию выберет, зачем он учится 4
и какой профиль выберет в старших классах. А кто-то в 10 классе ещё не до конца понимает, нужно ли ему вообще учиться в старших классах. Впрочем, учитель математики и не должен принимать участие в таком очень непростом решении. Задача учителя, на наш взгляд, показать ученикам возможности, которые открываются перед ними с определенным багажом знаний. И именно эти возможности и активизируют познавательную деятельность ученика.
Т.В. Позднякова выделяет следующие «способы активации познавательной деятельности, используемые на уроках:
1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны:
- защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
- задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процессе познания;
- рецензировать ответы товарищей, проекты, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
- делиться своими знаниями с другими;
- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное.
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений, предпринятых самостоятельно» [39].
Конечно, это идеальный сценарий взаимодействия в обучении, к которому нужно стремиться каждому учителю, так как при таких условиях и ученику будет легче, комфортнее в обучении, и учитель получит более качественные знания, заинтересованных учеников.
«Активная и увлеченная работа учащихся на уроке -это отправная точка для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям» [49]. Однако у учителя в арсенале есть не только уроки, но ещё и внеклассные занятия, где как раз и нужно уделить внимание на решение нестандартных задач и подготовки к конкурсам. Конечно же здесь имеется в виду внеклассная работа по математике.
Ю.Н. Колягин, В.А. Оганесян, Г.Л. Луканкин отмечают, что «...одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра» [24, С. 3]. Высшее мастерство учителя - это сделать сложные, «замудрённые» вещи простыми и понятными, а в старших классах, как известно усложняется программа по математике, начинается изучение тригонометрии, стереометрии, логарифмов, интегралов. В следствие этого у учеников снижается познавательная активность, падает интерес к предмету. Здесь перед учителем возникает необходимость грамотно выстроить учебный процесс с самого начала учебного года. Грамотно построить работу означает задействовать одновременно с основными видами занятий и дополнительные занятия, и факультативы, и, например, начинать использовать мини- математический игры на уроках. Все знают, что в тригонометрии много формул, трудных для запоминания, и это одна из причин по которой ученики ее не понимают. Обучающиеся не могут выучить множество формул и, следовательно, не могут решать задачи и выполнять упражнения по данной теме. Здесь в начале изучения тригонометрии можно воспользоваться математической игрой соревновательного характера в виде устного счёта, способствующей лучшему запоминанию.
«Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создаёт условия для появления радости успеха, удовлетворённости, чувства коллективизма» [24, С. 28].
«Как правило, внеклассная работа по математике, а именно: кружки, факультативы, секции проводятся для детей с уровнем знаний по предмету выше среднего или хотя бы среднего уровня. Но, если на внеклассное занятие пришёл ученик с недостаточным уровнем знаний, ни в коем случае нельзя его выгонять, игнорировать его присутствие и отчуждённость или говорить заранее, что у него не получится, так как этим можно совсем подорвать интерес ребёнка к предмету. Учитель должен максимально поддержать этого ученика, например, дать ему задания не такие сложные, как у всех остальных учеников, но тоже занимательные, исследовательские, этим учитель только поощрит проявленный интерес ребёнка» [21]. Кроме того, «в том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность» [32, С. 159].
Все выше сказанное подтверждает актуальность и значимость данного исследования.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена так же сложившимся противоречием между необходимостью разработки методики организации математических игр и конкурсов и недостаточной разработанностью методических материалов по их проведению с учетом внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, в том числе информационных.
Выделенное противоречие позволяет сформулировать следующую проблему исследования: как с помощью математических игр и конкурсов, организовать процесс обучения математике так, чтобы у обучающихся активировалась учебно-познавательная деятельность по данному предмету.
Объект исследования: процесс обучения математике в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: математические игры и конкурсы для старшеклассников общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в разработке методики организации математических игр и конкурсов на уроке и во внеурочной деятельности старшеклассников, которая будет способствовать активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что данная методика будет эффективной, если:
- выявить новые формы и приемы организации математических игр и конкурсов для обучающихся старших классов;
- разработать методические материалы по проведению математических игр и конкурсов для старшеклассников общеобразовательной школы.
Задачи исследования, необходимые для достижения поставленной цели:
1. Раскрыть понятие учебно-познавательной деятельности обучающихся и определить способы ее активизации.
2. Выделить типы математических игр и конкурсов для старшеклассников.
3. Изучить опыт работы учителей по разработке и организации математических игр и конкурсов для старшеклассников.
4. Разработать материалы для проведения актуальных конкурсов по математике в старших классах общеобразовательной школы.
5. Разработать материалы по проведению математических игр как в урочное, так и во внеурочное время с использованием заданий при подготовке к ЕГЭ.
6. Провести апробацию разработанных материалов по математическим играм и конкурсам в старших классах для определения их эффективности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Т.В. Поздняковой [39], Ю.М. Колягина [24].
Базовыми для настоящего исследования явились работы Е.А. Дышинского [18], Т.А. Ивановой [19].
Методы исследования, применённые для решения поставленных задач: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ личного опыта работы в школе; наблюдение за учащимися; тестирование обучающихся; проведение опытно-экспериментальной работы и анализ результатов, подтверждающей основные положения исследования.
Основные этапы исследования:
1. Анализ ранее выполненных исследований по данной теме диссертации, проведение анализа соответствующей школьной литературы, нормативных документов (стандартов, программ), проведение анализа опыта работ школ по данной теме.
2. Определение теоретических основ диссертационного исследования.
3. Определение методических основ исследования, разработка математических игр и конкурсов для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
4. Оформление диссертационного исследования, исправление, уточнение ранее оформленных материалов, поправки в аппарате исследования, подведение итогов эксперимента, написание выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» Тольяттинского государственного университета, МБУ «Школа № 26» г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических материалов по проведению математических игр и конкурсов для старшеклассников, способствующих активизации их познавательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём:
- определены такие понятия как: учебно-познавательная деятельность обучающихся, математические игры и конкурсы;
- раскрыты особенности применения математических игр и конкурсов для старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём разработаны:
- методические рекомендации по применению математических игр и конкурсов для старшеклассников;
- методические разработки занятий по математическим играм и конкурсам для обучающихся старших классов.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведённого исследования, обеспечивается сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении методических основ и разработке методических материалов по математическим играм и конкурсам для обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялось путём участия автора в установочных конференциях кафедры: «Дети. Наука. Творчество.», «Дни науки ТГУ».
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (педагогической практики) и производственной практики (преддипломной практики) на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе МБУ «Школа №26» г.о. Тольятти.
Конкурс «История математических идей и открытий» был апробирован с учащимися 8-10 классов на базе НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» при ТГУ.
Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [22, 23].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации математических игр и конкурсов для старшеклассников.
2. Разработки занятий по проведению математических игр и конкурсов для старшеклассников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 24 рисунка, 14 таблиц, список используемой литературы (62 источника). Основной текст работы изложен на 105 страницах.
По отношению к математике учащихся условно можно разделить на три категории: 1) учащиеся, которые проявляют повышенную заинтересованность к предмету; 2) учащиеся, которые занимаются ею по мере необходимости; 3) учащиеся, которые не заинтересованы в изучении данной дисциплины и не проявляют к ней особенного интереса. Поэтому возникает необходимость совершенствования содержания обучения и организации такой методики, которая способствовала привлечению внимание и интереса к математике всех групп обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей и отношения к данному предмету, используя различные формы обучения.
Для развития учебно-познавательного интереса обучающихся к предмету «Математика» способствует хорошо организованная внеклассная работа, которая призвана решать одну из главных задач обучения - развитие познавательной активности учащихся, используя разнообразные формы ее проведения. «...Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра» [24, С. 3].
Организация и проведение внеклассной работы по математике способствует решению трех основных задач:
1) «повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
2) способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды «любителей математики»;
3) организовать досуг учащихся в свободное от учебы время» [2, с. 5].
Математическая игра является одной из таких форм внеклассной работы, оказывающей значительное влияние на деятельность обучающихся. Использование игровых методов и форм в обучении математике способствует развитию мыслительной деятельности, повышает интерес и мотивацию к изучению данного предмета.
«Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной и игровой. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, причем на различных этапах обучения, для различных возрастов - различные. Игра, как вид творческой деятельности, помогает интересно и увлекательно провести любое начинание, является важным средством всестороннего развития личности, имеет большое образовательное значение» [2, с. 6-7].
Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны такими классиками педагогики, как К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым и другими.
Многие учёные давно сошлись во мнении, что активизация познавательной деятельности не имеет смысла или совсем не эффективна, если с начала не пробудить у учеников познавательный интерес. В том случае познавательная деятельность и познавательный интерес «работают» в совокупности.
Таким образом, тема диссертационного исследования «Математические игры и конкурсы как средство активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников» актуальна в наши дни, как никогда. Если представить себе обычных учеников в старших классах, то любой учитель отметит, что дети все разные и их отличие не только в знаниях по математике, но и в отношении к учёбе и в разной ориентированности на будущее. Кто-то из них уже с пятого класса знает какую профессию выберет, зачем он учится 4
и какой профиль выберет в старших классах. А кто-то в 10 классе ещё не до конца понимает, нужно ли ему вообще учиться в старших классах. Впрочем, учитель математики и не должен принимать участие в таком очень непростом решении. Задача учителя, на наш взгляд, показать ученикам возможности, которые открываются перед ними с определенным багажом знаний. И именно эти возможности и активизируют познавательную деятельность ученика.
Т.В. Позднякова выделяет следующие «способы активации познавательной деятельности, используемые на уроках:
1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны:
- защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
- задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процессе познания;
- рецензировать ответы товарищей, проекты, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
- делиться своими знаниями с другими;
- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное.
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений, предпринятых самостоятельно» [39].
Конечно, это идеальный сценарий взаимодействия в обучении, к которому нужно стремиться каждому учителю, так как при таких условиях и ученику будет легче, комфортнее в обучении, и учитель получит более качественные знания, заинтересованных учеников.
«Активная и увлеченная работа учащихся на уроке -это отправная точка для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям» [49]. Однако у учителя в арсенале есть не только уроки, но ещё и внеклассные занятия, где как раз и нужно уделить внимание на решение нестандартных задач и подготовки к конкурсам. Конечно же здесь имеется в виду внеклассная работа по математике.
Ю.Н. Колягин, В.А. Оганесян, Г.Л. Луканкин отмечают, что «...одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра» [24, С. 3]. Высшее мастерство учителя - это сделать сложные, «замудрённые» вещи простыми и понятными, а в старших классах, как известно усложняется программа по математике, начинается изучение тригонометрии, стереометрии, логарифмов, интегралов. В следствие этого у учеников снижается познавательная активность, падает интерес к предмету. Здесь перед учителем возникает необходимость грамотно выстроить учебный процесс с самого начала учебного года. Грамотно построить работу означает задействовать одновременно с основными видами занятий и дополнительные занятия, и факультативы, и, например, начинать использовать мини- математический игры на уроках. Все знают, что в тригонометрии много формул, трудных для запоминания, и это одна из причин по которой ученики ее не понимают. Обучающиеся не могут выучить множество формул и, следовательно, не могут решать задачи и выполнять упражнения по данной теме. Здесь в начале изучения тригонометрии можно воспользоваться математической игрой соревновательного характера в виде устного счёта, способствующей лучшему запоминанию.
«Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создаёт условия для появления радости успеха, удовлетворённости, чувства коллективизма» [24, С. 28].
«Как правило, внеклассная работа по математике, а именно: кружки, факультативы, секции проводятся для детей с уровнем знаний по предмету выше среднего или хотя бы среднего уровня. Но, если на внеклассное занятие пришёл ученик с недостаточным уровнем знаний, ни в коем случае нельзя его выгонять, игнорировать его присутствие и отчуждённость или говорить заранее, что у него не получится, так как этим можно совсем подорвать интерес ребёнка к предмету. Учитель должен максимально поддержать этого ученика, например, дать ему задания не такие сложные, как у всех остальных учеников, но тоже занимательные, исследовательские, этим учитель только поощрит проявленный интерес ребёнка» [21]. Кроме того, «в том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность» [32, С. 159].
Все выше сказанное подтверждает актуальность и значимость данного исследования.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена так же сложившимся противоречием между необходимостью разработки методики организации математических игр и конкурсов и недостаточной разработанностью методических материалов по их проведению с учетом внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, в том числе информационных.
Выделенное противоречие позволяет сформулировать следующую проблему исследования: как с помощью математических игр и конкурсов, организовать процесс обучения математике так, чтобы у обучающихся активировалась учебно-познавательная деятельность по данному предмету.
Объект исследования: процесс обучения математике в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: математические игры и конкурсы для старшеклассников общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в разработке методики организации математических игр и конкурсов на уроке и во внеурочной деятельности старшеклассников, которая будет способствовать активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что данная методика будет эффективной, если:
- выявить новые формы и приемы организации математических игр и конкурсов для обучающихся старших классов;
- разработать методические материалы по проведению математических игр и конкурсов для старшеклассников общеобразовательной школы.
Задачи исследования, необходимые для достижения поставленной цели:
1. Раскрыть понятие учебно-познавательной деятельности обучающихся и определить способы ее активизации.
2. Выделить типы математических игр и конкурсов для старшеклассников.
3. Изучить опыт работы учителей по разработке и организации математических игр и конкурсов для старшеклассников.
4. Разработать материалы для проведения актуальных конкурсов по математике в старших классах общеобразовательной школы.
5. Разработать материалы по проведению математических игр как в урочное, так и во внеурочное время с использованием заданий при подготовке к ЕГЭ.
6. Провести апробацию разработанных материалов по математическим играм и конкурсам в старших классах для определения их эффективности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Т.В. Поздняковой [39], Ю.М. Колягина [24].
Базовыми для настоящего исследования явились работы Е.А. Дышинского [18], Т.А. Ивановой [19].
Методы исследования, применённые для решения поставленных задач: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ личного опыта работы в школе; наблюдение за учащимися; тестирование обучающихся; проведение опытно-экспериментальной работы и анализ результатов, подтверждающей основные положения исследования.
Основные этапы исследования:
1. Анализ ранее выполненных исследований по данной теме диссертации, проведение анализа соответствующей школьной литературы, нормативных документов (стандартов, программ), проведение анализа опыта работ школ по данной теме.
2. Определение теоретических основ диссертационного исследования.
3. Определение методических основ исследования, разработка математических игр и конкурсов для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
4. Оформление диссертационного исследования, исправление, уточнение ранее оформленных материалов, поправки в аппарате исследования, подведение итогов эксперимента, написание выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» Тольяттинского государственного университета, МБУ «Школа № 26» г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических материалов по проведению математических игр и конкурсов для старшеклассников, способствующих активизации их познавательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём:
- определены такие понятия как: учебно-познавательная деятельность обучающихся, математические игры и конкурсы;
- раскрыты особенности применения математических игр и конкурсов для старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём разработаны:
- методические рекомендации по применению математических игр и конкурсов для старшеклассников;
- методические разработки занятий по математическим играм и конкурсам для обучающихся старших классов.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведённого исследования, обеспечивается сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении методических основ и разработке методических материалов по математическим играм и конкурсам для обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялось путём участия автора в установочных конференциях кафедры: «Дети. Наука. Творчество.», «Дни науки ТГУ».
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (педагогической практики) и производственной практики (преддипломной практики) на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе МБУ «Школа №26» г.о. Тольятти.
Конкурс «История математических идей и открытий» был апробирован с учащимися 8-10 классов на базе НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» при ТГУ.
Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [22, 23].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации математических игр и конкурсов для старшеклассников.
2. Разработки занятий по проведению математических игр и конкурсов для старшеклассников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 24 рисунка, 14 таблиц, список используемой литературы (62 источника). Основной текст работы изложен на 105 страницах.
В диссертационном исследовании были выполнены следующие задачи:
1. Раскрыто понятие учебно-познавательной деятельности обучающихся и определены способы ее активизации.
2. Выделены типы математических игр и конкурсов для старшеклассников, обозначены особенности организации каждой из них.
3. Изучен опыт работы учителей по разработке и организации математических игр и конкурсов для старшеклассников.
4. Разработаны материалы для организации и проведения математических игр и конкурсов по математике в старших классах общеобразовательной школы.
5. Спроектировано изучение темы «Занимательные задачи для старшеклассников», с использованием технологии обучения решению текстовых (сюжетных) задач Т.А. Ивановой, которое может быть реализовано как в урочное, так и во внеурочное время (дополнительные занятия, элективы, кружки, факультативы).
6. Проведена апробация разработанных материалов по математическим играм и конкурсам в старших классах для определения их эффективности, на базе общеобразовательной школы №26.
Результаты педагогического эксперимента показывают, что занятия, проводимые в игровой форме либо в которые включены элементы игр и конкурсов, способствуют повышению уровней учебно-познавательной активности, интереса к предмету и творческого потенциала обучающихся, что подтверждает гипотезу настоящего диссертационного исследования.
На основе вышеизложенного можно констатировать, что цель диссертационного исследования достигнута.
1. Раскрыто понятие учебно-познавательной деятельности обучающихся и определены способы ее активизации.
2. Выделены типы математических игр и конкурсов для старшеклассников, обозначены особенности организации каждой из них.
3. Изучен опыт работы учителей по разработке и организации математических игр и конкурсов для старшеклассников.
4. Разработаны материалы для организации и проведения математических игр и конкурсов по математике в старших классах общеобразовательной школы.
5. Спроектировано изучение темы «Занимательные задачи для старшеклассников», с использованием технологии обучения решению текстовых (сюжетных) задач Т.А. Ивановой, которое может быть реализовано как в урочное, так и во внеурочное время (дополнительные занятия, элективы, кружки, факультативы).
6. Проведена апробация разработанных материалов по математическим играм и конкурсам в старших классах для определения их эффективности, на базе общеобразовательной школы №26.
Результаты педагогического эксперимента показывают, что занятия, проводимые в игровой форме либо в которые включены элементы игр и конкурсов, способствуют повышению уровней учебно-познавательной активности, интереса к предмету и творческого потенциала обучающихся, что подтверждает гипотезу настоящего диссертационного исследования.
На основе вышеизложенного можно констатировать, что цель диссертационного исследования достигнута.
Подобные работы
- Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОНКУРСЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



