Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Состояние здоровья детей младшего школьного возраста 14
1.3 Ближний туризм как средство оздоровления школьников 20
Выводы по главе 25
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Задачи исследования 27
2.2 Характеристика методов исследования 27
2.3 Организация исследования 31
Выводы по главе 32
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1 Методика занятий ближним туризмом для детей младшего школьного возраста 33
3.2 Динамика влияния занятий ближним туризмом на функциональное состояние школьников и состояние здоровья 40
Выводы по главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение А. Протоколы тестирования детей среднего школьного возраста 60
Актуальность исследования. Здоровье нации - это важнейшее направление национальной стратегии России. Физическая культура и спорт играют значимую роль в развитии общества, его духовного и физического здоровья. Главное богатство любой страны - духовно развитый и физически здоровый человек. Государство признано формировать достойный образ жизни, обеспечивать физическое и духовно-нравственное здоровье человека, развивать физическую культуру и спорт. Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в школе является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся [7].
Туризм как специфическая сфера социальной жизни общества решает комплекс познавательных, оздоровительных, воспитательных задач, способствует реализации потребности детей в общении и развитию у них коммуникативных навыков и способностей, в активных формах решает задачи собственного роста и развития [26].
Ближний туризм зарекомендовал себя, как «эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения. Система работы по использованию ближнего туризма в оздоровлении детей школьного возраста позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы» [30].
Анализ литературных данных, выявил противоречия между: возрастающими требованиями государства и общества в здоровом населении ведущем здоровый образ жизни и отсутствии навыков у подрастающего поколения самосохранительного поведения; потребностью в формировании здорового образа жизни через физическое воспитание и недостаточно разработанной методикой оздоровления детей школьного возраста средствами ближнего туризма. Это и определило выбор темы нашего исследования «Оздоровление школьников средствами ближнего туризма».
Теоретической базой исследования явилось изучение научноисследовательской литературы касающейся:
• возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (Р.Т. Гаджимурадова, Н.Д. Кадырова, И.Ю. Синельников и др.);
• особенностей состояния здоровья детей младшего школьного возраста (Л.А. Кадохова, О.А. Науменко, Г.М. Хузиева и др.),
• вопросов занятий ближним туризмом как средства оздоровления школьников (К.С. Букреева, Н.М. Никулина, В.С. Скрипко и др.).
Объект исследования - процесс оздоровления школьников средствами ближнего туризма.
Предмет исследования - методика оздоровления школьников средствами спортивного туризма.
Цель исследования - разработать методику занятий ближним туризмом для детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы оздоровления школьников средствами ближнего туризма.
2. Разработать методику занятий ближним туризмом для детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать влияние занятий ближним туризмом на функциональное состояние школьников и состояние здоровья.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение средств ближнего туризма в процессе оздоровления детей младшего школьного возраста будет эффективно влиять на функциональное состояние и состояние здоровья школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования.
2. Эмпирические методы: контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
3. Статистические методы: методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют улучшить функциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в необходимости применения ближнего туризма для улучшения функционального состояния детей младшего школьного возраста, а также том, что представленная информация может быть использована в педагогической практике педагогов общеобразовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 3 таблицы, 17 рисунков, список используемой литературы составляет 64 источника. Основной текст работы изложен на 67 страницах.
Анализ научно-методической литературы показал, что ближний туризм сочетает в себе различные виды коррекционной деятельности - оздоровление, познавание, улучшение физической подготовки и духовно-нравственное воспитание. Ближний туризм способствует развитию школьников в различных направлениях. При занятии туризмом развиваются не только физические качества, но также он способствует духовному и нравственному воспитанию, социализации и развитию коммуникативных качеств школьника.
Оздоровительный эффект проявляется в благотворном влиянии с окружающей природной среды, достаточном количестве физической активности, благоприятном эмоциональном фоне. Наибольшую пользу здоровью приносят виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. В основном это пешие и лыжные походы, а также путешествия. Они способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплению иммунитета, развитию мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, способствует восстановлению работоспособности.
Предложенную методику применения ближнего туризма у детей младшего школьного возраста можно признать вполне эффективной, что позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ теоретико-методологические основ оздоровления
школьников средствами ближнего туризма показал, что при занятиях ближним туризмом активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Развиваются практические навыки в основных видах движений, а ходьба с рюкзаком и дозированной физической нагрузкой на свежем воздухе укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему, повышается работоспособность организма у детей младшего школьного возраста. Совершенствуются все физические качества ребенка и формируются навыки ориентировки в пространстве.
2. Разработана методика занятий ближним туризмом для проведения занятий на третьем уроке физической культуры. В занятия ближним туризмом были включены техника ближнего туризма, полоса препятствий, упражнения на местности, поход.
3. Эффективность разработанной методики выразилась в том, что в результате занятий ближним туризмом произошло достоверное улучшение показателей, характеризующих функциональные возможности организма и состояние здоровья участников исследования:
• показатели частоты сердечных сокращений в экспериментальной группе уменьшились на 7,89%, в контрольной группе на 4,57%, P<0,05;
• показатели ортостатической пробы в экспериментальной группе уменьшились на 27,75%, в контрольной группе на 13,55%, P<0,01;
• показатели частоты дыхательных движений в экспериментальной группе уменьшились на 16,28%, в контрольной группе на 8,28%, P<0,01;
• показатели экскурсии грудной клетки в экспериментальной группе уменьшились на 43,09%, в контрольной группе на 23,68%, P<0,01;
• показатели жизненной емкости легких в экспериментальной группе увеличились на 17,34%, в контрольной группе на 6,51%, P<0,01.
• показатели пробы Штанге в экспериментальной группе увеличились на 35,64%, в контрольной группе на 22,55%, P<0,01;
• показатели пробы Генчи в экспериментальной группе увеличились на 63,45%, в контрольной группе на 27,61%, P<0,01;
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, доказана, занятия ближним туризмом оказывают положительное воздействие на функциональное состояние и состояние здоровья детей младшего школьного возраста.
1. Абишева, Г. О. Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления здоровья / Г.О. Абишева // Вестник Омского регионального института. - 2019. - С. 24.
2. Авдеева, Н. А. К вопросу о здоровье школьников / Н.А. Авдеева // Научный медицинский вестник. - 2016. - №. 2. - С. 7-12.
3. Айталиева, Р.А. Особенности состояния здоровья школьников, в зависимости от комплекса социально-гигиенических факторов/ Р.А. Айталиева // Наука, новые технологии и инновации. - 2017. - №. 6. - С. 34-37.
4. Аустер, Л. В. Использование модульной программы с элементами туризма, направленной на развитие выносливости учащихся старшего школьного возраста / Л.В. Аустер // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения. - 2017. - С. 38-42.
5. Букреева, К. С. Туризм как средство оздоровления / К.С. Букреева // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. ВГ Шухова. - 2017. - С. 694-695.
6. Васильев, В. В. Влияние экологических и социальногигиенических факторов на состояние здоровья детей школьного возраста / В.В. Васильев // Гигиена и санитария. - 2016. - Т. 95. - №. 8. - С. 157-159.
7. Викулов, А. В. Внеурочная деятельность как фактор оздоровления младших школьников / А.В. Викулов, Т.В. Южанина // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. - 2016. - С. 91-94.
8. Власов, С. П. Влияние туристической деятельности на двигательную активность школьников / С.П. Власов, Г.В. Хвалебо// Современные проблемы физического воспитания и спорта у разных групп населения - 2017. - С. 37.
9. Гаджимурадова, Р. Т. Особенности физического воспитания младших школьников с ослабленным здоровьем / Р.Т. Гаджимурадова // Современное педагогическое образование. - 2019. - №. 6. - С. 110-112.
10. Голаев, М. М. Формирование культуры здоровья старшеклассников средствами рекреационного туризма / М.М. Голаев // Современное педагогическое образование. - 2019. - №. 6. - С. 106-109.
11. Гончарова, Е. А. Основные методы диагностики физического состояния здоровья школьников / Е.А. Гончарова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №. 24-1. - С. 92-96.
12. Григорьева, А. П. Использование средств оздоровительного туризма для оздоровления частоболеющих детей младшего школьного возраста / А.П. Григорьева // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ" Нацразвитие". - 2019. - С. 253-257.
13. Данилков, А. А. Проблемы и парадоксы детского отдыха и оздоровления /А.А. Данилков // Народное образование. - 2018. - №. 3. - С. 176-178.
14. Егорова, Р. И.Детско-юношеский туризм как фактор развития школьника в сельской местности / Р.И. Егорова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №. 4 (77). - С. 55-59.
15. Енокаева, С. С. Интегративный подход к формированию культуры здоровья школьников / С.С. Енокаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - №. 4 (188). - С. 96-100.
...